ДНЕВНИК
педагогической практики по специальной
дошкольной педагогике и психологии
Студента(ки)_____________________________________________________
____________________________________________________________курса
Факультера_______________________________КГПУ им. В.П.Астафьева
в____________________группе, ДОУ №______________________________
с___________________2012 по_________________________________2012г
Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П.Астафьева
Институт специальной педагогики АТТЕСТАЦИЯ
студента за производственную практику Студент______________курса ИСП КГПУ
Ф.И.О.____________________________________________________________
Педагог-дефектолог ДОУ____________________________________________
Воспитатель ДОУ___________________________________________________
Педагог-психолог ДОУ ______________________________________________
Время прохождения практики с____________по_________20____ - 20______г
Название образовательного учреждения
___________________________________________________________________ В результате прохождения практики студент получает оценки за:
Письменный отчет по заданию № 1 («Портрет дошкольного образовательного учреждения»).________________________________________
Дневник практики._____________________________________________
Документация дошкольного педагога-дефектолога__________________
Нормативная документация детского практического психолога ДОУ.______
________________________________________________________________________
Протокол сурдопедагогического обследования детей с нарушениями слуха._________________________________________________________________
Проведение экскурсии в соответствии с планом работы воспитателя группы._______________________________________________________________
Оформление уголка для родителей, имеющих детей с нарушениями слуха.___________________________________________________________________
Конспекты развивающих, обучающих и коррекционных занятий, игр с детьми дошкольного возраста с нарушениями._________________________________
Анализ собственной деятельности в дошкольном образовательном учреждении комбинированного типа (для детей с нарушенным и сохранным слухом)._________________________________________________________________
Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха.__________________________________
Цель практики: знакомство студентов с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии, формирование профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих становлению качеств, необходимых педагогу-дефектологу, педагогу-психологу для успешной работы в специализированных дошкольных образовательных учреждениях.
Задачи практики:
- совершенствовать теоретический уровень овладения общими и специальными знаниями у студентов и выработать умения применять полученные знания в практической педагогической и психологической деятельности;
- формировать умение наблюдать и анализировать коррекционно-развивающий процесс в специальных дошкольных учреждениях для детей с отклонениями в развитии;
- формировать умения проводить диагностическую работу с детьми дошкольного возраста с нарушенным слухом;
- подготовить студентов к эффективному проведению коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушенным слухом, учитывая при этом их психофизиологические особенности и возможности:
- воспитывать положительное отношение к профессии дошкольного педагога-дефектолога, педагога-психолога и совершенствовать свои педагогические способности и профессиональные качества, как будущего специалиста.
Практика проводится на IV курсе, в 8 семестре. Продолжительность практики – 4 недели по 6 часов в день. Студенты работают в качестве помощника педагога-дефектолога и воспитателя, знакомятся с деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Содержание практики
В начале практики (первые три дня) студенты знакомятся со спецификой работы дошкольного образовательного учреждения и образовательными программами для детей с нарушениями в развитии.
Знакомятся с деятельностью дошкольного педагога-дефектолога, воспитателя группы и педагога-психолога ДОУ, а также с оформлением и ведением организационной, нормативной и специальной отчетной документацией педагога-дефектолога и педагога-психолога в системе специального образования. Студенты изучают личные дела воспитанников групп, посещают развивающие и коррекционные занятия, проводимые педагогом-дефектологом, воспитателем группы и педагогом - психологом, знакомятся с оформлением и заполнением документации, активно участвуют и помогают педагогам данного дошкольного образовательного учреждения, занимаются диагностической, просветительской, консультативной и профилактической деятельностью под руководством педагогов группы, проводят обучающие и развивающие игры и занятия с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии, посещают и готовят материал для родительских собраний; посещают родительские собрания, проводимые педагогами, готовят стендовый материал, уголок для родителей.
Форма отчетности.
По окончании педагогической практики студенты готовят письменный отчет, включающий:
Письменный отчет по заданию № 1 («Портрет дошкольного образовательного учреждения»).
Дневник практики.
Документация дошкольного педагога-дефектолога (перечислить, приложить чистые образцы формы ведения).
Нормативная документация детского практического психолога ДОУ (перечислить, приложить незаполненные образцы формы ведения).
Протоколы (2 протокола на каждого студента) сурдопедагогического обследования устной речи детей с нарушениями слуха.
Проведение экскурсии в соответствии с планом работы воспитателя группы.
Оформление уголка для родителей детей с нарушениями слуха (приложить все печатные материалы, подготовленные студентом и размещенные в уголке).
Конспекты развивающих, обучающих и коррекционных занятий, игр с детьми дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Анализ собственной деятельности в специализированном дошкольном образовательном учреждении.
Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Задания
Задание № 1
Портрет образовательного учреждения.
Обозначить основные направления работы специализированного дошкольного образовательного учреждения для детей снарушенным и сохранным слухом (паспорт дошкольного образовательного учреждения, образовательные программы, организация педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении, актуальные проблемы образовательного учреждения, цели и задачи данного дошкольного учреждения, пути решения возникающих проблем).
При составлении портрета дошкольного образовательного учреждения опирайтесь на методические материалы к выполнению заданий. Задание № 2
Дневник практики.
Студенты-практиканты выполняют следующие виды работ:
изучают специфику работы дошкольного педагога-дефектолога и воспитателя данного образовательного учреждения,
самостоятельно проводят педагогическую диагностическую работу с дошкольниками,
проводят экскурсии, игры-занятия, оказывают активную помощь воспитателю группы и дошкольному педагогу-дефектологу,
посещают и подготавливают необходимый материал для проведения родительских собраний педагогами группы,
знакомятся с нормативными документами и инструктивными письмами, регулирующими деятельность педагога-дефектолога, с отчетной и специальной документацией (планы и отчеты) о проделанной работе,
знакомятся с графиком работы педагога-дефектолога дошкольного образовательного учреждения,
ведут протоколы обследования состояния речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, делают заключения и оказывают индивидуальную помощь каждому ребенку с нарушением в развитии под руководством педагога-дефектолога.
С целью овладения аналитическими умениями и профессиональными качествами студенты ведут дневник.
Примерная форма дневника студента-практиканта см. в Приложении № 2 в методических материалах к выполнению заданий. Задание № 3
Изучение документация дошкольного педагога-дефектолога
Необходимо перечислить, и приложить чистые образцы формы ведения документации. При анализе документации возможно дополнить её графами, разделами, рекомендованными в методической литературе. К данной документации относятся:
Список детей с указанием возраста, степени, времени и причины снижения слуха; используемый слуховой аппарат (модель, фирма); сведения о родителях.
результаты сурдопедагогического обследования детей,
планы занятий, конспекты занятий,
график работы,
инструкция по охране труда, и здоровья,
должностная инструкция педагога-дефектолога,
план методической и самообразовательной работы на год,
годовые отчеты.
Портфолио ученика и педагога.
Задание № 4
Нормативная документация детского практического психолога ДОУ.
Документация практического психолога, обеспечивающая содержательную и процессуальную стороны профессиональной деятельности. В специальную документацию входят:
материалы для проведения диагностических обследований по возрастам;
протоколы диагностических обследований, психологические заключения (представления психолога),
коррекционные карты;
Списки детей, зачисленных на групповые занятия, их направленность;
Списки детей, зачисленных на индивидуальные занятия, их направленность (коррекция отклонений в поведении, развитие словесной или зрительной памяти, сенсорное развитие и т.д.);
Планы, конспекты коррекционных занятий, бесед, игр т.д.;
карты (истории) психического развития; психологические характеристики за прошедшие годы; выписки из психологических заключений и карт развития.
План работы с родителями.
План методической и самообразовательной работы на год.
План проведения консультаций, семинаров, консультаций для педагогического коллектива.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных виды – свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Их основная цель - ознакомление с индивидуальными особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).
Более подробную информацию см. в Приложении № 4 в методических материалах к выполнению заданий.
Оформить перечень документации, которая ведется в данном учреждении, разработать и приложить план одного из мероприятий с родителями: беседу, День открытых дверей, анализ достижений за определенный период, рекомендации на волнующую личную тему и др.
Задание № 5
Протокол сурдопедагогического обследования детей с нарушениями слуха6-7 лет. Практиканту необходимо обследовать двоих детей с нарушенным слухом, желательно, чтобы это были дети с разной степенью тугоухости или разным уровнем слухоречевой готовности.
Для фиксации результатов обследования прилагается готовая форма протокола. Результаты, включая ответы детей, заносятся прямо в этот протокол. Для удобства протокол его можно перевести в более крупный шрифт.
Весь речевой материал дан в самом протоколе. Исключение составляет проверка звукопроизношения. Для проведения данной проверки необходимо подобрать картинки к речевому материалу, который указан (проверка№5).
После протокола даны методические рекомендации по проведению обследования. В случае затруднений нужно обратиться за помощью и разъяснением к сурдопедагогу учреждения или к педагогу по практике.
Протокол обследования должен подписать педагог образовательного учреждения, у которого студент закреплен для прохождения практики. Протокол сдается методисту вместе с приложением подобранного наглядного материала к проверке №5.
(См. Методические материалы к выполнению заданий). Провести обследование, оформить протокол. Задание № 6
Проведение экскурсии в соответствии с планом работы воспитателя группы.
Одной из форм организации учебного занятия обучения дошкольников с нарушенным слухом являются экскурсии. Тематика экскурсий определяются программой специализированного дошкольного образования (прилагается в сканированном варианте). В соответствии с планом работы воспитателя провести ознакомительную, уточняющую ранее полученные представления или закрепляющую (итоговую) экскурсию с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии на любую тему.
Представить план-конспект занятия-экскурсии. Задание № 7
Оформление уголка для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии.
Используя специальную литературу, подготовить и оформить рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии в соответствии со спецификой специализированного дошкольного учреждения в виде стендовой информации или методических рекомендаций. Тему согласовать с педагогом-дефектологом или воспитателем группы. Наиболее актуальными вопросами для рассмотрения являются: в младшем дошкольном возрасте - система обучения и воспитания по системе Э.И. Леонгард, в старшем дошкольном возрасте – рекомендации по подготовке к школьному обучению в условиях интеграции на базе общеобразовательных учреждений: плюсы и минусы интеграции. Также важным вопросом современности является слухопротезирование путем кохлеарной имплантации. Задание № 8
Конспекты развивающих, обучающих и коррекционных занятий, игр с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии в соответствии со спецификой данного образовательного учреждения. Преимущественно это занятия по развитию речи, ручному труду, театрализованные игры-занятия, занятия по интеллектуальному развитию (психологическое сопровождение), сюжетно-ролевые игры («Магазин», «В гости к бабушке», «В театре»).
Провести любые 3 занятия на выбор, представить планы-конспекты. Задание № 9
Анализ собственной деятельности в специализированном дошкольном образовательном учреждении.
Представить полный анализ собственной деятельности в период прохождения педагогической практики. Отразить в свободной форме следующие моменты: собственные впечатления о педагогической практике (чувства, мысли), указать достижения как студента-практиканта, выделить возникшие затруднения в период прохождения практики (с чем связаны эти затруднения). Задание № 10
Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Составить характеристику на каждого ребенка-дошкольника, находящегося в группе. При ее составлении опираться на методические материалы к выполнению заданий (Приложение № 5). МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ Приложение к заданию № 1
Портрет образовательного учреждения
Год образования ДОУ:
Тип ДОУ:
Вид:
Режим работы ДОУ:
Заведующая ДОУ:
Количество групп:
Количество воспитанников:
Воспитательно-образовательный процесс строится на основе программы «…..» (автор)
Здоровьесберегающее направление осуществляется по программе «…» (автор)
Коррекционная работа строится по программам: ….
Приоритетные направления работы обеспечивают:
- педагоги: (можно указать должности)
- медики: (…)
Имеют квалификационную категорию:
- высшую - …% педагогов (или их количество)
- первую - …
- вторую - …
Образовательный уровень:
- высшее педагогическое - …
- учатся в ВУЗах - …
Среднее педагогическое - …
ДОУ предлагает дополнительные услуги: (например, танцевальный кружок, театральная студия, ИЗО студия, секция общей физической подготовки и т.п.)
ДОУ располагает: (например, музыкальным и спортивным залами, медицинским кабинетом, кабинетом логопедов и психолога и т.п.) Режим дня ДОУ № __________
№
п/п
| Режимные процессы
| 1 младшая группа
| 2 младшая группа
| Средние группы
| Старшие группы
| Подготовительные к школе группы
| 1.
|
|
|
|
|
|
| 2.
|
|
|
|
|
|
| Приложение к заданию № 2
Примерная форма дневника. Дневник
педагогической практики
Студента(ки)_______________________________________________
__________курса, факультета_________________________________
___________________КГПУ им. В.П.Астафьева в ________________
группе ДОУ № _________с _________200__ по_____________200__г
Дата
| Содержание работы на день
| Анализ деятельности
| Примечания
|
|
|
|
|
Приложение к заданию № 4
Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях ДОУ является оформление разного рода документации, ведение которой необходимо для организации всех направлений работы практического психолога: просветительско-консультативной, профилактической до коррекционно-диагностической деятельности.
Комплект (пакет) документации дошкольного педагога-психолога подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.
В перечень нормативной документации входят:
Конвенция о правах ребенка;
Положение о психологической службе в системе образования;
Положение о практическом психологе;
Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).
Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением.
В перечень специальной документации входят: психологические заключения, коррекционные карты, протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми – заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных – свободные для доступа лиц, заинтересованных в информации. Их основная цель – ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).
Выписка – внешний документ, оформляется по запросу как частных лиц (родителей, воспитателей, педагогов), так и по официальному запросу государственных учреждений. В выписке отражаются основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а также общие и специальные рекомендации. В случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование, и административного лица образовательного учреждения (зав. дет. садом, директора центра и т.д.).
Психологическая характеристика (психологическое представление) отражает психологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях развития ребенка (познавательной, личностно-мотивационной сферы, психофизиологических особенностях, коммуникативных предпочтениях и т.п.).
Психологическое заключение – основная рабочая документация психолога.
Коррекционная карта - развернутая картина психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е. программы. В коррекционной карте отражаются:
- исходные данные (Ф.И.О. возраст ребенка или код ребенка);
- исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка), дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза);
- тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии или психокоррекции);
- средства коррекционных воздействий (ИЗО, музыкальные, игровые и т.д.);
- сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле);
- рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий;
- динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе резюме к каждому занятию цикла;
- выпускающая характеристика с общими рекомендациями.
Остановимся на протоколах диагностических обследований, коррекционных занятий, интервью, бесед. Протокол рассматривается как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком - взрослым.
Протокол диагностических обследований оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. Требования касаются только единиц фиксирования: поведенческие реакции (мимические, пантомимические проявлении), вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности. Обязательным является фиксация вводных данных с кодом развития ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики имеют специальные формы протоколов, тогда они входят в пакет инструментария.
Протоколы бесед чаще всего заполняются post factum, по окончании процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога. Иногда психологи используют диктофоны при протоколировании процедур. Это помогает сфокусировать внимание на других важных показателях, как-то: личностно-мотивационные проявления (мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.).
Заключительным в перечне специальной документации является карта (история) развития как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
В карту развития включаются основные анкетные данные, сведения о родителях и других членах семьи, а также социально-бытовых условиях проживания ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка, стили семейных взаимоотношений – все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций. Кроме того, в карту развития включаются особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в ДОУ и характеристики его взаимодействий со сверстниками.
Оформление данного документа может быть представлено в виде таблицы, либо свободного описания по вышеперечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития ребенка на разных возрастных этапах. Приложение к заданию № 5 (составлен по материалам учебного пособия «Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования». - Гриф УМО МО РФ. - Яхнина Елена Захаровна. – Издательство Академия (Academia). – 2011.).
ПРОТОКОЛ ОБЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА СУРДОПЕДАГОГОМ
Фамилия, имя, отчество ребенка_________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________________
Место жительства_____________________________________________________________________
Дошкольное образовательное учреждение № (массовый, специализированный, не обучался).
Диагноз: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|