Департамент образования и науки Кемеровской области
ГОУ СПО «Мариинский аграрный техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УР______________
Г. И. Устюжанина
«______» ______________________ 2012 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
0101, 0401,0501 Уровень образования: среднее профессиональное образование
Срок обучения: 2 года 10 месяцев
Специальность: 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Форма обучения: очная Мариинск, 2012 г.
Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и примерных программ профессиональных модулей:
ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»
ПМ. 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» ПМ.05 «Выполнение работ по профессии «Кассир»». Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мариинский аграрный техникум»
Разработчик: Кузнецова Галина Леонидовна, почетный работник СПО, преподаватель высшей категории Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Мариинский аграрный техникум».
Подпись _______________ 31 августа 2012 года
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК математических и естественно-научных дисциплин. Протокол № 1 от 31.08.2012 г.
Председатель ПЦК: _______________________ Г. Л. Кузнецова
Согласована и рекомендована к реализации: ________________________
Зав. учебно-производственной практикой О. И. Бычковская
«___» _____________ 2012 г
Согласована и рекомендована к реализации методическим советом ГОУ СПО «Мариинский аграрный техникум».
Протокол № ____ от «____» _____________
Председатель
методического совета: _________________ Г. Ф. Бабушкина СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы УЧЕБНОЙ практики
|
| Результаты ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ практики
|
| ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН и содержание практики
|
| Условия РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ практики
|
| Контроль и оценка результатов УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ практики
|
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Место учебной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы
Программа учебной практики является частью ОПОП по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения основных видов профессиональной деятельности:
ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»
ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»
ПМ.05 «Выполнение работ по профессии «Кассир»».
Цели и задачи учебной практики
Задачей учебной практики по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» является освоение видов профессиональной деятельности: «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации»; «Технология составление бухгалтерской отчетности и основы анализа бухгалтерской отчетности», «Рабочая профессия «Кассир»», т. е. систематизация, обобщение, закрепление и углубление знаний и умений, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и опыта применения ВТ в рамках профессиональных модулей: «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»; «Составление бухгалтерской отчетности и основы анализа бухгалтерской отчетности»; «Выполнение работ по профессии «Кассир»», предусмотренных ФГОС СПО.
С целью овладения указанными видами деятельности обучающийся в ходе данного вида практики должен:
Вид профессиональной деятельности:
ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»
иметь практический опыт:
ведения бухгалтерского учета имущества организации в автоматизированных системах бухгалтерского учета;
уметь:
принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получения разрешения на ее проведение;
принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на электронных носителях;
заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры в программе 1С;
формировать электронные архивы документов;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах в программе 1С;
оформлять денежные и кассовые документы в 1С;
заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию в 1С;
проводить учет основных средств в 1С;
проводить учет нематериальных активов в 1С;
проводить учет долгосрочных инвестиций в 1С;
проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг в 1С;
проводить учет материально- производственных запасов в 1С;
проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости в 1С;
проводить учет готовой продукции и ее реализации в 1С;
проводить учет финансовых результатов и использования прибыли в 1С;
проводить учет собственного капитала в 1С;
устанавливать и настраивать программные продукты фирмы «1С»; работать с основными компонентами программы и получать печатные формы необходимых документов в программе «1С:Предприятие –Бухгалтерия 8»; добавлять, удалять, редактировать учетные записи в журналах операций, журналах проводок, справочниках программы.
знать:
порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров в 1С;
правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
понятие и классификацию основных средств;
оценку и переоценку основных средств;
учет поступления основных средств;
учет выбытия и аренды основных средств;
учет амортизации основных средств;
особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
понятие и классификацию нематериальных активов;
учет поступления и выбытия нематериальных активов;
амортизацию нематериальных активов;
учет долгосрочных инвестиций;
учет финансовых вложений и ценных бумаг;
учет материально-производственных запасов: понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
учет материалов на складе и в бухгалтерии;
синтетический учет движения материалов;
учет транспортно-заготовительных расходов;
учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
систему учета производственных затрат и их классификацию;
сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
учет потерь и непроизводственных расходов;
учет и оценку незавершенного производства;
калькуляцию себестоимости продукции;
характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);
учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами;
способы установки и настойки программы «1С:Предприятие –Бухгалтерия 8»; основные пункты главного и контекстного меню программы; основные понятия программы: план счетов типовой конфигурации, счета и подсчета, субконто, бухгалтерская проводка; работу с журналами документов, справочниками, отчетами и бухгалтерским балансом; методы создания, редактирования и настройки журнала документов; методы создания структуры справочника, добавления записи в справочник, создания печатной формы справочника; способы получения бухгалтерских документов и отчетов.
Вид профессиональной деятельности:
ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»
иметь практический опыт:
формирования и анализа бухгалтерской отчетности организации;
уметь:
формировать стандартные отчеты бухгалтерского учета;
формировать стандартные отчеты налогового учета;
формировать универсальные отчеты бухгалтерского учета;
формировать регламентированные отчеты бухгалтерского учета;
отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;
знать:
определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
требования к бухгалтерской отчетности организации;
состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;
методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
сроки представления бухгалтерской отчетности;
правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
форму налоговой декларации по ЕСН и форму по ее заполнению;
форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;
методы финансового анализа;
виды и приемы финансового анализа;
процедуры анализа бухгалтерского баланса:
порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:
принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технологию расчета и анализа финансового цикла;
процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
процедуры анализа влияния факторов на прибыль
Вид профессиональной деятельности:
ПМ.05 «Выполнение работ по профессии кассир»
иметь практический опыт:
осуществления и документирования хозяйственных операций по приходу и расходу денежных средств в кассе.
осуществления и документирования хозяйственных операций по приходу и расходу денежных средств в банке;
уметь: Справочник «Банки»
Справочник «Банковские счета»
Справочник «Статьи движения денежных средств»
Справочник «Валюты»;
оформлять банковские расчётные документы;
формировать отчеты по банковским операциям;
выполнять анализ счета 51;
принимать и оформлять первичные документы по кассовым и банковским операциям в 1С;
оформлять поступление с списание денежных средств с расчетного счета;
составлять кассовую отчетность в 1С;
проверять наличие обязательных реквизитов в первичных документах по кассе и банку;
вести кассовую книгу в 1С;
разбираться в номенклатуре дел;
принимать участие в поведении инвентаризации кассы;
выполнять анализ счета 50;
оформлять авансовые документы по расчетам с подотчетными лицами;
формировать отчеты по расчетам с подотчетными лицами;
проводить анализ счета 71;
отражать в 1С следующие операции:
Получение наличных денежных средств в банке
Сдача наличных денежных средств в банк
Инкассация выручки
Перечисление средств на другой счет
Расчеты по платежным картам
Перечисление средств по финансовому распоряжению
поставщика
Особенности проведения валютных банковских и кассовых
документов
Покупка иностранной валюты
Продажа иностранной валюты.
знать:
синтетический и аналитический учет безналичных денежных средств
используемые прикладные объекты
схема учета банковских операций
нормативно – правовые акты, положения, инструкции по ведению кассовых операций;
оформление форм кассовых и банковских документов;
оформление операций с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности;
обязательные реквизиты в первичных документа по кассе;
формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
группировку первичных бухгалтерских документов по отдельным признакам;
правила ведения кассовой книги;
правила проведения инвентаризации кассы;
организацию учета расчетов с подотчетными лицами;
Количество часов на учебную практику:
Всего 4 недель, 144 часа, в том числе:
В рамках освоения ПМ 01. – 48 часов
В рамках освоения ПМ 04. – 24 часа
В рамках освоения ПМ 05. – 72 часа
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ
Результатом учебной практики является освоение общих (ОК) компетенций:
Код
| Наименование результата обучения
| ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
| ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
| ОК 3.
| Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
| ОК 4.
| Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
| ОК 5.
| Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
| ОК 6.
| Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
| ОК 7.
| Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий
| ОК 8.
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
| ОК 9.
| Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
| ОК 10.
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
|
профессиональных (ПК) компетенций:
Вид профессиональной деятельности
|
Код
|
Наименование результатов практики
| УП. 0101 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации
|
| ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
| ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, основных средств, материалов, продукции, товаров, производства
| ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
| УП.04.
Технология составления бухгалтерской отчетности и основы анализа бухгалтерской отчетности
| ПК4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период
| ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
| ПК 4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки
| ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности
|
| УП. 0501
Рабочая профессия «Кассир»
| ПК.5.1. Работать с нормативно – правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами по ведению кассовых операций.
| ПК.5.2. Осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности, с подотчетными лицами
| ПК.5.3 Работать с формами кассовых и банковских документов.
| ПК.5.4 Оформлять кассовые и банковские документы.
| ПК.5.5. Вести кассовую книгу, составлять кассовую отчетность
| ПК.5.6. Работать с ЭВМ, знать правила ее технической документации.
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
|