МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХОВСКАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Шаховская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »
городского округа Шаховская Московской области
Обращение к читателям Вашему вниманию представляется Публичный доклад директора МКОУ «Шаховская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Публичный доклад адресован нашим ученикам, родителям сегодняшних и будущих учеников, педагогам школы-интерната, представителям местного сообщества, работникам органов управления образованием, а также всем тем, кто проявляет интерес к работе нашей школы. В докладе представлены общие сведения о школе-интернате и качестве её работы по различным направлениям деятельности. Доклад призван способствовать улучшению качества информирования всех заинтересованных сторон в работе школы-интерната: родителей, социальных партнеров, спонсоров школы-интерната — и получению их поддержки в решении конкретных проблем учебного заведения.
Информация представлена по итогам 2015-2016 учебного года.
I. Информационная справка
Школа-интернат, постройки 1963 года, функционирует в двух зданиях, школьный и спальный корпуса соединены теплым переходом, учебный корпус располагает 18 кабинетами, оборудованными и оснащенными учебно-наглядными пособиями, двумя кабинетами СБО, двумя швейными мастерскими, оснащенными швейными машинками и оверлоками, четырьмя столярными мастерскими, оснащенными станками и столярным инструментом, спортивным залом, актовым залом, библиотекой, кабинетами социально-психологической службы, медицинским кабинетом, спортивной площадкой. Имеется столовая на 160 мест, обеспечивающая учащихся пятиразовым горячим питанием. Спальные комнаты рассчитаны на 2-3 воспитанников, оборудованы мебелью. Имеются игровые уголки, телевизоры, настольные игры. На территории школы-интерната находится прачечная, хозяйственные склады, овощехранилище.
Школа сохранила кабинетную систему: кабинетов русского языка – 2, математики – 2, СБО – 2, начальных классов – 7, географии – 1, музыки – 1, биологии – 1, ритмики и ЛФК – 1, ОБЖ – 1, мастерских столярного обучения – 4, мастерских швейного обучения – 2, подготовка младшего обслуживающего персонала – 1, спортивный зал – 1, работают кабинеты социально-психологической службы и кабинет учителя-логопеда.
В школе созданы все необходимые условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
II. Цель, задачи работы школы
В 2015 – 2016 учебном году целью работы школы являлось создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений развития, обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции учащихся в общество.
Перед педагогами ставились задачи:
Осуществление комплексных мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
корректировка нагрузки на ученика в соответствии с его психофизическими возможностями;
формирование здорового образа жизни воспитанников.
Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
формирование знаний, умений, навыков по программе специальной ( коррекционной ) школы VIII вида;
повышение мотивации учения;
формирование навыков культуры умственного и физического труда, устойчивое положительное отношение к труду;
формирование коммуникативных и рефлексивных навыков;
содействие развитию механизмов компенсации школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы учащихся школы.
Социальная защита учащихся и их семей.
Основными направлениями в работе педагогического коллектива школы являлись:
1. Социальная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
3. Коррекция недостатков интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы в процессе образовательно-воспитательной работы.
4. Трудовая подготовка и профориентация обучающихся.
III. Сведения об учащихся. В школе-интернате обучаются дети в возрасте от семи до восемнадцати лет. В Шаховскую школу-интернат зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья по результатам обследования районной или областной медико-психолого-педагогической комиссией по путевке Управления образования и заявлению родителей или лиц, их заменяющих.
В 2015-2016 учебном году в школе работало 16 классов-комплектов (15 - для детей с легкой степенью умственной отсталости, один 4В - для детей с умеренной степенью умственной отсталости).
По ступеням образования:
-начальная школа - 7 классов (1,2, 3А, 3Б, 4А, 4Б, 4В)
-основная школа - 9 классов (5А,5Б,6А, 6Б,7А, 7Б,8А,8Б,9).
В этом году школу посещали 39 ребенка-инвалида. 160 учащихся (91%) обучались в школе-интернате, 16 учащихся (9%) - на дому. На начало учебного года - 163 человека. В течение учебного года выбывших нет, прибыло – 13 чел.. Итого на конец года - 176 человек, переведено - 161 чел., выпущено-15 человек, оставленных на повторный год обучения – нет (см. Таблицу 1). Таблица 1
Данные о динамическом наполнении школы-интерната
| 2013-2014
| 2014-2015
| 2015-2016
| Общее число обучающихся
| 149
| 161
| 176
| Общее число классов
| 16
| 16
| 16
| Количество детей-инвалидов
| 29
| 32
| 39
| Количество детей, обучающихся на дому
| 8
| 10
| 16
| Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
| 6
| 2
| 0
|
В 2015-2016 учебном году в школе обучались дети из пяти районов Московской области: Шаховского, Волоколамского, Лотошинского, Можайского, Клинского.
Из них на конец учебного года нет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов - 39 (22%), под опекой находятся 28 детей (16%), 21 ребенок (12%) из неблагополучных семей, 58 (33%) из малообеспеченных и многодетных семей – 63 (36%).
В 2015-2016 учебном году закончили школу-интернат 15 учащихся 9 классов.
IV. Ресурсное обеспечение образовательного процесса.
В школе интернате работает творческий коллектив педагогов. Всего 56 человек: 25 из них учителя, 24 воспитателя, 1 социальных педагога, 3 педагога- психолога, 2 учителя-логопеда, 1 учитель-дефектолог. Укомплектованность кадрами на 2015-2016 учебный год составлял 100%.
Характеристика педагогических работников школы.
Квалификация педагогических кадров.
Учебный год
| Всего педаго-
гов
| Квалификационные категории
| Высшая кол-во чел.
| Высшая
%
| Первая
кол-во чел.
| Первая
%
| Вторая
Кол-во чел.
| Вторая
%
| 2013-2014
| 55
| 18
| 33
| 20
| 36
| 3
| 1
| 2014-2015
| 54
| 18
| 33
| 17
| 31
| 3
| 1
| 2015-2016
| 56
| 26
| 46
| 24
| 43
| -
| -
| Образовательный уровень педагогических кадров.
Учебный год
| Всего педагогов
| Профессиональное образование
| Высшее кол-во чел.
| Высшее
%
| Средне-специальное кол-во чел.
| Средне-специальное
%
| Среднее Кол-во чел.
| Среднее %
| 2013-2014
| 55
| 37
| 67
| 17
| 31
| 1
| 2
| 2014-2015
| 54
| 41
| 76
| 12
| 22
| 1
| 2
| 2015-2016
| 56
| 43
| 77
| 11
| 20
| 2
| 3
| Возрастной состав педагогов.
Всего педагогов
| До 30 лет
| 31-40 лет
| 41-50 лет
| 51-60 лет
| 61 и старше
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| 56
| 4
| 7
| 16
| 29
| 10
| 18
| 11
| 20
| 15
| 27
|
В школе 100% учителей прошли курсы повышения квалификации в течение 5 лет.
Педагогов, имеющих дефектологическое образование – 4 чел. (7%), обучающихся по специальности «дефектология» - 4 чел. (7%).
Из анализа полученных данных можно сделать вывод, что повышение качества образования обеспечила реализация кадровой политики, организация повышения квалификации, аттестации педагогических кадров. В школе сформирован высококвалифицированный состав педагогических кадров. О профессионализме педагогов свидетельствуют также следующие показатели: 15 человек имеют медаль «В память 850-летия г. Москвы», 8 человек – медаль «Ветеран труда», 1 человек - значок «Отличник народного просвещения», 1 человек – медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени, 1 педагог является лауреатом премии Губернатора Московской области.
Вместе с тем в школе существуют проблемы по решению данной задачи:
преобладание педагогов 50-60 лет и старше;
недостаточное количество специалистов с дефектологическим образованием.
V. Образовательный процесс
Режим работы.
Школа работала по шестидневной учебной неделе в одну смену.
Занятия в школе-интернате начинались в 9 часов 00 минут.
Продолжительность урока – 45 минут, перемены — 10-20 минут.
Обучение было организованно по триместрам.
Каникулярное время составило 30 дней, что соответствовало установленным требованиям.
Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса в МКОУ «Шаховская школа-интернат» имела следующие особенности:
- обучение учащихся 1-9 классов велось по типовым планам и программам для коррекционных школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой;
- обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью велось по учебным планам и программам, разработанным НИИ дефектологии;
- обучение детей, имеющих сложную структуру дефекта, проводилось по индивидуальным планам и программам, составленным специалистами школы-интерната и согласованным с родителями обучающихся;
- в 5-7 классах велись факультативные курсы «Основы православной культуры», «Психология», в 8-9 классах «Основы социальной адаптации»
- в 5-9 классах осуществлялось деление обучающихся на группы на занятиях по трудовому обучению и социально-бытовой ориентировке;
организовано индивидуальное обучение на дому (16 учащихся);
основной формой обучения являлись урок, учебное занятие;
организация коррекционно-развивающей работы с учащимися специалистами школы-интерната: педагогом-психологом, учителями-логопедами, дефектологом;
Основные направления, содержание и формы деятельности педагогического коллектива регламентировались нормативными документами:
Законом РФ «Об образовании»;
Уставом школы;
Нормативными документами;
Учебным планом школы на 2015/2016 учебный год;
Анализ выполнения образовательных программ показал, что образовательные программы по всем предметам учебного плана во всех классах выполнены полностью. По причине болезни педагогов, из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки по гриппу были скорректированы рабочие учебные программы по всем предметам учебного плана. Отставание ликвидировано за счет уплотнения программного материала, резервных часов, отведенных на итоговое повторение.
Вывод: учебный план и образовательные программы за прошедший учебный год выполнены.
Учебный план индивидуального обучения ориентирован на усвоение коррекционного образования, учитывая запросы родителей и учащихся. Образовательное учреждение определило варианты организации больных детей на дому с учетом рекомендаций лечебно-профилактического учреждении, ПМП экспертизы, с согласия родителей (законных представителей): в полном объёме и в сочетании с частью занятий в образовательном учреждении в индивидуальном режиме ( коррекционные занятия, консультации психолога и логопеда).
Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в прошедшем учебном году были:
- выполнение «Всеобуча»;
- состояние преподавания учебных предметов;
- качество ЗУН учащихся;
- качество ведения школьной документации;
- выполнение учебных программ;
- подготовка и проведение итоговой аттестации по трудовому обучению.
Уровень компетентности и методической подготовленности членов администрации школы достаточен для обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями учебно-воспитательного процесса. Анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса достоверен. Практически все намеченные мероприятия выполнялись. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.
Это обеспечило повышение уровня образовательных потребностей учащихся 5 – 9 классов. 3. Результаты обучения и воспитания в школе-интернате.
За 2015-2016 учебный год учащиеся школы-интерната показали в целом положительную динамику в обучении. Все учащиеся школы-интерната успешно справились с учебными программами, составленными с учетом их психофизических особенностей и учебных возможностей. Это выразилось как в оценочных показателях, так и в уровне обученности школьников.
Успеваемость по предметам составила 100%, уровень обученности по предметам – 68% - 100%, на «5» окончили школу 9 человек (5 %), на «4» и «5» - 75 человек (48%), качество знаний – 48%.
Из 20 выпускников начальной школы все аттестованы, успевающих – 100%, «отличников» - 1 человек (5%), на «4» и «5» - 8 человек (40%), качество знаний – 45%.
Результативность усвоения программы выпускниками начальных классов
Предметы по учебному плану
| 2014 год
(выпуск 16 человек)
| 2015 год
(выпуск 22 человека)
| 2016 год
(выпуск 20 человек)
| Аттестовано
(человек)
| %
успевающих
| %
успевающих на «4»-«5»
| Аттестовано
(человек)
| %
успевающих
| %
успевающих на «4»-«5»
| Аттестовано
(человек)
| %
успевающих
| %
успевающих на «4»-«5»
| Чтение и развитие речи
| 16
| 100
| 69
| 22
| 100
| 82
| 20
| 100
| 80
| Письмо и развитие речи
| 16
| 100
| 56
| 22
| 100
| 73
| 20
| 100
| 45
| Развитие устной речи
| 16
| 100
| 81
| 21
| 100
| 100
| 20
| 100
| 100
| Математика
| 16
| 100
| 56
| 22
| 100
| 73
| 20
| 100
| 60
| Изобразительное искусство
| 16
| 100
| 81
| 21
| 100
| 100
| 20
| 100
| 85
| Музыка
| 16
| 100
| 100
| 21
| 100
| 100
| 20
| 100
| 100
| Физическая культура
| 16
| 100
| 100
| 22
| 100
| 100
| 20
| 100
| 100
| Трудовое обучение
| 16
| 100
| 75
| 22
| 100
| 100
| 20
| 100
| 100
| Ритмика
| 16
| 100
| 100
| 22
| 100
| 100
| 20
| 100
| 100
|
Из 15 аттестованных выпускников основной школы 100% успевающих, «отличников» - 2 человека (13%), на «4» и «5» - 6 человек (40%), качество знаний – 53%.
Результативность усвоения программы выпускниками основной школы (9 класс)
Предметы по учебному плану
| 2014 год
(выпуск 15 человек)
| 2015 год
(выпуск 25 человек)
| 2016 год
(выпуск 15 человек)
|
| Аттестовано
(человек)
| %
успевающих
| %
успевающих на «4»-«5»
| Аттестовано
(человек)
| %
успевающих
| %
успевающих на «4»-«5»
| Аттестовано
(человек)
| %
успевающих
| %
успевающих на «4»-«5»
| Чтение и развитие речи
| 15
| 100
| 80
| 25
| 100
| 84
| 15
| 100
| 87
| Письмо и развитие речи
| 15
| 100
| 67
| 25
| 100
| 64
| 15
| 100
| 80
| Математика
| 15
| 100
| 60
| 25
| 100
| 56
| 15
| 100
| 60
| Биология
| 15
| 100
| 73
| 25
| 100
| 68
| 14
| 100
| 71
| География
| 15
| 100
| 80
| 25
| 100
| 84
| 14
| 100
| 86
| История
| 15
| 100
| 80
| 25
| 100
| 60
| 14
| 100
| 86
| Обществознание
| 15
| 100
| 87
| 25
| 100
| 76
| 14
| 100
| 100
| ИЗО
| 15
| 100
| 100
| 25
| 100
| 76
| 15
| 100
| 93
| Музыка
| 15
| 100
| 100
| 25
| 100
| 88
| 15
| 100
| 93
| Физическая культура
| 15
| 100
| 80
| 25
| 100
| 80
| 15
| 100
| 87
| Трудовое обучение
| 15
| 100
| 67
| 25
| 100
| 76
| 15
| 100
| 87
| СБО
| 15
| 100
| 80
| 25
| 100
| 80
| 15
| 100
| 100
| ОБЖ
| 15
| 100
| 80
| 25
| 100
| 68
| 14
| 100
| 86
|
По итогам внутришкольного контроля по Всеобучу, а именно анализируя посещаемость детьми уроков, администрация пришла к выводам и рекомендациям, что в следующем учебном году:
- классным руководителям четко отслеживать пропуски детей по уважительной причине (фиксировать медицинские справки и заявления детей и родителей); не допускать случаев опоздания детей на урок.
- разработать план индивидуально-профилактической работы с детьми, отсутствующими по неуважительной причине.
|