Методические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел»


НазваниеМетодические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел»
страница1/7
ТипМетодические указания
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра предварительного расследования

учебно-научного комплекса по предварительному следствию в

органах внутренних дел

ПЛАНЫ

СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В

ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

для курсантов 4-го курса

направление подготовки (специальность)

030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности

Подготовил:

преподаватель кафедры Скориков Д. Г.

зам. начальника кафедры Стешенко Ю.С.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры 02 июля 2014 г.,

протокол № 14
2014
СОДЕРЖАНИЕ


1.

Методические указания………………………………….………..................................

3

2.

Тематический план……..…………………………………………………………….….

9

3.

Перечень основной литературы, необходимой при изучении дисциплины……..

11

4.

Планы семинаров и практических занятий……………………………………….…

16

5.

Темы рефератов, сообщений, докладов……………………………………….………

39

6.

Вопросы для подготовки к экзамену….…………………………………….................

41

7.

Приложения

45




1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



Дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел» предназначена для изучения курсантами 3-го (6-й семестр) и 4-го (7-й семестр) курса обучающихся по направлению подготовки (специальности) 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»1 организации и производства расследования преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел.

Основная цель дисциплины  совершенствование знаний, полученных курсантами (слушателями, студентами) при изучении базовых юридических дисциплин в части организации и производства расследования преступлений следователями органов внутренних дел, формирование и закрепление практических умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности следователя.

Кроме того, на занятиях курсанты учатся работать в коллективе, самостоятельно организовывать индивидуальную работу, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий, качественно и своевременно выполнять учебные задания.

Планы семинаров и практических занятий2 составлены на основе рабочей учебной программы «Предварительное следствие в органах внутренних дел», с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки (специальности) 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности (специализация  уголовно-правовая, узкая специализация  предварительное следствие в органах внутренних дел).

Рабочим учебным планом академии на изучение дисциплины отводится 324 ч, из них: на аудиторные занятия – 170 ч, на самостоятельную работу – 154 ч.

Форма контроля (на 3-м курсе) – зачет.

Форма контроля (на 4-м курсе) – экзамен.

Дисциплина состоит из 3 разделов, объединяющих 22 темы, из которых темы 1-17 изучаются на 3-м курсе, темы 18-22 – на 4-м курсе.

Раздел 1. Организация и производство расследования преступлений.

Тема 1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

Тема 2. История развития органов предварительного следствия России. Организация предварительного следствия в современной России.

Тема 3. Нравственные начала в деятельности следователя. Следственная этика.

Тема 4. Научная организация труда следователя. Планирование расследования и учет в работе следователя.

Тема 5. Взаимодействие следователя с органами дознания.

Тема 6. Взаимодействие следователя с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств.

Тема 7. Правовые отношения следователя с руководителем следственного органа и прокурором.

Тема 8. Государственная защита свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса.

Тема 9. Правовые отношения следователя с судом (судьей).

Тема 10. Правовые отношения следователя с адвокатом.

Раздел 2. Выработка навыков и умений организации и производства следственных и процессуальных действий.

Тема 11. Деятельность следователя по проверке сообщения о преступлении.

Тема 12. Деятельность следователя по организации и производству следственных действий.

Тема 13. Деятельность следователя по задержанию подозреваемого, привлечению лица в качестве обвиняемого и избранию меры пресечения.

Тема 14. Деятельность следователя по прекращению уголовного дела (уголовного преследования).

Тема 15. Деятельность следователя по окончанию предварительного следствия.

Тема 16. Особенности производства предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, страдающими психическими расстройствами.

Тема 17. Особенности производства предварительного следствия по уголовным делам с участием иностранных граждан.

Раздел 3. Следственное учение. Организация и производство расследования преступлений (на примере кражи из жилища).

Тема 18. Деятельность следователя по приему, проверке и разрешению сообщений о преступлениях.

Тема 19. Организация работы следователя по отдельным направлениям его деятельности.

Тема 20. Деятельность следователя на первоначальном этапе расследования.

Тема 21. Деятельность следователя на последующем этапе расследования.

Тема 22. Деятельность следователя на заключительном этапе расследования.

Темы, как правило, включают в себя несколько занятий, содержание которых ориентировано на изучение специфики расследования преступлений против собственности.

Основная задача занятий состоит в том, чтобы курсанты усвоили взаимосвязь фундаментальных и специализированных знаний, необходимых для осмысленного решения задач, возникающих при расследовании конкретного преступления, выработали первичные навыки следственной работы.

При этом основная задача преподавателя состоит в том, чтобы научить курсантов работать самостоятельно, не боясь возможных ошибок, грамотно принимать решения и выбирать рациональные способы их выполнения.

На лекциях (12 ч) курсанты знакомятся с правовой регламентацией, основами организации и производства расследования преступлений.

Семинары (10 ч) посвящены рассмотрению наиболее значимых вопросов лекционного курса. Занятия могут проводиться в виде дискуссии, обсуждения рефератов, развернутой беседы или вопросно-ответным методом.

Обучение по дисциплине имеет практическую направленность, поэтому основное внимание уделено таким активным формам и методам обучения, как практические занятия (148 ч), на которых курсанты анализируют конкретные следственные ситуации, вырабатывают навыки планирования и производства следственных и иных процессуальных действий, учатся составлять процессуальные документы и деловые бумаги следователя.

Занятия проводятся в учебных аудиториях либо на криминалистическом полигоне академии.

Для проведения практических занятий разрабатываются фабулы (вводные) преступлений, на примере которых курсанты познают технологию расследования отдельных видов преступлений против собственности. Учитывая цели и задачи дисциплины, материальное обеспечение учебного процесса, уровень подготовки курсантов, целесообразно использовать фабулу тайного хищения чужого имущества1, совершенного с незаконным проникновением в жилище. При этом информацию о преступлении и результатах его расследования курсанты получают на занятии.

Занятия могут быть организованы и на основе решения отдельных (самостоятельных) следственно-оперативных задач, возникающих при расследовании преступлений против собственности.

При проведении занятий необходимо учитывать последовательность изучения тем и логику расследования преступления.

Примерная схема проведения каждого практического занятия:

1) проверка знаний учебного материала по теме занятия, результатов самостоятельной работы;

2) обсуждение следственной практики по теме занятия;

3) анализ информации о преступлении, результатах его расследования и планирование работы следователя в сложившейся следственной ситуации;

4) выполнение упражнений по выработке навыков производства следственных и иных процессуальных действий, составления служебных документов;

5) анализ результатов выполнения упражнения и планирование дальнейшей работы следователя.

В учебных целях курсанты, перед тем как приступить к выполнению упражнения, составляют план следственного или иного процессуального действия.

Упражнения по выработке навыков работы следователя могут выполняться путем проведения ролевых игр с участием курсантов. Для этого преподаватель разрабатывает сценарий игры с учетом места ее проведения и вариантами развития событий, предварительно инструктирует участников, обеспечивает безопасность курсантов во время игры.

Письменные задания курсанты выполняют рукописным способом на листах белой бумаги формата А4, либо на бланках процессуальных документов, используемых в органах внутренних дел. Отдельные документы по решению преподавателя могут быть составлены машинописным способом.

По окончании занятий по дисциплине курсанты формируют практикум в виде учебного уголовного дела, состоящий из процессуальных и организационно-методических документов.

Кроме того, курсанты должны вести «рабочие» и «специальные» тетради.

В рабочих тетрадях курсанты конспектируют ход занятия. По каждому занятию в тетради должна быть следующая информация:

1) дата проведения и название темы занятия;

2) вопросы, обсуждаемые на занятии;

3) основные термины и определения по теме занятия;

4) названия и основные положения нормативных правовых актов, содержание которых курсанты должны законспектировать и знать;

5) рекомендации преподавателя по теме занятия;

6) варианты выполнения практических заданий.

По мере проведения занятий преподаватель проверяет ведение рабочих тетрадей, о чем делает в них соответствующие записи.

В специальных тетрадях курсанты конспектируют нормативные правовые акты, аналитические обзоры, иные источники информации, имеющие гриф «Для служебного пользования» или «Секретно», а также литературные источники, рекомендованные преподавателем. Данные тетради могут быть использованы и при изучении других дисциплин.

Для успешной работы на занятиях курсанты должны:

1) изучить рекомендованную литературу (нормативные правовые акты, учебную и специальную литературу), конспекты лекций;

2) подготовить ответы на вопросы;

3) ознакомиться с кафедральными учебно-методическими материалами1.

Перечень литературы, необходимой для изучения дисциплины, подразделен на основную (ко всем модулям дисциплины) и дополнительную (к отдельным модулям), которая также подразделяется на основную и дополнительную. Задача преподавателя – своевременно информировать курсантов о новых литературных источниках, содержащих учебный материал по теме занятия.

Для изучения нормативных правовых актов, регламентирующих производство предварительного расследования, рекомендуется использовать соответствующие сборники и комментарии, а также справочно-правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», официальный сайт МВД России.

Приказы МВД России курсанты изучают в специальной библиотеке академии, с соблюдением режима секретности.

Планами занятий предусмотрена подготовка рефератов, сообщений, докладов1 по отдельным вопросам деятельности следователя. В рефератах курсанты анализируют правовые, организационные, тактические и психологические аспекты расследования преступлений против собственности. Основные цели подготовки рефератов  информационная насыщенность занятий; детальное изучение отдельных вопросов деятельности следователя; развитие навыков самостоятельной работы с нормативными документами, специальной литературой, материалами следственной и судебной практики; приобретение опыта публичных выступлений.

Перечень тем рефератов2 является примерным и по усмотрению преподавателя может быть изменен или дополнен. Работа курсантов над рефератом может быть оценена и без публичного заслушивания.

Материально-техническое обеспечение занятий:

1) дидактические материалы: УК и УПК России, иные нормативные правовые акты, учебники, учебные пособия и документы, материалы архивных уголовных дел, бланки и образцы процессуальных документов, вводные к практическим занятиям и т. п.;

2) технические средства обучения: демонстрационные средства (схемы, интерактивная доска, видеопроектор, персональный компьютер (ноутбук), иные печатные устройства и оргтехника), мультимедийные презентации, система дистанционного тестирования «Votum» и т. п.;

3) технико-криминалистические средства: следственный чемодан;

4) объекты: наглядные пособия и материалы, макеты и т. п.

В учебно-лабораторном корпусе академии для проведения практических занятий оборудованы криминалистические полигоны «Гостиничный номер», «Квартира».

Самостоятельная работа предусматривает самостоятельное изучение курсантами учебных вопросов, решение задач по теме занятия, выполнение заданий, указанных в планах занятий. Основная цель самостоятельной работы  расширение кругозора курсантов по отдельным темам изучаемой дисциплины и совершенствование навыков следственной работы.

Во время самостоятельной работы курсанты после каждого занятия должны проанализировать результаты своей работы на занятии, выявить пробелы в знаниях и при необходимости дополнительно изучить рекомендованную литературу, следственную практику, например, аналитические обзоры, методические рекомендации, подготовленные следственным департаментом МВД России, учебные уголовные дела и/или документы3 по теме занятия, которые хранятся в учебно-методическом кабинете кафедры предварительного расследования.

Также время для самостоятельной работы предназначено для конспектирования положений нормативных правовых актов, организационно-методических документов, иных литературных источников по теме занятия, перечень которых определяет преподаватель, ведущий занятия в группе.

На кафедре, согласно утвержденному графику, проводятся консультации, во время которых курсанты могут обращаться по всем вопросам изучаемой дисциплины, в том числе написания рефератов, подготовки отчетных документов.

Курсанты, пропустившие занятия либо занимающиеся по индивидуальному плану обучения, в обязательном порядке отрабатывают учебный материал у преподавателя, ведущего занятия в учебной группе. Для этого они обязаны:

1) законспектировать учебный материал, пройденный в их отсутствие;

2) подготовить ответы на контрольные вопросы;

3) выполнить письменные задания, указанные в плане занятия.

Текущий контроль результатов работы курсантов проводится на занятиях. Работа курсантов оценивается по четырех бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Завершается обучение на 3-м курсе – зачетом, на 4-м курсе - экзаменом. К сдаче зачета и экзамена допускаются курсанты, подготовившие практикум (учебное головное дело). Экзамен проводится по билетам, содержащим как теоретические вопросы, так и практические задания.

На экзамене (зачете) курсанты должны:

1) показать знание нормативно-правовой базы, теоретических положений, следственной и судебной практики, определяющих содержание деятельности следователя по расследованию кражи и других видов преступлений против собственности;

2) продемонстрировать умение:

- анализировать информацию о преступлении, следственные ситуации, оценивать результаты работы следователя, планировать расследование преступления в целом либо производство отдельных следственных действий;

- выполнять отдельные виды работы следователя, например, в аудиторных условиях либо на криминалистическом полигоне академии произвести следственное или процессуальное действие, принять процессуальное решение, составить процессуальный документ.

Для успешной подготовки к экзамену (зачету) в планах занятий содержится перечень вопросов.

Применительно к тематике вопросов разрабатываются и практические задания, которые курсанты будут выполнять на экзамене.

2

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел» iconМетодические рекомендации и задания для выполнения практикума по...
К 62 Методические рекомендации и задания для выполнения практикума по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних...

Методические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел» iconРоссийская федерация федеральный закон о службе в органах внутренних дел
Федерации (далее органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на...

Методические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел» iconМетодические рекомендации по организации изучения общественного мнения...
В последние годы общественными советами при органах внутренних дел активно проводится работа по изучению общественного мнения

Методические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел» iconПриказ от 20 июня 2012 г. N 615 об утверждении инструкции по делопроизводству...
В целях совершенствования делопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации

Методические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел» iconПриказ от 1 декабря 2005 г. N 985 об утверждении инструкции о порядке...
В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении...

Методические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел» iconПриказ от 1 декабря 2005 г. N 985 об утверждении инструкции о порядке...
В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении...

Методические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел» iconПриказ от 26 марта 2013 г. N 161 об утверждении порядка проведения...
В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-фз "О службе в органах внутренних дел Российской...

Методические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел» iconПриказ от 29 августа 2014 г. N 736 об утверждении инструкции о порядке...
В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской...

Методические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел» iconПриказ от 29 августа 2014 г. N 736 об утверждении инструкции о порядке...
В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской...

Методические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел» iconПриказ от 4 мая 2010 г n 333 об утверждении инструкции о порядке...
В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru

Поиск