Распоряжение


НазваниеРаспоряжение
страница1/14
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк доверенности > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10.02.2011 № 38-р



Об утверждении Стратегии демографического развития Псковской области на период до 2015 года






В целях реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. № 1351, и определения основных стратегических направлений и целевых ориентиров демографического развития Псковской области до 2015 года:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию демографического развития Псковской области на период до 2015 года.

2. Органам исполнительной власти области при внесении изменений в действующие областные долгосрочные целевые программы и при разработке проектов областных долгосрочных целевых программ учитывать основные приоритетные направления, определенные Стратегией демографического развития Псковской области на период до 2015 года.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Губернатор области А.А.Турчак

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Администрации области

от 10.02.2011 № 38-р
СТРАТЕГИЯ

демографического развития Псковской области на период до 2015 года
Стратегия демографического развития Псковской области на период до 2015 года (далее - Стратегия) представляет собой систему мер государственного управления. Она опирается на положения Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года и направлена на определение приоритетов демографического развития области и механизмов их реализации. Стратегия разработана в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального и областного законодательства, учитывает основные положения других документов федерального и областного уровней.

В Стратегии дана оценка демографической ситуации и разработаны сценарии демографического развития Псковской области; проанализированы основные факторы, определяющие демографического развитие: состояние экономической базы, структура расселения, особенности развития здравоохранения и других отраслей социальной сферы; сформулированы основные положения Стратегии, определены приоритетные направления областной демографической политики, в том числе в области миграции; представлен комплекс мероприятий, обеспечивающих устойчивое демографическое развитие Псковской области; особое внимание уделено мероприятиям в сфере миграционной политики; определен организационный механизм реализации Стратегии; сформулированы ожидаемые результаты реализации Стратегии.

Реализация основных положений Стратегии позволит повысить качество и уровень жизни населения Псковской области, управляемость демографических процессов в области.
1. Оценка демографической ситуации в Псковской области и прогноз ее развития в период до 2015 года и в дальнейшей перспективе
1.1. Методическое обоснование формирования Стратегии
Общую методическую основу разработки Стратегии образует система законодательства Российской Федерации, включая федеральные, областные нормативные правовые акты. Следует выделить постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», постановление Администрации области от 27 июня 2008 г. № 174 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ» и другие.

Структура Стратегии обусловлена необходимостью адекватной характеристики демографической ситуации в Псковской области, выявления тенденций и противоречий ее развития, определения приоритетных направлений государственного регулирования демографических процессов и обеспечения комплексности предлагаемых мероприятий.

В Стратегии освещаются методические основы ее разработки, анализируются тенденции и проблемы демографического развития, представляются прогнозные варианты демографического развития области исходя из данных официального прогноза, выполненного Федеральной службой государственной статистики (далее - Росстат), и Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.

Также рассматриваются основные факторы, определяющие текущее состояние и динамику демографических процессов области. Особое внимание уделяется развитию экономической базы области, развитию здравоохранения и отраслей социальной сферы, расселению населения и состоянию коммуникаций.

Определяется генеральная цель и основные стратегические цели, формулируются принципы и приоритетные направления областной демографической политики.

В соответствии с выработанными направлениями и задачами описывается комплекс мероприятий, реализация которых обеспечит устойчивое демографическое развитие области.

В Стратегии дана характеристика ожидаемых результатов ее реализации. В приложениях к Стратегии приводятся перечень основных проблем демографического развития Псковской области, система факторов демографической политики, перечень мероприятий.

Система показателей Стратегии обеспечивается официальными данными государственной статистической отчетности и методическими материалами Росстата. Они были положены в основу разработки прогнозных вариантов развития демографической ситуации в Псковской области.

Методические подходы к расчету показателей основываются на методах статистического анализа, моделирования и прогнозирования, использующиеся в практике работы и рекомендованные федеральными органами исполнительной власти, в том числе Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, Росстатом и др.

При формировании мероприятий Стратегии учитывались причины негативных демографических тенденций в области, функциональные особенности работы исполнительных органов власти и цели государственной демографической политики Псковской области.
1.2. Анализ тенденций и проблем демографического развития Псковской области
Демографическая ситуация в Псковской области характеризуется процессом постоянной убыли населения. Сокращение численности населения в области началось с 1965 г. и ежегодно составляет порядка 10 тыс. человек. Если в 1995 г. в области проживало 830 тыс. человек, то на начало 2009 г. население сократилось на 133,6 тыс. человек и составляло 696,4 тыс. жителей.



Рис. 1. Численность населения Псковской области.

1. Рождаемость в области ниже, чем в целом по России: 10,0‰ (по Российской Федерации – 12,1‰), но ее значение близко к показателям по Северо-Западному федеральному округу – 10,7‰. В целом тенденцию рождаемости можно охарактеризовать как слабоположительную. Плавный рост показателя зафиксирован с 2000 г., когда общий коэффициент рождаемости составлял 7,4‰, но он далек от максимальных значений 1985 г. – 13,4‰.

Ситуация осложняется сокращением в области численности женщин фертильного возраста. За 2001-2008 гг. она уменьшилась почти на 17 тыс. человек.



Рис.2. Численность женщин фертильного возраста в Псковской области.

Таким образом, первую особенность демографических процессов Псковской области составляет низкая рождаемость при постоянном сокращении контингента женщин репродуктивного возраста. Это вызвано не только волнами рождаемости на предыдущих этапах исторического развития области, но и миграционным оттоком женщин репродуктивного возраста в другие регионы России. Таким образом, собственный демографический потенциал Псковской области весьма невысок.

2. Низкая рождаемость дополняется высокой смертностью населения. Общий коэффициент смертности составлял в 2008 г. 21,7‰. Это несколько ниже, чем в пиковом 2005 г. (24,5 ‰), но значительно выше, чем 2008 г. по Северо-Западному федеральному округу – 15,7‰ и по Российской Федерации в целом – 14,6‰. Особенностью процессов смертности в Псковской области является высокая смертность населения в работоспособном возрасте от внешних (неестественных) причин. Она в 2 раза выше, чем смертность от новообразований (28,5 ‰ против 10,7‰). Особенно высокая смертность в трудоспособном возрасте на селе, она превышает смертность горожан почти вдвое (14,8‰ против 8,7‰). На первом месте в Псковской области стоит смертность от болезней системы кровообращения, это причина 61,6% всех смертей. Тем самым вторая особенность демографических процессов в Псковской области – крайне высокая смертность населения, прежде всего мужчин, в трудоспособном возрасте и особенно на селе.

В результате складывается заметное превышение смертности над рождаемостью. Если в целом по России в 2008 г. естественная убыль населения составляла 2,5‰, то в Псковской области она равнялась 11,7‰.

Таким образом, указанные негативные особенности естественного движения населения в области – низкая рождаемость на фоне высокой смертности – приводят к почти двукратному превышению смертности над рождаемостью.

3. Высокая смертность жителей Псковской области вызвана состоянием здоровья населения, поэтому третьей негативной особенностью демографических процессов в Псковской области является ухудшение здоровья населения. В 2008 г. заболеваемость населения по сравнению с 2007 г. выросла на 5%: по новообразованиям на – 13%; по болезням системы кровообращения на – 3%; по врожденным аномалиям (порокам развития), деформациям и хромосомным нарушениям на – 14%. Последнее объясняется, в том числе, и ростом социально обусловленных заболеваний – алкоголизма, наркомании, токсикомании. Среди больных, взятых под наблюдение в 2008 г., 22,2% составляли женщины, 5,4% – дети и подростки в возрасте до 17 лет. Потребление алкогольных напитков в 2008 г. составляло 9,6 литра на одного жителя Псковской области в пересчета на абсолютный алкоголь. По сравнению с 2007 г. прирост составлял 10,3%. Выросло число больных с впервые установленным диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз. Тревожной тенденцией является рост заболеваемости активным туберкулезом. Если в 2000 г. этот показатель составлял 90 человек на 100 000 населения, то в 2008 г. – 95,5 человека. Продолжается рост числа ВИЧ-инфицированных больных.

Все вышеперечисленное актуализирует вопрос о сохранении генофонда населения области и о здоровье будущих детей.

4. Псковская область занимает одно из последних мест в Российской Федерации по показателю ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Падение данного показателя началось в 1990 г., когда ожидаемая продолжительность жизни населения составляла 68,6 года. В 2008 г. в целом для всего населения области показатель равнялся – 63,6 года (сократился на 5 лет), для мужчин – 56,8 года и 71,4 года – для женщин. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин оставался высоким на протяжении последних 20 лет.



Рис. 3. Гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни жителей Псковской области.

Для сравнения в Северо-Западном федеральном округе мужчины в среднем живут 60 лет, женщины – 72,9 года, население в целом – 66 лет. Крайне низкая и практически не увеличивающаяся продолжительность жизни – четвертая особенность демографических процессов области.
Динамика ожидаемой продолжительности жизни жителей Псковской области в сравнении с общероссийскими показателями



Рис. 4. Ожидаемая продолжительность жизни населения Псковской области и жителей России в целом.

5. Естественная убыль населения в настоящее время не может быть компенсирована миграционным приростом. С 2005 г. сальдо миграции установилось отрицательным. Если в 1995 г. миграционный прирост составлял 7920 человек за год, то в 2006 г. число выбывших из области превышало число прибывших на 914 человек. Жители Псковской области, и в первую очередь молодежь, едут в соседние более благополучные в экономическом отношении регионы. Так, за 2005–2008 гг. в Санкт-Петербург и Ленинградскую область выехало 5100 человек. Необходимо отметить, что область покидают женщины репродуктивного возраста. Число выбывших в 2004–2008 гг. из области женщин в возрасте 15–49 лет превышало число прибывших (в 2008 г. на 784 человека). Это заметно ослабляет репродуктивный потенциал области. Таким образом, пятая особенность демографических процессов Псковской области состоит в устойчивом миграционном оттоке населения. При этом миграционный отток населения трудоспособного возраста постоянно превышает общую миграционную убыль населения.



Рис. 5. Миграционная убыль населения Псковской области.

6. Низкая рождаемость и отток трудоспособного населения приводят к росту доли старших возрастов в населении области и сокращению численности населения в трудоспособном возрасте. Средний возраст жителей Псковской области в 2009 г. составлял 41,1 года (по Российской Федерации - 38,8 года, по Северо-Западному федеральному округу – 39,7 года). В среднем по России доля трудоспособного населения составляет 62,9% населения, доля лиц старших возрастов – 21,2%. В Псковской области доля населения трудоспособного возраста – 60,7%, доля лиц старших возрастов – 25,2% (по Северо-Западному федеральному округу – 63,4% и 22,3% соответственно).

Это привело к увеличению общей демографической нагрузки работающих, которая является одной из самых высоких в стране. Демографическая нагрузка в 2009 г. в Псковской области составляла 648 неработающих на 1000 работающих. По России в целом – 589 человек.



Рис. 6. Общая демографическая нагрузка трудоспособного населения Псковской области и населения России.

Таким образом, шестая особенность демографических процессов в Псковской области связана с высокой демографической нагрузкой работающих.

7. Седьмая особенность демографических процессов в области – ослабление института семьи. Снижается устойчивость браков, каждый второй из них распадается. В 2009 г. на 5555 заключенных браков приходилось 3326 разводов.



Рис. 7. Динамика числа разводов в Псковской области.

Растет доля детей, рожденных матерями, не состоящими в зарегистрированном браке. В 2008 г. 31,7% детей родилось вне брака.



Рис. 8. Динамика доли внебрачных рождений в Псковской области.

На начало 2010 г. в социально опасном положении находилось 3729 семей, в которых воспитывается 6818 детей. Из них 16% составляют многодетные семьи, 41% – неполные, 47% – семьи, где родители не выполняют свои родительские обязанности. 85% многодетных семей имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

8. Кроме этого, на развитие демографических процессов в области оказывает заметное влияние специфика системы расселения населения Псковской области. В 2009 г. доля городского населения области составляла 67,8% (472,4 тыс. человек), доля сельского – 32,2% (224,0 тыс. человек). В целом по России доля сельских жителей равнялась 27%. Тем самым Псковская область имеет определенные резервы урбанизации. В тоже время необходимо иметь в виду, что доля людей, фактически проживающих в сельской местности, значительно ниже.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Распоряжение iconВ. Ю. Данилов «10» июля 2009 г
Залоговое распоряжение, Распоряжение о внесении изменений в данные лицевых счетов залогодателя и залогодержателя о заложенных ценных...

Распоряжение iconАнкета зарегистрированного лица
Залоговое распоряжение, Распоряжение о внесении изменений в данные лицевых счетов залогодателя и залогодержателя о заложенных ценных...

Распоряжение iconПравила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг
Залоговое распоряжение, Распоряжение о внесении изменений в условия залога и данные о заложенных ценных бумагах, Распоряжение о прекращении...

Распоряжение iconПравила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг утверждено
Залоговое распоряжение, Распоряжение о внесении изменений в данные лицевых счетов залогодателя и залогодержателя о заложенных ценных...

Распоряжение iconПравила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг открытого акционерного общества
Залоговое распоряжение, Распоряжение о внесении изменений в данные лицевых счетов залогодателя и залогодержателя о заложенных ценных...

Распоряжение iconПравила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг зао «омега» г. Москва
Залоговое распоряжение, Распоряжение о внесении изменений в данные лицевых счетов залогодателя и залогодержателя о заложенных ценных...

Распоряжение iconПравила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг открытого...
Залоговое распоряжение, Распоряжение о внесении изменений в данные лицевых счетов залогодателя и залогодержателя о заложенных ценных...

Распоряжение iconПравила ведения реестра владельцев акций Акционерного Коммерческого Банка
Залоговое распоряжение, Распоряжение о внесении изменений в условия залога и данные о заложенных акциях и Распоряжение о прекращении...

Распоряжение iconРаспоряжение должно быть заполнено разборчиво, не содержать помарок...
Для каждой категории (обыкновенные, привилегированные акции) заполняется отдельное передаточное распоряжение

Распоряжение iconРаспоряжение
Настоящее распоряжение вступает в силу с момента его официального опубликования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск