Методические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников г. Донецк 2015 г


Скачать 404.29 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников г. Донецк 2015 г
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3   4

ПРОЕКТ



Государственный Комитет горного и технического надзора

Донецкой Народной Республики


(Государственный Комитет Гортехнадзора ДНР)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников

г. Донецк

2015 г.

I.Общие положения.



1. Методические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников субъектов хозяйствования разработаны на основе Закона ДНР «Об охране труда», Типового положения «О порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда».
2. Методические рекомендации имеют целью оказание помощи необразовательным учреждениям в организации процесса обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников, занятых на работах повышенной опасности, или там, где есть потребность в профессиональном отборе.
II. Требования к учебно-программной документации.


  1. Виды учебно-программной документации, требования к ее содержанию.


1.1. Учебно-тематический план курса - основной нормативный документ, которым определяется перечень и объем учебных тем (модулей), последовательность их изучения, конкретные формы проведения начальных занятий и их объем, формы и способы проведения итогового контроля знаний по отдельному курсу (предмету).

Учебная программа предмета (курса) – документ, раскрывающий содержание учебного материала по каждой теме, определяющий содержание лабораторных, практических, семинарских занятий.

Учебно-тематические планы и программы разрабатываются необразовательными учреждениями по общим вопроcам охраны труда и отдельным нормативным правовым актам по охране труда.

1.2. Содержание обучения по вопросам охраны труда регламентируется в соответствии с Типовым учебно-тематическим планом и программой обучения должностных лиц, типовыми учебно-тематическими планами и программами обучения по отдельным нормативным правовым актам по охране труда.

Типовой учебно-тематический план определяет структуру обязательной составляющей содержания обучения в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Типовая учебная программа является документом, раскрывающим обязательную составляющую содержания каждой темы (модуля) учебного курса (предмета).

Типовые учебно-тематические планы и программы по вопросам охраны труда и отдельным нормативным правовым актам по охране труда разрабатываются и утверждаются республиканским органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда, и являются обязательными для использования необразовательными учреждениями всех форм собственности и подчиненности.

1.3.Рабочие учебно-тематические планы и учебные программы разрабатываются необразовательными учреждениями, осуществляющими обучение, на основе типовых учебно-тематических планов и учебных программ с учетом изменений в соответствующей отрасли или сфере услуг, специфики предприятия.

Рабочие учебно-тематические планы и программы согласовываются с республиканским органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда и утверждаются руководителем необразовательного учреждения и являются правомочными для использования лишь данным учреждением.

В случае отсутствия типовой учебно-программной документации необразовательными учреждениями учебно-тематические планы и программы разрабатываются самостоятельно.
2.Порядок разработки учебно-программной документации.
2.1.Основными этапами в процессе разработки учебно-программной документации являются:

2.1.1.Определение целей обучения.

2.1.2. Определение объема знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся, студент (курсант), слушатель (далее - обучающийся) по окончании курса обучения.

2.1.3. Определение содержания учебного материала, которым должен овладеть обучающийся для достижения поставленных целей.

2.1.4. Формирование учебного материала в темы.

2.1.5. Определения названий тем и времени на их изучение.

2.1.6. Формирование учебно-тематического плана курса, определение форм итогового контроля и общего количества учебных часов по курсу (предмету).

2.1.7. Разработка форм и методов входного контроля с целью определения базового уровня знаний и умений обучающихся.

2.1.8. Разработка вариантов корректировки (в случае необходимости) учебно-тематического плана и программы, количества учебного времени на их изучение в соответствии с выявленным уровнем базовых знаний обучающихся по результатам входного контроля (тестирования).
2.2. Оформление учебно-программной документации.

2.2.1.В пакет учебно-программной документации входит (Приложение 1):

- титульная страница;

- пояснительная записка;

- учебно-тематический план;

- учебная программа;

- перечень вопросов для итогового контроля;

- комплект экзаменационных билетов или заданий для тестирования (при разработке пакета учебно-программной документации для обучения должностных лиц по вопросам охраны труда);

- список литературы.

2.2.2.На титульной странице указываются:

-название необразовательного учреждения, которым осуществляется обучение, его подчиненность;

- название курса (предмета), по которому разработана учебно-программная документация;

- назначение учебно-программной документации (категория обучающихся, для обучения которых она предназначена);

-срок обучения (в часах);

- график утверждения учебно-программной документации;

- график согласования учебно-программной документации для обучения должностных лиц по вопросам охраны труда с соответствующим подразделением Государственного Комитета Гортехнадзора (при организации обучения по заказу-заявке на обучение по вопросам охраны труда должностных лиц другого субъекта хозяйствования пакет рабочей учебно-программной документации согласовывается также с заказчиком);

- год выпуска программы.

2.2.3. В пояснительной записке указываются:

- на основании каких документов разработана учебно-программная документация (типовые учебные планы и программы, требования нормативных правовых актов в сфере охраны труда, распорядительных актов субъекта хозяйствования, должностных инструкций и пр.);

- цель обучения;

- объект обучения (категория или контингент обучающихся);

- количество учебных часов, на которое рассчитана учебно-программная документация;

- формы и методы занятий, использование которых определяется учебной программой;

- требования к уровню знаний и умений слушателей по разделам (знать, уметь использовать в профессиональной деятельности);

-форма итогового контроля;

- документ, который будет выдан по результатам обучения.

2.2.4. Перечень заданий для итогового контроля должен обеспечить проверку знаний всего учебного материала, уровень практических навыков.

2.2.5. В пакет учебно-программной документации входят: правовые и распорядительные акты по вопросам, предусмотренным учебно-программной документацией, а также учебники, пособия, справочники, периодическая литература по указанным вопросам. Перечень литературы должен периодически пересматриваться и обновляться.

2.2.6. Согласование и утверждение учебно-программной документации.

Пакет учебно-программной документации подписывается разработчиками и дается на обсуждение и согласование (в необразовательных учреждениях - на заседании методической комиссии, на субъекте хозяйствования – с руководителями соответствующих структурных подразделений, службой по вопросам охраны труда, специалистами по обучению персонала). Внутреннее согласование может осуществляться путем визирования документов соответствующими должностными лицами или оформлением листа согласований, после чего пакет учебно-программной документации передается на согласование согласно п.2.2.2 данных Рекомендаций.
2.3. Особенности разработки учебно-тематических (учебных) планов и программ для специального обучения работников по вопросам охраны труда.

2.3.1 На основании «Перечня работ повышенной опасности» на субъектах хозяйствования с учетом специфики производства работодателем разрабатывается и утверждается соответствующий «Перечень работ повышенной опасности» для данного субъекта хозяйствования, а также перечень профессий работников, в квалификационные характеристики которых входят умения выполнять работы повышенной опасности или список работников, которые непосредственно выполняют работы повышенной опасности.

Для данных категорий работников, а также для должностных лиц, которые непосредственно выполняют работы повышенной опасности, работодатель должен организовывать и ежегодно проводить специальное обучение и проверку знаний по охране труда.

Работодатель должен также утвердить перечень должностей и профессий работников, которые должны проходить стажировку (дублирование в случае необходимости).

2.3.2. В связи с отсутствием типовых учебных планов и программ для специального обучения по вопросам охраны труда объем обучения, т.е. учебный план и содержание обучения (учебная программа) определяются работодателем с учетом специфики производства, конкретных видов работ, условий труда на конкретном рабочем месте.

В случае организации специального обучения по вопросам охраны труда содержание учебно-программной документации определяется с учетом специфики конкретного производства и согласовывается с соответствующим подразделением Государственного Комитета Гортехнадзора и утверждается работодателем.

2.3.3.Разработка учебно-программной документации для специального обучения по вопросам охраны труда требует проведения предварительной подготовительной работы:

- учета всех возможных рисков;

- анализа состояния охраны труда и промышленной безопасности на производстве, фактов и причин нарушения правил безопасности труда, несчастных случаев на производстве;

- определения перечня нормативных правовых и распорядительных актов по вопросам охраны труда, технологической документации профессиональной направленности, регламентирующих безопасное выполнение работ обучаемых работников;

- определения нормативных правовых и распорядительных актов по вопросам охраны труда, принятых в течение года перед проведением обучения, а также актов, в которые в течение этого периода вносились изменения и дополнения, или утративших силу.

2.3.4.Специальное обучение работников по вопросам охраны труда по содержанию делиться на первичное и повторное обучение.

2.3.5. Основные цели первичного специального обучения по вопросам охраны труда: обучение (овладение, освоение) учебному материалу по вопросам охраны труда соответствующей профессиональной направленности.

При первичном обучении учебные программы специального обучения по вопросам охраны труда должны обязательно предусматривать как теоретическое обучение, так и производственную практику по овладению навыками безопасного выполнения работ повышенной опасности.

Объем учебного времени при проведении первичного специального обучения по вопросам охраны труда составляет от 28 до 72 часов, из них не менее 8 часов производственной практики.

2.3.6. Основной целью повторного специального обучения по вопросам охраны труда является обновление (повторение, актуализация) знаний и навыков по охране труда, необходимых для безопасной профессиональной деятельности.

При разработке учебных программ повторного специального обучения по вопросам охраны труда следует в содержание ввести изучение новых нормативных правовых и распорядительных актов по охране труда, технологической документации профессиональной направленности, нормативных правовых и распорядительных актов по вопросам охраны труда, принятых в течение года перед проведением обучения, а также актов, в которые в течение этого периода вносились изменения и дополнения, или утративших силу, вопросам безопасного выполнения работ, где имели место нарушения, анализ несчастных случаев или аварий, а также изучение дополнительных нормативных правовых актов в случае расширения должностных обязанностей работников или изменений в производстве.

Срок повторного специального обучения по вопросам охраны труда, как правило, короче срока первичного специального обучения по вопросам охраны труда.

Перед организацией повторного специального обучения по вопросам охраны труда целесообразно проведение входного тестирования работников с тем, чтобы определить уровень базовых знаний и умений работников и провести корректировку учебного плана и программы.
2.4. Особенности разработки учебно-тематических планов и программ для изучения вопросов охраны труда при организации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации обучающихся.

2.4.1. Предмет «Охрана труда» является составляющей учебно-программной документации при организации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации обучающихся;

2.4.2.Предмет «Охрана труда» является обязательным для изучения при реализации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации обучающихся и включается в типовые и рабочие учебные планы в объеме:

-при профессиональной подготовке работников, которые привлекаются к выполнению работ повышенной опасности, – не менее 30часов;

-при переподготовке и повышении квалификации работников, которые привлекаются к выполнению работ повышенной опасности, - не менее 15часов;

- при подготовке работников, которые привлекаются к выполнению работ, не относящихся к перечню работ повышенной опасности, - не менее 10 часов;

-при переподготовке и повышении квалификации работников, которые привлекаются к выполнению работ, не относящихся к перечню работ повышенной опасности, - не менее 8 часов.

Количество учебных часов, выделенное на обучение данного предмета, не может быть уменьшено.

2.4.3.Содержание учебной программы по предмету «Охрана труда» определяется Типовым учебным планом и программой, утверждённой республиканским органом государственной власти в сфере образования по согласованию с республиканским органом исполнительной власти в сфере промышленной безопасности и охраны труда.

2.4.4.На основании данных учебных планов и программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность и необразовательными учреждениями разрабатываются рабочие учебные планы и программы по предмету «Охрана труда» с учетом изменений нормативной правовой базы по вопросам охраны труда, особенностей производственной деятельности.

Вопросы охраны труда и промышленной безопасности являются неотъемлемой составляющей других предметов учебного плана профессиональной направленности, в том числе специальной технологии, а также производственной практики.
3. Формы и методы организации обучения по охране труда.
3.1. Обучение работников по вопросам охраны труда может осуществляться как в составе учебных групп с количеством обучающихся до 25 чел., так и индивидуально (не менее 15% объема учебного времени от общей программы на 1 обучающегося).

3.2. При разработке учебно-программной документации по обучению вопросам охраны труда в учебной программе отражается конкретное содержание, последовательность и организационно-методические формы ее изучения с учетом особенностей, вида обучения и контингента слушателей.

Наиболее распространенными формами учебных занятий являются следующие:

  • Лекция – форма учебного занятия, предполагающая устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо теме учебного материала или проблеме;

  • семинарское занятие - форма учебного занятия, при которой преподаватель организовывает обсуждение с обучающимися вопросов по определенным темам учебной программы, предварительно изученным обучающимися как под руководством преподавателя, так и самостоятельно с подготовкой рефератов, тезисов, сообщений;

  • круглый стол - форма организации обучения, позволяющая всесторонне рассмотреть определенные вопросы; проводится в форме обсуждения проблем участниками, имеющими равные права;

  • самостоятельная работа над усвоением учебного материала – форма учебной деятельности, которая осуществляется самостоятельно вне аудитории с использованием различных средств обучения и источников информации;

  • практические занятия - форма учебных занятий, на которых преподаватель организует на основе детального рассмотрения отдельных положений формирование умений и навыков их практического применения. В основе практических занятий доминирует самостоятельная работа с рабочей документацией, оборудованием и т.п.;

  • деловая игра - форма учебных занятий с использованием методов имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемых по заданным правилам группой людей;

  • индивидуальные занятия – форма организации обучения с отдельными обучающимися с целью повышения уровня их подготовки или тех, кто обучается по индивидуальной форме и организуется по отдельному графику;

  • консультация - форма учебного занятия, при которой обучающийся получает от преподавателя ответы на конкретные вопросы или пояснения каких-то теоретических положений и аспектов их практического применения. Они могут быть индивидуальными или проводиться для группы обучающихся. Объем времени, отводимого преподавателю для консультаций, определяется учебным планом;

  • дистанционные образовательные технологии – форма занятий, применение которой в обязательном порядке предусматривает обеспечение обучающихся нормативными документами, учебно-методическими материалами и электронными компьютерными курсами, обмен информацией между обучающимися и преподавателем посредством системы электронного обучения, а также администрирования учебного процесса на основе использования компьютеров и информационно-телекоммуникационной сети Internet.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников г. Донецк 2015 г iconКонтрольные вопросы для проверки знаний требований охраны труда руководящих...
Работники, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязаны после этого пройти повторную проверку знаний...

Методические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников г. Донецк 2015 г icon«О порядке обучения и проверке знаний по охране труда»
Трудового кодекса рф, госта 12 004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», постановления Минтруда и Минобразования...

Методические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников г. Донецк 2015 г iconМетодические рекомендации по вопросам охраны труда разработаны по...
Методические рекомендации предназначены для руководителей организаций и работников, не имеющих специального образования в области...

Методические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников г. Донецк 2015 г iconМетодические рекомендации по вопросам охраны труда разработаны по...
Методические рекомендации предназначены для руководителей организаций и работников, не имеющих специального образования в области...

Методические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников г. Донецк 2015 г iconМетодическое пособие по организации и проведению обучения по охране...
И одним из грубых нарушений, приводящих к производственному травматизму, является отсутствие должного внимания к проведению обучения...

Методические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников г. Донецк 2015 г iconМетодическое пособие по организации и проведению обучения по охране...
И одним из грубых нарушений, приводящих к производственному травматизму, является отсутствие должного внимания к проведению обучения...

Методические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников г. Донецк 2015 г iconМетодические рекомендации по проведению обучения по охране труда...
Разработали специалисты отдела экономического анализа, прогнозирования и труда департамента экономики города Архангельска

Методические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников г. Донецк 2015 г iconМетодические рекомендации по проведению обучения руководителей, специалистов...
Нормативные документы, регламентирующие порядок проведения обучения руководителей, специалистов и работников рабочих профессий по...

Методические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников г. Донецк 2015 г iconМетодическое пособие по проведению обучения по охране труда руководящих...
Типовая программа обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководящих работников и специалистов строительных...

Методические рекомендации по организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специального обучения работников г. Донецк 2015 г iconПояснительная записка программа разработана на основе «Примерных...
Программа предназначена для приобретения слушателями необходимых знаний по охране труда для их применения в практической деятельности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск