Скачать 266.78 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра истории и теории государства и права Н. П. БаскаковаЛОГИКАРекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности 080105.65 «Финансы и кредит» Бузулук 2012 УДК 16ББК 87,4Б 27 Рецензент – старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Н. В. Барабошина
Методические указания для выполнения расчетно-графического задания включают в себя условия для выполнения расчетно-графического задания, упражнения для расчетно-графического задания, вопросы для подготовки к зачету, список рекомендуемых источников.Методические указания для выполнения расчетно-графического задания предназначены для студентов второго курса специальности 080105.65 «Финансы и кредит» очной формы обучения. УДК 16ББК 87,4© Баскакова Н.П.,2012 © БГТИ (ф) ОГУ,2012 Содержание
1 Условия выполнения расчетно-графического заданияЛогика – наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания. Знание логики помогает составить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в выступлениях оппонентов, опровергнуть доводы, выдвинутые противной стороной, правильно составить официальные документы. Изучение закономерности мышления, их сознательное использование в процессе рассуждения вырабатывает навык мыслить более последовательно, непротиворечиво, доказательно, ясно и определенно. Изучение теоретических вопросов логики не является самоцелью. Главное – уметь применять логические законы, формы, приемы и операции на практике, в процессе рассуждения. Приобретению навыков в решении логических задач поможет выполнение расчетно-графического задания, предусмотренного учебным планом. Итогом изучения дисциплины является зачет. Перечень контрольных вопросов для подготовки к зачету имеется в данном пособии. Прежде чем начать выполнение работы необходимо разобрать теоретический материал учебника по логике, вспомнить содержание лекционного материала, и только после этого приступить к выполнению расчетно-графического задания. Расчетно-графическое задание проверяется преподавателем. Качественное выполнение работы, подтверждённое отзывом преподавателя, является одним из допусков студента к сессии (зачету). Работы, полностью дублирующие друг, другу к зачету не допускаются. К оформлению работы предъявляются ряд требований, выполнение которых обязательно для каждого студента. Неправильно оформленная работа, а также со значительными недостатками зачёту не подлежит и с рецензией преподавателя возвращается студенту. Работа должна быть выполнена на листах формата А4. Титульный лист должен быть печатным и содержать фамилию, имя, отечество студента, номер группы, номер варианта. Содержание работы выполняется в печатном варианте. Задания включают 15 вариантов контрольной работы, которые определяются порядковым номером в журнале группы (16-ый студент по списку выполняет снова вариант № 1, 17-ый – вариант № 2, 18-й – вариант № 3 и т.д.). С каждого из 15 заданий студент выполняет номер соответствующий его варианту. Например, Вариант 1 включает в себя задания 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 6.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1, 11.1, 12.1, 13.1, 14.1, 15.1. Перед выполнением каждого задания должно быть указано условие, а затем уже решение. Образцы выполнения заданий представлены в пособии в каждом задании. В конце работы должен быть представлен список используемых источников (не менее 5 наименований). В случаях затруднений, неясностей в понимании отдельных вопросов курса, заданий студентам следует обращаться к преподавателям кафедры «Истории и теории государства и права» в дни консультаций. 2 Упражнения для расчетно-графического задания Задание № 1 Дать логическую характеристику понятиям: Образец: Бригада морской пехоты – понятие общее, нерегистрирующее, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
Задание № 2 Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем: Образец: Президент, Президент Франции, глава государства. А – президент; В – Президент Франции; С – глава государства. Данные понятия находятся в отношении подчинения: С А В
Задание № 3 Дать характеристику (указать вид, правильность) следующих определений, в неправильных указать какое правило нарушено: Образец: Грабеж – преступление против собственности. Определение реальное. Нарушено правило соразмерности, слишком широкое определение.
Задание № 4 Ограничьте понятия. Образец: Журнал – молодежный журнал
Задание № 5 Обобщите понятия. Образец: Студент БГТИ - студент 5.1 Мафия. 5.2 Ректор. 5.3 Музей. 5.4 Бюджетный кодекс РФ. 5.5 Министр. 5.6 Электрон. 6.7 Антарктида. 6.8 Повесть. 6.9 Прокуратура. 6.10 Страховое право. 6.11 Металлургический завод. 6.12 Малахит. 6.13 Акция. 6.14 Москва. 6.15 Созвездие большой медведицы. Задание № 6 Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределённость субъекта и предиката: Образец: Некоторые выпускники БГТИ (S – субъект) работают в адвокатуре (Р – предикат). Суждение частноутвердительное (I). S нераспределен, Р не распределен. Р- S-
Задание № 7 Определите вид сложных суждений, укажите логическую связку. Запишите суждения в явной логической форме: Образец: Курить – здоровью вредить. В явной логической форме: Если курить, то здоровью вредить. Суждение условное (импликативное). Схема: р q. 7.1 «Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной» (Некрасов Н.А.). 7.2 «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было» (Толстой Л.Н.). 7.3 Днем я или пойду в библиотеку, или буду дома готовиться к занятиям. 7.4 Если пойдет дождь, то экскурсия в музей не состоится. 7.5 Коль скоро приближается буря, медузы приплывут к берегу моря. 7.6 В случае когда наступает инфляция, имеет место снижение жизненного уровня трудящихся. 7.7 Посевная пройдет успешно, если и только если, вовремя будут отремонтированы сельскохозяйственные машины. 7.8 « В коллективе возникает хороший психологический климат тогда и только тогда, когда будут однозначно определены задачи, ответственность и компетенция каждого сотрудника» (Р.Шмидт). 7.9 Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит (Тютчев Ф.И.). 7.10 Если эта фигура – ромб, то ее диагонали перпендикулярны, а стороны равны. 7.11 Для сохранения мира на Земле необходимо увеличить усилия всех государств в борьбе за мир. 7.12. «Истон понимал, что сейчас нельзя отказываться от помощи, если он не хочет сесть в лужу» (Д.-Х.Чейз). 7.13 «Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду» (А.С.Пушкин). 7.14 «Если вы твердо уверены, что ваши аргументы убедительнее, но ваш коллега, стоящий на той же ступеньке служебной лестнице, не хочет этого замечать, то избегайте призывать не помощь вашего начальника» (Р.Шмидт). 7.15 Дед Мазай спас не только зайцев с островка, но и с десяток зайчишек, плывущих в половодье на суковатом бревне. Задание № 8 Постройте логический квадрат, установите истинность и ложность полученных суждений: Образец: Совершеннолетние имеют право голоса (общеутвердительное, истинное). Противоположное суждение – Совершеннолетние не имеют право голоса (общеотрицательное, ложное). Противоречащее суждение – Некоторые совершеннолетние не имеют право голоса (частноотрицательное, ложное). Подчиненное суждение – Некоторые совершеннолетние имеют право голоса, истинное). 8.1 Некоторые преступления не являются умышленными. 8.2 Все свидетельские показания подтвердились. 8.3 Некоторые писатели являются авторами фантастических романов. 8.4 Каждый гражданин имеет право на защиту. 8.5 Некоторые преступления относятся к особо тяжким. 8.6 Некоторые предприятия не обладают правами юридических лиц. 8.7 Большинство студентов успешно сдали сессию. 8.8 Большая часть ирландцев говорит на английском языке. 8.9 Многие участники Великой Отечественной Войны награждены боевыми орденами. 8.10 Среди художников есть пейзажисты. 8.11 Некоторые суждения не являются простыми. 8.12 Некоторые рыбы живут в реках. 8.13 Среди преступлений есть преступления против личности. 8.14 Некоторые обстоятельства признаются смягчающими наказание. 8.15 Многие реки России красивы и полноводны. |
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения, выходящих на дипломное проектирование и обучающихся по специальности... | Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности 080105 «Финансы и кредит» | ||
... | Для студентов, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» специализация «Банковское дело» | ||
Для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», специализация «Государственные и муниципальные финансы». — М.: Финансовый... | Методические указания по выполнению и защите дипломной работы по специальности: 080105 «Финансы и кредит». – Спб, 2013. – 36 с | ||
Методические указания предназначены для выполнения лабораторного практикума в соответствии с программой курса «Аналитическая химия»... | Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения направления подготовки 080100 «Экономика» профиль «Финансы и... | ||
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения направления подготовки 080100 «Экономика» профиль «Финансы и... | Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 180 эк/СП |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |