Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное образование»


Скачать 386.44 Kb.
НазваниеПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное образование»
страница1/8
ТипПрограмма
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8



  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное образование» магистерская программа «Управление образованием», изучающим дисциплину «Экономика образования и образовательного учреждения».

Программа разработана в соответствии с:

ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m123.html, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2010 г. №123 (с изм. от 31 мая 2011 г. приказ №1975);

Образовательной программой подготовки магистров по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»;

Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», программа «Управление образованием».

Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

Курс основан на базовой экономической теории с применением в образовании. Курс призван подчеркнуть теоретическую связь микроэкономики и затем прояснить как отдельные темы в образовании могут быть объяснены через теорию микроэкономики.

В курсе используются общие экономические принципы и теории – инвестиции, рабочая сила, производительность, затраты, эффективность, спрос и предложение – в рамках сферы образования. Данная программа ограничивается изучением понятий и зависимостей в образовательных учреждениях и образовательных системах.

Содержание должно обеспечить магистрантов определенным объемом экономических знаний, необходимых для понимания проблематики экономики образования. Материалы последовательно раскрывают основные проблемы экономики образовательного учреждения, проводится оценка возможных вариантов их решения. Выделены темы, посвященные проблемам финансирования образовательных учреждений, оценке эффективности использования бюджетных средств, анализу механизмов внебюджетного финансирования, изучению сущности, принципов и методов экономического анализа образовательного учреждения.

Для подготовки данного курса были использованы аналитические и статистические материалы ОЭСР и Всемирного банка, монографии и другие публикации российских и зарубежных исследователей.
Программа строится на принципах:

- научности – соответствие содержания образования уровню современной экономической науки

- доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки и профессиональной деятельности магистрантов;

- системности – осознание места изучаемого вопроса в общей системе знаний, его связи со всеми элементами этой системы;

- целостности – учет специфики каждого раздела дисциплины и их взаимосвязь в программе;

- связи теории с практикой, показывающих важность применения фундаментальных знаний для задач, стоящих перед образовательным учреждением;

- элективности, заключающейся в обеспечении возможности выбора и индивидуального пути профессионального самостановления магистрантов;

- модульности - укрупнение дидактических единиц
  1. Цели освоения дисциплины


С точки зрения экономики ресурсы (капитальные, финансовые, информационные, трудовые), инвестируемые в здания, сооружения, технологии, содержание и обеспечение реализации образовательных программ - недостаточны, ограниченны. Этот дефицит означает, что необходимо выбирать тактики, оптимизирующие использование ограниченных ресурсов. Знания и понимание правил экономической жизни образовательной системы и образовательных учреждений должны способствовать принятию решений, оптимизирующих текущую деятельность образования.

Общество должно стремиться организовать такую систему образования, которая будет эффективна и равнодоступна. Эффективность означает оптимизацию предоставления образовательных услуг при имеющихся ресурсах. Доступность означает, что услуги распределены согласно некоторому принципу социальной справедливости.

Специалисту в сфере государственного управления, для принятия управленческих решений необходимо знать ответы на такие вопросы, как :

• Приводит ли к улучшению качества образования увеличение издержек на образование?

• Какой эффект на достижения школьников оказывает политика сокращения размера класса?

• Как влияет оплата труда учителей на результаты образования школьников?

• Что мы знаем об эффективном использовании ресурсов в школах?

• Как финансировать школы для достижения лучших результатов?

• Как размер школы влияет эффективность использования ресурсов в школах?

Цель изучения дисциплины «Экономика образования и образовательного учреждения» - обеспечить необходимый, установленный образовательным стандартом НИУ ВШЭ, уровень базовой подготовки магистрантов в области экономики образования, сформировать необходимый уровень экономической подготовки для принятия решений при управлении системой и учреждением; мотивировать на самоформирование культуры экономического мышления, необходимого для объяснения экономической политики в социальной сфере, и системе образования в частности; выработать практические навыки принятия ответственных экономических решений в профессиональной деятельности.

Задачи, способствующие достижению цели при изучении данной дисциплины:

- содействовать становлению базовой профессиональной компетентности магистра для теоретического осмысления, решения образовательных, исследовательских и практических задач по использованию экономических моделей и принципов в управлении образовательным учреждением;

- осуществление профессионального образования и личностного роста для проектирования экономических процессов в образовательном учреждении;

- понимание пути экономической логики и использование ее в повседневной жизни;

- активизация самостоятельной деятельности, включение в исследовательскую работу магистранта.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



В результате изучения курса «Экономики образования и образовательного учреждения» магистрант должен:

ЗНАТЬ:

  • основные концепции экономики образования, к которым относятся:

    • Основные классификации благ, в том числе частные и общественные

    • Анализ предельных затрат и результатов

    • Теория спроса и предложения

    • Типы рыночных структур

    • Рынок труда

  • основные причины и направления усиления самостоятельности (автономизации) образовательных учреждений, в том числе, в аспекте финансовой деятельности;

  • систему государственного финансирования среднего образования в России;

  • изменение роли государственного бюджета  в новых условиях;

  • тенденции изменения объемов и источников финансирования среднего образования в развитых странах;

  • современные подходы к финансированию среднего образования, нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений;

  • значение факторов обеспечения качества в решении задач финансирования;

  • знать особенности внебюджетной деятельности образовательных учреждений, платных услуг в образовательных учреждениях;

  • знать основные источники наборов данных, используемых для исследования в экономике образования и как получить доступ к таким вторичным данным;

  • механизм формирования стоимости и возмещения затрат;

  • иметь представление о ценообразовании в образовательном учреждении;

  • действие хозяйственного механизма образовательного учреждения, организацию его деятельности;

  • знать материально-техническую базу системы образования РФ.


УМЕТЬ:

  • объяснять характер экономики образования как науки;

  • объяснять сущность основных экономических явлений и процессов в образовании;

  • анализировать факторы обеспечения качества общего образования в решении задач финансирования;

  • разрабатывать современные стратегии финансирования общего образования и модели управления финансовыми ресурсами образовательных учреждений;

  • анализировать общие характеристики и различия в системах финансирования общего образования в разных странах мира;

  • анализировать конкурентные особенности рынка образовательных услуг;

  • рассчитывать величину, структуру затрат на обучение;

  • определять современную ценность будущих благ.

  • определять наличие положительных и отрицательных внешних эффектов хозяйствования.

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • анализировать ситуации, проводить микроисследования, проводить связь между понятиями профессиональной направленности и экономическими категориями

  • разрабатывать варианты управленческих решений с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий

  • провести на основе построенной модели исследование выдвинутых гипотез, используя стандартные инструменты микроэкономического анализа,

  • проинтерпретировать полученные результаты в терминах исходной ситуации;

  • объяснять, анализировать и оценивать образовательную политику с экономической точки зрения

  • формировать собственную позицию по отношению к реальным экономическим ситуациям, вырабатывать свою точку зрения.



ВЛАДЕТЬ:

  • изученными концепциями экономики образования на уровне знаний - синтеза, т.е. умения комбинировать элементы, чтобы получить целое и использовать знания из разных областей, оценивать логику построения материала, проводить экономический анализ, основываясь на четких критериях, что соответствует уровню методологической компетентности – уровень образованности для самостоятельного решения исследовательских и творческих задач;

  • специальной экономической терминологией;

  • системой теоретических и практических знаний и навыков по экономике образования в объеме программы;

  • основами управленческого учета в образовательном учреждении;

  • навыками самостоятельного получения новых знаний, профессиональной аргументации, методами экономического анализа;

  • навыками сравнительного анализа фактов и явлений экономической жизни;

  • навыками аналитической работы в практической ситуации.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС

Показатели достижения результата

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

компетенция общественного служения.

ОК-1

Позиционирование себя как социально и политически активной личности.

Демонстрирование максимальной готовности и мобильности в рамках изменений рынка труда.


Дискуссии, ролевые игры

компетенция этического поведения.

ОК-2

Знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями. Нетерпимость к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц. Гражданская ответственность и требовательность к соблюдению правил этического поведения.

Уважение к собственной профессиональной репутации и практической деятельности.

Дискуссии, ролевые игры

компетенция конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями.

ОК-3

Демонстрирование учета интересов и потребностей граждан и других организаций при взаимодействии с ними; понимания и выполнения запросов клиентов и соблюдение их интересов.

Домашние задания, дискуссии

компетенция применения коммуникативных технологий и средств.

ОК-6

Демонстрирование способности использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии. Владение знаниями и необходимой информацией для обмена идеями с другими людьми. Использование способов представления и передачи информации, адекватные ситуации.

Самостоятельная работа

компетенция постановки проблем.

ОК-9

Умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества. Понимание проблемы и принимает решения. Формулирование суждений, адекватных обстоятельствам.

Ситуационные задачи, ролевые игры, контрольные работы

компетенция аналитической работы.

ОК-10

Умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний. Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации. Умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания. Умение и готовность систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций. Способность использовать различные данные для анализа и решения профессиональных проблем; адекватно использовать терминологию экономики образования, отбирать и объединять фрагменты знания, адекватно ситуации.

Самостоятельная работа, лекции, практические работы

компетенция критического анализа.

ОК-15

Умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей.

Домашние работы, дискуссии, самостоятельная работа

обладать способностью к анализу, организации и планированию в области государственного и муниципального управления

ПК-1

Осуществляет прогнозирование развития экономических процессов в образовании. Осуществляет последовательность действий на основе сознательного выбора адекватных проблеме знаний, информации и поставленных целей в различных ситуациях.

Лекции, дискуссии, ситуационные задачи

уметь планировать мероприятия органа публичной власти в увязке с общей стратегией развития государства и региона

ПК-6

Определяет эффективное направление действий.

Дискуссии

владеть навыками использования инструментов экономической политики

ПК-8

Предлагает выполнимые решения. Обосновывает практическую и теоретическую ценность полученных результатов.

Контрольные работы, дискуссии

понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции

ПК-10

Демонстрирует оценочные суждения в терминах экономики образования.

Практические задания, дискуссии, контрольные работы, домашние задания

разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности

ПК-12

Четко определяет цели и задачи деятельности. Ставит ясные цели. Проводит оценку проекта и уточняет дальнейшие шаги.

Самостоятельная работа, ситуационные задания

способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников

ПК-13

Осуществляет поиск всей необходимой информации для решения проблем и принятия решения. Самостоятельно получает новые знания на основе анализа, синтеза имеющейся информации.

Самостоятельная работа, домашние задания, практические задания

уметь использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач

ПК-14

Выделяет главное и систематизирует информацию. Определяет ключевые позиции своих высказываний. Организует и структурирует материалы для презентации.

Самостоятельная работа, презентации домашних работ

обладать способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ

ПК-19

Демонстрирует экономическое мышление при решении профессиональных проблем. Использует экономические знания для принятия профессиональных решений.

Дискуссии, практические задания, домашние работы, контрольные работы.

владеть методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства

ПК-21

Критически оценивает полученную информацию. Фиксирует целостность свойств объекта, его структуру и динамику. Применяет соответствующие знания, навыки и процедуры экономического анализа в профессиональной деятельности. Проявляет культуру мышления.

Дискуссии, практические задания, домашние работы, ситуационные задания
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин программы «Управление образованием» по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное образование».

При изучении данной дисциплины желательно знание английского языка на уровне выпускника бакалавриата.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах программы:

- управление образовательными системами

- теория и механизмы современного государственного управления

- клиентоориентированные образовательные организации

- сравнительный анализ образовательных систем: международный аспект

- стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

- менеджмент в социальной сфере, социальное проектирование

- институциональные предпосылки образовательной политики

- социология образования

- измерение качества

- современные вопросы образовательного права

- управление инновациями и социальными изменениями.

Изучение экономики образования в рамках блока общих дисциплин призвано вооружить будущего магистра знаниями и навыками науки, имеющей как большое мировоззренческое значение, поскольку вводит в круг знаний, описывающих рациональное поведение самостоятельных, ответственных субъектов, так и непосредственное практическое применение каждым человеком в своей собственной жизни.

В процессе изучения магистранты получают расчетные навыки по определению финансовых показателей образовательного учреждения; навыки проведения экономического анализа образовательной деятельности, знакомятся со спецификой ценообразования образовательных услуг в различных рыночных структурах.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное образование» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное образование» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное образование» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное образование» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное образование» iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки подготовки...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное образование» iconПрограмма дисциплины «Информационно-аналитические технологии государственного...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное образование» iconПрограмма дисциплины «Адаптационный курс математики» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080200. 62...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное образование» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 0811....

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное образование» iconПрограмма дисциплины «для магистерской программы «Управление образованием»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное образование» iconПрограмма дисциплины Правовое обеспечение публичного управления для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск