Об общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий


Скачать 273.13 Kb.
НазваниеОб общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3
Об общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий

капитан юстиции А.И. Шелепугин, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации
Наше государство давно вступило в период массовой автомобилизации, повышается плотность и интенсивность движения. Автомобиль стал частью нашей жизни и, следует отметить, поставил перед обществом немало проблем, в том числе и правового характера. Так, с увеличением автомобилей на наших дорогах, к несчастью, увеличивается и число аварий (дорожно-транспортных происшествий (ДТП)), в судах растет количество гражданских дел, связанных с возмещением вреда, причиненного владельцам транспорта, здоровью и имуществу граждан.

Принимая во внимание, что воинская часть так же, как и иные субъекты общественных правоотношений участвует в хозяйственной и иной деятельности, а в ее оперативном управлении находится, как правило, большой парк транспортных средств различного назначения, зачастую больший, чем у многих предприятий, организаций и учреждений, проблема взаимоотношений участников ДТП по поводу возмещения вреда, причиненного в результате ДТП, стала для воинских частей более чем актуальной.

В настоящее время каждому командиру воинской части для успешного разрешения проблем, связанных с ДТП, необходимо знать хотя бы общие условия, при наличии которых наступает гражданско-правовая ответственность за причинение такого вреда, и представлять себе порядок возмещения вреда, причиненного в результате ДТП.

Однако прежде чем перейти к рассмотрению вопроса наступления гражданско-правовой ответственности за причинение вреда в результате ДТП и общего алгоритма действий, которые должна, по моему мнению, в обязательном порядке осуществлять воинская часть, необходимо четко определиться в понятийном аппарате, который используется сотрудниками ГИБДД, следователями правоохранительных органов и судьями судов общей юрисдикции при разрешении дел об установлении виновности лица в ДТП и наступления ответственности за вред, причиненный в результате ДТП.

Так, в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 г. N 1090 (в дальнейшем именуются ПДД) применяются следующие понятия::

«Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

«Транспортное средство» - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Участник дорожного движения» - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
I. Условия наступления ответственности воинской части, за вред, причиненный в результате ДТП

В настоящей статье пойдет речь только о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате ДТП. Вопросы административной и уголовной ответственности за нарушение физическими лицами ПДД освещаться не будут.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, для наступления ответственности необходим ряд условий.

Так, для наступления ответственности за вред, причиненный в результате ДТП, прежде всего необходимо установление самого факта причинения вреда. Вред имеет социальный и правовой аспекты. В социальном смысле любое правонарушение влечет за собой вред, поскольку оно отрицательно воздействует на общественные отношения. В юридическом смысле правонарушение может и не повлечь за собой вред.

Вредом в праве является уменьшение имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального права и (или) умаление нематериального блага (жизнь, здоровье). Существуют понятия «вред», «ущерб», «убыток». Вред и ущерб рассматриваются в качестве синонимов. Убыток является денежным выражением вреда. В соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо (гражданин или юридическое лицо), чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Следовательно, первым условием, при котором может наступать ответственность за причинение вреда в результате ДТП, является факт причинения ущерба участнику ДТП.

В результате ДТП происходит столкновение транспортных средств и возникает правоотношение, по которому, с одной стороны, выступает потерпевший (лицо, которому причинен вред), а с другой – причинитель вреда. Однако на практике при разрешения вопроса, кто из участников ДТП является потерпевшим, а кто причинителем вреда, возникает множество споров. Поэтому вторым важным условием наступления ответственности является вина причинителя ущерба.

Согласно ст. 401 ГК РФ вина выражается в форме умысла или неосторожности. При ДТП вина причинителя вреда обычно выражается в форме неосторожности, так как причинитель вреда не желает его наступления, но в результате нарушения им ПДД (умышленное или по неосторожности) все же причиняет его. Вместе с тем следует отметить, что не каждое нарушение ПДД участником ДТП безоговорочно делает его виновным в ДТП. Так, необходимо еще одно обязательное условие. Это - причинная связь между наступившими последствиями и нарушением ПДД, т. е. бесспорное установление факта того, что именно данное нарушение ПДД повлекло дорожно-транспортное происшествие. Например, в практике следственных и судебных органов неоднократно имеют место случаи ДТП, в которых невиновным в ДТП оказывается лицо, управляющее транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (что само по себе уже является безусловным нарушением ПДД). Однако если в ходе разбирательства было установлено, что данное лицо не нарушило того требования ПДД, которое явилось причиной ДТП, т.е. совершенное им нарушение ПДД, выразившееся в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, не находится в причинной связи с ДТП, то виновным в ДТП признается иной участник ДТП, который нарушил определенные требования ПДД, что и стало причиной ДТП. Гражданин, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, будет нести только соответствующую административную (дисциплинарную) ответственность за то, что он управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а виновник ДТП будет нести помимо административной ответственности за нарушение ПДД и гражданско-правовую ответственность за причинение вреда, и соответственно будет обязан возместить потерпевшему вред, причиненный ему и его имуществу в результате виновного нарушения ПДД, которое повлекло ДТП.

Таким образом можно сделать вывод, что условиями наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате ДТП, являются:

1. Факт причинения участнику ДТП ущерба в результате ДТП.

2. Вина причинителя вреда.

3. Причинная связь между нарушением ПДД и наступлением ущерба.

В случае отсутствия одного из указанных выше условий не должна наступать гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный в результате ДТП.

Специальным государственным органом, наделенным правом определять при ДТП виновное лицо, является ГИБДД. Решение ГИБДД о виновности в ДТП может быть обжаловано в вышестоящий орган ГИБДД, прокуратуру или суд.

После окончательного определения уполномоченными органами лица, виновного в ДТП, оно обязано по требованию потерпевшего возместить ему причиненный в результате ДТП ущерб в полном объеме. В случае отказа лица, виновного в ДТП, добровольно возместить вред, причиненный им в результате ДТП, потерпевшему необходимо обращаться в суд с исковым заявлением к причинителю вреда с требованием о возмещении такого ущерба.
II. Порядок обращения воинской части в суд

Порядок и условия обращения в суд за защитой своего нарушенного права определены гражданско-процессуальным законодательством. Так, в соответствии с общим правилом (ст. 117 ГПК РСФСР) иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения органа или имущества юридического лица. Существует также подсудность по выбору истца. Так, в соответствии со ст. 118 ГПК РСФСР иски о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина или юридического лица, могут предъявляться также по месту причинения вреда. В настоящей статье в качестве места причинения вреда рассматривается место совершения ДТП. Следовательно, при решении воинской частью во-проса о том, в какой суд обратиться с исковым заявлением о возмещении вреда, необходимо руководствоваться ст. ст. 117 и 118 ГПК РСФСР, т.е. следует подавать заявление или по месту жительства (нахождения) причинителя вреда, или по месту совершения ДТП по выбору истца с учетом каждой конкретной ситуации. Требования к форме и содержанию искового заявления определены в ст. ст. 126-127 ГПК РСФСР.

Так, исковое заявление подается в суд в письменной форме. В заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства (нахождения);

3) наименование ответчика, его место жительства (нахождения);

4) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;

5) требования истца;

6) цена иска;

7) перечень прилагаемых к заявлению документов.

Примерный образец искового заявления о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП, прилагается.

При подаче искового заявления у воинской части появляется, на первый взгляд, не главная, но характерная для нашего времени проблема. Это необходимость уплаты лицом, подающим иск в суд, государственной пошлины, размер которой определяется в зависимости от цены иска. В сложившейся в нашем государстве экономической ситуации у воинской части обычно нет денежных средств на уплату государственной пошлины. Однако в случае неуплаты государственной пошлины суд должен оставить исковое заявление без движения и дать срок на уплату государственной пошлины. В случае неуплаты государственной пошлины заявление считается неподанным и возвращается лицу, подавшему исковое заявление (истцу). Следовательно, воинской части необходимо при подаче в суд искового заявления о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, особое внимание обращать и на факт уплаты государственной пошлины.

Размер государственной пошлины определен ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» и зависит от цены иска. Цена иска по делам о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП, определяется взыскиваемой денежной суммой. Соответственно чем больше цена иска, тем больше сумма государственной пошлины.

Так, государственная пошлина взимается с исковых заявлений в судах общей юрисдикции в следующих размерах при цене иска:

1) до 1 тыс. руб. - 5 процентов от цены иска;

2) свыше 1 тыс. руб до 10 тыс. руб. - 50 рублей + 4% от суммы свыше 1 тыс. руб.;

3) свыше 10 тыс. руб. - 410 рублей + 3% от суммы свыше 10 тыс. руб.;

4) свыше 50 тыс. руб. - 1 тыс. 610 рублей + 2% от суммы свыше 50 тыс. руб.;

5) свыше 100 тыс. руб. - 2 тыс. 610 рублей + 1% от суммы свыше 100 тыс. руб.;

6) свыше 500 тыс руб. - 1,5% от цены иска.

Чтобы исковое заявление о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП, не вернулось обратно в воинскую часть, необходимо при подаче искового заявления заплатить какую-либо часть государственной пошлины и подать ходатайство об уменьшении государственной пошлины, подлежащей оплате воинской частью. Образец типовой формы ходатайства прилагается.

Однако подача воинской частью ходатайства об уменьшении государственной пошлины не является обязательным основанием для такого уменьшения. Поэтому рекомендуется не направлять заявление и ходатайство в суд по почте, а подавать исковые заявления и соответствующее ходатайство на личном приеме у судьи, чтобы попытаться убедить судью в необходимости уменьшить государственную пошлину.
III. Обязанность возмещения вреда, причиненного в результате ДТП

В соответствии с законом, а именно абзацем 2 ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Рассмотрим два основания, при наличии которых может наступать обязанность возмещения вреда лицом, не причинившим вред, наиболее часто встречающиеся в практике рассмотрения споров о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на владельца источника повышенной опасности.

По смыслу закона под источником повышенной опасности понимается деятельность определенных предметов материального мира, которая связана с повышенной опасностью для окружающих (использование механизмов, устройств, транспортных средств и т.п.), проявляющая в процессе их эксплуатации вредоносные качества и не поддающаяся в полной мере контролю человека, в результате чего они и создают опасность для окружающих.

Владельцем источника повышенной опасности в соответствии с абзацем 2 ст. 1079 ГК РФ являются граждане или юридические лица, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче источника повышенной опасности и т.п.). Следовательно, понятие владельца источника повышенной опасности значительно шире, чем понятия собственника автомобиля и лица, управляющего транспортным средством. Понятие владельца источника повышенной опасности имеет большое значение, так как определяет субъект ответственности за вред, причиненный в результате ДТП.

Для лучшего понимания значения понятия «владелец источника повышенной» опасности приведу один пример из судебной практики.

Так, в результате ДТП получили технические повреждения автомобиль, управляемый гражданином К. по доверенности, и автомобиль, находящийся под управлением гражданина Н. Виновным в ДТП был признан К., и он же в результате ДТП погиб. Н. предъявил иск в межмуниципальный (районный) народный суд г. Москвы о возмещении причиненного ему в результате ДТП вреда к гражданину А. - собственнику автомобиля, которым управлял по доверенности погибший гражданин К. Межмуниципальный суд иск удовлетворил. Кассационная инстанция решение отменила и в удовлетворении иска отказала ввиду неправильного определения судом первой инстанции субъекта ответственности. Владельцем источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1064 ГК РФ в момент причинения вреда был гражданин К., так как управлял автомобилем по доверенности, выданной ему гражданином А. При таких обстоятельствах гражданин А. в момент столкновения транспортных средств не являлся владельцем источника повышенной опасности применительно к понятию «возмещение вреда» и, следовательно, не должен нести ответственности на основании ст. 1079 ГК РФ. Владельцем источника повышенной опасности в момент столкновения транспортных средств являлся погибший К., а гражданин А. является собственником автомобиля.

Владелец источника повышенной опасности обязан возместить вред, причиненный транспортным средством, при условии, что лицо, которое управляло им, виновно в ДТП, в результате которого причинен вред.
  1   2   3

Похожие:

Об общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий iconОб общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий
Капитан юстиции А. И. Шелепугин, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Об общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий icon2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Целями освоения дисциплины (модуля) "Экспертиза дорожно-транспортных происшествий" является формирование у студентов навыков и знаний...

Об общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий iconИсковое заявление о возмещении вреда здоровью гражданина, причиненного...

Об общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий iconОтчет по практике Название дисциплины
Актуальность вопросов возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, определила тему моей магистерской диссертации – «Гражданско-правовое...

Об общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий iconОтдел гибдд мо мвд россии «Сокольский» сообщает, что за истекший...
Сокольского района зарегистрировано 6 дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, имеющих стаж управления транспортными...

Об общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий iconОбразец искового заявления о взыскании страхового возмещения (о возмещении...
Не вызывает сомнения. В данном дтп вред жизни или здоровью его участников не причинён, а размер ущерба не превышает сумму страхового...

Об общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий iconПравила профессиональной деятельности разработаны
Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного...

Об общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий iconОтчет по практике Название дисциплины
О возмещении материального ущерба, вреда здоровью и компенсации морального вреда, причиненных в результате дорожно-транспортного...

Об общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий iconИсково е заявлени е о взыскании страхового возмещения вреда причинённого в дтп

Об общих вопросах возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий iconИсково е заявлени е о взыскании страхового возмещения вреда причинённого в дтп

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск