КОМПЛЕКТ ТЕКСТОВ ЛЕКЦИЙ
|
| Программа подготовки
| Коммерциализация результатов НИОКР .
Основы Фандрайзинга.
| Квалификация (степень) выпускника
| Аспирант
|
Лекция 1 Бизнесплан: структура и содержание основных разделов
Цели разработки бизнесплана.
Содержание разделов бизнесплана
Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием. Бизнес-план является основой работы любого предприятия, наряду с имущественным обеспечением, входит в минимум гарантий для привлечения инвестиций. Зачастую содержание и значение бизнес-плана (как основного документа инвестиционного проекта) понимается предприятием не совсем правильно. Преобладают подхода формирования бизнес-плана: техническое (считается, что бизнес-план – это документ, где подробно объясняется технологическая схема проекта), и финансовое (или бухгалтерское) воззрение: бизнес-план – это финансовый документ, в котором дается подробный и точный расчет основных финансово-экономических показателей. В действительности бизнес-план, в первую очередь, является маркетинговым и управленческим документом, а в целом – комплексным исследованием и обоснованием конкретного бизнес-проекта.
Общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна придерживаться следующих основных параметров, однако они нередко меняются в зависимости от требований инвесторов или других факторов.
Типовой бизнес-план содержит следующие разделы:
Резюме
Резюме - это документ, содержащий основные положения всего бизнес - плана. Это будет единственная часть, которую читают большинство инвесторов. Инвестора интересует прежде всего следующая информация: преимущество товара перед конкурентами, размер требуемых инвестиций, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.
Описание предприятия и отрасли
В данном разделе описываются:
Общие сведения о предприятии
Финансовые и экономические показатели деятельности предприятия
Структура управления предприятием, его кадровый состав
Направления деятельности, выпускаемая продукция, достижения и перспективные проекты
Тенденции в отрасли
Партнерские связи и социальная активность
Описание продукции
В этом разделе дается определение и описание тех видов продукции, которые будут предложены на рынок. Здесь следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.
Важно, чтобы эта часть была написана ясным, четким языком, понятным для неспециалиста. Следует описать основные характеристики продукции, при этом сделать акцент на конкурентных преимуществах товара перед продуктами аналогами.
Следует подчеркнуть уникальность продукции: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, указать пути совершенствования данной продукции.
Следует перечислить имеющиеся патенты, авторские права на изобретения. Следует сформировать барьеры входа на рынок конкурентам, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть эксклюзивные права на распространение или торговые марки.
Маркетинг и сбыт продукции
План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать продукцию. Необходимо продумать и объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные элементы плана маркетинга: ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.
Производственный план
В этом разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место при реализации инвестиционного проекта. Необходимо рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Так же должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков.
Необходимо пояснить, как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами.
Также следует уделить внимание вопросам расположения производственных площадей и размещения оборудования. Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, связанные со сроками поставок, числом основных поставщиков и насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
Организационный план
В данном разделе объясняется каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта.
В этом разделе должны быть представлены данные о партнерах, их возможностях и опыте. Рекомендуется осветить механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, показать каким образом они заинтересованы в достижении поставленных в бизнес-плане целей. Организационный план позволяет рассчитать потребность в трудовых ресурсах и основной фонд оплаты труда для проведения в дальнейшем экономической оценки эффективности инвестиций.
Финансовый план
Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются основные производственные показатели для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.
Экономическая оценка эффективности проекта
В разделе рассчитываются статические и динамические показатели эффективности проекта. Проводится анализ рисков методом анализа чувствительности.
Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
Структуры инвестиционных бизнес-планов и технологии их разработки различаются в зависимости от видов инвестирования и многих других факторов, но не слишком кардинально.
Лекция 2
Тенденции развития рынков химической и нефтехимической продукции.
Сущность инвестиционного проектирования.
Инвестиционные и инновационные проекты нефтегазохимическом комплексе.
Тенденции развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан
1. Сущность инвестиционного проектирования
Инвестиционные процессы являются катализатором экономического роста страны. Чем больше количество инвестиционных проектов и, особенно, инновационных проектов внедряется в промышленности, тем выше темпы прироста валового национального продукта, поэтому правительства развитых и развивающихся стран стараются стимулировать инвестиции в различных отраслях промышленности.
В зависимости от целей можно выделить следующие направления инвестирования:
для достижения долгосрочного экономического роста правительство стимулирует инвестиции в высокотехнологические отрасли (нефтехимия, биотехнология, нанотехнологии, IT технологии и т.д.)
если государство стремится быстро погасить растущий уровень безработицы, то следует стимулировать инвестиции в некапиталоемкие, трудоемкие отрасли (легкая, пищевая, индустрия развлечений, торговля).
если государство стремится достичь быстрого притока финансовых ресурсов в страну, то осуществляются инвестиции в добычу сырья (газа, нефти) с целью увеличения сырьевого экспорта.
Политика наиболее экономически развитых стран показывает, что наилучшей стратегией является 1-й путь, т.е. инновационный путь развития. 2. Инвестиционные и инновационные проекты в нефтегазохимическом комплексе
Инвестиционные проекты характеризуются тем, что они имеют аналоги. Инвестиционные проекты, как правило, легче внедряются, поскольку разработчик проекта уже по возможности устранил недоработки, обнаруженные при внедрении проекта в первый раз.
Однако, поскольку у проекта уже есть аналог, чаще всего проект не характеризуется очень высокой рентабельностью.
Инновационные проекты, напротив, чаще всего характеризуются очень высокой прибылью, поскольку конкурентов нет. Однако, у инновационных проектов очень высок уровень риска, поскольку только 52% инновационных товаров остается на рынке, а 48% терпит крах.
Рассматривая инновационные процессы в российской промышленности, следует отметить, что во многих отраслях инновационных проектов нет, поскольку российское машиностроение и станкостроение оказалось не конкурентоспособным в сравнении с зарубежными производителями высокоточного оборудования.
|