Конкурс «Классный руководитель 2015» Методические рекомендации для участников


Скачать 379.87 Kb.
НазваниеКонкурс «Классный руководитель 2015» Методические рекомендации для участников
страница1/3
ТипКонкурс
filling-form.ru > бланк резюме > Конкурс
  1   2   3



Муниципальное казенное учреждение городского округа город Воронеж «Центр развития образования»

VI городской фестиваль педагогического мастерства

«От призвания к признанию - 2015»

Конкурс «Классный руководитель - 2015»

\\klimov\климов\эмблема для савиной006.jpg

Методические рекомендации для участников

Декабрь 2014 г.

Воронеж
Составитель

Г.А. Савина – старший методист МКУ ЦРО
«VI городской фестиваль педагогического мастерства «От призвания к признанию - 2015» Конкурс «Классный руководитель- 2015»: сборник материалов / составитель Г.А. Савина , 2014.

Методические рекомендации содержат материалы по организации и проведению конкурсных мероприятий муниципального профессионального конкурса «Классный руководитель- 2015» в рамках VI городского фестиваля педагогического мастерства «От призвания к признанию - 2015».

Материал сгруппирован в соответствии с требованиями Положения о проведении муниципального профессионального конкурса «Классный руководитель- 2015».

В приложении представлены образцы документов и формы их заполнения. Приводятся описания методики проведения мастер – класса, внеурочного мероприятия, дискуссии, составления портфолио.

Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам общеобразовательных организаций, выполняющим функции классного руководителя, подавшим заявки на участие в муниципальном профессиональном конкурсе.

© МКУ ЦРО

© Савина Г.А., 2014

Содержание

1. Методические рекомендации по составлению портфолио педагога…………………………………………………………………....4 -7

2. Методические рекомендации по организации и проведению

мастер-класса в области воспитания. ……………………………….. ....7 - 11

3. Методика организации и проведения внеурочных

мероприятий ………………………………………. …………………………… 11 -18

4. Методические рекомендации по организации проведения

Дискуссионного стола………………………………..………………. .. 18 -21

5. Приложение ……………………………………………………..… ...21 - 2

6. Список используемой литературы………………………………………29

Методические рекомендации

по составлению портфолио педагога
Портфолио педагога - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеурочных видах деятельности.

Портфолио  педагога позволяет диагностировать состояние преподавания, запросов, интересов, возможностей  учителя , совместную с учащимися, родителями, коллегами деятельность по выстраиванию персональной траектории достижений, организацию деятельности и включение необходимых ресурсов регистрации успехов, достижений и наград.

Цель  портфолио  педагога

Основной целью портфолио педагога является демонстрирация наиболее значимых результатов практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции.

Задачи  портфолио  учителя 

  • увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом;

  • обеспечить отслеживание результативности обучения учащихся по предмету, урочной и внеурочной деятельности;

  • выявлять существующий уровень профессиональной компетенции;

  • поощрять активность и инициативу педагога;

  • совершенствовать конструктивные умения - ставить цели, планировать и организовывать собственную педагогическую деятельность;

  • развивать умения анализировать свою деятельность и деятельность учащихся.


Функции  портфолио  учителя 

  • повышение мотивации роста профессионального мастерства, уровня осознания возможностей;

  • систематизация и ранжирование научно-практической продукции, профессиональных достижений по уровням значимости;

  • формирование банка данных, характеризующих динамику профессионального роста педагога и являющегося основанием для назначения стимулирующих выплат и назначения денежного вознаграждения.


Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накоплены его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени (обычно за последние 5 лет).

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио удобно использовать для оценки уровня профессионализма работника при его аттестации.

Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение педагога предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.

Важно, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Содержание портфолио:

  • титульный лист;

  • содержание:

Раздел 1.

Общие сведения о педагоге (это своего рода визитная карточка, резюме. Ф.И.О. педагога, дата рождения, образование, специальность, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог, должность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория, имеющиеся награды, жизненная позиция (девиз), личная подпись педагога. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография. Так же этот раздел может содержать дополнительную информацию о себе, своих увлечениях, хобби, которая не отображена в официальных документах или творческих работах. Прилагаются копии дипломов, удостоверения курсов повышения квалификации);
Раздел 2.

Достижения педагога (в этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: грамоты, благодарственные письма, сертификаты, дипломы за участие в конкурсах, отзывы коллег, родителей, гранты (документы о получении) и т.д.;
Раздел 3.

Научно-методическая деятельность (в этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Результаты работы по самообразованию, обобщению опыта, выступления, участие в конференциях, «круглых столах», семинарах, мастер-классов, методических объединениях учебного заведения, города, участие в экспериментальной работе, профессиональных  конкурсах, распространение передового опыта (открытые занятия, их анализ, выступления на семинарах, конференциях, материалы выступлений, тексты докладов на городских семинарах, МО, публикации иллюстрирующие педагогический опыт, статьи в газетах, журналах, на сайтах, разработка авторских, рабочих программ.
Раздел 4.

Результаты   педагогической   деятельности.  Достижения воспитанников (результаты участия в конкурсах, выставках и т.д.)

 

Раздел 5.

Учебно-материальная база (в этот раздел помещается информация о наличии технических средств обучения и воспитания (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, музыкальный центр и др., диагностико-аналитический инструментарий изучения эффективности внеурочной деятельности школьников, другие документы по желанию учителя).
Раздел 6.

Информатизация образовательного процесса.
Несмотря на то, что внешний вид портфолио не оценивается, он имеет большое значение. Портфолио отражает индивидуальность автора, его творческие способности, креативность, мастерство.

Презентация - это итог работы, она должна быть продумана в соответствии с видом и целью.

Примерные критерии оценки портфолио:

  • творческий подход к созданию портфолио;

  • степень обоснованности содержащихся в нем материалов;

  • глубина и практическая значимость данных материалов;

  • наличие выраженной авторской позиции при разработке материалов; способ подачи материалов;

  • оформление портфолио и др.

Предложения, относящиеся к виду, форме, содержанию портфолио носят рекомендательный характер. Автор портфолио должен быть заинтересован, увлечен его идеей и должен четко осознавать цели создания и возможность его использования в практической деятельности. Автор должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку тот или иной документ.
Методические рекомендации

по организации и проведению мастер-класса

в области воспитания.
Мастер-класс — это одна из форм профессионального обучения педагогов путём прямого и комментированного показа приёмов работы.

Мастер-класс — это форма активного обучения, в которой делается акцент на получение новых знаний и освоения их в практической деятельности.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагога, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.
Задачи мастер-класса

  • передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования.

Тематика мастер-классов включает в себя:


  • различные аспекты и приемы использования технологий;

  • авторские методы применения технологий на практике;

  • инновационные методы организации воспитательной деятельности и др


Принципы организации и проведения мастер — класса

1.Чёткость определения проблемы, темы, задач и организационных частей.

2. Обоснованность идеи инновационной технологии, методики по теме мастер-класса.

3. Демонстрация авторских методов, приёмов, технологий в собственном опыте.

4. Организация обратной связи с участниками мастер-класса в режиме самостоятельной деятельности.

5. Творчество — как условие деятельности мастера .

6. Рефлективность всех участников мастер-класса.

Поэтапная технология

организации мастер-класса в воспитательной деятельности
1-й этап. Презентация педагогического опыта мастера.

1.1. Краткая характеристика обучающихся, обоснование результатов диагностики обучающихся класса, прогноз их развития и воспитанности.

1.2. Краткое обоснование идей технологии в воспитательной работе, которую применяет педагог.

1.3. Описание достижений в опыте воспитательной деятельности учителя.

1.4. Обоснование результативности деятельности обучающихся, свидетельствующее об эффективности использования данной технологии в воспитательной работе.

1.5. Определение проблем и перспектив в воспитательной работе классного руководителя.
2-й этап. Представление системы работы.

2.1 Описание воспитательной системы класса, внеклассной работы по предмету, воспитательной деятельности в режиме эффективной воспитательной технологии.

2.2 Определение основных способов, приёмов работы, которые мастер будет демонстрировать.
3-й шаг. Имитационная игра.

3.1 Мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися.

3.2 Слушатели одновременно играют две роли учащихся и экспертов, присутствующих на мастер-классе.
4-й шаг. Моделирование.

4.1 Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели воспитательной работы в режиме технологии, предложенной педагогом (педагог выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей, управляет ею).

4.2 Обсуждение авторских моделей, показанных педагогом и выполненных слушателями под руководством педагога.
5-й шаг. Рефлексия.

5.1. Анализ занятия, сделанный педагогом-мастером.

5.2. Вопросы слушателей к педагогу по проведенному занятию.

5.3. Дискуссия по результатам совместной деятельности педагога-мастера и слушателей.

5.4. Обобщающие выводы по результатам организованного мастер-класса.
Приступая к осмыслению и обобщению собственного опыта, педагог должен ответить на следующие вопросы:
1. Какие задачи (цели) обучения и воспитания решаются в педагогической деятельности?

2. Какие противоречия (несоответствия между поставленными целями и получаемым результатом) разрешаются в данном опыте?

3. Какие факторы успешности содержатся в системе работы при осуществлении опыта?

При этом описывать факторы рекомендуется в следующем порядке:

  • название фактора успешности;

  • состав, последовательность операций (структура);

  • зачем они применяются (цель) и в какой последовательности;

  • что дает применение этого фактора (результат);

  • за счет чего (каких элементов, условий) получается высокий результат.

4. Как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданным конечным результатом? Описание приемов личного воздействия на ученика.

5. Какова ведущая проблема опыта? Каковы ее составные части?

ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МАСТЕРОМ И УЧАСТНИКАМИ МАСТЕР-КЛАССА.

1. Уважительный, партнёрский стиль общения с участниками мастер-класса.

2. Умение донести идею до слушателей: доступность, логичность, наглядность обучения, опора на собственную практику.

3. Воздействие речи и поведения на аудиторию: образность, эмоциональность, творческая импровизация.

4. Культура, грамотность и выразительность речи.

5. Создание условий для обратной связи с участниками мастер-класса через серию проблемных вопросов и ситуаций.

6. Вовлечение слушателей в активную деятельность, в процесс, организуемый педагогом.

7. Создание ситуаций для проявления участниками мастер-класса самостоятельности, творческого поиска новых способов, форм, элементов инновационных технологий.
Ожидаемые результаты мастер-класса могут включать:

  • понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера;

  • практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

  • активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;

  • повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

  • рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.


КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

ОЦЕНИВАНИЯ МАСТЕР-КЛАССА ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ


КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

Интеллектуальный уровень педагога

  • умение выделить главное;

  • умение обосновывать выбор целей, способов и форм воспитательной работы с детьми;

  • способность к анализу и обобщению излагаемого

материала

Технологическая и методическая грамотность построения мастер-класса

  • целесообразность выбора форм, способов организации мастер-класса;

  • логичность, последовательность и эмоциональность изложения материала

Актуальность и практическая значимость темы мастер-класс

  • учитывается ли современная ситуация в области воспитания;

  • практическая ценность;

  • вариативность представленных методов и приёмов воспитания

Наличие авторских компонентов в методике или технологии, которые представляет педагог

  • в цели, содержании, методах и формах воспитательной работы;

  • в использовании интерактивных средств — в методах диагностики и контроля

Степень владения педагогом методикой или технологией, которую представляет

  • объём содержательного наполнения в теоретической и практической частях мастер-класса;

  • соблюдение меры временного регулирования всех частей мастер-класса;

  • соблюдение этапности (пошаговости) в изложении технологии

Уровень включенности всех участников мастер-класса

  • владение умениями и навыками активизации участников мастер-класса;

  • умение вести дискуссию;

  • умение анализировать, обобщать и делать выводы

Степень раскрытия темы в содержании мастер-класса

  • использование научного обоснования темы;

  • разнообразие способов подачи содержания;

  • ясность, точность, чёткость теоретического изложения и организации практических заданий и ситуаций

Общее оформление мастер-класса

  • наличие спроектированного сценария мастер-класса в соответствии с общепринятыми правилами;

  • использование интерактивных и дидактических средств для более полного освоения слушателями представленного материала

Методика организации и проведения

внеурочных мероприятий.


Внеурочные мероприятия -   это относительно завершенная совместная деятельность обучающихся в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью.
Цель и задачи воспитательных мероприятий:

  • создание определенной системы отношений к окружающей действительности;

  • формирование образа самого себя, ценностных мотивов, духовных потребностей, ответственности за совершенные поступки;

  • обогащение новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества;

  • приобщение к жизни коллектива и формирование его традиций.


Специфика содержания внеурочного мероприятия характеризуется следующими факторами:

- преобладанием эмоционального аспекта над информативным;

- в содержании воспитательного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков.

Во внеурочной деятельности совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы.

Особенности воспитательного мероприятия

1. Внеурочное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.

2. Внеурочное мероприятие– это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.

4. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных методик.

5. Внеурочное мероприятие осуществляется во внеучебное время.

6. Внеурочное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей, представителей общественности.

Тематика мероприятий определяется потребностями нравственного развития школьников, их интересами, стремлениями. Выбирая форму внеурочного мероприятия, следует оценить его воспитательное значение с позиции цели, задач, функций. В сегодняшней практике проведения внеурочных мероприятий можно выделить три присущие им воспитательные функции:

  • обучающую

  • воспитательную

  • развивающую.


Содержание воспитательных мероприятий согласуется с программой воспитательной работы школы (класса) и соответствует следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительное;

  • духовно-нравственное;

  • социальное;

  • общеинтеллектуальное;

  • общекультурное


Основные принципы

деятельности при организации и проведении мероприятий:

  • взаимосвязь сознания и деятельности - выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение учащихся;

  • личностно-ориентированный подход - приоритетное внимание к развитию личностных качеств учащихся;

  • вариативность - гибкое следование программе воспитательной работы и корректировка содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций;

  • продуктивность - получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности.


Основные компоненты внеурочного мероприятия

  • целевой - целевые установки должны быть связаны прежде всего с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением его уникального образа жизни;

  • содержательный - содержание классного часа является личностно значимым;

  • организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами воспитательного мероприятия;

  • оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности мероприятия выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.


Подготовка воспитательных мероприятий

1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в

общей цепи дел классного коллектива учащихся, направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.

2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.

3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;

II - этап планирования;

III – этап организации;

IV – этап проведения мероприятия;

V - этап подведения итогов (рефлексия).

4. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач конкретного этапа
При организации воспитательных мероприятий

надо учитывать ряд условий:

 временная протяженность групповых дел, от замысла до их реализации, должна быть небольшой, иначе теряется интерес, гаснет эмоциональный накал;

 минимальная подготовка дела требует проектных форм;

 успех любого дела определяется четким распределением полномочий каждого учащегося в подготовке и проведении мероприятия;

 каждое дело должно способствовать духовному росту школьника, развитию взаимоотношений в группе;

 деятельность классного коллектива становится фактором развития личности, если она организуется с опорой на инициативу и самодеятельность учащихся.
Этап планирования (моделирования) воспитательного мероприятия.

Подготовка и моделирование предстоящего внеурочного мероприятия заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело. План составляется педагогом с привлечением обучающихся.
Алгоритм планирования.

1. Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.

2. Наметить план подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи.

3. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.

4. Определить какое участие примут в планировании учащиеся (другие члены сообщества), чему они при этом научатся? Важно учесть способствует ли планирование мероприятия проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействует ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в классе (школе)?

5. Установить при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами коллектива.

6. Выяснить, существует ли связь между анализом предыдущего мероприятия и планируемого.

7. Проанализировать, способствует ли планирование подготовительного этапа воспитательного мероприятия решению его общей цели?

Структура внеклассного мероприятия.

  1. Название. В названии отражается тема внеклассного мероприятия.

Тематика должна не только точно отражать содержание, но и быть лаконичной, привлекательной по форме.

  1. Цель. Цель формируется как общее направление работы.

  2. Задачи. Задачи должны быть конкретными, направленными на развитие конкретных качеств, отношений в классе и отражать содержание данного мероприятия.

  3. Форма проведения:

 деловая игра;

 флеш-моб;

 тематический праздник;

 творческий игровой вечер;

 викторина;

 брейн-ринг;

 аукцион;

 экскурсия (посещение театров, музеев с последующим обсуждением);  дискуссия;

 круглый стол;

 диспут;

 интеллектуальное казино;

 праздники (массовые мероприятия, посвященные памятным датам и событиям);

 вечера встречи (с приглашением официальных и частных лиц);

 комбинированные мероприятия и др.

5. Место и время проведения.

6. Подготовка к мероприятию (этапы подготовки, назначение ответственных по каждому этапу).

6. Оформление аудитории (оборудование). При оформлении внеклассного мероприятия используются различные пособия, схемы, плакаты, аудио и видео средства записи.

7. Структурные элементы мероприятия (ход мероприятия).

Ход мероприятия включает в себя описание содержания, методы воспитания, может представлять собой подробное описание или тезисный план. При моделировании содержания важно учитывать его продолжительность и структуру.
Алгоритм организации мероприятия

1. Выяснить какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.

2. Определить основные требования к организационной деятельности (распределить роли и место в организации мероприятия, отведенные педагогу, учащимся, другим участникам процесса; продумать насколько это оправдано и обосновано).

3. Организовать вводный инструктаж, определяющий уровень разделения труда между организаторами мероприятия.

4. Организовать текущий инструктаж с организаторами и исполнителями и выяснить процесс подготовки, оказать помощь в решении проблем.

5. Установить, степень реализации плана подготовки мероприятия.

6. Проанализировать качество осуществления данного этапа и определить, как это может повлиять в дальнейшем на ход мероприятия. 7. Внести поправки в ход мероприятия в связи со степенью подготовки.
Ход мероприятия включает в себя четыре основных этапа.

  • Организационный момент (1-3 мин.)

Цель: переключить школьников с учебной на другой вид деятельности, вызвать интерес и положительные эмоции.

Типичные ошибки: затянутость по времени

  • Вводная часть (10-15 мин.)

Цель: активизировать учащихся, расположить их к творческому участию. Можно использовать разнообразные средства активизации: тест, кроссворд, проблемную ситуацию и т.д.

  • Основная часть (20-25 мин.)

Цель: реализовать основную идею мероприятия. Требует особой эмоциональной атмосферы. Эффективность основной части возрастает, если классный руководитель использует разнообразные методы формирования поведения: воспитательную ситуацию, игру и т.д., включает различные виды деятельности: творческие, игровые, спортивные и др.

Типичные ошибки: активность классного руководителя при частичной или полной пассивности учащихся. Однообразие методов – только рассказ или беседа, отсутствие наглядности.

  • Заключительная часть (рефлексия)(5 мин.)

Цель: систематизация школьниками полученного опыта. Типичные ошибки: полное игнорирование этой части или сведение ее к односложным вопросам: «Что узнали нового?», «Понравилось ли мероприятие?». Внеклассное мероприятие будет иметь наибольший эффект, если классный руководитель при проведении итогов использует конкретные задания тестового характера или предложит высказать собственное мнение в различной форме (мини-викторина, блиц-опрос и др.) для развития инициативы в проведении последующей внеклассной работы.

Для совершенствования технологии проведения внеурочного мероприятия необходимо его анализировать.

Примерная схема

психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия.

  • Тема, форма проведения.

  • Соответствие выбранной темы, формы возрастным особенностям, интересам учащихся.

  • Цель и задачи мероприятия.

  • Организация подготовки учащихся к данному мероприятию, психологический настрой.

  • Использованные воспитательные средства (поэтическое слово, музыка, наглядное оформление, технические средства и т.д.).

  • Содержание и методика проведенного внеурочного мероприятия:

- соответствие содержания поставленной цели;

- познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

- эмоциональная насыщенность, интерес к проводимому мероприятию;

- использованные приемы, способы (включение в диалог, наглядность и т.д.);

- актуальность обсуждаемых вопросов.

  • Особенности личности, проводящего классный час (убежденность, уверенность, эмоциональность, контакт с аудиторией, артистичность, творчество, культура речи).

  • Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для развития коллектива и личности учащегося.

  • Общие выводы о достижении цели.



Методические рекомендации

по проведению Дискуссионного стола и Открытой дискуссии
Дискуссионный стол - интеллектуальный подиум, с которого каждый участник Конкурса может продемонстрировать нестандартность и оригинальность мышления, свое искусство спорить, представить собственное видение обсуждаемой темы.

Предлагается обсуждение по актуальным и значимым проблемам в области образования, обмен опытом и творческими инициативами по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам.

Открытая дискуссия - обсуждение вопросов образовательной политики с участием представителей органов власти, общественных организаций, представителей науки и практики. Тема, примерные воп

с участием представителей органов власти, общественных организаций, представителей науки и практики. Тема, примерные вопросы для обсуждения объявляются за неделю до дискуссии.

Дискуссия предполагает:

готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей ее решения;

наличие определенной позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Цель: демонстрация позиции лидера педагогической общественности. Проявление педагогами своих лидерских способностей через умение видеть в комплексе систему образования, понимать существующие взаимосвязи и предлагать собственные решения для ее развития.

Задачи:

  • компетентное обдумывание или размышление;

  • навыки аргументации собственного мнения;

  • достижение согласия (поиск общего);

  • разъяснение собственных взглядов и позиций других по проблеме (выявление различий);

  • победа одной из сторон или точек зрения;

  • получение информации о максимальном количестве фактов;

  • обмен имеющимся опытом;

  • более глубокое понимание вопросов и позиций (подходов);

  • выявление путей решения вопроса (видение альтернатив);

  • воспитание умения прислушиваться к другим точкам зрения;

  • развитие умений занимать и отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

поощрение стремления к саморазвитию и сотрудничеству

Планируемые результаты:

  • поощрение стремления к саморазвитию и сотрудничеству с окружающими для решения актуальных проблем;

  • формулирование конструктивных и реалистичных предложений;

  • проявление педагогами знания и понимания нормативно-правовой базы образования;

  • позиционирование учителя как носителя нравственных, культурных ценностей, как лидера – профессионала, как незаурядную личность с активной гражданской позицией, с широким взглядом на мир, способной транслировать в профессиональном педагогическом сообществе конструктивные, инновационные идеи, принципы и новые образовательные технологии.

В ходе обсуждения вопросов развития регионального образования и работы дискуссионных площадок должны быть выработаны предложения для руководителей органов управления образованием, образовательных организаций, педагогического сообщества.
Структура дискуссии:

Вводная часть (до 5 минут):

  • Формулирование проблемы и целей дискуссии.

  • Обсуждение правил дискуссии.

  • Регламент проведения дискуссии (1,5 часа - общее время, 3-5 мин каждому выступающему).


Основная часть дискуссии (1час 20 минут).

Обсуждение поставленных вопросов.

Заключительная часть дискуссии (5минут):

Подведение итогов обсуждения.

В ходе работы Дискуссионного стола или Открытой дискуссии могут быть использованы в качестве примеров или мотивации для обсуждения фрагменты мастер – классов, педагогических мастерских, анализа педагогических ситуаций, тестирование, анкетирование и т.д.

Работу Дискуссионного стола или Открытой дискуссии могут сопровождать представленные на экране (с использованием мультимедиа) примерные вопросы для обсуждения, примерные предложения для заключения, элементы понятийного аппарата, видеопрезентаций и т.д.
Понятийный аппарат

Аргумент (от глагола arguo – показываю, выясняю, доказываю) – доказательство, обоснование мысли, довод, факт.

Диалог (греч. dialogos – разговор) - обмен мнениями двух или более лиц (реальных, вымышленных, виртуальных и т.п.).

Дискуссия (от лат. discussion – исследование, рассмотрение) – коллективное обсуждение какой-либо проблемы или круга вопросов, сопоставление информации, идей, мнений, предложений.

Диспут (лат. disputare – рассуждать, спорить) - полемика с защитой убеждений и мнений.

Мозговой штурм (brainstorming) - групповой поиск решений проблемы, снятие любых ограничений в предлагаемых идеях (выдвижение максимума идей с последующим критическим рассмотрением).

Тезис (греч. thesis – положение, утверждение) - положение, истинность которого должна быть доказана.
Правила участия в дискуссии

в формате Дискуссионного стола и Открытой дискуссии
Общепроцедурные:

  • активно участвовать;

  • говорить по одному, не перебивая;

  • внимательно слушать каждого;

  • соблюдать установленный порядок и регламент.


Специфические:

  • аргументировать свои высказывания;

  • критиковать мнения, а не личность;

  • критикуя, предлагать альтернативы;

  • перед возражением повторять высказывания оппонента, замечать

реакцию, не выраженную словами;

  • толерантно относиться к другим мнениям и позициям;

  • развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи;

  • подводить итоги и проводить рефлексию;

  • следить за рекомендациями ведущего;

  • придерживаться «открытого мышления» (возвращение к ранее

отвергнутым идеям, возможность изменить свою позицию);

  • договариваться об общем понимании терминов, темы или проблемы.


Для конструктивного ведения дискуссии

в формате Дискуссионного стола и Открытой дискуссии

необходимо:

находить в высказываниях партнера противоречивые суждения;

  • стыковать пробелы в аргументации;

  • вскрывать и, соответственно, оценивать однобокость подходов партнера к решению проблемы;

  • характеризовать должным образом чисто субъективные суждения, взятые «с потолка»;

  • вскрывать и отмечать случаи игнорирования комплексных взаимосвязей проблемы;

  • выявлять искажения в цитировании «чужих» мыслей;

  • с определенной позиции излагать отсутствующие объективные критерии;

  • доказывать недопустимость обобщения и произвольного сравнения явлений в маловажных деталях, отбрасывания существенных различий.

Основные подходы и критерии оценивания:

Оценивается умение представлять и пропагандировать свою позицию по актуальной общественно значимой проблеме, использовать тезисы оппонентов для аргументации и утверждения своих приоритетов.

Критерии оценивания:

  • знание и понимание современных тенденций развития образования и общества;

  • глубина и оригинальность суждений, эмоциональность, креативность;

  • аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений;

  • умение раскрыть свою позицию с использованием собственного опыта;

  • общая культура и эрудиция.

  • активность участия в дискуссии.


Приложение

ПОРТФОЛИО УЧАСТНИКА

VI городского фестиваля педагогического мастерства

«От призвания к признанию - 2015»

Конкурс «Классный руководитель- 2015»

Общие сведения


Фото
ФИО ______________________________________________________

фамилия, имя, отчество участника

Учитель____________________________________________________

(должность с указанием преподаваемого предмета)

Классное руководство________________________________________

( укажите параллель)

МБОУ______________________________________________________

(полное наименование образовательной организации по Уставу)

Педагогический стаж работы _____________ лет

Квалификационная категория ________________


  1   2   3

Похожие:

Конкурс «Классный руководитель 2015» Методические рекомендации для участников iconМетодические рекомендации классному руководителю Классный
Классный руководитель педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом...

Конкурс «Классный руководитель 2015» Методические рекомендации для участников iconПоложение о муниципальном этапе конкурса «Самый классный классный-2012»
Районный конкурс «Самый классный классный-2012» (далее – Конкурс) проводится в районе в целях выявления и поддержки творчески работающих...

Конкурс «Классный руководитель 2015» Методические рекомендации для участников iconПоложение о республиканском профессиональном конкурсе классных руководителей...
Настоящее Положение о республиканском профессиональном конкурсе классных руководителей «Лучший классный руководитель» (далее Конкурс)...

Конкурс «Классный руководитель 2015» Методические рекомендации для участников iconМоу комбайновская оош в помощь классному руководителю. (Методические рекомендации)
Классный руководитель – это не работа, это образ жизни. Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю

Конкурс «Классный руководитель 2015» Методические рекомендации для участников iconПоложение о VI городском этапе краевого профессионального конкурса
Городской конкурс «Самый классный классный-2013» (далее – Конкурс) проводится в г. Барнауле среди классных руководителей образовательных...

Конкурс «Классный руководитель 2015» Методические рекомендации для участников iconРешение вопросов, связанных с арендой зданий, помещений, сооружений...
Краевой конкурс «Самый классный классный-2011» (далее – Конкурс) проводится в Алтайском крае в целях выявления и поддержки творчески...

Конкурс «Классный руководитель 2015» Методические рекомендации для участников icon«утверждаю» Председатель Красноуфимского горкома профсоюзов работников образования и науки
Муниципальный конкурс «Самый классный классный» (далее – Конкурс) проводится в городском округе Красноуфимск среди классных руководителей...

Конкурс «Классный руководитель 2015» Методические рекомендации для участников iconПоложение об окружном этапе VI краевого профессионального конкурса классных руководителей
Окружной конкурс «Самый классный классный-2013» (далее – Конкурс) проводится в г. Барнауле среди классных руководителей образовательных...

Конкурс «Классный руководитель 2015» Методические рекомендации для участников iconКонкурс проводится с 10 октября по 01 ноября 2013 года. II. Организатор...
«Самый «классный» классный» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Марий Эл (далее –...

Конкурс «Классный руководитель 2015» Методические рекомендации для участников iconМетодические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению)...
Регистрация участников итогового сочинения (изложения) для участия в итоговом сочинении (изложении) 6

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск