Сборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных


НазваниеСборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных
страница1/10
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ




г.Благовещенск

2008 г.


СОГЛАСОВАНО

Председатель президиума АОО ВДПО __________ М.Ю.Литвинов

«7» мая 2008 г.


СОГЛАСОВАНО

Министр образования и науки

Амурской области

___________ А.Г.Помалейко

«7» мая 2008 г.

СОГЛАСОВАНО

Начальник ГУ МЧС России

по Амурской области

______________ Н.В.Прилипко

«7» мая 2008 г.

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления гражданской

защиты и пожарной безопасности

Амурской области

_____________ С.В.Прилипко

«7» мая 2008 г.



Положение
о дружинах юных пожарных
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о дружинах юных пожарных (далее - Положение) определяет порядок создания, организацию деятельности, задачи и условия осуществления деятельности дружин юных пожарных (далее - ДЮП), их финансовое и материально-техническое обеспечение, а также устанавливает права и обязанности юных пожарных.

1.2. В Положении используются следующие основные понятия:

Дружина юных пожарных – добровольное детское объединение, осуществляющее деятельность, предусмотренную настоящим Положением.

Юные пожарные - дети школьного возраста (10 - 17 лет), участвующие на добровольной основе в деятельности ДЮП.

Команда юных пожарных - вид ДЮП, в распоряжение которой предоставлено пожарно-техническое вооружение, используемое для целей обучения юных пожарных.

1.3. ДЮП осуществляют свою деятельность в соответствии со статьей 25 Федерального закона “О пожарной безопасности”, статьей 4.2. Устава Всероссийского добровольного пожарного общества, а также настоящим Положением.

1.4. ДЮП создаются в целях совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.

1.5. Деятельность ДЮП координируется советом АОО ВДПО в порядке, согласованном с министерством образования и науки Амурской области.
II. Основные задачи ДЮП
2.1. Активное содействие школе в воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработке у школьников активной жизненной позиции.

2.2. Проведение противопожарной пропаганды.

2.3. Содействие в профессиональной ориентации детей.

2.4. Организация и проведение рейдов, проверок противопожарного состояния образовательных учреждений и населенных пунктов.

2.5. Организация взаимодействия с местными средствами массовой информации (выступления по школьному радиоузлу, выпуск тематической стенной печати, подготовка сюжетов для размещения на местных каналах ТВ и др.).

2.6. Участие в распространении наглядно-изобразительных тематических материалов.

2.7. Участие в проведении тематических выставок, смотров, конкурсов и спортивных мероприятий.

2.8. Под руководством педагога-организатора ОБЖ, руководителя или наставника, назначенного из числа сотрудников подразделений ГПН УГПН Главного управления МЧС России по Амурской области, работников АОО ВДПО, представителей групп профилактики управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области осуществляется:

2.8.1. Подготовка юных пожарных к действиям при возникновении пожара.

2.8.2. Поддержание необходимой профессиональной и спортивной готовности команд юных пожарных.

2.9. Проведение подготовки юных пожарных осуществляется на основе программы, изложенной в Правилах пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89).

2.10. Приобретение навыков и умений работы с первичными средствами пожаротушения.

2.11. Овладение основами пожарного дела, навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим при пожаре.

2.12. Участие в соревнованиях и спортивных секциях по пожарно-спасательному спорту.

2.13. Ознакомление с пожарными автомобилями и пожарно-техническим вооружением, системами обнаружения и тушения пожаров.

2.14. Проведение массово-разъяснительной работы среди населения по предупреждению пожаров под руководством инспекторского состава ГПН УГПН Главного управления МЧС России по Амурской области; участие в проведении пожарно-профилактических мероприятий в своих образовательных учреждениях, а также по месту жительства и в детских дошкольных учреждениях.

2.15. Проведение тематических конкурсов, олимпиад, викторин, слетов.

2.16. Организация и участие в проведении собраний, шествий, тематических экскурсий, походов, рейдов, спортивных игр, фестивалей.

2.17. Сбор исторических материалов о пожарной охране, создание школьных музеев (уголков) пожарной охраны.

2.18. Организация встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны, выдающимися спортсменами по пожарно-спасательному спорту.

2.19. Развитие детского технического творчества, организация кружков пожарно-технического моделирования.
III. Порядок создания и организация деятельности ДЮП
3.1. ДЮП в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” создаются по инициативе АОО ВДПО, органов управления образованием, Главного управления МЧС России по Амурской области, управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области.

3.2. ДЮП как правило организуются на базе средних общеобразовательных школ, в детских домах и интернатах, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в оздоровительных учреждениях и лагерях отдыха на период пребывания в них детей.

3.3. Базовыми центрами по работе с ДЮП являются районные, городские подразделения ВДПО.

3.4. Для эффективной организации деятельности юных пожарных структура ДЮП строится в виде звеньев и отрядов.

3.5. Численность звена ДЮП составляет 3-5 юных пожарных. При наличии двух звеньев и более организуется отряд. Количество звеньев в отряде не превышает четырех. Число отрядов в составе ДЮП не ограничивается.

3.6. ДЮП, а также отряды и звенья возглавляют командиры, которые выбираются на общем собрании юных пожарных. Командиры ДЮП отчитываются о проделанной работе (в устной или письменной форме) на общем собрании членов ДЮП.

3.7. Переизбрание командиров звеньев, отрядов, дружин осуществляется на общем собрании отряда ДЮП.

3.8. Повседневное руководство работой ДЮП осуществляет штаб, избираемый на общем сборе дружины. Штаб из своего состава избирает командира дружины, его заместителей, командиров отрядов и звеньев. В малочисленных дружинах избирается только командир дружины и его заместитель. Штаб строит свою работу под руководством совета дружины.
IV. Руководство работой ДЮП
4.1. Для методического руководства ДЮП и координации их деятельности на базе АОО ВДПО создается координационно-методический совет, в состав которого входят представители АОО ВДПО, министерства образования и науки Амурской области, Главного управления МЧС России по Амурской области, управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области и других заинтересованных организаций.

4.2. Координационный Совет по работе с ДЮП:

4.2.1. Проводит методическую, консультативную, координационную и организаторскую работу.

4.2.2. Оказывает помощь ДЮП в создании и организации работы дружин, тематических кружков юных пожарных, секций пожарно-спасательного спорта.

4.2.3. Обобщает и распространяет передовой опыт работы ДЮП.

4.2.4. Принимает участие в подготовке и проведении мероприятий по предупреждению пожаров.

4.2.5. Разрабатывает положения о смотрах-конкурсах, викторинах и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, а также организует и проводит вышеуказанные мероприятия.

4.2.6. Избирается сроком на 1 год.

4.2.7. Созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.

4.2.8. Собрание считается правомочным при наличии более половины членов Координационного Совета.

4.2.9. Решение принимается простым большинством голосов от числа присутствующих.

4.2.11. Председатель планирует и осуществляет общее руководство деятельностью Координационного совета, несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач и функций, в пределах своей компетенции дает поручения и указания, обязательные для исполнения всеми членами, распределяет обязанности между заместителями, созывает и ведет заседание, осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе.
V. Условия и порядок вступления и утраты членства в ДЮП
5.1. Прием и утрата членства в ДЮП осуществляется местным отделением на основе письменного заявления гражданина от 10 до 17 лет.

5.2. После принятия решения о приеме гражданина в ДЮП проводится его регистрация в журнале учета членов ДЮП, порядок ведения и хранения которого устанавливается соответствующим подразделением АОО ВДПО.
VI. Права и обязанности юных пожарных
6.1. Юные пожарные имеют право:

6.1.1. Избирать и быть избранными в руководящие органы ДЮП.

6.1.2. Обращаться за помощью и консультацией по вопросам пожарной безопасности в местные подразделения пожарной охраны и подразделения АОО ВДПО.

6.1.3. Принимать участие в смотрах, конкурсах, выставках, соревнованиях по пожарно-спасательному спорту, собраниях, шествиях.

6.1.4. Награждаться и поощряться органами АОО ВДПО, министерством образования и науки Амурской области, Главным управлением МЧС России по Амурской области, управлением гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области и органами местного самоуправления за смелые и решительные действия при тушении пожара и спасении людей, животных, материальных ценностей, а также за активную и добросовестную деятельность в ДЮП.

6.1.5. Получать удостоверение, подтверждающее членство в ДЮП.

6.1.6. Бесплатно посещать выставки, кинопросмотры, другие мероприятия, проводимые с целью противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности.

6.1.7. Носить отличительную форму и атрибутику, определяющую принадлежность к ДЮП.

6.1.8. За активную работу и проявленные способности при изучении пожарного дела получать направление с соответствующей рекомендацией для поступления в профильные учебные заведения России.

6.2. Юные пожарные обязаны:

6.2.1. Выполнять все правила учащихся, добросовестно учиться, показывать пример поведения в школе и вне её.

6.2.2. Дорожить честью и званием юного пожарного, активно участвовать в делах дружины, своевременно и точно выполнять задания штаба ДЮП.

6.2.3. Изучать пожарное дело, быть примером в соблюдении правил пожарной безопасности.

6.2.4. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по предупреждению пожаров.

6.2.5. Под руководством специалистов пожарной охраны участвовать в проведении пожарно-профилактической работы в жилом секторе, детских и школьных учреждениях.

6.2.6. Повышать своё спортивное мастерство, заниматься пожарно-спасательным спортом.
VII. Материально-техническое и финансовое обеспечение

деятельности ДЮП
7.1. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности ДЮП (приобретение учебных пособий, пожарно-технического вооружения, значков, отличительной формы одежды, канцелярских принадлежностей, имущества для культурно-массовой работы, оборудование уголков юных пожарных, оплата работы тренеров секций по пожарно-спасательному спорту и др.) осуществляется за счет средств АОО ВДПО, органов управления образованием, Главного управления МЧС России по Амурской области, бюджетов органов местного самоуправления, других источников, не запрещенных действующим законодательством.

7.2. Главное управление МЧС России по Амурской области и АОО ВДПО предоставляют учебные классы и спортивные сооружения для занятий по основам пожарного дела и пожарно-спасательному спорту.
VIII. Реорганизация и ликвидация ДЮП
8.1. Реорганизация и ликвидация ДЮП осуществляется по решению органов управления образованием, АОО ВДПО, Главного управления МЧС России по Амурской области и управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

основных мероприятий дружины юных пожарных

на первый год обучения


№ пп

Мероприятие

Срок исполнения

Исполнитель

1

2

3

4

1.

Организовать занятия с юными пожарными:

- по пожарно-спасательному спорту;

- по изучению истории пожарного дела;

- по изучению правил поведения при пожаре.

Изучить права и обязанности юных пожарных, цели и задачи ДЮП







2.

Оформить в школе или в классе стенд, уголок или альбом на противопожарную тему







3.

Подготовить методические материалы на противопожарную тему для проведения бесед в младших классах и подшефном детском саду (темы: «Правила пожарной безопасности дома», «Правила пожарной безопасности в школе», «Соблюдайте правила устройства новогодней елки», «Спички не тронь - в спичках огонь» и др.)







4.

Проверить противопожарное состояние школы и всех помещений (подвал, чердак). Обратить особое внимание: есть ли в школе план эвакуации, не загромождены ли запасные выходы, есть ли огнетушители и пожарные рукава, срок зарядки огнетушителей. Результаты рейдов доложить директору школы







5.

Провести для юных пожарных:

- встречи, беседы с ветеранами пожарной охраны и заслуженными пожарными;

- экскурсии в пожарную часть;

- экскурсии на пожарно-техническую выставку







6.

Организовать просмотр диафильмов, видеофильмов на противопожарную тему







7.

Принять участие в конкурсе детских рисунков, поделок на противопожарную тему







8.

Подготовить и провести в школе:

- КВН;

- викторины;

- конкурсы;

- выступления агитбригад








1

2

3

4

9.

Собрать материалы по истории пожарной охраны, добровольного пожарного общества, о героических подвигах пожарных в мирное и военное время, о земляках, награжденных медалью «За отвагу на пожаре»







10.

Принять участие в районном (городском), областном слете дружин юных пожарных.







11.

Организовать дежурство юных пожарных:

- в школе;

- у новогодней елки;

- во время детских массовых мероприятий








Юные пожарные проходят обучение по специальной программе.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

ЧЛЕНОВ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
1. Целевая установка

Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружин юных пожарных основам пожарного дела и привлечения их к проведению разъяснительной работы среди населения, в том числе среди детей.

К проведению занятий привлекаются представители инспекторского состава противопожарной службы, Амурского областного отделения ВДПО, а также преподавательский состав школ.

Члены дружин юных пожарных к учебным занятиям и работе в дружине допускаются с учетом их возраста. На каждую тему занятий отводится не менее одного часа.

На практических занятиях с пожарно-техническим вооружением и при проведении тренировок и соревнований по пожарно-спасательному спорту руководитель должен обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности.

По темам: 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 13, 14 занятия рекомендуется проводить в классной аудитории, по темам: 4, 5, 8, 9, 12 - в пожарной части либо на базе Центра противопожарной пропаганды с отработкой навыков действий в определенной ситуации. Например, тему 4 «Действия в случае возникновения пожара в школе» целесообразно разделить на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает ознакомление членов дружины с основными действиями персонала и учащихся в случае возникновения пожара, а также с требованиями, предъявляемыми Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ -101-89) к планам эвакуации из здания школы и иных образовательных учреждений. Практическая часть занятия может быть посвящена отработке теоретических знаний. С этой целью под руководством руководителя занятия членам дружины предлагается разработать проект плана эвакуации из здания своего образовательного учреждения и дополнительную инструкцию к этому плану, а затем сравнить с имеющимися документами.

По итогам изучения всего курса обучения юные пожарные должны знать:

  • основные требования пожаробезопасного поведения в быту, школе, в детских садах, лесу, на транспорте и на улице;

  • правила поведения в случае возникновения пожара;

  • способы эвакуации из здания, а также способы применения первичных средств пожаротушения.

Также юный пожарный должен уметь:

  • выполнять противопожарные правила в образовательных учреждениях, в своем доме, на улице, в лесных массивах;

  • применять первичные средства пожаротушения в случае возникновения пожара;

  • проводить противопожарные патрули для выявления нарушений противопожарных правил;

  • организовывать и проводить с дошкольниками или младшими школьниками разъяснительную работу на противопожарную тему;

  • правильно сообщать о пожаре или загорании и организовывать встречу пожарного подразделения;

  • оказывать помощь при эвакуации людей и имущества.

2. Содержание курса

Тема 1. Цели и задачи дружин юных пожарных, обязанности и права члена дружины.

Порядок организации деятельности дружин юных пожарных. Задачи дружин юных пожарных: активное содействие в воспитании учащихся, организация и проведение рейдов, проверок противопожарного состояния в образовательных учреждениях и населенных пунктах, оказание необходимой помощи руководителю тушения пожара в случае возникновения необходимости и т.д. Противопожарная пропаганда как основная функция юных пожарных. Права и обязанности члена дружины в соответствии с Положением о ДЮП.


Тема 2. История становления пожарной охраны России и Амурской области.

Сведения о возникновении пожарного дела в мире и России. «Наказ о градском благочинии» от 1649 года. «Декрет об организации государственных мер борьбы с огнем» от 17 апреля 1918 года. Подвиги пожарных в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен государственными наградами и медалями.

Правовые основы деятельности Государственной противопожарной службы РФ. Виды и задачи пожарной охраны. Государственный пожарный надзор.

История зарождения и развития пожарной охраны в Амурской области.

Тема 3. Признаки начинающегося пожара. Причины возникновения пожаров.

Значение огня в развитии человеческой цивилизации.

Первые признаки пожара: запах перегревшегося вещества, появление дыма.

Причины возникновения пожаров. Неосторожное обращение с огнем как основная причина. Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования. Условия, способствующие возникновению пожара: короткое замыкание, перегрузка электропроводов, неисправные контакты соединения.

Понятие о пожарной профилактике.

Тема 4. Противопожарный режим в школе.

Краткая характеристика пожарной опасности образовательных учреждений.

Противопожарные требования к территории, прилегающей к школам. Требования пожарной безопасности к путям эвакуации, электроустановкам.

Противопожарный режим в классах, лабораториях, кабинетах, мастерских. Содержание источников и сетей противопожарного водоснабжения, установок пожарной сигнализации.

План эвакуации. Основные требования к планам эвакуации, инструкциям.

Действия в случае возникновения пожара в школе.

Задачи юных пожарных во время проведения спектаклей, вечеров, новогодних праздников и иных массовых мероприятий.

Тема 5. Пожары в лесу и их последствия.

Определение пожара. Классификация лесных пожаров по площади, по сложности (уровню). Виды лесных пожаров: низовой, верховой, подземный.

Характеристика пожарной опасности лесных пожаров. Влияние лесных пожаров на окружающую среду: загрязнение воды, токсичность продуктов сгорания. Влияние лесных пожаров на атмосферные процессы. Лесные пожары в Амурской области и их последствия.

Правила поведения в лесу. Что нужно знать туристу. Правила разведения костров.

Тушение начинающегося лесного пожара.

Тема 6. Общие сведения о природе горения. Опасные факторы пожара.

Сущность процесса горения. Горение как химическая реакция. Условия, способствующие горению. Самовозгорание. Температура и процесс самовоспламенения.

Определение пожара. Опасные факторы пожара: открытый огонь, искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, дым. Вторичные проявления опасных факторов: осколки, части разрушившихся конструкций, аппаратов, агрегатов, установок; радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок; электрический ток, возникающий в результате выноса напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, установок, агрегатов; опасные факторы взрыва, произошедшего вследствие пожара.

Тема 7. Пожарно-спасательный спорт юных пожарных.

Правила соревнований по пожарно-спасательному спорту. Нормативы спортивных разрядов. Виды состязаний: преодоление 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й и 3-й этажи учебной башни; пожарная эстафета (4х100 м); двоеборье (преодоление 100-метровой полосы с препятствиями и подъем по штурмовой лестнице на 2-й или 3-й этажи учебной башни); боевое развертывание.

Тема 8. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.

Охлаждающие и изолирующие средства тушения. Огнетушители углекислотные, пенные, порошковые. Огнетушащие порошковые составы. Самосрабатывающие порошковые составы. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, щиты с набором пожарного инвентаря.

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и сооружений, места их установки, правила содержания и порядок применения их на пожаре.

Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места установки.

Тема 9. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

Установки водяного пожаротушения: спринклерные и дренчерные. Водные, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.

Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

Тема 10. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

Марки и назначение пожарных автомобилей. Мотопомпа на пожаре.

Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.

Боевая одежда и средства защиты органов дыхания пожарного.

Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемой в пожарной охране. Пункт связи части и его оборудование.

Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.

Тема 11. Первая помощь пострадавшим на пожаре.

Внешние признаки (симптомы) пострадавшего на пожаре. Способы оказания первой медицинской помощи при остановке сердца и прекращении дыхания.

Ожоги. Термические, химические, лучевые ожоги. Тяжесть ожога. Ожоги горячей водой, пламенем.

Правила оказания доврачебной медицинской помощи при отравлении продуктами горения.

Тема 12. Пожарная опасность современного жилища.

Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации. Факторы пожароопасности жилища. Химия и современная квартира.

Огнестойкость зданий и сооружений. Основные (несущие) и второстепенные (ненесущие) конструктивные элементы. Обстоятельства, воздействующие на строительные конструкции. Предел огнестойкости.

Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.

Тема 13. Правила поведения при пожаре.

Что нужно делать при пожаре. Индивидуальные и коллективные действия в случае возникновения пожара. Порядок вызова пожарной охраны. Эвакуация и способы эвакуации из многоэтажных и одноэтажных строений.

Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления продуктами горения.

Действия юного пожарного при обнаружении пожара.
Тема 14. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Правовые основы пожарной безопасности.

Уголовно-правовые нормы в сфере предупреждения преступлений, посягающих на собственность, общественную безопасность. Административная ответственность. Возраст наступления ответственности, характер и размер санкции (наказания), назначаемые за такие правонарушения.

3. Литература для изучения курса


1. Бородкина Н.И., Лепихин А.Н. Пособие для обучения школьников правилам пожарной безопасности.- М.,1994 .

  1. Горлов А.Г. В борьбе с огнем (сборник) - М., МВД, 1995.

3. Катунин В.М. Пособие по подготовке добровольных пожарных дружин (ЮДПД).- Киев, 1964 .

  1. Ковшун В.Н. Пожарно-прикладной спорт юных.- Киев, 1976 .

  2. Материалы для обучения учащихся образовательных учреждений мерам пожарной безопасности в рамках курса ОБЖ.- Хабаровск, 2003 .

6. Мешалкин Е.А., Палей С.М., Васильев М.С. Словарь по пожарной безопасности.Ilustrated dictionary of fire safety. -М.: ВНИИПО, 1999 .

7. Пассерман А.В. Моя профессия - пожарный. - М.,1991 .

  1. Попок Е.Л. Чтоб не было пожара. - М.,1988 .

  2. Розин Е.Ю. ППС для дружин юных. - М., 1961 .

10. Смирнов В.В. Огонь в руках человека: Беседы на противопожарную тематику.- Чебоксары, 1993 .

  1. Савельев П.С. Пожары-катастрофы. - М.,1994 .

12. Скрябин М.С., Кончаев Б.И. Огонь в кольце (Пожарные подразделения и формирования МВПО Ленинграда в период блокады города во время ВОВ).- Ленинград, 1989 .

13. Фирсов А.Г., Фирсов Г.А. Основы пожарной безопасности. Методическое пособие для обучения учащихся средне-специальных технических учреждений. - М.,1993 .

14. Щаблов Н.Н., Виноградов В.Н. Дар Прометея: научно-популярное издание по истории пожаров.- СПб., 1997 .

15. Щаблов Н.Н., Дюжева Г.А. Огненный крест: страницы из истории пожарного дела государства Российского.- СПб., 1996 .

16. Щаблов Н.Н. Пылающая Русь: страницы истории пожарного дела государства Российского.- СПб., 1996 .
IV. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ И УЧЕБНЫХ ЧАСОВ


п\п

Наименование темы

Аудиторныезанятия

Практич. занятия

Всего часов

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ




1

Цели и задачи дружин юных пожарных, обязанности и права члена дружины

1




1

2

История становления пожарной охраны России и Амурской области

1




1

3

Признаки начинающегося пожара. Причины возникновения пожаров

1

1

2

4

Действия в случае возникновения пожара в школе, дома

1

1

2

5

Пожары в лесу и их последствия

1

2

3

6

Посещение пожарной части




2

2

7

Пожарно-спасательный спорт

1

2

3




Всего за год обучения

6

8

14

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

8

Опасные факторы пожара. Общие сведения о природе горения

1




1

9

Пожарно-спасательный спорт

1

2

3

10

Первичные средства пожаротушения. Противопожарное оборудование

1

2

3

11

Системы автоматического пожаротушения

1

2

3

12

Основные правила тушения пожаров

1




1




Всего за год обучения

5

6

11

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

13

Пожарные автомобили, противопожарное оборудование (посещение пожарной части)

1

1

2

14

Первая помощь при ожогах и отравлениях продуктами горения

1

2

3

15

Пожарная опасность современного жилища

1

2

3

16

Правила поведения при пожаре

1

2

4

17

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

1

2

3




Всего за год обучения

5

9

14




ВСЕГО ЗА КУРС

16

23

39



V. ВСЕРОССИЙСКИЙ ДОЗОР ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
Поразмысли над словом дозор…

Это значит – тебе доверяют!

Это значит горящий костер

Не замечен тобой не бывает.

Это личный повсюду пример…

МАРШРУТЫ ДОЗОРА

Маршрут № 1 – Школа

Объект наблюдения: противопожарное состояние здания школы и ее территории. При патрулировании на маршруте дозорными выявляются нарушения правил пожарной безопасности, сообщения о нарушениях доставляются руководителю дружины, директору школы и в пожарную охрану. Дозорные принимают участие в устранении этих нарушений, проводят разъяснительную беседу среди учащихся о вреде курения, опасности неосторожного обращения с огнем, готовят тематические выпуски стенной печати, выступают по школьному радиоузлу, оборудуют уголок ДЮП, в содержании которого целесообразно отобразить зону действия дружины с указанием объектов контроля, фотомонтажи по результатам рейдов и тому подобное, а также выпускают боевые листки, ведут пропагандистскую работу среди учащихся младших классов.

Маршрут № 2 – Мой младший друг

Объект наблюдения: дошкольники, а также школьники младшего звена.

Юные пожарные берут на учет всех ребят дошкольного и младшего школьного возраста в зоне действия дружины и в первую очередь тех, кто остается без присмотра старших. Выставляют посты, задача которых – занять малышей, отвлечь от опасных игр. Дозорные проводят с детьми специальные игры, рассказывают стихи, сказки, организуют показ детских рисунков и т.д.

Штаб ДЮП периодически направляет по разработанным маршрутам и графикам дозоры. Патрули ведут наблюдение, чтобы дети не разводили костров, не курили, не стреляли из самопалов, не играли со спичками.

Маршрут № 3 – Микрорайон (округ, район, населенный пункт)

Объект наблюдения: противопожарное состояние дворов, чердаков, подвалов и лестничных площадок жилых зданий, содержание пожарных водоемов, гидрантов, подъездных путей к ним, средств вызова пожарной охраны.

Дозорные на маршруте составляют карту микрорайона, под руководством пожарных инспекторов проводят рейды, выявляя нарушения правил пожарной безопасности, добиваются их устранения, пресекают действия ребят, занимающихся порчей телефонов - автоматов, разведением костров вблизи строений, выпускают молнии, боевые листки по результатам рейда и размещают их на видных местах.

Юные пожарные проверяют наличие на фасадах зданий, столбах и опорах стандартных указателей пожарных гидрантов и других водоисточников, которые можно использовать при тушении пожара.

Маршрут № 4 – Елка

Объект наблюдения: новогодние елки в школах, клубах, домах детского творчества, детских садах и иных культурно-зрелищных учреждениях.

Дежурные на маршруте проверяют выполнение противопожарных правил при устройстве новогодних елок, исправность электрогирлянд, состояние запасных выходов, наличие первичных средств пожаротушения, не допускают использование бенгальских огней, хлопушек, свечей и т.д., распространяют противопожарные листовки.

Маршрут № 5 – Зеленый друг

Объект наблюдения: лес, лесопарковая зона, торфяники.

Дозорные на маршруте не допускают разведения костров, сообщают о нарушителях в лесничества, ведут разъяснительную работу среди местного населения и отдыхающих, ликвидируют на лесных дорогах завалы, вывешивают специальные таблички и предупредительные знаки, совершают совместные рейды с «зеленым патрулем», распространяют противопожарные агитационные материалы, устанавливают стенды с правилами пожарной безопасности, вывешивают противопожарные плакаты. Должна быть хорошо налажена связь с лесной охраной и ближайшими ДПД.

Маршрут № 6 – Поиск

Дозорные маршрута собирают материал по истории пожарной охраны и добровольчества, находят в своем городе, селе, районе героев и ветеранов пожарной охраны, организуют с ними встречи, устанавливают места подвигов. По материалам поиска оформляют альбомы, летописи, оборудуют в школьных музеях уголки боевой славы пожарных. В течение года ведут переписку со своими сверстниками из других регионов России о деятельности ДЮП.

Отдавая дань подвигам героев, штабы по работе с ДЮП и сами дружины выставляют у памятников и обелисков почетные посты в дни праздников и знаменательных дат.

Маршрут № 7 – Урожай (для сельских районов)

Объект наблюдения: поля с урожаем, зерносушилки, уборочная техника.

Дозорные на маршруте оборудуют наблюдательные пункты, распространяют агитационные материалы по противопожарной тематике, организуют выступление агитационных бригад на полевых станах, в населенных пунктах, проверяют соблюдение правил пожарной безопасности в местах уборки и хранения урожая, патрулируют по хлебным полям, проверяют наличие и исправность искрогасителей, первичных средств пожаротушения на комбайнах и других сельхозмашинах, принимают участие в уборках урожая.
VI. ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ СПОРТ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
Примерная программа и правила соревнований
1. Организационные указания

Соревнования по пожарно-спасательному спорту среди ДЮП проводятся с целью популяризации и дальнейшего развития пожарно-спасательного спорта среди юношей, совершенствования подготовки членов ДЮП, проведения агитационно-массовой работы среди детей и подростков, гармоничного развития личности, воспитания чувства коллективизма и взаимовыручки, профессиональной ориентации и подготовки кадров для работы в пожарной охране.

Соревнования по пожарно-спасательному спорту проводятся по следующим видам:

а) преодоление 100-метровой полосы с препятствиями;

б) подъем по штурмовой лестнице на 2-й и 3-й этажи учебной башни;

в) пожарная эстафета (4х100 м);

г) двоеборье (преодоление 100-метровой полосы с препятствиями и подъем по штурмовой лестнице соответственно возрастной группе на 2-й или 3-й этажи учебной башни);

д) боевое развертывание.

В программу соревнований разрешается включать упражнения по подъему по автолестнице, самоспасание, приемы работы с пожарным оборудованием.

Каждое соревнование проводится согласно положению, которое разрабатывается и утверждается организацией, проводящей данное соревнование.

В положении указываются цели, задачи соревнования, место, время их проведения, руководство соревнованиями, участвующие организации и участники соревнования, программа соревнования, порядок и условия определения личного и командного первенства; награждение победителей, условия приема организаций и участников, сроки и условия предоставления заявок.

Положение направляется участвующим организациям в сроки, обеспечивающие необходимую подготовку к участию в данном соревновании. Положение не должно противоречить настоящим Правилам соревнований. Пункты положения должны быть точными и исключать различное их толкование.
2. Характер соревнований

Соревнования по своему характеру делятся на личные, командные и лично-командные.

В личных соревнованиях спортивно-технические результаты засчитываются каждому участнику и по ним определяется его место в соревновании.

В командных соревнованиях результаты отдельных участников суммируются в общий результат с последующим определением занятых командами мест.

В лично-командных соревнованиях технические результаты засчитываются как каждому участнику отдельно, так и команде в целом, и определяются их места в соревновании.

Квалификационные соревнования проводятся с целью предоставления спортсменам возможности выполнить, подтвердить или повысить спортивный разряд, определения сильнейших спортсменов и команд для участия в следующем круге соревнований. Квалификация участников может также проводиться по результатам, показанным на любых других официальных соревнованиях.
3. Оценка результатов

При проведении командных и лично-командных соревнований для определения мест команд результаты отдельных участников оцениваются по принятой в положении о данном соревновании системе оценки результатов.

Оценка результатов может производиться по действующей «Таблице очков по пожарно-спасательному спорту», по местам, занятым участниками, по времени, показанному участниками.

В лично-командных соревнованиях в зачет командного первенства принимаются лучшие спортивно-технические результаты зачетного числа участников, показанные в любом круге соревнований. Результаты, показанные в дополнительных попытках «на побитие рекорда», в личный и командный зачет не входят.

Личное первенство в видах определяется по лучшему результату зачетных попыток. В случае равенства показателей у двух и более участников (расчетов) преимущество дается спортсмену (расчету), показавшему лучшую сумму времени двух попыток. Если эти результаты одинаковы – лучшее место присуждается спортсмену (расчету), имеющему лучший результат в первой попытке. Если и эти результаты одинаковы – стартовавшему ранее.

При абсолютном равенстве всех показателей у лидеров в данном виде программы все они объявляются победителями.

В соревнованиях по боевому развертыванию и пожарной эстафете 4х100 м в случае абсолютного равенства всех показателей победителя определяет жребий.

Для определения победителей и призеров в соревнованиях по 100-метровой полосе с препятствиями, подъему по штурмовой и выдвижной лестницам могут проводиться финальные забеги. Число участников финального забега определяется количеством беговых дорожек.

Если положением о конкретных соревнованиях предусмотрено проведение финальных забегов, то показанные в них результаты учитываются только для определения победителей и призеров в личном зачете. Все участники, показавшие лучшие одинаковые результаты в финальном забеге, становятся победителями в данном виде программы.

При отсутствии результатов у участников финального забега места распределяются по результатам предварительных попыток.

При равенстве результатов в двоеборье у двух и более участников преимущество получает спортсмен, показавший лучший результат в подъеме по штурмовой лестнице.

Результаты в двоеборье засчитываются при условии, если соревнования по преодолению 100-метровой полосы с препятствиями и подъему по штурмовой лестнице на этажи учебной башни проводились в один день.

Спортсмен, получивший право участвовать в финале и не явившийся на финальный забег по уважительной причине, получает в личном первенстве среди финалистов последнее место; спортсмен, участвовавший в финале и не завершивший упражнение из-за травмы, двух фальстартов или других нарушений Правил, получает преимущество в личном первенстве перед спортсменом, не явившимся на финал по уважительной причине, и место ему присуждается по результатам предварительных забегов.
4. Отмена соревнований

Отменить соревнования, перенести их начало, прекратить или объявить временный перерыв имеет право главный судья соревнований в случаях, если:

а) место соревнований оказалось неподготовленным;

б) оборудование, снаряды или инвентарь отсутствуют или изготовлены с нарушением норм (или вышли из строя);

в) проведению соревнований препятствуют неблагоприятные погодные условия или другие причины, нарушающие нормальный ход соревнований;

г) отсутствует медицинский персонал.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Сборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №34 (735), 12 сентября 2011 г
Слет дружин юных пожарных Санкт-Петербурга (Детский оздоровительный лагерь «Заря» пос. Молодежное, Приморское ш., 656). Подробности...

Сборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных iconУроки толерантности сборник методических материалов Пермь 2005 Уроки...
Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А. Б. Суслова, Д. П. Поносова, П. В. Микова/ Пермь, 2005. С

Сборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных iconСборник методических материалов и нормативных документов
Библиотека в школе: сборник методических материалов и нормативных документов/ сост. Л. П. Кармановская. – Хабаровск: хк иппк пк,...

Сборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных iconСчастливая семья – крепкая держава сборник методико-библиографических...
Счастливая семья – крепкая держава: сборник методико-библиографических материалов в помощь работе библиотек по семейному воспитанию...

Сборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных iconЗакон «О безопасности дорожного движения»
Сборник методических материалов по безопасности дорожного движения: сборник / сост. Н. А. Горохова, О. А. Коновалова, Е. В. Лежнина,...

Сборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных iconТерриториальное общественное самоуправление сборник
Методических материалов по планированию работы и ведению делопроизводства в Советах территориального общественного самоуправления...

Сборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных iconБатуев А. Л. Сборник учебно-методических материалов по дисциплине «Делопроизводство»
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации. – М.: Нипистатинформ Госкомстата России, 1998

Сборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных iconСборник методических материалов для учителей начальных классов
Составитель: Евстигнеева Марина Евгеньевна, главный специалист отдела инновационной педагогической практики гоу тоиуу

Сборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных iconСборник информационно-методических материалов для директоров школ и школьных команд
Составитель: Пинская М. А., ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ниу вшэ, к п н

Сборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных iconПрограмма по коррекции страхов у воспитанников социально-реабилитационного центра
Сборник методических материалов подготовлен коллективом авторов в составе: Лебедева Т. С., Тимофеева С. Н., Румянцева Л. Л., Савин...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
filling-form.ru
Поиск