Д н е в н и к
производственной практики
«ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА (ГИГИЕНИСТ)» для студентов 3 курса специальности «Стоматология»
Ф.И.О. студента____________________________________________________
Саранск 2015
УДК 616.311.2:378(076)
ББК Р 66
К 642
Составители: Е. В. Кондюрова, В. И. Давыдкин, А.Н. Самаркина
Р е ц е н з е н т ы:
Кафедра общей хирургии им. Н. И. Атясова с курсами челюстно-лицевой хирургии и отоларингологии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (заведующий – доктор медицинских наук, профессор А. Н. Беляев).
Заведующий кафедрой терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации» кандидат медицинских наук, доцент О. А. Успенская
К 642 Дневник производственной практики «Помощник врача-стоматолога (гигиенист)» / Сост. Е. В. Кондюрова, В. И. Давыдкин, А. Н. Самаркина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – 26 с.
Даны цель и задачи, перечень умений и практических навыков, осваиваемых во время производственной практики. Приведены рекомендуемые темы для санитарно-просветительских бесед и учебно-исследовательской работы.
Дневник предназначен для студентов III курса специальности 31.05.03 «Стоматология».
Введение 1. Целью производственной практики является профессионально-практическая подготовка, ориентированная на углубление теоретической подготовки и закрепление практических умений и компетенций по профилактике стоматологических заболеваний.
2. Задачи производственной практики:
приобретение умения проводить стоматологическое обследование детского и взрослого населения;
приобретение умения выявлять и устранять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний;
формирование умения организации и реализации профилактических мероприятий среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровнях;
освоение методов стоматологического просвещения и осуществление мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья;
формирование врачебного мышления и поведения, обеспечивающего решение профессиональных задач;
усвоение основных принципов этики и деонтологии.
Для освоения программы производственной практики необходимы следующие знания, умения и навыки: 1) Знать и уметь использовать:
1. Порядок и методы обследования пациентов в профилактическом отделении, критерии оценки состояния твердых тканей зубов, тканей пародонта, гигиенического состояния полости рта.
2. Принципы проведения эпидемиологического стоматологического обследования населения, его цели, задачи, методики.
3. Факторы риска и причины возникновения основных стоматологических заболеваний.
4. Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний.
5. Средства ухода за полостью рта и требования, предъявляемые к ним. Особенности гигиенического воспитания детей различного возраста и взрослых.
6. Методы и средства профилактики основных стоматологических заболеваний.
7. Цель, методы и средства стоматологического просвещения, особенности его проведения среди различных групп населения.
8. Принципы диспансеризации населения у стоматолога, организационные формы проведения плановой санации полости рта.
9. Основы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения.
2) Иметь навыки:
1. Проведения профилактических осмотров детей и взрослых
2. Регистрация состояния твердых тканей зубов, пародонта, гигиены полости рта
3. Обучения детей и взрослых правилам гигиенического ухода за полостью рта
4. Индивидуального подбора средств гигиены
5. Выявления факторов риска основных стоматологических заболеваний
6. Применения методов и средств первичной профилактики основных стоматологических заболеваний на индивидуальном и групповом уровне
7. Проведения стоматологического просвещения населения по вопросам возникновения и предупреждения стоматологических заболеваний
3) Иметь представление о:
1. Стоматологической заболеваемости населения зарубежных стран и России и тенденции их развития;
2. Опыте и эффективности профилактической стоматологии за рубежом и в России;
3. Путях повышения эффективности вторичной профилактики одонтогенных воспалительных процессов в челюстно-лицевой области;
4. Профилактике заболеваний слизистой оболочки полости рта;
5. Принципе онкологической настороженности на стоматологическом приеме;
6. Проведении эпидемиологического стоматологического обследования населения по методике ВОЗ;
7. Ситуационном анализе в заданном регионе для планирования программ профилактики стоматологических заболеваний;
8. Оценке медицинской и экономической эффективности программ профилактики;
9. Новейшие достижения медицинской науки и возможностях их использования в области профилактической стоматологии. Обязанности студента В период производственной практики студент работает в качестве помощника врача-стоматолога гигиениста. Он должен:
1) выполнять требования ОСТа по стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения и соблюдать правила внутреннего распорядка поликлиники, иметь опрятный внешний вид (чистый халат, шапочка, маска, сменная обувь);
2) соблюдать принципы этики и деонтологии, чутко и внимательно относиться к больному, строго соблюдать принципы профессиональной этики, правильно строить взаимоотношения с персоналом поликлиники, сохранять врачебную тайну;
3) в первый день практики ознакомиться с расписанием работы медицинской организации, с медицинской документацией, получить инструкции руководителя по технической эксплуатации оборудования и оснащения кабинетов;
4) ознакомиться с санитарно-эпидемиологическим режимом медицинской организации;
5) закрепить знания по особенностям соблюдения правил асептики и антисептики в медицинской организации, приготовления стоматологических материалов;
6) приобрести и закрепить мануальные навыки работы помощником врача-стоматолога гигиениста;
7) выполнить УИРС;
8) ежедневно вести дневник по установленному образцу. В результате прохождения производственной практики студент должен приобрести следующие практические умения:
Проводить стоматологический осмотр пациента и оформлять историю болезни.
Записывать зубную формулу постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения.
Определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, КП зубов и поверхностей.
Определять распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в группе обследованных.
Определять гигиеническое состояние полости рта с применением индексов.
Определять состояние тканей пародонта и нуждаемость в лечении с помощью пародонтальных индексов.
Осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта пациенту в зависимости от возраста и состояния полости рта.
Выполнять различные методы индивидуальной чистки зубов на фантомах.
Обучать методам чистки зубов детей и взрослых.
Проводить контролируемую чистку зубов.
Проводить диагностику и дифференциальную диагностику начальных форм кариеса и некариозных поражений.
Проводить витальное окрашивание очагов деминерализации эмали;
Применять реминерализирующие средства.
Использовать фторидсодержащие растворы.
Покрывать зубы фторидсодержащим лаком, гелем.
Проводить герметизацию фиссур зубов различными герметиками.
Проводить беседы (индивидуальные, групповые), лекции с различным контингентом населения по предупреждению возникновения и развития стоматологических заболеваний.
Проводить «уроки здоровья» в организованных детских и взрослых коллективах.
Разрабатывать материалы по стоматологическому просвещению.
Составлять план профилактики.
Проводить профессиональную гигиену полости рта с помощью ультразвука, пескоструйного аппарата, микромоторной щетки, ручными инструментами.
Описание базы производственной практики В данном разделе дневника необходимо в полной форме указать наименование учреждения, где проходила практика, его адрес и телефон, а также Ф.И.О. главного врача учреждения. Необходимо расписать:
штатное расписание, режим работы поликлиники (количество врачей, средних медработников; количество смен, часы работы, количество рабочих дней в неделю);
устройство поликлиники (количество и наименование кабинетов, как лечебно-профилактических, так и диагностических);
описать санитарно-противоэпидемический режим (методы предстерилизационной очистки, дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария и перевязочного материала;
контроль качества стерилизации;
режим текущей уборки, кварцевания и генеральной уборки стоматологических кабинетов);
рабочее место медицинской сестры;
описать оснащение кабинета (оборудование и инструментарий);
указать перечень пломбировочных материалов, антисептиков и т.д.;
документация стоматологического кабинета.
Перечень практических умений для заполнения ежедневого листка учета1
1. Проведение стоматологического обследования детей различного возраста и взрослых.
| 30
| 2. Запись зубной формулы постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения.
| 30
| 3. Определение состояния твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кпу зубов и их поверхностей.
| 30
| 4. Определение состояния тканей пародонта с помощью индексов CPITN, PMA.
| 15
| 5.Определение гигиенических индексов по Федорову-Володкиной, Грин-Вермиллиону, РНР.
| 30
| 6. Проведение методики витального окрашивания очагов деминерализации эмали.
| 20
| 7. Осуществление индивидуального подбора средств гигиены полости.
| 30
| 8.Выполнение различных методов чистки зубов на фантомах.
| 30
| 9. Обучение детей различного возраста чистке зубов индивидуально и в группе.
| 30
| 10. Проведение контроля эффективности чистки зубов.
| 20
| 11. Применение флоссов, эликсиров, ершиков и обучение пациента методике их использования.
| 10
| 12. Применение реминерализующих средств индивидуально и в группе детей.
| 5
| 13. Применение фторидсодержащих растворов в различных концентрациях индивидуально и в группе детей.
| 5
| 14. Покрытие зубов фторидсодержащим лаком и гелем.
| 10
| 15. Герметизация фиссур зубов.
| 5
| 16. Удаление над - и поддесневых минерализованных зубных отложений.
| 15
| 17. Проведение беседы с детьми различного возраста и их родителями о правилах чистки зубов и выборе средств гигиены.
| 30
| 18. Проведение «уроков здоровья» в организованных детских коллективах.
| 2
| 19. Подготовка наглядных материалов по стоматологическому просвещению.
| 2
| 20. Подготовка лекций, бесед, памяток по профилактике стоматологических заболеваний.
| 2
| 21. Проведение групповых бесед с родителями, детьми, беременными о профилактике кариеса, болезней пародонта и зубочелюстных аномалий.
| 3
| 22. Определение распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний (кариеса, болезней пародонта) в группе обследованных.
| 4
| 23. Разработка программы профилактики на индивидуальном уровне.
24. Разработка программы профилактики на групповом уровне.
| 10
1
| 24. Оценка эффективности профилактических мероприятий.
| 5
| 25. Проведение анкетирования населения по вопросам гигиены полости рта, возникновению и предупреждению стоматологических заболеваний.
|
1
| Описание базы производственной практики ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|