Журнал "Право и безопасность" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная миграционная политика Российской Федерации


НазваниеЖурнал "Право и безопасность" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная миграционная политика Российской Федерации
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк доверенности > Документы
  1   2   3   4   5   6
Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Современная миграционная политика Российской Федерации

Федотова М.Ф., Шойко И.С., Информационно-аналитическое управление Аппарата Московской городской Думы

Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.

В целом можно сказать, что миграционные процессы в России протекают примерно так же, как во многих экономически развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими и демографическими причинами. На протяжении первой половины текущего десятилетия в крупнейших российских городах, пограничных областях, трудовая миграция прочно заняла определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.

Однако в действительности реальные последствия миграции не столь однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней различных представителей политических и экономических кругов и общественности.

В современной юридической науке всегда выделяется вид незаконной миграции населения. В российском законодательстве незаконная миграция представляет собой «въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением установленных законодательством Российской Федерации правил, регулирующих порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации»[1]. В связи с чем, следует отметить, что актуальность проблемы правового регулирования незаконной миграции в России будет возрастать.

Кроме того, открытие границ для международной криминальной миграции вывело на первый план политические причины миграции, обусловило увеличение в миграционных потоках вынужденной миграции. В 90-е годы двадцатого столетия власти в России занимались в основном проблемами беженцев, вынужденных переселенцев и незаконных мигрантов, в начале же нового тысячелетия обозначилась задача совершенствования стратегии государственной миграционной политики на перспективу, которая должна отвечать долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития России.

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации

Изменения политической и социально-экономической систем на пространстве, которое ныне принято называть постсоветским, более всего сказались на рынке труда, жизненных условиях, индивидуально-личностном статусе и семейных связях.

Значительные изменения претерпели миграционные процессы.

В советский период проводилась довольно четкая миграционная политика, в основе которой лежали внеэкономические методы регулирования, предусматривавшие ограничения прописки в крупнейших городах, прикрепление населения к месту жительства и работы, контроль за перемещением (за счет жесткой паспортной системы), насильственное переселение в экстремальных случаях, привлечение населения в районы нового освоения. Существовало и идеологическое подкрепление миграционной политики. Миграционная политика, которая была интегрирована в политику развития и размещения производительных сил, подробнейшим образом прорабатывалась в Генеральной схеме развития и размещения производительных сил и Генеральной схеме расселения. В качестве самых общих ставились цели более равномерного размещения производительных сил, ограничения роста крупнейших городов, более равномерного развития сети опорных центров расселения.

С 1990 года Россия стала одной из наиболее «принимающих» стран не только на постсоветском пространстве, но и в Европе. Хотя за это время иммиграция на Запад и увеличилась, ее рост был относительно ограниченным и представлял собой менее значимое явление для страны, чем перемещения по территории бывшего СССР (в большей части в сторону Российской Федерации и через нее), а также иммиграция в Россию из стран Ближнего и Среднего Востока, Азии и Африки. Россия превратилась в своего рода буферную зону на пути мигрантов в Европу. Как подчеркивают некоторые ученые, за годы реформ страна выдвинулась в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в период 1992 - 2002 годов (в течение каждого года) США «впитывали» 924 тыс. человек, Германия - 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 609 тыс. человек [2].

Необходимо отметить, что год от года определенным образом менялись предпочтения мигрантов при выборе принимающих регионов России.

В первые годы это была, в основном, европейская часть, ее южные районы, как Северо-Кавказские, так и области Центрального Черноземья и Поволжья, и, конечно, Центра. Несколько позже большей популярностью стали пользоваться и регионы, расположенные к востоку от центра: юг Урала, юг Западной Сибири. Объясняется это, главным образом, близостью с центрально-азиатскими регионами, откуда во второй половине 90-х годов XX века шел основной поток вынужденных мигрантов. В результате в 38 субъектах Российской Федерации накопленная за период 90-х годов прошлого столетия миграционная нагрузка превысила 100 человек на 10 тыс. населения, в том числе в 11 регионах - 200 человек на 10 тыс. населения[3]. В указанные годы, в переходный период, при появлении рынка жилья и рабочей силы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека был принят Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 18 июля 2006 года),. Внеэкономические методы регулирования миграции стали меняться на экономические, и управляемость миграционными процессами была утрачена. Старая система регулирования миграции была разрушена, а новая фактически не была создана[4].

Россия, в отличие от Советского Союза, - страна открытых границ и свободных миграционных перемещений. Произошедшие изменения, прежде всего упрощение порядка въезда в Россию, «прозрачность» государственных границ, привели к резкому увеличению масштабов иммиграции, прежде всего нелегальной. В начале десятилетия «чемпионом» по числу прибывающих стал Московский регион, где жили и работали около 3 млн. иммигрантов, что составляло почти шестую часть населения Москвы и Подмосковья. По данным ГУВД Московской области, наибольшее количество нарушений режима пребывания, правил привлечения и использования иностранной рабочей силы совершалось гражданами Таджикистана (28%), Узбекистана (24%), Молдовы (22%), Украины (18%). Основные сферы использования иностранной рабочей силы - строительство (55% общего числа работающих иностранцев), промышленность (21%), транспорт (12%), сельское и лесное хозяйство (9%)[5].

Сложилась устойчивая тенденция превышения количества въехавших в Россию иностранных граждан над количеством выехавших. Так, в 2000 году в Российскую Федерацию въехали 21,2 млн. иностранных граждан, а выехали 17,9 млн. человек. Соответствующие цифры для 2004 года – 21,2 и 20,8 млн. человек, для 2005 года – 20,9 и 19,8 млн. человек, для 2006 года – 21,2 и 19,9 млн. человек[6]. Большинство иностранцев, въехавших в Россию на законных основаниях, впоследствии остаются на российской территории с нарушением установленных правил и переходят в категорию нелегальных мигрантов.

Основная масса незаконных мигрантов прибывала в Россию из Афганистана, Ирана, Пакистана, Китая, Шри-Ланки, стран Африки, а также государств - участников СНГ, прежде всего Закавказья и Средней Азии. Обращает на себя внимание и довольно непростая ситуация, сложившаяся с незаконными мигрантами из Китая и Вьетнама.

В 2006 году численность китайцев, проживающих в дальневосточном регионе, составляла, по оценке специалистов, от 400-700 тысяч до 3 млн. чел. На долю граждан Китая на территории Приморья приходилось более 75% легально работающих иностранцев[7], которые заполняли рабочие места в строительстве и сельском хозяйстве. При этом в Приморье проживало гораздо больше нелегальных мигрантов, деятельность которых была тесно связана с теневым и криминальным бизнесом. В приграничных районах происходило интенсивное формирование китайских общин, которые по своей численности и влиянию постепенно вытесняли коренные этнические группы. Здесь сформировались и действовали организованные преступные группировки (ОПГ) и наблюдалась их кооперация с российскими криминальными группами. Отличительные черты китайских ОПГ – многочисленность, хорошая организованность, закрытость и законспирированность.

Существуют также серьезные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев, а также внутренних мигрантов.

В январе-сентябре 2007 года в территориальных органах Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС) статус вынужденного переселенца или беженца получили 6 154 человека (в январе - сентябре 2006 года - 5 161 человек). По данным, которые опубликовал Росстат, доля иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составила 0,11%.

По данным ФМС России, на 1 октября 2007 года в стране насчитывалось 91,6 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев.

Около 35% из них (31,8 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 16% (14,3 тыс.) - Грузии, 13% (11,4 тыс.) - Узбекистана, 6,8% (6,2 тыс.) - Таджикистана.

Более 21 тыс. человек (23%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой[8].

Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на современную миграционную ситуацию в стране, является избыточная концентрация мигрантов в густонаселенных центральных и южных районах России на фоне устойчивого сокращения численности населения в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Избыточную миграционную нагрузку испытывают Республика Адыгея, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область. При этом меняется этнический состав населения. Так, характерными чертами этнической структуры миграционного прироста Ставрополья в последние десятилетия стал интенсивный рост ее полиэтнизации, который сочетается с быстрым снижением в миграционном приросте доли русских и увеличением доли кавказских народов (армяне, чеченцы). В 1992 году на долю русских приходилось 72,5%, а в последующие годы их удельный вес колебался, наблюдалось сокращение с 70,2% в 1999 году до 38% в 2003 году[9]. Большое количество иностранных мигрантов сосредоточено в пределах Центрального федерального округа.

Во многих экономически развитых странах миграция выполняет функцию восполнения трудовых ресурсов и замещения населения в связи с падением рождаемости. Россия также нуждается в рабочей силе, и с учетом демографической ситуации миграция является одним из основных и реальных источников пополнения ее населения и формирования рынка труда.

С начала 90-х годов Россия вступила в период депопуляции, и миграция стала единственным фактором, сдерживающим резкое сокращение численности ее населения (без нее с 1992 по 2000 год численность сократилась бы до 142,8 млн. человек, на деле же к 2000 году численность населения составила 145,9 млн. человек, в 2009 году – 141 млн.). Максимального значения миграция в Россию достигла в 1994 году (810 тыс. человек), что дало возможность почти полностью (на 91%) перекрыть естественную убыль населения. Затем наблюдалась тенденция «затухающей» волны, и к 1999 году степень компенсации миграцией естественной убыли населения снизилась до 17%[10].

Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы России сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му — на 18–19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009–2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек[11] (диаграмма 1).

Однако, несмотря на позитивный аспект - частичное восполнение трудовых ресурсов России - миграция неизбежно порождает проблемы, сопряженные с такими серьезными вещами, как государственная безопасность.

Диаграмма 1. Изменение общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте в 1990-2007 гг. и по прогнозу на 2008-2025 гг.

http://dpr.ru/pravo/pravo_31_7_1.gif

Иммигранты, прибывшие в качестве туристов, затем переходят на нелегальное положение. Возрос и незаконный приток иностранных граждан, часть которых использует Россию в качестве перевалочной базы для последующей иммиграции в государства старого зарубежья. По некоторым оценкам, около 40% иммигрантов - это транзитники[13].

Нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие на экономическую ситуацию в России, ее социальную сферу. Незаконные мигранты, не занимая официальных рабочих мест, негативно влияют на рынок труда, преимущественно заняты в теневой экономике.

Как упоминалось выше, по данным ФМС в 2006 году на территории Российской Федерации находилось около десяти миллионов незаконных мигрантов. Ущерб от неуплаты налогов, причиненный незаконной миграцией, оценивался более чем в 200 миллиардов рублей в год. При этом объем ежегодного вывоза денежных средств из России, производимый в обход системы государственного контроля, составлял порядка 260 млрд. рублей[14].

Незаконная миграция также способствует росту организованной преступности, незаконного оборота наркотиков, терроризму, ухудшению эпидемиологической ситуации.

С учетом тенденции роста эти виды преступности представляют определенный фактор риска, тем более что для нелегальной миграции характерна высокая степень латентности.

Среди незаконных мигрантов на территории Российской Федерации число выходцев из стран СНГ наиболее велико. Пропорционально их числу и количество административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами государств Содружества[15].

В качестве каналов незаконной миграции используются:

  • для въезда – российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы;

  • для выезда в страны Западной Европы – российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница.

Незаконная миграция в своей основе имеет три составляющих элемента – незаконное пересечение государственной границы, незаконное пребывание на территории Российской Федерации и нелегальная трудовая деятельность.

Чаще всего нелегальные мигранты целенаправленно ищут работу в теневом секторе экономики, поскольку там не требуется регистрации, знания языка и высокого уровня образования. Достаточно крупным работодателем для нелегальных иммигрантов является сфера торговли, а местами приложения труда - рынки крупных городов[16].

По данным исследования, проведенного Международным фондом сельскохозяйственного развития и Межамериканским банком развития, Россия является европейским лидером по масштабам трудовой миграции: на долю РФ приходится 48 процентов общего числа мигрантов[17].

Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2006 году оно превысило 1 млн. человек (диаграмма 2), причем эти люди представляют более чем 40 стран мира[18]. Если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.

Диаграмма 2. Число трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России, (тыс.чел)

http://dpr.ru/pravo/pravo_31_7_2.gif

Согласно приказам Министерства здравоохранения и социального развития от о распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности[19] квоты на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации в 2010 году назначены в размере 611 080 человек, что в 2 раза меньше, чем аналогичные показатели 2009 году – 1 250 769 человек. Вместе с тем, квоты по-прежнему не снизились до размеров 2006 и 2005 годов (329 300 и 214 000 человек соответственно).

Общая тенденция к снижению квот по России и по Москве в частности свидетельствует о положительных тенденциях в экономике и переходе от экстенсивной к интенсивной модели найма рабочей силы, когда рост производительности труда обуславливается не расширением имеющегося трудового ресурса, а совершенствованием технологии, привлечением квалифицированных специалистов и выстраиванием долгосрочных отношений между работником и работодателем.

Однако тот факт, что квоты по-прежнему находятся на достаточно высоком уровне по сравнению с предыдущими годами, свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования механизма привлечения на российский рынок высококвалифицированных кадров под конкретные проекты, а также недопущения разрастания рынка неспециализированной рабочей силы, зачастую находящейся вне правового поля и не поддающейся учету и контролю со стороны органов государственной власти.

В данном случае необходимо учитывать, что согласно постановлению Правительства РФ от 22.12.2006 № 738 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации. Также, согласно документу, потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников. Поэтому ориентация работодателя на дешевый неквалифицированный труд иностранных граждан должна рассматриваться как нарушение предписаний Правительства РФ относительно политики занятости и квотирования рабочих мест.

Согласно официальной статистике ФМС России, из стран СНГ в 2006 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, как упоминалось выше, именно мигранты из стран Содружества составляют большинство и так называемых «нелегалов». Особенно много трудовых мигрантов в 2006 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%).

По официальным данным, 40% трудовых мигрантов были заняты в строительстве, 30% - в торговле, 10% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов в Россию приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.

Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов - мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше - 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в экономически развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов - 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей. Столько же - единственные кормильцы в семье; при этом многие (35–40%) имеют трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда в России.

Сильные «выталкивающие» факторы, которые в основном носят экономический характер, являются характерной чертой современной миграции в Россию. Первые волны миграции в конце 1990-х и начале 2000-х охватывали наиболее социально активных людей, не самых бедных или совсем не бедных, с достаточно высоким уровнем образования, часто имевших высшее или иное профессиональное образование. С началом действительно массовой трудовой миграции (по данным социологических исследований, три четверти трудовых мигрантов начали приезжать в Россию после 2000 года) за ними последовали гораздо более бедные социальные группы населения, поведение которых в значительной степени диктуется необходимостью обеспечивать семью.

По данным обследования Международной организации миграции (МОМ) 2006 года, около половины опрошенных мигрантов не имели стабильной занятости на родине (были безработными, имели разовую или временную работу) (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Занятия мигрантов на родине перед выездом на работу в Россию

http://dpr.ru/pravo/pravo_31_7_3.gif

До выезда на работу в Российскую Федерацию 40–50% мигрантов можно было отнести к группе крайне бедных, их доходов не хватало даже на предметы первой необходимости.

К 2008 году появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России. Если в Карелии таких мигрантов было немногим более 10%, то в московской выборке их около 40%, а в Астраханской области - около 60%. Причем если потенциал трудовой миграции из Таджикистана и Киргизии в большой степени уже использован (хотя он и будет расти, учитывая высокие темпы роста населения в этих странах), то «осваивание» потенциала узбекской миграции только начинается.

Все больше мигрантов прибывает из малых городов и сел. Если в Москве таких мигрантов около 60%, то в Астраханской области - уже более 80%.

Растет культурная дистанция между мигрантами и местным населением. Они все хуже знают русский язык. В Москве 20% мигрантов знают русский «не очень хорошо», а 3% — «плохо»; в Астрахани таких соответственно 42% и 17%.

Снижается образовательный уровень трудовых мигрантов: около 40% мигрантов в Москве и 55% в Астраханской области не имеют профессионального образования (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Уровень образования трудовых мигрантов.

http://dpr.ru/pravo/pravo_31_7_4.gif

Как следствие, мигранты с низким образованием, приехавшие из отдаленных и сельских районов, все труднее адаптируются к российским условиям, и на рынке труда, и в быту. Они менее склонны пользоваться действующими социальными институтами и сервисами - правовыми, образовательными, медицинскими, национально-культурными и т. п. Большинство социальных транзакций они осуществляют через неформальные связи, в основном через родственников и друзей, а также через сложившийся теневой институт посредничества в сфере организации миграции и трудоустройства мигрантов. Все это увеличивает «миграционные риски» и незащищенность мигрантов. С другой стороны, такие мигранты обладают неразвитым правосознанием и предпочитают либо вовсе не отстаивать свои права, либо делать это через тех же неформальных (или попросту криминальных) агентов.

За прошедшие с начала массовой трудовой миграции годы сложились разветвленные и гибкие сети, которые используются новыми поколениями мигрантов для организации поездок на заработки, а также для переезда в Россию на постоянное место жительства. В отличие от традиционных диаспор эти сети обычно носят неформальный характер. Тем не менее, они не только заполняют вакуум, возникающий из-за отсутствия официальных сервисов, но часто работают эффективнее, чем официальные структуры, и там, где последние существуют.

Более 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, с помощью сложившихся неформальных мигрантских сетей. Продолжает формироваться институт профессиональных частных посредников, который обслуживает 10–15% мигрантского потока. Большинство таких посредников действуют как теневые агенты - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мигранты прекрасно знают, что обращение к теневым сервисам связано с различными рисками - только 10% не видят их либо считают незначительными; около 60% считают, что существует большая вероятность быть обманутым.

В целом через теневую инфраструктуру трудовой миграции проходит более 90% потока. Государственные каналы трудовой миграции и официально действующие сервисы (в том числе и негосударственные) в сумме «обслуживают» не более 5% мигрантов.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Журнал \"Право и безопасность\" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная миграционная политика Российской Федерации iconИнформационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства...

Журнал \"Право и безопасность\" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная миграционная политика Российской Федерации iconВопросы итоговая аттестация (экзамен)
Государственное регулирование рынка трудовых ресурсов. Современная кадровая политика

Журнал \"Право и безопасность\" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная миграционная политика Российской Федерации iconСовременная уголовная политика россии: цифры и факты
Гаврилов Борис Яковлевич заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, действительный член Петровской академии...

Журнал \"Право и безопасность\" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная миграционная политика Российской Федерации iconМиграционная служба информирует
Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской...

Журнал \"Право и безопасность\" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная миграционная политика Российской Федерации iconАнкета «самодиагностика производственных предприятий и холдингов...
О из утверждений – именно то, которое наилучшим образом (в большей степени) соответствует ситуации на вашем предприятии по ключевым...

Журнал \"Право и безопасность\" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная миграционная политика Российской Федерации iconФедеральная миграционная служба Российской Федерации
Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации,...

Журнал \"Право и безопасность\" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная миграционная политика Российской Федерации icon«эволюция» научно-популярный и литературно-художественный журнал
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 29. 11. 2002...

Журнал \"Право и безопасность\" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная миграционная политика Российской Федерации iconИ. Е. Шакер Монетарная теория и современная экономика
М. А. Абрамова, заведующий кафедрой «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика», кандидат экономических наук, профессор

Журнал \"Право и безопасность\" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная миграционная политика Российской Федерации iconПраво на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию
Сша джон Кеннеди произнес речь, в которой провозгласил четыре основных права потребителей

Журнал \"Право и безопасность\" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная миграционная политика Российской Федерации iconФедеральная миграционная служба приказ
Ативного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск