НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Рабочая программа дисциплины для направления подготовки бакалавра/ магистра
1Область применения и нормативные ссылки Внутренний экзамен по английскому языку является единым и обязательным для всех студентов итоговым контролем за первый год обучения. Настоящая рабочая программа дисциплины очерчивает область подготовки к экзамену на основании установленных минимальных требований к знаниям и умениям студента, полученным в ходе подготовки по программе «Внутренний экзамен по английскому языку (1 курс)» а также определяет содержание и виды заданий итогового экзамена.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Английский язык», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.03.01 «Филология».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 45.03.01 «Филология», https://spb.hse.ru/ba/philology/documents;
Спецификацией единого экзамена 1 курс, 4 модуль и образцами экзаменационных заданий по всем видам деятельности, https://lang.hse.ru/documents;
Программой учебной дисциплины «Английский язык» по направлению подготовки 45.03.01 «Филология»,
Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург по направлению подготовки 45.03.01 «Филология», бакалавриат, 1 курс, утвержденным в 2015 г.
2Цели дисциплины Основной целью курса дисциплины «Внутренний экзамен по английскому языку (1 курс)» является проверка уровня владения студентами английским языком в конце обучения на 1 курсе, формирование у студентов навыков самооценки своей иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с общеевропейской шкалой (Общеевропейская шкала уровней CEFR http://www.cambridgeenglishteacher.org/what_is_this), а именно: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной, стратегической, а также формирование академических навыков, необходимых для использования английского языка в учебной, научной, и профессиональной деятельности. Задачами дисциплины являются:
1. проверка знания студентами формата международного экзамена по академическому английскому, требований формата, критериев оценки разных видов деятельности;
2. проверка речевых умений в устной и письменной речи, языковых навыков и социокультурной осведомленности в диапазоне указанных уровней коммуникативной компетенции;
3. проверка уровня речевых умений в устной и письменной речи, навыков работы с разными видами текстов в формате международного экзамена (IELTS);
4. проверка знания студентом эффективных стратегий сдачи экзамена.
3Компетенции обучающегося, необходимые для успешной сдачи экзамена Студент должен знать:
повседневную и академическую лексику в рамках предложенной программы;
обязательную лексику курса основного английского данного уровня в объеме базовых 300 языковых единиц;
обязательную грамматику курса;
правила речевого этикета;
жанровые особенности академических текстов;
основные особенностях научного стиля;
требования к речевому и языковому оформлению устных и письменных высказываний с учетом специфики иноязычной культуры;
основные ресурсы, с помощью которых можно оценить достигнутые цели, выявить пробелы в знаниях и эффективно восполнить имеющиеся пробелы в языковом образовании (типы учебных пособий, словарей, справочников, информационных сайтов).
Студент должен уметь:
читать и понимать основное содержание аутентичных английских общественно-политических, публицистических и прагматических текстов (информационных буклетов, брошюр/проспектов), научно-популярных текстов, блогов/веб-сайтов; выделять значимую/запрашиваемую информацию из прагматических текстов справочно-информационного и рекламного характера, уметь выделить главное и сопутствующее в тексте любой сложности и представить результаты в устной и письменной форме;
делать заметки, конспектировать основные положения прочитанного материала для последующего обобщения;
воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных общественно-политических, публицистических (медийных) и прагматических текстов, относящихся к различным типам речи (диалог, сообщение, рассказ, лекция), содержащих до 3% незнакомой лексики, значение которой должно быть раскрыто на основе умения пользоваться языковой логической догадкой, а также выделять в них значимую/запрашиваемую информацию, уметь конспектировать услышанное, вести запись основных мыслей и фактов (из аудиотекстов и текстов для чтения);
отвечать на вопросы по общей тематике, делать монологическое высказывание по предложенной теме или на основании предложенного текста, отвечать на вопросы, требующие аналитического взгляда на проблематику, выявлять под-проблемы, уметь высказать и обосновать свою точку зрения, проходить диалог-интервью/собеседование, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости используя стратегии преодоления затруднений в процессе коммуникации (переспрос, перефразирование и др.); делать сообщения и выстраивать монолог-описание, монолог-повествование и монолог-рассуждение, используя при этом широкий набор языковых средств;
формулировать основную мысль абзаца (topic sentence) в соответствии с общей формулировкой темы и написать абзац, соответствующий данной основной мысли;
логически-организованно устно и письменно описать график, диаграмму, процесс представленный в виде картинок;
составлять логическое, структурированное сообщение по широкому спектру тем;
извлекать и обрабатывать необходимую информацию из текстов по специальности;
пользоваться справочными материалами, в том числе, ресурсами Интернет.
Студент должен владеть:
навыками просмотрового, поискового чтения и чтения с полным пониманием содержания прочитанного;
навыками устного общения на английском языке (в пределах повседневной, профессиональной и академической тематики);
навыками передачи информации, взаимодействия, импровизации;
навыками участия в дискуссии;
умениями формулировать свою точку зрения по вопросам темы, приводить аргументы;
стратегиями восприятия, анализа, создания устных и письменных текстов разных типов и жанров;
компенсаторными умениями, помогающими преодолеть затруднения в коммуникации, вызванные объективными и субъективными, социокультурными причинами;
стратегиями проведения сопоставительного анализа факторов культуры различных стран.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Код компетенции по порядку
| Код
Компетенции
по ЕК
| Формулировка компетенции
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| УК-1
| СК- Б 1
| Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
| Внеаудиторное чтение, подготовка устного резюме (summary) текста, подготовка презентаций, проектная работа, работа в системе LMS e-front
| УК-2
| СК-Б3
| Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.
| Написание эссе, различные виды монологической и диалогической речи, защита результатов краткосрочных проектов
| УК-3
| СК-Б4
| Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза
| Подготовка и презентация проектной работы
| УК-4
| СК-Б5
| Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности
| Подготовка проектной работы в сисеме LMS e-front, выполнение самостоятельной работы: написание эссе, описание графиков, таблиц и т.д.
| УК-5
| СК-Б6
| Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
| Подготовка проектной работы в сисеме LMS e-front, выполнение самостоятельной работы: написание эссе, описание графиков, таблиц и т.д.
| УК-6
| СК-Б7
| Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества
| Подготовка и презентация проектной работы
| УК-7
| СК-Б8
| Способен работать в команде
| Выполнение проектных работ, презентаций, требующих совместных усилий группы
| УК-8
| СК-Б9
| Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
| Написание эссе, различные виды монологической и диалогической речи, защита результатов краткосрочных проектов
| УК-9
| СК-Б10
| Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
| Написание эссе, подготовка презентаций, устные монологические и диалогические высказывания, чтение текстов общекультурной и профессиональной направленности
| УК-10
| СК-Б11
| Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде
| Чтение аутентичных англоязычных текстов, прослушивание аутентичных англоязычных лекций
| Общепрофессиональные
| ПК2
| ИК - Б2.2.1-2/4.2англ/5.2
| Способен свободно осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на английском языке как языке международного общения и академической деятельности
| Ведение диалогов, написание электронных писем и т.д.
| ПК4
| ИК - Б2.2.2/4.1-2/5.2
| Способен создавать тексты различных типов для научно-исследовательских, деловых, проектных и иных целей на русском и иностранных языках
| Написание эссе, описание графиков, таблиц и т.д.
| в проектной деятельности
| ПК16
| ИК – Б.1п.1-3
| Способен участвовать в разработке и документальном сопровождении индивидуального или коллективного проекта, определять его цели задачи, сроки выполнения
| Подготовка и презентация проектной работы
| Общепрофессиональные компетенции
| ПК21
| СЛК –Б3
| Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию
| Подготовка проектной работы в сисеме LMS e-front, выполнение самостоятельной работы, внеаудиторное чтение, подготовка устного резюме (summary) текста
| ПК24
| СЛК –Б6
| Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе
| Написание эссе, подготовка презентаций, устные монологические и диалогические высказывания, чтение текстов общекультурной и профессиональной направленности
| ПК27
| СЛК –Б9
| Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации
| Написание эссе, подготовка презентаций, устные монологические и диалогические высказывания, чтение текстов общекультурной и профессиональной направленности
| ПК28
| СЛК – Б.10.1 (Фил)
| Способен к поддержанию и распространению высоких стандартов речевой культуры
| Написание эссе, различные виды монологической и диалогической речи, защита результатов краткосрочных проектов
|
4Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарный дисциплин учебного цикла «Бакалавр»-Б1 гуманитарных и социально-экономических дисциплин основной образовательной программы (ООП) бакалавриата и блоку дисциплин «Б (Базовые программы)», обеспечивающих бакалаврскую подготовку.
Данная дисциплина является обязательной для всех студентов 1 курса. Экзамен сдается в конце учебного года, в 4 модуле.
5Формы контроля знаний студентов
Экзаменационная работа состоит из 4-х частей.
| %
| Время, мин.
| Чтение
| 25
| 20
| Аудирование
| 25
| 20
| Письмо
| 25
| 30
| Говорение
| 25
| 10*
| Всего: 80 минут в расчете на одного студента 5.1 Формат проведения экзамена Задания на чтение, аудирование и письмо выполняются по окончании занятий в назначенный день. Время выполнения – 70 минут.
Устная часть экзамена состоит из двух частей. В начале беседы студент без подготовки отвечает на 2-3 вопроса общего характера, целью которых является представление студента экзаменаторам. Ответ состоит из 1-2 развернутых предложений.
Во второй части студент получает карточку с заданием. Тематика определяется в соответствии с программой. В течение 1 минуты студент продумывает ответ. Затем в течение 2 минут высказывается по заданной теме, после чего отвечает на 2-3 дополнительных вопроса экзаменаторов
и/или реагирует на их высказывания по обсуждаемой тематике.
5.2 Содержание экзаменационной работы
В экзаменационной работе использованы задания следующих типов:
ЧТЕНИЕ.
1. Задания на логико-смысловые соответствия: заполните предложенные ниже утверждения, использую не более 3х слов из текста.
2. Задания на понимание запрашиваемой информации: правда/неправда/не сказано. АУДИРОВАНИЕ.
Задание на понимание источника информации: выявление соответствия слов участникам коммуникации.
2. Задание на понимание запрашиваемой информации: заполнение пропусков. ПИСЬМО.
Ответ на поставленный вопрос в пределах одного абзаца (100-150 слов). Тематика определяется в соответствии с программой.
УСТНАЯ РЕЧЬ.
Представление студента экзаменаторам.
Высказывание по определенному заданию с последующим обсуждением, предполагающим развернутые аргументированные ответы на вопросы и высказывания экзаменаторов.
5.3 Распределение заданий по содержанию и проверяемым умениям и навыкам
Разделы работы
| Проверяемые элементы содержания
| Количество заданий
| всего
| С выбором ответа и кратким ответом
| С развернутым ответом
| Аудирование (полилог)
| Контролируется:
1. понимание соответствия слов участникам коммуникации;
2. понимание запрашиваемой информации.
| 10
| 5
5
|
| Говорение
| - монолог
Неподготовленная беседа
Контролируется: 1.соответствие теме и задаче;
2.организация высказывания;
3. грамотность;
4. выбор речевых и языковых средств;
5. беглость речи;
6.интерактивность.
| 3
|
| 3
| Чтение (научно-популярная статья)
| Контролируется:
1. понимание логико-смысловых соответствий в тексте;
2.понимание информации.
| 10
| 5
5
|
| Письмо
| Написание абзаца.
Контролируется:
1. соответствие теме и коммуникативному заданию;
2.организация текста;
3. грамотность;
4. выбор языковых средств.
| 1
|
| 1
|
| Итого:
| 24
| 20
| 4
| 5.4. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом Задание с выбором ответа и кратким ответом считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 0 или 1 балл.
Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. К каждому заданию приводится инструкция для экспертов (критерии), в которой указывается, за что выставляется каждый балл.
Общий балл вычисляется по следующей формуле:
R*0,2 + A*0,2 +Sp*0,3 + P*0,3 = Exam, где R – оценка за чтение;
A — оценка за аудирование;
Sp – оценка за устную речь,
P — оценка за написание абзаца. 5.5. Образцы заданий экзаменационной работы
| Раздел работы
| Образцы заданий
| 1
| Чтение
| 1. Заполните предложенные ниже утверждения, использую не более 3х слов из текста.
2. Прочитайте текст и пометьте утверждения 6-10.
Верно/неверно/не указано.
| 2
| Аудирование
| 1. Прослушайте полилог и установите соответствие высказываний 1- 5 участникам полилога P, J, T.
2. Прослушайте полилог и заполните пробелы 6-10 в таблице.
| 3
| Говорение
| 1. В течение 2-х минут рассуждайте на заданную тему (тематика определяется в соответствии с программой).
2. Ответьте на вопросы экзаменаторов. Поддержите их реплики и высказывания.
| 4
| Письмо
| Ответьте на поставленный вопрос в пределах одного абзаца (минимум 150 слов). Тематика определяется в соответствии с программой.
|
5.6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют сформированность ключевых языковых навыков и речевых умений на иностранном языке. Задания повышенного уровня сложности предполагают владение познавательными умениями в устной и письменной речи, без которых невозможно успешное продолжение обучения на более высоких ступенях.
Таблица 2. Распределение заданий по уровням сложности
Уровни сложности
| Число заданий
| Максимальный балл за задания данного уровня сложности
| Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу
| Базовый
| 12
| 5
| 50,00%
| Повышенный
| 12
| 5
| 50,00%
| Итого:
| 24
| 5
|
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература
Black, M, Sharp & W. (2011). Objective IELTS Intermediate, Self-study student’s book and audio CDs. Cambridge University Press
Dellar, H. & Walkley, A. (2012). Outcomes. Student’s Book уровень Advanced. Heinle Cengage Learning
Nuttall, C. & French, A. (2012). Outcomes Workbook. Advanced with CDs. Heinle Cengage
Walenn,J. (2009). English for Law in Higher Education Studies. Garnet Education
Дополнительная литература McCarter, S. (2010). Ready for IELTS. Coursebook. Macmillan: Oxford
McCarter, S., & Cusack, B. (2007). Improve Listening and Speaking Skills. Macmillan: Oxford
McCarter, S. & Whitby, N. (2007). Improve Writing Skills. Macmillan: Oxford
Hopkins, D. (2008). Grammar for IELTS. CUP: Cambridge
McCarthy, M., & O’Dell F. (2009). Academic vocabulary in use. CUP: Cambridge
Harrison, L., Cushen, C., Hutchinson, S. (2010). Achieve IELTS Grammar & Vocabulary Marshall Cavendish В Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Материалы единого экзамена по английскому языку для студентов 1 курса бакалавриата (конец 4 модуля): http://lang.hse.ru/documents
Единый экзамен по английскому языку 1 курс, 2 модуль (бакалавриат): http://lang.hse.ru/news/137772757.html
The Longman Dictionary of Contemporary English Online http://www.ldoceonline.com/
Oxford Learner’s Dictionaries http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
http://www.ielts.org/teachers.aspx
http://www.ieltsbuddy.com/ - practice on-line
http://www.cambridgeesol.org/teach/ielts/academic_reading/index.htm
http://www.cambridgeesol.org/teach/ielts/academic_writing/index.htm
Список литературы Федеральные государственные общеобразовательные стандарты высшего профессионального образования (электронный ресурс). http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/8
Образовательный стандарт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального Исследовательского Университета «Высшая Школа Экономики» по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент» Уровень подготовки: Бакалавр, Москва 2011
Единый классификатор компетенций НИУ ВШЭ (http://www.hse.ru/studyspravka/ekk)
Соловова Е.Н. Учебная программа дисциплины «Иностранный язык» (английский) для НИУ-ВШЭ.
Суворова Ю.А. Программа дисциплины «Иностранный язык» (английский) (1 курс), интенсивный курс английского языка для начинающих. Уровень подготовки: Бакалавр, Москва 2014
|