О ликвидации юридического лица


Скачать 88.44 Kb.
НазваниеО ликвидации юридического лица
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы

О ликвидации юридического лица



Под ликвидацией юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Порядок ликвидации юридического лица регламентируется статьями 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), главой VII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), ст.ст. 18-21 Федерального Закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», иными федеральными законами, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.

Ликвидация юридического лица является длительной процедурой и состоит из следующих этапов:

принятие решения о ликвидации. При этом следует учитывать, что юридическое лицо может быть ликвидировано:

- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

- судом на основании требования органа государственной власти;

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

публикация сообщения о ликвидации и составление промежуточного ликвидационного баланса;

осуществление расчетов с кредиторами и составление ликвидационного баланса;

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.



Пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом уполномоченный орган с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Принятие учредителями (участниками) юридического лица решения о его ликвидации является основанием для направления в уполномоченный орган Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме РН0005, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (далее - постановление N 212) при этом расписка в получении уведомления не оформляется.

Нарушение вышеуказанного срока влечет привлечение учредителей юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

Лицом, уполномоченным подписывать Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме РН0005, может быть (ст.9 Закона №129-ФЗ) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

В случае представления Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме РН0005, удостоверенного подписью неуполномоченного лица, запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) не вносится, о чем уведомляется учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации, либо орган, принявший решение о ликвидации.

На основании Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме РН0005, представленного в уполномоченный орган, принимается решение о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о нахождении НКО в процессе ликвидации. Соответствующее решение и документы направляются в регистрирующий орган, который вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С момента внесения вышеуказанной записи не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

При принятии решения о ликвидации юридического лица учредители (участники) принимают решение о создании ликвидационной комиссии и утверждают ее состав. Главной задачей работы ликвидационной комиссии является выявление всех кредиторов ликвидируемого юридического лица и осуществление расчетов с ними. Поэтому ликвидационной комиссии обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов. Помимо этого ликвидационной комиссии принимает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого юридического лица - дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия после утверждения ее состава принимает на себя все полномочия по управлению делами юридического лица.

Срок предъявления требований должен быть не менее двух месяцев с момента опубликования сведений о ликвидации организации. По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, о реестре заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.

На стадии составления промежуточного ликвидационного баланса ликвидирующая организация должна произвести полную инвентаризацию имеющихся ценностей.

Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации. Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидационная комиссия продает его имущество, путем организации и проведения торгов.

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Если требования кредиторов были предъявлены после срока, установленного ликвидационной комиссией, то они удовлетворяются из средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования, не удовлетворенные из-за недостаточности активов юридического лица, считаются погашенными. После окончания всех перечисленных расчетов оставшееся имущество организации направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства, т.е. только то имущество, которое осталось в распоряжении организации после удовлетворения требований всех кредиторов в установленной ГК РФ очередности. Исключение составляют случаи, когда на момент принятия решения о ликвидации организация не имеет обязательств перед кредиторами. В том случае все имущество НКО направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

В соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. После этого ликвидационный баланс, составленный по типовой форме за период с начала года до момента ликвидации.

Постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 12 сентября 2002 г. указывает, что порядок ликвидации юридического лица определен ст. 63 ГК РФ, согласно которой составление ликвидационного баланса допустимо только после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной ст. 64 ГК РФ. Нарушение правил очередности удовлетворения кредиторской задолженности означает и нарушение требований ст. 63 ГК РФ, что влечет правомерность отказа в снятии с налогового учета, так как ликвидацию юридического лица нельзя считать осуществленной.

Ликвидационный баланс вместе с утвердившим его протоколом общего собрания учредителей (участников) направляется в налоговую инспекцию для проверки и снятия организации с учета. При положительном решении всех вопросов в налоговой инспекции комиссия распределяет оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество среди учредителей, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и учредительными документами НКО, и обращается в банк с просьбой о закрытии счетов организации. Кроме налоговой инспекции заявление о снятии организации с учета в связи с ликвидацией направляются во все внебюджетные фонды, в которых она была зарегистрирована. После чего подготавливаются и направляются в уполномоченный орган документы, необходимые для исключения ликвидируемого юридического лица из Единого государственного реестра, так как в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В уполномоченный орган должны быть сданы для погашения и архивированы оригиналы первых экземпляров устава, учредительного договора и свидетельства о регистрации. По окончанию проделанной работы уполномоченный орган выдает заявителю свидетельство о прекращении деятельности юридического лица путем его ликвидации. С этого момента организация считается ликвидированной.

Особое внимание следует обратить на случай, когда имущество должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. Подобного рода ликвидация должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". При обнаружении названных обстоятельств ликвидационная комиссия должника должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего. В случае если дело о банкротстве возбуждается после создания ликвидационной комиссии, обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора). Нарушение изложенных требований является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица. Помимо этого вышеназванные лица, допустившие нарушение и не обратившиеся в арбитражный суд, несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным обязательствам по денежным требованиям и обязательным платежам должника.

Перечень документов, представляемых в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией
1 этап


  1. Уведомление о принятии решения о ликвидации НКО , подписанное уполномоченным лицом (заявителем) (форма РН0005) в двух экземплярах.

  2. уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, (конкурсного управляющего) НКО. (форма РН0006) - в двух экземплярах.

  3. Сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем НКО (форма РН0006 лист А) - в двух экземплярах.

  4. Решение (протокол) уполномоченного органа (учредителя) НКО о принятии решения о ликвидации НКО, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), определен порядок и сроки ликвидации - в двух экземплярах.


2 этап

  1. Документ, подтверждающий опубликование сведений о ликвидации некоммерческой организации (далее – НКО), порядке и сроке заявления требований кредиторами (не менее двух месяцев с момента публикации) в журнале «Вестник государственной регистрации».

  2. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (форма РН0007), в котором содержатся сведения о составе имущества ликвидируемой НКО, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения в двух экземплярах.

  3. Решение (протокол) уполномоченного органа (учредителя) НКО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

  4. Промежуточный ликвидационный баланс (составляется после предъявления требований кредиторов, но не ранее, чем через два месяца).


3 этап

  1. Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией (форма РН0008) в двух экземплярах (на одном заявлении подпись заявителя должна быть удостоверена нотариально).

  2. Решение (протокол) уполномоченного органа НКО об утверждении ликвидационного баланса в двух экземплярах.

  3. Ликвидационный баланс (составление допустимо только после завершения расчетов с кредиторами в соответствии со ст. 63, 64. ГК РФ).

  4. Документ об уплате государственной пошлины ( в размере, установленном ст. 333.33 НК РФ).

  5. Подлинные документы: устав НКО, свидетельство о государственной регистрации - для аннулирования.

  6. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений

Похожие:

О ликвидации юридического лица iconИнформационная анкета клиента ткб банк пао – юридического лица, иностранной...
Для нерезидента – адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано

О ликвидации юридического лица iconПамятка налогоплательщику для проведения всех необходимых мероприятий...
Принять решение о ликвидации (решение принимается уполномоченным органом согласно Уставу (участниками, акционерами, другими органами),...

О ликвидации юридического лица iconРеализуемое в процессе ликвидации юридического лица
Заявления о государственной регистрации перехода права (см соответствующий образец)

О ликвидации юридического лица iconИнформационная анкета клиента ткб банк пао – юридического лица (ИП)
Сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления,...

О ликвидации юридического лица iconРегистрация юридического лица
Люди, планирующие начать свой бизнес, зачастую сталкиваются с проблемами при регистрации юридического лица. Поэтому рассмотрим порядок...

О ликвидации юридического лица iconРегистрация юридического лица
Люди, планирующие начать свой бизнес, зачастую сталкиваются с проблемами при регистрации юридического лица. Поэтому рассмотрим порядок...

О ликвидации юридического лица iconП\п Наименование документа
Устав юридического лица, Учредительный договор юридического лица, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица,...

О ликвидации юридического лица iconСведения об органах управления юридического лица (структура и персональный...
Порядок заполнения анкеты «Дополнительные сведения для идентификации юридического лица»

О ликвидации юридического лица iconАнкета юридического лица/ иностранной структуры без образования юридического...
Наименование, фирменное наименование на русском языке (полное и (или) сокращенное)

О ликвидации юридического лица iconУчебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация...
Кроме указанных данной статье признаков юридического лица, гк РФ содержит дополнительные требования к юридическим лицам, с учетом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск