5. Рассказ на свободную тему


Скачать 195.1 Kb.
Название5. Рассказ на свободную тему
ТипРассказ
filling-form.ru > бланк доверенности > Рассказ
РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  УЧАЩИХСЯ

      В 8 классе цель развития речи состоит в том, чтобы усилить речевую подготовку учащихся, научить их сознательно строить тексты разных типов и стилей речи, осознанно используя при этом языковые средства, наиболее уместные в каждой конкретной коммуникативной ситуации.

      В программу курса «Развитие речи» в 8 классе входит следующий материал:

      1. Повторение, обобщение и углубление знаний, полученных в предшествующих классах.

      2. Описание архитектурных памятников как особый вид текста; структура текста, его языковые особенности.

      3. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

      4. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

      5. Рассказ на свободную тему.

      6. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

      7. Публичное выступление на общественно значимую тему.

      8. Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые особенности.

      9. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения данного текста.

      10. Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

      На работу по развитию связной речи учащихся 8  класса выделяется немного времени — всего 20 ч (см. планирование). Поэтому если эти специальные уроки не будут постоянно поддерживаться систематическими обращениями к речеведческим понятиям на уроках синтаксиса, то вряд ли учитель сможет добиться заметных успехов в речевой подготовке своих учеников. Именно этим объясняются многочисленные задания по развитию речи, сопровождающие упражнения по анализу синтаксических единиц и явлений. В предшествующем, 7  классе учащиеся уже получили представление о текстах публицистического стиля, они должны были научиться адекватно их воспринимать и самостоятельно создавать небольшие тексты на доступную им тему. Школьникам уже достаточно хорошо знакомы типы речи (повествование, описание, рассуждение). В курсе 7 класса они создавали подробные и сжатые тексты повествовательного характера с элементами описания. Им приходилось описывать человека, процессы труда, писать рассказы на предложенные сюжеты. Писали они и сочинения-рассуждения, в которых должны были рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. Главная задача работы по развитию речи учащихся 8 класса — это научить их анализировать и продуцировать целые тексты, опираясь при этом на уже известные им понятия о стилях и типах речи, средствах связи предложений в тексте, правилах построения и организации абзацев в тексте.

      Основными направлениями в работе по развитию речи восьмиклассников являются:

а) речеведческий анализ целого текста как образцового (учащиеся должны уметь: определять и указывать типы речи, выделять, какой из них ведущий, каково назначение других фрагментов; выделять тему текста, формулировать основную его мысль, выделять микротемы, составлять план текста; определять принадлежность текста к определенному стилю речи, характеризовать языковые средства, используемые в тексте; определять основные способы связи предложений в тексте);

б) развитие письменной речи учащихся на основе продуцирования текстов.

      С этой целью в учебник включено немало упражнений, содержащих задания продуктивного типа:

      — написать сочинение с опорой на образец, данный в учебнике (упр. 59, 113, 114);

      — написать сочинение по картине (упр. 54, 239, 257, 287);

      — написать сочинение на основе жизненного опыта и личных впечатлений (упр. 201, 220, 240, 250, 256(II);

      — написать сочинение-рассуждение на литературную тему ( упр. 291, 292, 293).

      Есть также большие тексты, которые могут быть использованы (целиком или фрагментарно) для изложения в классе (упр. 178, 249, 262, 353, 429, 433).

      Наконец, третье важнейшее направление работы по развитию речи — это совершенствование устной речи учащихся (упр. 58, 91, 108, 111, 112), повышение их речевой культуры.

      Работа по развитию речи начинается с повторения.

      В разделе «Повторение» учителю предлагается повторить с учащимися основные речеведческие понятия.

      Так, выполняя упр. 24, 26, 29, 49, 50, 51, 52, учащиеся должны вспомнить функциональные стили и обратить внимание на языковые средства, характерные для каждого стиля.

Стили языка

      В русском языке существуют стили — такие его разновидности, которые выделяются в зависимости от речевых ситуаций (бытовая, научная, официально-деловая или особые коммуникативные ситуации эстетического характера в сфере искусства) и функций языка (общение, сообщение, воздействие).

      Традиционно выделяют такие стили:

      разговорный — речевая ситуация неофициальная, в непринужденной обстановке, функция языка — общение (например, разговор с другом, с родителями, по телефону, письмо к родственникам и т. п.);

      научный — речевая ситуация официальная, функция языка — сообщение (например, лекция или рассказ учителя на уроке, конспект или реферат, доклад и т. п.);

      официально-деловой — речевая ситуация официальная, функция языка — сообщение (например, инструкция, деловые бумаги: доверенность, заявление, завещание и т. п.);

      публицистический — речевая ситуация официальная, функция языка — воздействие, стремление убедить (выступление на собрании, торжественная речь по какому-либо поводу и т. п.);

      художественный — используется прежде всего в произведениях художественной литературы, функция языка — воздействие на читателя, на его воображение и чувства.

      Каждый стиль имеет свои языковые особенности. Например, в научном стиле часто употребляются термины, которые не характерны для разговорной речи. В нем много сложных предложений, развернутых простых. А в разговорной речи, напротив, предложения часто простые, много неполных, есть недосказанности в речи, которые восполняются жестами, мимикой. В научной речи почти не встретишь фразеологизмов, а для разговорной речи они характерны.

      В официально-деловом стиле слова употребляются только в прямом значении, чтобы избежать их неправильного толкования. В нем много слов и устойчивых словосочетаний, закрепленных именно за этим стилем: ходатайство, иск, возбудить, мы, нижеподписавшиеся, настоящим довожу до Вашего сведения и т. п.; много отглагольных существительных: улучшение, рассмотрение, невыполнение, часто употребляются составные предлоги за счет, в случае, при условии и т. п. В этом стиле скорее употребят словосочетание выразить благодарность, чем слово поблагодарить. Частотны сложные предложения и значительно распространенные простые.

      В публицистическом стиле много слов общественно-политического характера. Для усиления выразительности нередко используются устаревшие слова (сыны вместо сыновья, пращур вместо предок и т. д.). Для более эффективного воздействия на читателя используются образные средства, восклицательные и побудительные предложения, обращения к читателю.

      В художественном стиле главная особенность — образность, наглядность, эмоциональность. В нем много слов в переносном значении, эмоционально-оценочных слов. Часто используются переносные употребления форм времени и наклонения (В эту-то Дуняшу и влюбись Аким!).

      Материал упр. 47, 48, 53 рассчитан на воспроизведение в памяти основных типов речи, их признаков, особенностей строения. В этих упражнениях содержатся задания по анализу способов связи между предложениями в тексте.

      В зависимости от содержания высказывания выделяются следующие типы: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип речи обладает своими отличительными чертами.

      Повествование — это рассказ, сообщение о каких-либо событиях в их временно́й последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка).

      Повествование может вестись от третьего лица — это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица, рассказчик назван или обозначен местоимением я.

      В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного события.

      Повествование как тип речи очень распространено в таких жанрах, как воспоминания, письма.

      Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая человека, мы укажем на такие признаки, как рост, осанка, походка, цвет волос, глаз, возраст, улыбка и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, разнообразие мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

      Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

      Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

      Композиция рассуждения такова: 1-я часть — тезис, высказывается мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; 2-я часть — доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; 3-я часть — вывод, заключение.

      Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы — убедительными и в достаточном количестве. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Все приводимые аргументы должны быть убедительными и подтверждать выдвинутый тезис. Для связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, следовательно.

      Первой новой темой по развитию речи в 8 классе является описание архитектурного памятника как вид текста.

      Описание именно архитектурного памятника выбрано не случайно, так как этот материал позволяет расширить знания учащихся об истории своей родины, воспитывает любовь к ней, кроме того, учащиеся получают дополнительные сведения о культуре своей страны. Это позволяет осуществлять конструктивные межпредметные связи с уроками истории, литературы.

      В учебнике предложено описание двух архитектурных памятников. Это Триумфальная арка и храм Василия Блаженного на Красной площади. Сложность работы состоит в том, что учащиеся не знакомы с таким видом искусства, как архитектура, не владеют специальными знаниями и искусствоведческой терминологией.

      Поэтому предлагается провести работу по описанию архитектурного памятника поэтапно. Вначале, приступая к описанию такого памятника, как Триумфальная арка, учащиеся внимательно читают представленный в учебнике текст, затем отвечают на вопросы к нему и выполняют ряд заданий. Учитель должен обратить внимание учеников на структуру текста, его языковые особенности, прежде всего выделить архитектурные термины облицевать, горельеф, карниз и др., слова со значением положения в пространстве установить, размещены, простояла.

      При работе с описанием храма Василия Блаженного учитель также обращает внимание на специальные термины (шатер, столпы, подклет, приделы, башнеобразные объемы, плоское перекрытие), которые выписываются из текста и объясняются, а также на композицию текста.

      Ученикам предлагается сравнить два разностилевых текста, посвященных описанию одного и того же памятника. В этом сравнении особенно отчетливо осознаются языковые средства, характерные для каждого из стилей, прежде всего художественного (см. стихотворение Д. Кедрина).

      В качестве дополнительного материала может быть предложено описание памятника М. Ю. Лермонтову в Москве. Приведем текст, который может быть использован для работы с учащимися, в частности для изложения. Обращение к этому тексту позволяет ввести в словарный запас восьмиклассников ряд лексических единиц, играющих важную роль в описаниях памятников культуры: постамент, пьедестал, пластика, рельеф, монумент, образно-пластическое решение, декоративные детали.

Описание памятника М. Ю. Лермонтову

      Памятник великому русскому поэту М. Ю. Лермонтову был открыт ясным солнечным днем 4 июня 1965 года в Москве у Красных ворот, недалеко от того места, где в начале 19-го века родился поэт.

      Выразительна скульптурная фигура на высоком постаменте из голубовато-серого гранита. Военный мундир поручика Тенгинского полка плотно облегает фигуру, она словно «замкнута» в жесткий военный сюртук и рвется из этих тисков. Чуть вскинута голова. Свободно расправлены плечи. Открыта вольному ветру грудь, под его порывом отброшен край сюртука. Но сомкнуты — «скованы» — руки поэта... Удачно переданы скульптором черты поэта: высокий, «лермонтовский» лоб, большие выразительные глаза. В лице — дерзкий вызов. Динамичная косая тень падает на шею. Энергия, движение, выраженное в лице, словно продолжает свое развитие в пластике закинутых за спину рук.

      Когда смотришь на памятник, складывается впечатление, что поэт словно остановился на мгновение, оглядывая город, в котором родился, в котором «много страдал» и «где слишком был счастлив».

      Большая гранитная площадка, на которой установили памятник, хорошо видна со стороны площади Красных ворот и прилегающих улиц, что позволило открыть для обозрения всю композицию монумента. В глубине, за памятником, как бы отделяя его от остальной территории сквера, протянулась бронзовая решетка с силуэтным изображением героев лермонтовских произведений — Демона и Мцыри, здесь же силуэт одинокого паруса на вздыбленной морской волне. Этот скульптурный рельеф удачно дополнил образно-пластическое решение монумента. «Демон», «Мцыри» и «Парус» — произведения, раскрывающие наиболее романтические и свободолюбивые мотивы в творчестве поэта. Сцена битвы с барсом стала главным звеном композиции. Противоборство двух начал, борьба в момент наивысшего накала физических и нравственных сил стала наиболее удачной частью решетки. По контрасту с ней крайний правый фрагмент, изображающий фигуру Демона, подчеркнуто статичен, неподвижен. И наконец, заключительный аккорд в композиции решетки: на гранитном блоке начертаны лермонтовские строки:

Москва,Москва!
Люблю тебя как сын,
Как русский,— сильно, пламенно и нежно!..


      Эти строки характеризуют глубину чувств, которые испытывал Лермонтов к своему родному городу, к своей Родине.

 Самая скромная, нейтральная деталь памятника — пьедестал. Простой круглый столп серого полированного гранита лишен каких-либо декоративных деталей. Чуть «припухлый» в середине, он сродни опорам древнерусских соборов, палат по своей мощной устойчивости, по своей непосредственной связи с мощеной площадкой.      Важная часть композиции памятника — большая, широкая, удобная скамья, протянувшаяся вдоль всего правого края площадки. Расположившись на ней, забыв о повседневных делах, можно детальнее рассмотреть памятник как произведение искусства, понять его, принять в свое сердце.

    

  В заключение учащимся может быть предложено описание памятника по их собственному выбору, например памятника той местности, где они живут, или памятника, который они видели на экскурсии, на фотографии или цветной вклейке.

      Следующая тема тесно связана с предыдущей: учащимся предлагается теперь уже самостоятельно написать сочинение о памятнике культуры или истории своей местности, используя публицистический стиль.

      Преимущественное внимание к этому стилю в 8  классе объясняется тем, что знакомство с языковыми особенностями публицистической речи, со способами организации публицистического текста имеет практическое значение как для школы, так и для дальнейшей (уже взрослой) жизни учащегося, который, окончив школу и начав самостоятельную деятельность, должен уметь воспринимать материал, предлагаемый средствами массовой информации, ориентироваться в нем, а при необходимости и самостоятельно создавать высказывания публицистического стиля.

      Работа с текстами публицистического стиля, помимо уже указанного, позволяет формировать у учащихся гражданскую позицию, учить их выражать свои убеждения, взгляды.

      Особенности публицистического стиля органично «ложатся» на синтаксический строй языка, изучаемый в 8 классе. Синтаксис богат синонимическими конструкциями, передающими тонкие смысловые различия. Многие из этих конструкций употребляются именно в публицистическом стиле.

      Напомним некоторые особенности публицистического стиля.

      1. Как отмечает В. Г. Костомаров, главной особенностью публицистики является «сопряжение стандарта и экспрессии», то есть соединение в рамках одного текста книжных и разговорных средств языка.

      2. Тексты публицистического стиля призваны воздействовать на читателя или слушателя, они обычно экспрессивны, передают личностное отношение говорящего к тому, о чем он пишет или говорит. Поэтому в них часто употребляются такие языковые средства, как побудительные предложения, содержащие призыв к действию, восклицательные предложения, в которых выражаются чувства говорящего, риторические вопросы и вообще вопросительные предложения, призывающие говорящего к активному слушанию. Нередки в публицистическом стиле и односоставные предложения с обобщенно-личным значением (например, в лозунгах), инфинитивные и назывные предложения, помогающие лаконично и емко обрисовать действие или явление.

      Многосоюзие при соединении однородных членов предложения и их попарное соединение также характерная черта публицистического стиля.

      В публицистическом стиле нередки обращения, выражающие отношение к адресату, вводные слова и предложения, используемые, в частности, как средство вежливо ведущейся полемики.

      Публицистический стиль близок к художественной речи, и в нем так же широко используются обособленные члены предложения, служащие средством создания образности.

      Все эти языковые и речевые средства изучаются в курсе 8 класса.

      Упражнения, предлагаемые ученикам, позволяют обратить внимание на особенности строения текстов публицистического стиля (см., например, упр. 353, 428, 432).

      Следующая тема по развитию речи — «Ораторская речь». Сведения об особенностях ораторской речи даны в учебнике (см. упр. 199). Целесообразно предложить ученику после прочтения текста составить перечень важнейших признаков ораторской речи, чтобы закрепить ее основные особенности. Одновременно объясняется этимология слов оратор, ораторский, риторика.

      В учебник включен текст Д. С. Лихачева о признаках хорошей публичной речи и дан примерный план выступления на тему о родном крае (упр. 200).

      Затем, читая отрывок из речи И. С. Тургенева на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве, учащиеся отмечают в нем эти и другие признаки ораторской речи (пафос, эмоциональность, яркость, стремление оратора воздействовать на ум и чувства слушателя) и находят языковые средства, с ними связанные (упр. 199).

      В заключение ученикам предлагается составить небольшое выступление об истории своего края, в котором используются именно особенности ораторской речи (упр. 201).

      Тема пятая — «Рассказ на свободную тему» — в известной степени является повторением: такие рассказы ученики уже создавали в предыдущих классах. Новым будет здесь только то, что вначале ученики должны проанализировать особенности предлагаемого им рассказа: сформулировать тему текста, объяснить деление текста на абзацы, определить его основную мысль, стилистическую принадлежность и отнесенность к тому или иному функциональному стилю (назвать ведущие стилевые черты), тип речи, наконец, указать средства связи между отдельными предложениями. Анализ чужого текста предваряет создание собственного рассказа.

      Приступая к следующей теме (рассуждение на основе литературного произведения), учитель прежде всего должен напомнить ученикам о своеобразии этого типа речи.

      Подготовку к рассуждению на основе литературного произведения должна предварять работа по продуцированию рассуждений на основе предложенных в учебнике положений (тезисов).

      Следующая тема — «Публичное выступление на общественно значимую тему» — тесно связана с ораторской речью, об особенностях которой ученики узнали на предыдущих уроках. Весь курс 8 класса, как уже отмечалось, пронизан вниманием к ораторской речи и публицистическому стилю. Знания, полученные школьниками по этим разделам, синтезируются именно в этой теме: подготовке публичного выступления на общественно значимую тему.

      В качестве образца ученики уже анализировали речь И. С. Тургенева на открытии памятника А. С. Пушкину.

      Можно также предложить учащимся познакомиться со статьей Д. С. Лихачева «Патриотизм против национализма» (Лихачев Д. С. Заметки о русском.— 2-е изд.— М., 1984), «Тревога совести» (ЛГ.— 1998.— № 1) или с обращением к юношеству Л. Н. Толстого «Верьте себе» (Толстой Л. Н. Путь жизни.— М., 1993). Приведем текст статьи «Тревога совести», который может быть использован на занятиях.

Тревога совести

      Когда-то, очень давно, мне прислали важное издание «Слова о полку Игореве». Я долго не мог понять: в чем дело? В институте расписались в том, что книгу получили, а книги нет. Наконец выяснилось, что взяла ее одна почтенная дама. Я спросил даму: «Вы взяли книгу?» «Да, — отвечает она. — Я ее взяла. Но если вам она так нужна, я могу ее вернуть». И при этом дама кокетливо улыбается. «Но ведь книга прислана мне. Если она вам нужна, вы должны были ее у меня попросить. Вы же поставили меня в неловкое положение перед тем человеком, который ее прислал...»

      Повторяю: давно это было. И можно было бы забыть об этом случае. Но все-таки вспоминаю иногда о нем — жизнь напоминает.

      Ведь действительно, кажется, какой пустяк! «Зачитать» книгу, «забыть» вернуть ее владельцу... Распространилось новое явление — «интеллектуального» воровства, вроде бы вполне извинительного, оправдываемого увлеченностью, тягой к культуре. Иногда даже говорят, что «зачитать» книгу — это вовсе не воровство, а признак интеллигентности. Подумайте только: бесчестный поступок — и интеллигентность!.. Мы разучились отличать черное от белого. Кража есть кража, воровство есть воровство, бесчестный поступок остается бесчестным поступком, как бы и чем бы они ни оправдывались! А ложь есть ложь, и в конце концов я не верю, что ложь может быть во спасение.

      Ведь даже проехать «зайцем» в трамвае — это тоже воровство. Нет малой кражи, нет малого воровства — есть просто воровство и просто кража. Не бывает малого обмана и большого обмана — есть просто обман, ложь. Недаром же говорится: верен в малом — и в большом верен. Когда-нибудь случайно, мимолетно вспомнится вам незначительный эпизод, когда поступились совестью в самом будто бы безобидном и ничтожном — и вы почувствуете укор совести. И вы поймете, что если кто и пострадал от вашего пустякового, ничтожного поступка, то пострадали прежде всего вы сами — ваша совесть и ваше достоинство.

      ...Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек.

      ...Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего — не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинства. Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. А ведь в жизни могут быть и тяжелые ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора — быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. Человек должен уметь жертвовать собой. Конечно. Такая жертва — это героический поступок. Но на него нужно идти.

      Тревоги совести... Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство — достоинство нравственно живущего человека.

      В процессе работы над этим текстом учитель может предложить ученикам следующие вопросы:

 



определить основную мысль текста;

 



определить доминирующий тип речи;

 



указать стилистическую принадлежность текста и те языковые черты, которые об этом свидетельствуют;

 



выделить в тексте языковые средства установления контакта со слушателем (читателем);

 



указать предложения, в которых прямо выражается авторская позиция;

 



определить значение слов и выражений: интеллигентность, интеллектуальное воровство, совесть;

 



показать свое отношение к мыслям, высказанным в статье;

 



подготовить небольшое публичное выступление на тему «Какие поступки, по-вашему, роняют достоинство человека?» или же « Что значит жить по совести?».

      Общественно значимую тему выступления выбирает сам ученик, учитель может помочь ему, предварительно обсудив в  классе с учащимися круг проблем, которые представляются в настоящее время особенно важными для развития общества, для современного мира в целом. Это могут быть проблемы экологии, нравственного и физического здоровья граждан, национальных отношений, проблемы этики, развития современного искусства и др. Желательно, проявляя максимальный такт, выслушать мнения самих учащихся, определяющих свою общественную позицию.

      Публичное выступление на общественно значимую тему готовится дома. Формы проверки этого задания (выступления отдельных учеников, микроконференция «круглый стол» и т. п.) определяются учителем. Оценивается при этом, естественно, не только содержание речи, но и манера ее произнесения, способы воздействия на аудиторию, установление с ней контакта, эмоциональность и выразительность выступления.

      Последние две темы по развитию речи также тесно связаны между собой, дополняют одна другую: это характеристика человека как вид текста и сравнительная характеристика двух знакомых лиц.

      В учебнике образцом характеристики человека служит, во-первых, описание А. В. Суворова (упр. 352), во-вторых, воспоминания К. Чуковского об А. Ахматовой (упр. 410). Учащиеся знакомятся с особенностями строения характеристики, выделяют в приведенных текстах языковые средства, которые используются для обозначения качеств лица, его оценки. Так, прочитав текст о Суворове, ученики должны составить план и выявить те приемы, которые служат для характеристики великого полководца. Целесообразно при этом обратить особое внимание восьмиклассников на лексические единицы, называющие интеллектуальные и нравственные качества лица. Эти слова желательно подчеркнуть в тексте, а ряд из них прокомментировать, показать их синонимические и антонимические связи, сравнить значения слов, содержащих общие компоненты семантики (см., например, такие слова, как роскошь и комфорт, важность и солидность).

      Материалом для подготовки сравнительной характеристики служит описание Любочки и Катеньки в повести Л. Н. Толстого «Отрочество» (упр. 411).

      Учащиеся должны познакомиться с приведенным фрагментом текста и выделить в нем те признаки, на основе которых сравниваются девочки, при этом нужно проанализировать: а) синтаксическое строение текста, основанного на сопоставлении (использование параллелизма, союзов и вводных слов, служащих для сравнения и сопоставления); б) особенности его лексической организации (употребление антонимов, в том числе контекстуальных; слов, называющих внешние и внутренние качества лица). Целесообразно также обратить внимание на временной план характеристики: в ней последовательно используются формы настоящего времени.

      После анализа текста-образца учащиеся готовятся к созданию сопоставительной характеристики двух лиц (упр. 412). Они знакомятся с картиной К. Брюллова «Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых» (см. цветную вклейку учебника). Учитель предлагает восьмиклассникам сравнить двух девушек, изображенных художником. Предметом сопоставления должны служить внешность сестер, их одежда, но, главное, особенности их характеров, которые удалось передать художнику в парном портрете. Целесообразно при этом обратить внимание на колорит картины и ее композицию. Завершает работу с картиной сочинение в форме сравнительной характеристики сестер Шишмаревых. Для сопоставительной характеристики могут быть выбраны и другие лица.

      Наконец, как итог работы по развитию речи в конце года учащиеся должны написать сочинение повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и повествования.

 В результате работы по развитию связной речи учащиеся в 8 классе должны уметь: определять тип и стиль речи; анализировать языковые средства, присущие тому или иному функциональному стилю; давать подробный, а также выборочный и сжатый пересказ повествовательного текста; писать сочинения-описания (местности, архитектурных памятников или памятников истории, сравнительную характеристику знакомых лиц); создавать тексты на морально-этические темы; совершенствовать написанное; наконец, выразительно, доходчиво выступать перед слушателями по общественно значимым темам, эмоционально воздействуя на аудиторию. Еще раз подчеркнем, что достигнуть таких результатов можно только с учетом всей системы занятий по русскому языку и литературе.

      

Похожие:

5. Рассказ на свободную тему iconПостановление Госкомтруда ссср, Секретариата вцспс, Минздрава СССР...
По вопросу: Возможно ли при вахтовом методе работы предоставить рабочему отпуск, который начинается в рабочую вахту, а заканчивается...

5. Рассказ на свободную тему iconОбразец ( заявление пишется собственноручно ) *
Прошу утвердить следующую тему магистерской диссертации (указать тему на русском языке)

5. Рассказ на свободную тему iconРассказ учителя, беседа
Городской пассажирский транспорт. Правила поведения в общественном транспорте и на остановочных площадках

5. Рассказ на свободную тему iconСборник произведений Александр Викторович Костюнин Петрозаводск,...
Двор на Тринадцатом (повествование в рассказах)

5. Рассказ на свободную тему iconНачало эссе (фактически сочинения на заданную тему) постановка проблемы....

5. Рассказ на свободную тему iconРассказ египтянина  Великое торжище
В этом рассказе, в противном случае пусть для араба навсегда потеряет свою силу амулет. Но нет, я докажу тебе

5. Рассказ на свободную тему iconСканировал Леон Дотан Старая орфография изменена. Корректировала Нина Дотан (Май 2001)
В июле 1888 г я бежал из Сибири. Нелегаль­но благополучно через всю Россию пробрался заграницу. Осенью того же года я был уже в Женеве...

5. Рассказ на свободную тему iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы 7 класс
...

5. Рассказ на свободную тему iconПрограмма общеобразовательных учреждений, «География 6-10 класс»
Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить...

5. Рассказ на свободную тему iconОбучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе
Наибольшее затруднение у учащихся 9 классов вызывает написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск