Учреждение культуры мурманская государственная областная


Скачать 264.86 Kb.
НазваниеУчреждение культуры мурманская государственная областная
ТипКнига
filling-form.ru > бланк доверенности > Книга


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

МУРМАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЛАСТНАЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ




консультация

Мурманск

2015

78.38

О - 64
Организация работы библиотечного пункта по обслуживанию незрячих и слабовидящих пользователей [Текст] / Мурм. гос. обл. спец. б-ка для слепых и слабовидящих; [сост. О.В. Нимченко]. – Мурманск, 2015. – 22 с.
Мурманская государственная областная специальная библиотека для слепых и слабовидящих предлагает консультацию по вопросам работы библиотечного пункта.

Издание адресовано специалистам библиотек, на базе которых ведется обслуживание инвалидов по зрению и других лиц, испытывающих трудности при чтении плоскопечатных книг.

Содержание
Введение………………………………………………. 4

Принципы и методы обслуживания…………………. 5

Организация библиотечного пункта………………… 6

Особенности организации работы по привлечению к чтению незрячих людей……………………………… 10

Формы обслуживания………………………………….14

Отчетность………………………………………….......16

Заключение……………………………………………...19

Как помочь незрячему человеку. Памятка.

(Приложение 1)……………………………………………20

Контактная информация первичных организаций Мурманского регионального отделения Всероссийского общества слепых. Населенные пункты, территориально относящие к ним

(Приложение 2)……….......................................................... 22

Основные понятия и термины

(Приложение 3)………..........................................................25

Введение
Книга – неотъемлемая часть жизни инвалидов по зрению и на сегодня не существует эквивалента, способного ее заменить. Для людей незрячих она сохраняет свое значение как основной способ общения с миром, источник информации. Приобщение к книге, к библиотеке является непременным условием полноценной социальной реабилитации инвалидов.

Осознание незрячим человеком возможности построить стратегию успеха через чтение можно считать идеальным результатом библиотечной работы. Он должен быть уверен, что здесь его поймут и помогут, что библиотека располагает необходимыми для этого ресурсами и возможностями.

Практическая задача состоит в создании такой модели библиотечного обслуживания инвалидов по зрению, которая гарантировала бы обеспечение их законных прав на получение документальной информации наравне с другими гражданами.

Существует комплекс документов, которые гарантируют инвалидам по зрению наряду с другими гражданами право на свободный и равный доступ к информации, к системе библиотечного обслуживания. В первую очередь деятельность библиотек регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», федеральными законами «О библиотечном деле», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», указами президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 27 июля 1992 г. № 802, иными нормативными правовыми актами в сфере культуры и защиты прав инвалидов. Кроме того, нужно иметь в виду ряд документов международного и федерального значения, таких как: «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приняты Генеральной ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.), «Конвенцией о правах инвалидов», (принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеи от 13 декабря 2006 г.), Требования по доступности интернет - ресурсов, выработанные Консорциумом Всемирной сети WЗC, «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» (2001 г.) и разработанный на его основе Российской библиотечной ассоциацией «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки».
Принципы и методы обслуживания
Приступая к работе с инвалидами, прежде всего, необходимо выявить людей, нуждающихся, в библиотечном обслуживании из числа проживающих в городе или районе. Такие сведения, можно получить в местных органах социальной защиты и первичных территориальных организациях Всероссийского общества слепых. С этими учреждениями необходимо поддерживать постоянные контакты, наладить пути и способы взаимодействия и координации работы.

Полученные данные позволят вам определить потенциальных читателей, тех, кто нуждается в специализированном обслуживании на дому, выявить их информационные потребности, запросы и интересы. По возможности, можно получить дополнительные сведения о членах семьи, так как необходимо знать, кто одинок, или с кем из членов семьи в дальнейшем можно будет поддерживать контакт.

Однако следует иметь в виду, что далеко не все инвалиды, их родственники с готовностью пойдут на контакт, так как многие из них с недоверием относятся к попыткам привлечь их в библиотеку. Возможно, что на первые предложения откликнуться немногие. Через некоторое время можно будет еще раз позвонить или навестить этих людей.
Организация библиотечного пункта
После выявления сведений о желающих пользоваться библиотекой, на базе муниципального учреждения, на основании «Договора об организации библиотечного пункта» с Мурманской государственной областной специальной библиотекой для слепых и слабовидящих (МГОСБСС), открывают библиотечный пункт.

Все данные о читателе заносятся в регистрационную карточку.

Примерный образец карточки
сторона 1
Регистрационная карточка пользователя №__

Фамилия, Имя, Отчество _______________________________________________

Дата рождения «___» г.

Телефон, e-mail

Группа инвалидности

Принадлежность к ВОС

Образование Специальность

Место работы/учебы

Владеет ли системой Брайля_______________________

Какой имеет тифлоаппарат для чтения (нужное подчеркнуть)

Тифломагнитофон ПлеерМРЗ Тифлофлэшплеер
сторона 2


РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Я,

(Фамилия, Имя, Отчество)

ПАСПОРТ (серия, номер) ВЫДАН « __» г

КЕМ

АДРЕС РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ________________________________________

_______________________________________________________________________________________

подтверждаю, что я ознакомлен(а) и полностью согласен(а)

с условиями оказания мне библиотечных услуг, изложенных

в «Правилах пользования______________ библиотекой».

Я даю согласие на обработку моих персональных данных,

указанных в настоящей регистрационной карточке.

Также даю согласие на использование моих персональных

данных для связи со мной по телефону, по почте, в том числе

и по e-mail в случаях информирования о новых поступлениях документов в фонд библиотеки, выполненных заказах на литературу, о мероприятиях, а также в случаях просрочки возвращения взятых мною документов.

Данное согласие действует до моего прямого отказа

от пользования услугами библиотеки, выраженного мною лично

в устной или письменной форме, либо по истечении трехлетнего срока с момента последнего уточнения моих данных (перерегистрация).

«__»_________20___г.

Подпись ___________ Расшифровка подписи



Пересылка книг по почте
МГОСБСС, в соответствии с договором, высылает во временное пользование издания, адаптированные для слепых и слабовидящих. Бандероли для слепых, на основании Постановления Правительства РФ №221 от 15 апреля 2005 г. "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", пересылаются по почте бесплатно с пометкой – секограмма (секограмма - почтовое отправление, подаваемое в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых).

Перед отправкой книг, необходимо проверить полноту комплекта всех названий. В случае неисправности (с указанием в какой кассете) срочно выслать книги в МГОСБСС. Самостоятельный ремонт «говорящих» книг не допускается.

Образец заполнения бандероли


От кого______________________ Секограмма

Откуда______________________

______________________

______________________
Индекс места отправления:

Кому Мурманская государственная

областная специальная

библиотека для слепых

и слабовидящих

Куда г. Мурманск,

ул. Шевченко, д.26
Индекс места назначения

183052




Особенности организации работы

по привлечению к чтению незрячих людей.
По содержанию читательские интересы незрячих мало отличаются от соответствующей направленности зрячих. Однако, число источников, доступных для их восприятия, чрезвычайно ограничено, поскольку обычные плоскопечатные тексты недоступны для их восприятия. Это влечет за собой необходимость использования специальных изданий для слепых, тифлотехнических средств и адаптивных технологий для прочтения.

К специальным изданиям для слепых относятся книги рельефно-точечного шрифта (шрифт Брайля), рельефно-графические пособия, «говорящие» книги, тактильные рукодельные книги, издания крупного шрифта. «Говорящие» книги записываются в соответствии с определенными требованиями, обеспечивающими полное и точное воспроизведение исходного издания и его восприятие читателем. В результате освоения новой технологии, выпускаются цифровые «говорящие» книги с криптозащитой на флэш-картах, которые прослушиваются на тифлофлэш-плеерах. Наличие криптозащиты обеспечивает соблюдение требований Гражданского кодекса, связанных с охраной авторских прав (Ч. 4, ст. 1274 ГК РФ), а также предохраняет издание от несанкционированного использования. Устройства для прослушивания «говорящих» книг входят в Федеральный перечень технических средств реабилитации, и инвалиды по зрению получают их в органах социальной защиты в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации (ИПР).

Важно позаботиться о том, чтобы незрячие пользователи наряду со всеми остальными получили развернутую информацию о репертуаре, в том числе о новых поступлениях с учетом их интересов и запросов. Главное, чтобы читатель знал о них и мог сам сделать выбор.

Работа с незрячими имеет свои особенности, обусловленные теми ограничениями, которые на них накладывает заболевание.

Во-первых, следует помнить о том, что людям с проблемами зрения недоступна визуальная информация (заголовки, надписи, плакаты, рисунки, объявления).

Во-вторых, они сталкиваются с проблемами неречевого общения, поскольку не воспринимают (или воспринимают в незначительной степени) жесты и мимику других людей, не обладают способностью подражать, а также испытывают недостаток воображения, образного мышления, т.к. не обладают запасом зрительных образов.

Кроме того, ограничения по зрению могут быть выражены в различной степени и носят разнообразный характер, что лишний раз свидетельствует о неоднородности названной группы пользователей.

Слепые от рождения или потерявшие зрение в раннем детстве легче переносят слепоту. Личность их развивается без коренных ломок, существенных перестроек и острых конфликтов, связанных с потерей зрения в зрелом возрасте. Как правило, они обучались в школах-интернатах, овладели навыками чтения и письма по системе Брайля, самообслуживания, ориентировки в пространстве.

Умения и навыки использования оставшихся органов чувств достигают у них большого совершенства.

Люди, потерявшие зрение в результате каких – либо жизненных ситуаций, обычно предпочитают «говорящие» книги. Большинство из них или не владеют системой Брайля или владеют слабо. Многие сумели преодолеть состояние отчаяния, прошли курс элементарной реабилитации и в определенной мере приспособились к собственному дефекту и окружающей среде.

При библиотечном обслуживании инвалидов по зрению необходимо учитывать и возрастные особенности.
Дети и подростки (от рождения до 16 лет)
О многом в окружающем мире ребенок может узнать исключительно из книг только путем чтения.

Детей в библиотеки нужно привлекать с дошкольного возраста, выдавать родителям аппараты для прослушивания «говорящих» книг. Однако слепые и слабовидящие не являются от рождения хорошими слушателями, навыки внимательного и вдумчивого слушания книг не вырабатываются автоматически – этому детей надо учить. Приучать к «говорящей» книге надо с коротких отрывков, звучащих несколько минут. Одновременно ребенок должен научиться пользоваться техникой, воспроизводящей произведения.

Содержание чтения должно соответствовать уровню развития ребенка, его интересам.

Тексты должны подбираться с учетом известного ребенку этого возраста словарного запаса и жизненного опыта.

Большую пользу приносят слепым и слабовидящим детям иллюстрированные детские книги, содержащие брайлевский и печатный тексты.
Молодежь (от 16 до 25 лет)
Затруднения, порождаемые дефектами зрения у данной возрастной категории, могут стать определенным препятствием к достижению желаемой степени самостоятельности в сферах жизнеобеспечения и коммуникации. В этом случае трудности, усугубляются у инвалидов обостренным ощущением собственной неполноценности. Не будучи вовремя компенсированным, оно может трансформироваться в устойчивую личностную черту и в дальнейшем обусловит социальную изоляцию личности или привести к антисоциальному поведению. Принимая во внимание характерную для этого возраста ориентацию на поиск пределов собственных возможностей и личностной идентичности, помочь направить энергию молодежи в сторону реабилитации.
Взрослые и пожилые
При контакте с данной категорией пользователей библиотекарь должен обращать внимание на их самочувствие, жизненную позицию. У престарелого человека часто преобладает чувство тоски, одиночества, потерянности в мире.

Он нередко психологически болезненно переносит прекращение трудовой деятельности, тревожится за свое здоровье, опасается возможной разлуки с дорогими, знакомыми и близкими людьми.

Библиотечное обслуживание должно входить в комплекс мероприятий, направленных на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей, создание для них благоприятного психологического микроклимата. Этому способствуют мероприятия, оказывающие на них положительное эмоциональное воздействие - встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний. Такие мероприятия объединяют и сплачивают вокруг библиотеки. При рекомендации книг необходимо учитывать специфические интересы инвалидов и престарелых, сконцентрированные вокруг вопросов поддержания и укрепления жизнеспособности, коммуникабельности, здорового образа жизни.
Формы обслуживания
Каждая публичная библиотека должна гарантировать свободное обращение к своим фондам всем гражданам, проживающим в зоне ее обслуживания, включая инвалидов и лиц преклонного возраста, испытывающих затруднения в пользовании библиотекой.

Инвалидам и престарелым, которые в состоянии посещать библиотеку, предоставляются особые права и дополнительные удобства: предварительные заказы по телефону, специальные стеллажи с литературой и т. д.

Читатели, лишенные физической возможности свободного перемещения, обслуживаются на дому.

Формуляры хранятся на абонементе библиотеки за специальным разделителем.
Массовая работа
Формы и содержание библиотечных мероприятий для инвалидов существенно не отличаются от традиционных. Это викторины, конкурсы, литературные, музыкальные вечера, встречи с интересными людьми, праздники, развлекательные программы и т.д.

Как показывает практика общения с детьми- инвалидами, для них более приемлема камерная обстановка, с приглашением не более 15 человек.

Зарубежные коллеги вообще стараются не устраивать специальных мероприятий для детей-инвалидов. Они считают, что когда маленькие дети вместе, для них нет различий, они принимают друг друга такими, какие они есть. У них нет еще оценочного взгляда на тех, кто рядом, и ребенок помогает своему больному сверстнику утвердиться в жизни.

Среди инвалидов, взрослых и детей много талантливых и одаренных людей. Творчество для них самоценно и независимо от художественного уровня произведения, оно возвращает человеку с ограниченными возможностями полноту жизни.

Библиотеки могут стать местом поэтических конкурсов. В их стенах можно организовать выставки рукоделия, поделок, рисунков и т.д. Одна из целей таких мероприятий – привлечение внимания общественности к проблемам этой части населения.

Существенную помощь в социальной реабилитации инвалидов, престарелых могут оказать созданные на базе библиотек консультационные пункты. К их работе следует привлечь медиков, психологов, дефектологов, логопедов, юристов, работников социальной службы, социальной защиты.

В настоящее время во многих городах, районах создаются общества, ассоциации людей, главная задача которых, чтобы люди не оставались один на один со своими проблемами.

Библиотеки, установив контакты с такими организациями, могут оказывать помощь в проведении праздников, вечеров или просто организовать на базе библиотеки клубы, лектории, где пожилые люди могли бы просто общаться, получить психологическую, моральную поддержку в трудных житейских ситуациях.

Для родителей, слабовидящих и незрячих детей, библиотекари через книгу могут помочь им сформировать правильное отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Без внимания библиотечных работников не должны остаться такие даты:
1 октября – Международный день пожилых людей;

13 ноября - Международный день слепых;

3 декабря - Международный день инвалида.
Отчетность
Отчетная форма и приложение к отчету высылаются к 20-му числу отчетного квартала – (по нарастающей) на электронный адрес МГОСБСС: mosbs@mail.ru:

- 1 квартал;

- 2 квартал (1кв. + 2 кв.);

- 3 квартал (1кв. + 2 кв. + 3 кв.);

- 4 квартал (1 кв. + 2 кв. + 3 кв. + 4 кв.)
Форма отчета
Срок предоставления отчета

« »___________20___г.
Отчет о работе

библиотечного пункта МГОСБСС
при_________________________за_____квартал 20___года

Сведения о читателях


Число читателей

Число читателей по категориям

В том числе

Кол-во

посеще-

ний

Всего

Инва-

лиды по зрению

Инва-

лиды

других

катего-

рий

Специа-

листы

Учащи-

еся

Прочие

Старше

60 лет

Слабо-

видящие




1

2

3

4

5

6

7

8

9

Пример:

10


5


3


1


1





4


4


24


Графа 1 - входит общее количество читателей (суммируются читатели из граф: 2-6);

- в графы 7, 8 – читатели из общего количества;

- в графе 4 (специалисты) – учитываются специалисты, работающие с данной категорией читателей (тифлопедагоги, социальные работники и др.)

К сведениям о читателях прилагается «Список читателей библиотечного пункта».
Приложение к отчету
Список читателей библиотечного пункта МГОСБСС

при_________________________________________________________________________________

за 20___________год





п/п

Фами-

лия, имя,

отчество

Год

рожде-

ния

Специ-

альность,

место

работы


Где

учится

Домаш-

ний

адрес,

телефон

Инва-

лиды

по

зре-

нию

Инва

лиды

другой

катего-

рии


Слабо-

видя-

щие

Старше

60 лет

































Книговыдача


Книговыдача

Выдано по названиям

Время

звучания

книг на

флэш-картах

Всего выдано

Книги

по

Брайлю

Кассеты

Диски

Печат-

ные

книги

Флэш-

карты

Книг,

записан-

ных на

кассетах

Книг,

записан-

ных на

флэш-

картах




1

2

3

4

5

6

7

8

9

Пример:

91


4


56


12


10


9


17


35


213ч 45мин


В графе 2 – указывается общее количество книг, записанных по Брайлю;

в графе 3 – общее количество кассет в коробке, в графе 7 – количество названий (произведений), указанных на коробке с кассетами;

в графе 6 – учет ведется по инвентарному номеру, проставленному на коробке, в графе 8 – общее количество всех произведений, указанных на коробке с флэш - картой;

в графе 9 – указывается общее количество (сумма) времени звучания всех выданных флэш – карт.
Заключение
Обслуживание незрячих и слабовидящих людей – это работа долгосрочная, однажды начавшись, она не может прекратиться, особенно если найдет отклик у населения.

Мы надеемся, что наша консультация ответила на некоторые вопросы по организации работы библиотечных пунктов. У нас вы можете получить дополнительную информацию о слепых и слабовидящих, найти материалы по коррекционной педагогике.
Наш адрес: 183052, г. Мурманск,

ул. Шевченко, д.26.

Тел. 8(815-2) 53-99-24, 53-83-46

E-mail: mosbs@mail. ru


Приложение 1
Как помочь незрячему человеку
Памятка
Если Вы видите незрячего человека, который, по-вашему мнению, нуждается в помощи, предложите ему свои услуги:

- представьтесь и дайте понять ему, что Вы разговариваете именно с ним. В противном случае он может так никогда и не узнать, что Вы обращались к нему;

- не подталкивайте и не тяните его за собой; если он принимает Вашу помощь, дайте ему взяться за вашу руку;

- обращайтесь к незрячему человеку непосредственно, а не через третье лицо;

- не проявляйте излишнего любопытства. При разговоре с незрячим не старайтесь говорить громко, разговаривайте разговаривайте как обычно.

- не спешите выразить свое сострадание. Ведите себя ровно, спокойно, проявляйте необходимую требовательность, но вместе с тем и заботу;

- делитесь с незрячим увиденным, не отказывайте ему в общении;

- не оставляйте незрячего человека одного на проезжей части улицы, на середине тротуара, на открытом крыльце или в дверях. Проведите его в безопасное место;

- если знакомите незрячего с каким-либо предметом, не водите с силой его руку по поверхности, а слегка направьте руку на предмет, создайте такие условия, чтобы незрячий мог свободно потрогать его руками;

- при встрече со знакомым Вам слепым, если Вы допускаете, что он может не узнать Вас, поприветствовав его, назовите себя;

- в присутствии слепого избегайте общения с другими людьми только с помощью мимики и жестов. Слепой замечает это и чувствует себя исключенным из общения;

- деликатно помогите незрячему советом, если это необходимо, при обнаружении какого-либо дефекта или погрешности в его одежде, не стесняйтесь, обратате на это внимание;

- если незрячему необходимо сесть, не усаживайте его, а дайте возможность легонько дотронуться до спинки стула;

- остерегайтесь желания приласкать собаку-проводника, помните, что эта собака ответственна за слепого хозяина. Такую собаку никогда не следует отвлекать от исполнения ее долга;

- в шумном помещении во время разговора не отходите от слепого, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что Вы отошли, и продолжать говорить в пустоту пространства. Обнаружив, что Вас нет, он почувствует себя неловко. Собираясь покинуть незрячего, дайте ему об этом знать.

Помните, что самое правильное Ваше отношение к слепому – то, при котором он в наименьшей степени будет испытывать чувство зависимости от Вас.


Приложение 2
Контактная информация

первичных организаций Мурманского регионального отделения Всероссийского общества слепых. Населенные пункты, территориально относящие к ним
Апатитская ПО ВОС

г. Апатиты, ул. Бредова, дом 11



председатель – Рыков Александр Юрьевич

секретарь – Елисеева Татьяна Викторовна

тел. 8(815-55-23-036);

e-mail- oooi@com.mels.ru

1. Апатиты

2. Кировск

Кандалакшская ПО ВОС

г. Кандалакша, ул. Уверова, дом 5
председатель – Жеваненко Надежда Васильевна

секретарь – Рябая Людмила Федоровна

тел. 8(815-33-92-144);

e-mail- oooivoskandalaksha@mail.ru

1. Алакуртти

2. Африканда

3. ст. Белое море

4. п. Ёна

5. п. Ёнский

6. Зашеек

7. Зеленоборский

8. Кандалакша

9. Ковдор

10. Лейпи

11. Нивский

12. Палакуртти

13. Полярные Зори

14. Пояконда

15. Риколатва

16. Умба

Мончегорская ПО ВОС

г. Мончегорск, ул. Металлургов, дом 60
председатель – Горбенко Наталья Филипповна

секретарь – Карачева Лариса Ивановна

тел. 8(815-36-55-409);

e-mail- moncha.vos@mail.ru

1. Краснощелье

2. Ловозеро

3. Мончегорск

4. Оленегорск

5. Ревда

Мурманская ПО ВОС

г. Мурманск, ул. Марата, дом 22, кв. 41
председатель – Ладыгина Надежда Дмитриевна

секретарь – Шалина Надежда Егоровна

тел. 8(815-22-54-743).

e-mail- murmanskvos@yandex.ru

1. Заполярный

2. Кильдинстрой

3. Кола

4. Молочный

5. Мурмаши

6. Никель

7. Тулома

8. Верхнетуломский

Североморская ПО ВОС

г. Североморск, ул. Северная Застава, дом 5
председатель – Ханецкая Валентина Владимировна

секретарь – Ваганова Наталья Александровна

тел. 8(815-37-53-858);

e-mail- severvos@gmail.com

1. Гаджиево

2. Заозерск

3. Полярный

4. Росляково

5. Североморск

6. Снежногорск

7. Териберка

Приложение 3
Основные понятия и термины
Автоматизированное рабочее место (АРМ) инвалида по зрению – рабочее место, оснащенное стандартным оборудованием (компьютер), дополнительными периферийными устройствами (модем, сканер, стандартный принтер) и компьютерными тифлотехническими средствами универсального назначения (адаптированный видеодисплей, тактильный

дисплей, аудиодисплей, устройство, печатающее шрифтом Брайля, - брайлевский принтер, специальное программное обеспечение).

Библиотека для слепых – информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов специальных форматов (см. Издания для слепых и слабовидящих), предоставляющее их во временное пользование абонентам и обеспечивающее профессиональные и иные специфические потребности незрячих, слабовидящих читателей.

Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением зрения – технические средства, дающие возможность слепым и слабовидящим людям преодолевать их физический недостаток и действовать на равных со зрячими.

«Говорящая» книга – текстовое издание, записанное в виде речевых фонограмм на различные носители и предназначенное для использования исключительно инвалидами по зрению или лицами с другими физическими недостатками, испытывающими трудности при чтении плоскопечатных изданий. Для записи «говорящих » книг применяются специальные форматы.

Заочный абонемент – обслуживание книгой по почте читателей, проживающих в населенных пунктах, удаленных от библиотеки.

Издания для слепых и слабовидящих (издания специальных форматов) – издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, «говорящие» книги, крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению в жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Принцип равных возможностей - отражает требования к деятельности всех типов библиотек и направлен на реализацию равного и свободного доступа граждан, в том числе инвалидов, к информационным ресурсам.

Реабилитация - сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации (или восстановления) нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации (или адаптации) больных, пострадавших и инвалидов.

Рельефно - графическое пособие – рельефное изображение на плоскости (рисунки, чертежи, географические карты и т. д.), Рассчитанное на восприятие исключительно с помощью осязания.

Рельефно – точечный шрифт (шрифт Брайля) – разработан в 1829 г. французским тифлопедагогом Л. Брайлем (1809 – 1852); основан на использовании 6 точек, расположенных в два столбца, и предназначен для письма и чтения незрячими людьми.

Слабовидение – снижения зрения, при котором острота центрального зрения на лучше видящем глазу с использованием очковой коррекции находится в пределах 0,05-0,2 (в медицине) или до 0,4 (в педагогике).

Слепота – наиболее ярко выраженная степень аномалий развития и нарушения зрения, когда становится невозможны или весьма ограниченным зрительное восприятие вследствие глубокого снижения остроты центрального зрения и сужения поля зрения.

Тактильная рукодельная книга – книга, изготовленная без применения или с минимальным применением технических средств; предназначена для распространения содержащейся в ней информации через тактильные ощущения и содержит цветные рельефные рисунки и/или объемные изображения, выполненные из различных

материалов, а также текст, напечатанный рельефно – точечным и/или укрупненным шрифтом.

Технические средства реабилитации – совокупность специальных устройств и приспособлений, не только позволяющих осуществлять замещение анатомических и функциональных дефектов организма, но и способствующих активному приспособлению личности к окружающей действительности.

Тифло – от греческого typhlos - слепой

Тифлотехнические средства (вспомогательные технические средства для лиц с нарушением зрения) – технические средства реабилитации инвалидов

по зрению, применяемые для компенсации ограничений в получении и передаче визуальной информации.

Укрупненный шрифт – шрифт, предназначенный для использования слабовидящими.
При составлении консультации использованы материалы:
1. Захарова, Е.В. Работа библиотек в помощь слепым и слабовидящим людям [Текст]: метод. материалы / Е.В.Захарова; Рос. гос. б-ка для слепых. – М., 2011. -55 с.

2. Организация библиотечного обслуживания инвалидов по зрению на базе публичной библиотеки [Текст]/ ГУ КРБС, Тифлоинформационный отдел; сост. Т.В. Зайцева. – Петразоводск, 2005. – 29 с.

3. Читатели и чтение в библиотеках для слепых [Текст]): сб. статей /Рос.гос. б-ка для слепых; [сост. Е.В. Захарова]. – М., 2006. – 158 с.

Ответственный за выпуск: Н.В.Киреева

Составитель: О.В. Нимченко

Тиражирование: О.А.Захарова


Похожие:

Учреждение культуры мурманская государственная областная iconНаблюдательным советом государственного областного автономного учреждения...
Общие положения, термины и определения, предмет, цели и принципы регулирования …3

Учреждение культуры мурманская государственная областная iconПаспорт учреждения Наименование организации (полное и сокращенное, по уставу)
Государственное казенное учреждение культуры «Ленинградская областная универсальная научная библиотека»

Учреждение культуры мурманская государственная областная iconИзвещени е о запросе котировочных заявок
Сведения о Заказчике: гуз «Мурманская областная клиническая больница имени П. А. Баяндина», 183047, г. Мурманск, ул. Павлова, д....

Учреждение культуры мурманская государственная областная iconДепартамент культуры и архивного дела воронежской области государственное...
О-64 Организация работы библиотек по правовому просвещению населения (методические рекомендации) / Воронеж обл универс науч б-ка...

Учреждение культуры мурманская государственная областная icon«Открывая Америку» Московская областная государственная детская библиотека...
Московская областная государственная детская библиотека и Американский центр в Москве продолжают знакомить читателей с историей,...

Учреждение культуры мурманская государственная областная iconГражданско-правовой договор бюджетного учреждения №04-еп-2014
«Мурманская областная станция по борьбе с болезнями животных», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице Начальника Костюк Наталии...

Учреждение культуры мурманская государственная областная iconГосударственное автономное учреждение здравоохранения Калужской области...
Гауз ко «Калужская областная стоматологическая поликлиника». Закупка проводится в соответствие с фз от 18. 07. 2011 №223-фз «О закупках...

Учреждение культуры мурманская государственная областная iconСмирнова Е. К. Деятельность центров общественного доступа, работающих...
Ленинградской области в 2013 году: из опыта работы библиотек / Государственное казенное учреждение культуры «Ленинградская областная...

Учреждение культуры мурманская государственная областная iconУтверждаю главный врач буз орловской области «Орловская областная стоматологическая поликлиника»
Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области " Орловская областная стоматологическая поликлиника "

Учреждение культуры мурманская государственная областная iconГосударственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской...
Свердловской области «Свердловская областная стоматологическая поликлиника», именуемое в дальнейшем «Заказчик» в лице главного врача...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск