Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки


НазваниеДоклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
страница1/4
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк заявлений > Доклад
  1   2   3   4


ДОКЛАД

Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки


о лицензировании образовательной деятельности

в 2015 году

Настоящий доклад подготовлен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012
№ 467 «О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения»;

приказом Росстата от 30.03.2012 № 103 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения за осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности».

Сведения, содержащиеся в докладе, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел 1. Состояние нормативно-правового регулирования
в области лицензирования образовательной деятельности

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) осуществляет лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации, в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

К нормативным правовым актам, являющимся основанием для исполнения указанного полномочия, относятся:

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(далее – Федеральный закон о защите прав юридических лиц);

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон о лицензировании);

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)»
от 26.01.1996 № 14-ФЗ;

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ;

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2009
№ 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»;

постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2009
№ 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист»;

постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010
№ 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»;

постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011
№ 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»;

постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (далее – Положение о лицензировании);

приказ Минобрнауки России от 21.01.2009 № 8 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 09.04.2009, регистрационный № 13735);

приказ Минобрнауки России от 21.01.2009 № 9 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 26.02.2009, регистрационный № 13442);

приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (зарегистрирован Минюстом России 13.05.2009, регистрационный № 13915);

приказ Минобрнауки России от 11.12.2012 № 1032 «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам» (зарегистрирован Минюстом России 23.01.2013, регистрационный № 26701) (приказ действовал до 17.05.2015);

приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (зарегистрирован Минюстом России 15.05.2013, регистрационный № 28395);

приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Минюстом России 30.07.2013, регистрационный № 29200);

приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2013, регистрационный № 29444);

приказ Минобрнауки России 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован Минюстом России 27.11.2013, регистрационный № 30468);

приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры» (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2014, регистрационный № 31136);

приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2014, регистрационный № 31137);

приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам» (зарегистрирован Минюстом России 16.01.2014, регистрационный № 31031);

приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный № 31402);

приказ Минобрнауки России от 25.11.2014 № 1517 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 11.03.2015, регистрационный № 36401);

приказ Рособрнадзора от 07.08.2012 № 998 «Об утверждении формы предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий» (зарегистрирован Минюстом России 04.09.2012, регистрационный № 25362);

приказ Рособрнадзора от 18.04.2014 № 536 «Об утверждении формы заявления о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также перечня документов, прилагаемых к нему» (зарегистрирован Минюстом России 20.05.2014, регистрационный № 32339);

приказ Рособрнадзора от 12.03.2015 № 279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 30.04.2015, регистрационный № 37077).

Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Рособрнадзора и его должностных лиц при осуществлении лицензирования образовательной деятельности и контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, выявил недостатки в правовом регулировании надзорно-контрольной деятельности, а именно.

1. Согласно части 2 статьи 90 Федерального закона об образовании лицензирование образовательной деятельности и государственный контроль (надзор) в сфере образования являются обособленными друг от друга составляющими государственной регламентации образовательной деятельности. Хотя формально лицензионный контроль и исключён законодателями из понятия государственного контроля (надзора) в сфере образования, на практике разграничение предмета лицензионного контроля и надзора в сфере образования представляет некоторые трудности.

В соответствии с пунктом 30 статьи 2 Федерального закона об образовании отношения в сфере образования представляют собой совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественные отношения, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование. А пунктами 31 и 32 той же статьи к участникам отношений в сфере образования отнесены обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их объединения. Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона о лицензировании предметом проверок, проводимых в рамках лицензионного контроля, является соответствие ресурсов лицензиата (соискателя лицензии) лицензионным требованиям. Устанавливающее лицензионные требования Положение о лицензировании регулирует отношения, возникающие между участниками отношений в сфере образования с целью создания условий для реализаций прав граждан на образование, что автоматически причисляет этот нормативный правовой акт к актам законодательства об образовании.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о частичном совпадении предмета лицензионного контроля и надзора в сфере образования. Действующее в настоящее время законодательство предусматривает различные последствия нарушений, выявленных в рамках лицензионного контроля и надзора в сфере образования. В качестве санкции, применяемой в рамках надзорных мероприятий к нарушителям законодательства Российской Федерации в сфере образования (далее – законодательство об образовании), может применяться запрет приёма, что недопустимо при осуществлении лицензионного контроля. При неисполнении повторного предписания об устранении нарушений лицензионных требований (которые по своей сути являются также нарушением законодательства об образовании) лицензирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности только в том случае, если лицензиатом не устранены грубые нарушения лицензионных требований. А в рамках надзорных мероприятий аннулирование лицензии возможно при повторном неустранении любых нарушений законодательства об образовании.

Таким образом, разграничение функций по лицензионному контролю и надзору в сфере образования, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, что требует детальной проработки данного вопроса.

2. Несогласованность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, создает некоторые трудности при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. В соответствии с подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры. При этом Положение о лицензировании не разъясняет, могут ли к деятельности по обучению наряду с педагогическими работниками, работающими в образовательной организации на основании трудовых договоров, привлекаться физические лица на условиях гражданско-правовых отношений. Понятие педагогических работников было введено Федеральным законом об образовании, которым предусмотрено, что педагогическими работниками, являющимися участниками отношений в сфере образования, (пункты 21, 31 и 32 статьи 2) могут быть только лица, состоящие в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Возможность привлечения физических лиц для преподавательской деятельности на основе гражданско-правовых договоров Федеральным законом об образовании не предусмотрена. При этом иные нормативные правовые акты указывают на законность таких сделок (например, пункт 33 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; пункт 7.1.6 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (уровень бакалавриата)», утверждённого приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 949, иные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования). В связи с указанным противоречием возникает неопределённость в отношении возможности квалификации в качестве нарушения законодательства об образовании ведение образовательной деятельности с использованием услуг преподавателей, работающих на условиях гражданско-правовых, а не трудовых договоров.

По своей сути, отношения между образовательной организацией и педагогическими работниками обладают признаками трудовых, а не гражданско-правовых отношений: преподаватель всегда выполняет свою трудовую функцию лично (без привлечения третьих лиц); образовательная организация обеспечивает условия труда преподавателя; преподаватель подчиняется правилам внутреннего распорядка; ответственность за результат образовательных услуг перед обучающимися несёт образовательная организация, а не преподаватель; документ об образовании выдаётся также образовательной организацией. Указанные обстоятельства не позволяют признать отношения между педагогическими работниками и образовательной организацией гражданско-правовыми.

На практике, заключая с преподавателями вместо трудовых гражданско-правовые договоры, образовательные организации преследуют 2 цели:

1) уменьшение расходов образовательной организации на сумму страховых взносов в фонд социального страхования, предусмотренных только при выплатах по трудовому договору, а также в связи с отсутствием обязанности по предоставлению оплачиваемых отпусков;

2) заключение краткосрочного договора для оказания преподавательских услуг в виде проведения ограниченного числа занятий («начитка» курса лекций, проведение семинара и пр.).

3. Немало вопросов вызывает и другая новация Федерального закона об образовании, предусматривающая сетевую форму реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (статья 15). При применении данной нормы следует иметь в виду, что Положение о лицензировании предусматривает необходимость наличия материально-технической базы именно у лицензиата (подпункты «а» и «б» пункта 6). Исключений для реализации образовательных программ в сетевой форме Положением о лицензировании не предусмотрено, что вызывает трудности при решении вопроса о соответствии лицензионным требованиям лицензиата – участника договора о сетевой форме реализации образовательной программы.

В силу пункта 3 части 15 статьи 91 Федерального закона об образовании лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ. Единственной особенностью, предусмотренной Положением о лицензировании, является требование к наличию договора о сетевой форме реализации образовательных программ и совместно разработанных и утверждённых образовательными организациями – участниками такого договора образовательных программ (подпункт «г» пункта 7, подпункт «л» пункта 17). При этом остался неразрешенным вопрос о порядке осуществления лицензионного контроля в отношении образовательной деятельности с использованием сетевой формы реализации образовательных программ.
Проблемы осуществления контрольно-надзорных функций в отношении образовательных организаций, реализующих образовательные программы в сетевой форме, связаны не только с несогласованностью нормативных правовых актов, но также и с ограниченностью прав надзорных (контрольных) органов при осуществлении контрольных мероприятий. Формулировка «использование ресурсов иных организаций» предполагает, что подлежащее использованию в образовательном процессе имущество может быть не передано лицензиату (образовательной организации), а находиться в распоряжении (пользовании) у иной организации – участника договора о сетевой форме реализации образовательной программы.

При данных обстоятельствах осуществить проверку состояния помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, используемого при применении сетевой формы возможно лишь в части имущества, имеющегося у лицензиата. Действующее законодательство не предусматривает возможность контрольно-надзорных органов в сфере образования истребовать документы и сведения у контрагента или у иных лиц, располагающих соответствующими документами (информацией), касающимися деятельности проверяемой организации.

Невозможность проведения встречных проверок ограничивает эффективность мероприятий по контролю не только при использовании сетевой формы, но и при установлении действительности документов (договоров аренды и безвозмездного пользования, договоров поставки, оказания услуг и пр.), предоставляемых лицензиатом (соискателем лицензии) для подтверждения наличия у него необходимых ресурсов при классической форме реализации образовательных программ.

У контрольно-надзорных органов в сфере образования существует потребность в привлечении иных контрольно-надзорных органов для проведения совместных проверок. Согласно подпункту «з» пункта 6 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований является наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, с учётом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (высшего профессионального образования) образовательная организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам (например, пункт 7.20 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утверждённый приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464). При этом контрольно-надзорные органы в сфере образования не наделены полномочиями по осуществлению контроля за противопожарной безопасностью, что, фактически, не позволяет им осуществить проверку соответствия лицензиата требованию подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании, и, как следствие, делает невозможным принятие соответствующих мер в случае грубого нарушения указанного лицензионного требования. Указанная проблема могла бы быть разрешена путём разработки механизма проведения совместных проверок различными контрольно-надзорными органами.

Нормативные правовые акты размещаются на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.obrnadzor.gov.ru (далее – официальный сайт Рособрнадзора).
  1   2   3   4

Похожие:

Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconДоклад об итогах деятельности Рособрнадзора в 2011 году в соответствии...
«Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» Федеральная служба по надзору в сфере образования...

Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconДоклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Настоящий доклад подготовлен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами

Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconПисьмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 февраля 2014 г. N 02-60
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические материалы по организации...

Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Семейное право» подготовлен...
«Семейное право» подготовлен в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25...

Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconОб образовании на обучение по образовательным программам высшего образования
Серия 90Л01 №0008916, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Свидетельство о государственной аккредитации...

Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconВ сфере образования и науки за 2016 год
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим...

Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconАдминистративный регламент
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – лицензирование)

Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconТехническое задание На 54 листах
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconПриказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconПамятка родителям участников егэ 2014 года
Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, регламентирующими...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск