Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020»


Скачать 249.51 Kb.
НазваниеПрограммное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020»
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк доверенности > Документы

Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА 2020» 

Екатеринбург

№ 21 (784) от 14 июня 2011

Промышленность

Сегодня Екатеринбург, отчасти сознательно, не пользуется брендом исключительно промышленного города, города машиностроительных гигантов. Екатеринбург позиционируется как многофункциональный центр, но при этом одной из баз экономики города по-прежнему остаются предприятия машиностроения и металлообрабатывающей промышленности с их высоким научно-техническим потенциалом. Особенность машиностроительного комплекса города — то, что он объединяет гражданское машиностроение, в том числе научно-исследовательскую базу, и оборонно-промышленный комплекс. В Екатеринбурге создаются и развиваются малые инновационные производства, а наиболее инновационно активные малые предприятия работают в таких сегментах, как машиностроение, металлообработка, химическая и пищевая промышленность. Недостаточная востребованность и конкурентоспособность промышленной продукции объясняется в основном технологической отсталостью, недостаточным уровнем инвестиционной активности, низкой производительностью труда.

Опыт реализации городской стратегии показал важность сохранения и укрепления статуса Екатеринбурга как одного из крупнейших промышленных центров России. Основой дальнейшего развития промышленности города должно стать сотрудничество научного и промышленного комплексов (в том числе ВПК), позволяющее сокращать инновационный цикл, развивать инновационную инфраструктуру; формирование кластеров в производстве медицинской техники, электротехнического и энергетического оборудования, строительных материалов и оборудования и др.; развитие эффективных форм специализации и кооперации с участием малого производственного бизнеса, специализированных научно-образовательно-производственных центров.

Логистика

Развитие логистики неслучайно попадает в приоритеты Екатеринбурга. Уже сейчас город — мощный транспортный узел благодаря своему географическому положению на пути международных транспортных коридоров. В планах — скоростное железнодорожное сообщение, новые автомагистрали, привлечение крупных грузовых операторов, в том числе международных. Согласно транспортной стратегии России до 2030 г., через Екатеринбург (наряду с Москвой и Нижним Новгородом) должен пройти путь Берлин — Пекин

Полноценное использование преимуществ уникального географического положения Екатеринбурга для создания крупного логистического и распределительного узла (сухого порта) задает будущую экономическую специализацию города — развитие транспортно-логистического комплекса международного уровня, объединяющего помимо транспортных отраслей перераспределение грузов, складскую логистику и сопутствующие виды деятельности. При этом определяющую роль в претворении в жизнь этих планов играют проекты ОАО «Российские железные дороги» по модернизации железнодорожных станций для обслуживания грузов и пассажиров и выполнение ОАО «Аэропорт Кольцово» функций грузового и пассажирского хаба с развитой трансфертной и транзитной картой.

Наука и образование

Екатеринбург традиционно является крупным научным и образовательным центром России. Количество студентов одних только вузов города приближается к 200 тыс. Сейчас, наряду с традиционными, в городе формируется новый образовательный комплекс национального масштаба — Уральский федеральный университет (УрФУ), предусматривающий значительные вложения федерального бюджета. Цель УрФУ — ежегодно выпускать 100 тыс. бакалавров, 15 тыс. магистров и 5 тыс. кандидатов наук. Но не только. От университета ждут развития кооперации между разработчиками инновационных продуктов и производителями, он должен стать центром инновационно-технологического развития региона.
Ориентация научных организаций и создаваемых научно-образовательных центров на решение практических задач промышленного региона, развитие интеграции науки и производства будет способствовать внедрению наукоемких технологий и высокотехнологичных производств, на базе которых возможен качественный экономический рост Екатеринбурга.
Реализация мероприятий по созданию мегауниверситета должна учитывать интересы и потребности экономики города и региона в сохранении вузов, не вошедших в состав УрФУ.

Особый статус города-миллионника как центра регионального развития

Города-миллионники являются местами концентрации и притяжения человеческих, промышленных, культурных, экономических ресурсов, играя роль территориальных центров социально-экономического развития регионов и России в целом. При этом одинаковые подходы к развитию муниципальных образований, независимо от количества в них проживающих и выполняемых ими функций, искусственно приравнивают крупный город, город — центр агломерации, к городскому поселению, а следовательно, не учитывают их потребности в развитии, то есть потребности горожан.

Экономическое развитие страны не может быть сосредоточено исключительно в столицах, необходимо формировать на базе крупнейших городов зоны опережающего экономического роста, причем на достаточном удалении от федерального центра (1,5-2 тыс. км), таких как Екатеринбург, Новосибирск и др. Именно они являются локомотивами развития регионов, формируют новые экономические и социальные связи, развивают новые секторы экономики, обеспечивают регионы квалифицированными кадрами, научной и инновационной инфраструктурой.

Необходимым условием эффективного развития города как зоны опережающего экономического роста является определение единого подхода федеральных и региональных властей к софинансированию инфраструктурных и иных инвестиционных проектов, такого прозрачного механизма, который позволит четко привязывать финансовую помощь из федерального центра к тем реальным проблемам крупнейших городов, которые они объективно не в силах решить самостоятельно.
Требуется определение особого статуса городов — административных центров федеральных округов и городов — центров агломераций, которые уже фактически являются зонами опережающего экономического роста в Российской Федерации. Отсутствие определенного статуса городских агломераций не позволяет им комплексно развиваться, осуществлять реализацию и финансирование совместных проектов.

Каждый бизнесмен имеет право на поддержку властей

Михаил Максимов первый заместитель председателя правительства Свердловской области — министр инвестиций и развития
Перспективы развития Екатеринбурга и области сегодня достаточно четко обозначены. Например, цели региона сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, а у Екатеринбурга есть Стратегический план развития. Власти соответственно имеют реальную возможность стимулировать инвестиционную активность бизнеса. Я считаю, что любой бизнесмен имеет право на поддержку властей на региональном и муниципальном уровне. Чиновники работают для всех частных компаний. Но нужно расставлять приоритеты. Отбор в первую очередь проходят идеи, отдача от которых будет наибольшей для экономики и общества в целом.

Я полагаю, открытое обсуждение на площадке бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития Екатеринбурга 2020» приоритетов развития города и региона и проектов, которые позволят достичь желаемых результатов, привлекает все больше заинтересованных инвесторов. Власть и бизнес могут работать продуктивнее, когда есть возможность собраться широким кругом заинтересованных сторон и обсудить общие цели в комплексе. Преодолев кризис, сейчас мы возвращаемся к тому, чем занимались раньше, — к Стратегии-2020, к диверсификации экономики, к реализации крупнейших инвестпроектов. Сейчас на базе новой региональной структуры — министерства инвестиций и развития — есть возможность эффективно объединить усилия власти и бизнеса на этом направлении.

Городу необходим особый статус

Александр Высокинский заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам

Я рассматриваю этот форум как площадку, где участники обсуждают перспективы развития города, в котором они не только ведут свой бизнес, но и, главное, живут сами и воспитывают своих детей. То есть бизнесмены Екатеринбурга заинтересованы не только в продвижении конкретных бизнес-идей, но и в комплексном развитии города, в росте качества жизни, в комфорте, наконец. Такое мероприятие необходимо, чтобы регулярно «сверять часы» и органам власти, и бизнесу. Сверять именно сегодня, когда стратегии всех уровней корректируются, когда мы начинаем выходить на стадию воплощения тех или иных стратегических и инвестиционных проектов.

Особый статус Екатеринбурга в Свердловской области и на Урале в целом позволяет городу браться за реализацию крупных амбициозных проектов, не бояться связывать с ними свое будущее. У нас есть опыт диверсификации экономики, сохранения прежних конкурентных пре­имуществ и приобретения новых. Но эффективность развития города во многом зависит от согласованности решений власти и бизнеса, от общего подхода к решению проблем. Именно поэтому мы говорим об особом статусе Екатеринбурга — центра комплексно развивающейся агломерации, точки роста для региона и для всей России.

В интересах комфорта 

Автор: Екатерина Стихина

Екатеринбург

№ 21 (784) от 14 июня 2011

Быть современным многофункциональным центром Екатеринбургу уже неинтересно. Городу нужно добавить креативности и сконцентрироваться на четвертичном секторе экономики. Это притянет и творческих профессионалов, и туристов, и инвесторов.

Бизнес-форум «Делового квартала» «Будущее города. Стратегия развития Екатеринбурга 2020» собрал более 200 собственников и топ-менеджеров уральских компаний, областных и городских чиновников, иностранных специалистов. Участники решили проанализировать, как реализуются в Екатеринбурге крупные инвестиционные, культурные и социальные проекты. Какие условия для развития бизнеса создают власти. Каким будущее города видят руководители крупнейших компаний и на какие точки роста стоит обратить внимание уже сейчас.

Город ставит на креатив

Стратегический план развития Екатеринбурга, принятый в 2003 г., пересматривался не раз. Изначально власти хотели превратить город-завод в многофункциональный мегаполис. Достичь этого удалось в середине 2000-х гг. «Екатеринбург сделал ставку не на одну промышленность, и мы пришли к тому, что в городе развивается торговля, связь, строительство и т. д.», — говорит Александр Высокинский, замглавы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам. В 2010 г. в скорректированном стратегическом плане указали: город нужно интегрировать в мировую экономику, делать ставку на комфортную среду обитания.

Но и этого уже недостаточно. По мнению гостей бизнес-форума «ДК», для успешного развития Екатеринбургу необходимо формировать четвертичный сектор экономики, который производит и распространяет информацию. Это значит — опираться на креативные индустрии: рекламу, архитектуру, дизайн, развлекательное программное обеспечение (компьютерные игры), кино и видео, музыку, Интернет и т. п. «Сегодня достаточно успешных примеров трансформации городов в креативные территории. Ставка на повышение творческого потенциала населения обеспечила им прорывное инновационное развитие во многих областях экономики и социальной жизни, — комментирует Михаил Ходоровский, генеральный директор Группы Синара. — Креативность городов уже стала обычным понятием, и даже определился ее количественный критерий — от 8 до 15% жителей должны быть заняты в творческой сфере».
Исследователи-урбанисты доказывают: чем креативнее город, тем быстрее растет его экономика. В Великобритании в 1998 г. было даже создано специальное государственное агентство, развивающее творческие индустрии. Именно они (особенно интернет-технологии, производство ПО, архитектура, дизайн) достигают в мегаполисах мира наивысшего уровня капитализации. Лидером четвертичного сектора считаются США, эталоном — «Силиконовая долина». Крупные европейские города, особенно скандинавские, тоже переориентировались в сторону креативности. Городская среда там сформирована с оглядкой на творческих специалистов — крайне работоспособных, активных в свободное время и уже не разделяющих традиционные ценности: им неинтересно иметь одну-единственную запись в трудовой книжке, нормированный рабочий день и проводить вечера перед телевизором в кругу семьи.
«В креативных городах неотъемлемой частью экосистемы становятся помимо офиса и дома так называемые «третьи места»: кафе, галереи, музеи, театры», — поясняет г-н Ходоровский. Ник Ильин, вице-президент Global Culture Asset Management Group, добавляет: чтобы Екатеринбург стал привлекательным для молодых и креативных жителей, нужно постоянно проводить культурные мероприятия — отдача будет колоссальной. «Так, в Бильбао, в Испании, в 1997 г. построили музей современного искусства. Это дало огромный импульс туризму и экономике города. Вложения окупились уже через три года», — приводит пример г-н Ильин.
Как отмечает г-н Высокинский, власти Екатеринбурга хотели бы создать подобный музей на базе строящегося международного выставочного центра. «Проект поддержит круглогодичное существование выставочника «Екатеринбург-ЭКСПО», будет точкой притяжения и поможет увеличить приток туристов. Мы зациклились на расстреле царской семьи. Многие предприниматели, кто привозил делегации в город, сталкивались с этой проблемой. Ганину Яму по третьему разу видеть уже никому не хочется», — аргументирует эксперт. На форуме «ДК» Александр Высокинский предложил представителям «Екатеринбург-ЭКСПО» сделать крупнейший в стране музей технологий. Выставлять образцы старой техники — автобусы и трамваи, которые ходили по улицам города, металлообрабатывающее и горнодобывающее оборудование заводов и т. д.

Хосе-Антони Асебильо Марини, главный архитектор Барселоны, которого «Корпорация развития Среднего Урала» пригласила разрабатывать проект будущего Екатеринбурга, убежден, что для успешного креативного города необходимо сочетание «Трех Т» — таланта, технологий и толерантности. Плюс город должен быть открыт для мигрантов — тоже творческих и талантливых. Гендиректор ИК «Высокие технологии» (основана в Перми) ВЛАДИСЛАВ САУЛИН согласен: «Два года назад мы планировали перенести головной офис в Москву. Но соотношение цена — качество у столичных офисов не выдерживает критики. Начали рассматривать другие мегаполисы, остановились на Екатеринбурге. Город компактный, рынок труда очень развит». Эксперты считают, что именно молодые творческие кадры в перспективе и выведут Екатеринбург на новый уровень. «Трудно объяснить человеку, зачем ему жить в городе, крадущем время, здоровье, жизнь. Идеи создания комфортных городов появляются именно для того, чтобы обеспечить мегаполисы в будущем главной ценностью — человеческими ресурсами», — комментирует Михаил Ходоровский.

Оживить центр

По мнению екатеринбургских бизнесменов, развивать четвертичный сектор нужно с создания комфортной городской среды. Ряд предложений на бизнес-форуме «ДК» оказались связаны с пересмотром градостроительной концепции. Как объясняет в своих работах американский урбанист Ричард Флорида, в креативных мегаполисах центр отдан творческим специалистам: он застроен офисными зданиями и высот­ками с апартаментами, клубами, ресторанами, галереями и т. д. А представители среднего класса, не занятые в креативных индустриях, уезжают на окраины, застроенные малоэтажным жильем, с развитой инфраструктурой — там темп жизни более размеренный.
Как говорит Валерий Ананьев, генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс», в разных районах Екатеринбурга есть масса ветхих зданий, в том числе трущоб, эти территории надо застраивать новыми домами. А жителей бараков переселять в другие районы — тоже во вновь построенное жилье. «Масса территорий пригодна для строительства. К примеру, направление на Кольцово, вдоль магистрали. В микрорайоне Академическом также есть земля, которую «Атомстройкомплекс» сейчас развивает. Почему бы не использовать эти территории для переселения людей из пятиэтажек в комфортное жилье?» — рассуждает г-н Ананьев.
Эксперты также предлагают вынести из центра города промышленные предприятия, а новые малоэтажные районы строить в городах-спутниках Екатеринбурга — Среднеуральске, Березовском и др. «Вот там-то школы, теплотрассы и очистные сооружения уже есть. Их можно и нужно реконструировать, тогда не придется создавать все заново», — аргументирует Валерий Ананьев. Эксперт убежден: если сейчас бросить все усилия и средства на модернизацию отсталой инфраструктуры, жилые окраины будут конкурировать с центром Екатеринбурга по престижности.
Дмитрий Калаев, советник министра экономики Свердловской области, считает, что отдельное внимание следует уделить качественному арендному жилью — для экспатов и приезжих российских специалистов из других регионов. «Иначе рассчитывать на приток квалифицированных кадров в город бессмысленно. Многие жалуются, что в Екатеринбурге сдают жилье или низкого, или высокого класса, а среднего не хватает», — добавляет он.

Экономика на скорости

Чтобы двигаться дальше, Екатеринбургу нужно создавать зоны опережающего экономического роста. Как поясняет г-н Высокинский, власти города уже не рассматривают соседей — Пермь и Челябинск — как конкурентов, а видят в них партнеров. По мнению чиновника, 200 км, которые разделяют Екатеринбург и Челябинск, не помешают развитию единого пространства этих городов. «Рано или поздно Челябинск и Екатеринбург станут агломерацией. Фактически мы получим третий федеральный город после Москвы и Петербурга», — отмечает вице-мэр Екатеринбурга. Он предлагает ускорить процесс: пустить между городами скоростной поезд и создать на границе областей зону для совместного развития бизнеса. Однако челябинцы объясняют эту идею своих соседей экономическим эгоизмом: екатеринбургский бизнес исчерпал внутренние ресурсы и ищет новые территории. В Челябинске считают агломерацию невыгодной.
Г-н Марини полагает, что Екатеринбургу нужно сделать ставку на логистику. По его словам, России мало имеющихся 25 городов-миллионников. «Москва не должна быть единственным мегаполисом, России нужно иметь еще один сопоставимый по значению центр между Лондоном и Шанхаем. И Екатеринбург может стать новым международным логистическим хабом», — уверен он.

Испанский архитектор предупреждает: страны Евросоюза финансируют программу создания Северного морского коридора (Northern Maritime Corridor), благодаря которому расстояние между Роттердамом и Токио по морю сократится до 14 тыс. км. Произойдет это уже через 5-7 лет. В результате логистический потенциал средиземноморских портов исчезнет, российских — возрастет. «Но вы в России ничего при этом не делаете, — недоумевает Хосе-Антони Асебильо Марини. — А Екатеринбург сможет связать Западную Европу и Китай в горизонтальной плоскости и северные моря с южными — в вертикальной. Здесь пересекутся сухопутные и морские пути. Этими преимуществами необходимо воспользоваться, тогда можно будет говорить о появлении нового международного хаба. Стратегию города нужно выстраивать именно в этом ключе».

Идею превратить Екатеринбург в транспортно-логистический центр Урала и Западной Сибири продвигает и Валерий Савельев, председатель совета директоров AVS Group. По его мнению, для этого у города есть все: выгодное географическое положение, авиахаб, железнодорожный узел. Если к ним добавятся высокоскоростные магистрали, которые обещает РЖД, то приток инвестиций в город резко вырастет. Правда, разработка стратегии логистического развития Свердловской области на 2020-2030 гг., которая велась до кризиса, заморожена. «В этом году мы выходили с предложением к властям возобновить работу, — говорит г-н Савельев. — Ждем ответа».

Развивать на свои

Городские власти четко дают понять бизнесу: бюджетных денег на все проекты нет. «Мы говорим спасибо бизнесу за тот город, который сейчас есть, но, когда начинаются перечисления, что нужно сделать в Екатеринбурге, возникает вопрос, кто за это все будет платить», — комментирует Александр Высокинский. По его словам, при распределении бюджетных средств власти в первую очередь уделяют внимание социальной сфере — строительству детсадов, школ, новых транспортных развязок.
Представители крупных компаний в основном просят содействия города в продвижении проектов: за деньгами для масштабных начинаний они идут к региональным или федеральным властям — и к инвесторам. Так, рассказывает Александр Петров, председатель совета директоров холдинга «Юнона», региональный фармацевтический кластер объединит производителей препаратов и медтехники, НИИ, оптовые компании и конечных потребителей — клиники. До 2020 г. кластер планирует привлечь 1 млрд евро инвестиций и получить совокупную выручку в размере 2,5 млрд евро. В ближайших планах — создать на базе фармкластера филиал «Сколково». Соглашение об этом будет подписано в июле, во время выставки «ИННОПРОМ-2011», уточняет г-н Петров и добавляет: «От властей нам нужна только моральная поддержка».
Кластер информационных технологий, тоже создаваемый в регионе, развивается силами бизнеса, который намерен довести долю IT в ВРП до 10%. Екатеринбургская компания ASK Labs в конце мая стала резидентом «Сколково» — без помощи властей. По словам IT-продюсера Евгения Шароварина (инвестирует личные средства и деньги венчурных фондов в перспективные стартапы), сегодня интересных проектов — десятки. «Наша задача сделать так, чтобы их число измерялось сотнями», — говорит он. Екатеринбург способен стать центром IT, известным на мировом уровне, а местные компании — успешными на глобальном рынке. Для этого опять же нужна комфортная среда обитания и привлечение в город профессионалов — из Челябинска, Кургана, Новосибирска, Москвы, Шанхая, Тель-Авива и др. «IT-предприниматели, частные инвесторы, прогрессивные чиновники и преподаватели вузов хотят, чтобы Екатеринбург стал городом «ботаников» — умных, молодых, богатых, непьющих, инициативных, желающих делать здесь бизнес мирового уровня», — делится наблюдениями г-н Шароварин. От властей IT-сектор ждет одобрения строительства специализированного офисного центра и создания велодорожек. «Айтишники любят велосипеды», — поясняет Евгений Шароварин.

Привлечь в город инвестиции и новые высококвалифицированные кадры может и грамотный бренд Екатеринбурга. Здесь от местных властей больших вложений не требуется. «За это пытаются браться различные уровни власти, и, наверное, это правильно. Но должна быть нечиновничья служба заказчика — группа людей, которая целенаправленно работает со смыслами, — рассказывает Илья Удачин, совладелец компании «Удачин и партнеры». — Я этим занимаюсь сам, потому что мне интересно разобраться, соединить новые смыслы Урала». Как заключает Юрий Ступак, гендиректор ТК «Лорри» и сторонник развития логистики, глобальное позиционирование Екатеринбургу действительно необходимо. «Его создание стоит отдать на аутсорсинг российским и иностранным коммуникационным агентствам. Рассчитывать на свои силы, пытаясь сэкономить, нера­зумно — экономия выйдет боком, — считает г-н Ступак. — Городские и областные власти должны всего лишь четко обрисовать цели и задачи».

Вид сверху лучше 

Автор: Татьяна Апрельская, Михаил Старков, Лариса Веприцкая

Екатеринбург

№ 21 (784) от 14 июня 2011

Сенатор Совета Федерации Аркадий Чернецкий критически оценивает новые идеи, связанные с развитием Екатеринбурга. Экс-мэр теперь смотрит на город снаружи, со стороны инвесторов. В интервью «ДК» он рассказал, как с этой позиции выглядит агломерация Екатеринбурга и Челябинска, платные дороги, концессии МУПов и другие замыслы. И объяснил, почему на деньги Федерации городу лучше не рассчитывать.

Западные эксперты — Ричард Флорида, Джоэль Коткин и другие — считают движущей силой мировой экономики конкуренцию мегаполисов. Преимущества получают города, которым удалось найти несколько направлений бизнеса, связанных с высокими технологиями, сохранив при этом традиционные отрасли экономики. К тем же выводам пришли разработчики стратегического плана развития Екатеринбурга. «Мы не сосредоточивались на отдельных отраслях, полагая, что развитие города подразумевает много целей, — говорит Аркадий Чернецкий. — Другое дело, что предпосылки складывались неравномерно — в каждый период времени среди разных направлений были лидеры и аутсайдеры. Но это естественный процесс, от которого никуда не деться. Мы и сейчас не можем предугадать, какая сфера промышленности будет доминировать, скажем, в 2020 г. Понятно лишь, что индустриальная экономика уступит место высоким технологиям. Хотя думаю, что тяжелая промышленность, от которой избавляется Европа, у нас частично останется».

Успеха можно добиться быстрее, сосредоточив усилия на одном-двух направлениях. Если говорить об инфраструктуре, это дороги. Например, в Челябинске Михаил Юревич эту проблему решил.
— Дороги в Челябинске всегда были хуже, чем в Екатеринбурге. Ситуация изменилась в последние 3-4 года, когда область начала вкладывать большие средства в дорожное строительство. Вы знаете, сколько правительство выделило Челябинску в этом году? Огромные суммы, в разы превышающие то, что получает Екатеринбург. Дай бог, то, что городу нужны хорошие дороги, поймут и у нас в правительстве.

Вы про федеральные деньги?

— Нет, про областные. Средства, выделяемые Федерацией, Екатеринбург и Челябинск получают сопоставимые. Мы многое делаем за счет собственного бюджета, но это не значит, что стратегический план развития — план только городской администрации. Муниципалитет изначально привлекал к сотрудничеству правительство области и на словах получал поддержку. Не все обещания сбылись, но очевидно, что за свой счет Екатеринбург не смог бы построить аэропорт или заложить район Академический. Свою часть работы мы сделали — выделили для этих проектов земельные участки, обеспечили новые объекты водой и теплом. Ясно, что такие проекты делаются либо на деньги инвесторов, либо на деньги области, либо на деньги Федерации. Еще лучше, когда можно рассчитывать на несколько источников.

Западные экономисты считают, что конкуренцию транснациональных компаний сменяет конкуренция между городами. Наши говорят, что противостояние городов-миллионников мешает им пробиваться на мировые рынки.

— Никто конкуренцию между городами не отменял. Прежде всего это борьба за ресурсы, особенно между пунктами, которые расположены рядом или реализуют однотипные инвестпроекты. Екатеринбург и Челябинск соперничают за кадры, Екатеринбург и Нижний Новгород — за ЕХРО-2020. Не надо только эти вещи абсолютизировать — ни отрицать конкуренцию, ни превозносить. С Ростовом-на-Дону нам сегодня делить нечего, а завтра интересы могут пересечься. Партнерских отношений это, кстати, не отменяет — при необходимости города-миллионники могут отстаивать общую точку зрения на федеральном уровне. В разработке законов, касающихся муниципалитетов, например. Или при обмене опытом.

Предпринимала ли администрация Екатеринбурга усилия, чтобы привлечь в город конкретного управленца или специалиста, который способствовал бы развитию территории?

— Вообще, в ее компетенцию это не входит. Это не компартия, отвечавшая за то, что от Иванова жена ушла, а Петров вовремя из командировки не вернулся. Хотя заниматься кадровыми проблемами приходилось, особенно в тех случаях, когда мы видели, что крупному холдингу нужен новый директор. В свое время мы помогали привлечь качественных специалистов на руководящие должности в промышленном секторе. Если говорить о культурной сфере, могу привести в пример Театр оперы и балета, где было сложное положение с руководством, пока Михаил Швыдкой не представил мне кандидата Андрея Шишкина. Оказалось, что это специалист принципиально иного уровня. С его приходом в театре появились новые интересные постановки, труппа стала чаще выбираться на гастроли. Можно и другие примеры вспомнить.

В центре и по краям

Административные и географические границы Екатеринбурга постепенно размываются. С 2003 г., когда презентовали стратегический план развития города, началось освоение западных территорий. Сторонники глобализации предложили объеди­нить Екатеринбург и Челябинск. Идея агломерации двух мегаполисов уже стала популярной.
На бизнес-форуме «Будущее города» Александр Высокинский говорил, что пора застраивать территорию между Екатеринбургом и Челябинском, создавая предпосылки для их объединения. Как вам такая идея?
— Партнерские отношения у городов есть и сейчас, но 200 км — все-таки большое расстояние. Всерьез говорить, что два города сольются воедино, не приходится. Челябинск будет существовать сам по себе, Екатеринбург — сам по себе. Другое дело, что в Екатеринбурге может развиваться некий уникальный функционал в интересах всего региона: авиаперевозки, логистика, торговля, высшее образование.

О «Большом Екатеринбурге», проекте расширения границ за счет городов-спутников, ничего не слышно. Он движется?

— Нет, там серьезно ничего не движется, но я знаю, интерес к теме губернатор не потерял. Сейчас, видимо, появились более насущные вопросы, из-за которых конкретные действия откладываются. Хотя для реализации этого проекта не требуется особых усилий, даже денег больших не нужно. Только желание довести начатое до конца. Думаю, до выборов ничего не изменится — надо ждать следующего года.

Какой из подходов в застройке Екатеринбурга вам ближе — уходить вширь или осваивать внутренние территории?

— От расширения границ нам никуда не деться — Екатеринбург будет расти, в том числе из-за того, что требования к жилью меняются. Многие стремятся за город — в коттеджи, таунхаусы, малоэтажные дома. В центре площадок мало — рано или поздно застройку придется обновлять. Москва уже начала сносить пятиэтажки — при бюджете, в 50 раз превышающем бюджет Екатеринбурга, ей это делать проще. Но регионы тоже к этому придут. Ближайшая задача города — избавиться от более старых деревянных домов на Уралмаше, Химмаше, Эльмаше и Вторчермете. Эти площадки надо задействовать под современную застройку в первую очередь.

Застройщики говорят: мы быстро освоим земли вокруг Екатеринбурга, если власти обеспечат наши участки дорогами, водопроводом, электричеством.

— Теоретически это правильно, хотя к таким репликам застройщиков нужно относиться с определенной долей скепсиса. Строительный бум 2007-2008 гг., когда деньги текли рекой, всех разбаловал. Ситуация удивительная! В условиях нормального рынка при снижении спроса понижается и цена. Однако у нас в кризис спрос упал, а цена почти не изменилась. Нет механизмов, которые понуждали бы застройщиков быстро продавать новое жилье.

Вы посмотрите: государство застопорилось на отметке 58-60 млн кв. м в год и никак не может эту цифру перешагнуть. Хотя и председатель правительства, и президент прилагают для этого определенные усилия. Чтобы строить дальше, нужно стимулировать спрос. Понятно, что застройщики и сегодня хотят получать 100-процентную маржу, как в 2000-х. Но людей, готовых покупать дорогое жилье, осталось немного. В орбиту сделок с недвижимостью пора втягивать потребителей с меньшим доходом. Им требуется более дешевое жилье. Застройщики, которые вовремя сориентируются, останутся на плаву. Сегодня им вполне под силу прокладывать коммуникации самостоятельно. А те, кто не понял, что времена изменились, вылетят с рынка. Вместе с неудовлетворенными амбициями.

Областное правительство внедряет практику голландских аукционов, чтобы отдавать землеотводы тем, кто предложит меньшую цену за квадратный метр квартиры.

— Такой закон обсуждается в Минрегионе и, возможно, скоро будет принят. А пока дальше разговоров дело не идет. Сегодня законодательство говорит — кто дороже заплатил за землю, тот и генерал. Все остальное — от лукавого.

В городе много промпредприятий, выбросы которых отравляют атмосферу. Как быть с ними?

— В центре города их практически не осталось. Сейчас речь идет о крупных промзонах — северной и южной. Их сложно вынести за черту города, но за счет мер, которые мы заставили принять местные предприятия, доля промышленных выбросов в общем загрязнении воздуха невелика. Основной вклад вносят автомобили. Поэтому муниципалитет следил, чтобы в город завозили хорошее топливо, обновлял автобусный парк и развивал электротранспорт. Но для улучшения экологии нужно решить ряд опосредованных задач, таких как строительство многоуровневых развязок, правильная организация автомобильного движения. Важно пересадить жителей на хорошие машины.

Это идет вразрез с государственной политикой поддержки отечественного автопрома.

— А госполитика должна быть гибкой. Чем выше доходы граждан, тем больше у них возможностей купить хороший автомобиль. В Екатеринбурге самые высокие доходы населения среди всех миллионников (мы говорим об официальной статистике, понимая, что многие предприятия платят серые зарплаты). Не случайно и автопарк здесь лучше. Я только что вернулся из Иркутска: такое впечатление, что там 70% автомобилей — старые «японцы» с правым рулем. В Самаре другая картина — большинство ездят на «жигулях» не первой свежести. Вывод — подняв жизненный уровень населения, мы улучшим экологическую ситуацию.

Договориться с властью

Свердловская облдума рассматривает законопроект о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Он по замыслу авторов поможет вовлечь бизнес в строительство инфраструктуры и позволит привлекать средства из инвестиционного фонда, которым управляет Минрегионразвития. Чиновники полагают, что ГЧП можно распространить и на строительство дорог, которых региону недостает.

Обычно упоминают два примера государственно-частного партнерства — Центральный стадион и район Академический. Что еще можно сделать с помощью ГЧП?

— Хорошее слово ГЧП, на совещании можно сказать со смаком. Но давайте разделим понятия. Бывают просто коммерчески выгодные проекты, при том что у бизнеса есть определенные соглашения с властью. Пример — ТРЦ «Гринвич». Подземный переход на ул. Радищева, прокладку сетей под ул. Вайнера и организацию пешеходной зоны собственники «Малышева-73» делали за свой счет. Это ГЧП? Наверное, нет, ибо доминирует интерес бизнеса — подземный переход приводит людей прямо в торговый центр. Без паркинга и пешеходной зоны интерес к объекту упадет.
Поэтому, говоря о ГЧП, мы имеем в виду, что такой проект не укладывается в традиционную бизнес-схему, но в итоге приносит частной структуре сопутствующие дивиденды (инфраструктурные, имиджевые) и решает проблему территорий. Вот «Ренова» пока еще ничего не получила — львиная доля квартир продана Минобороны. Ценовые тиски там очень жесткие. Но, заселив дома, компания оживила район. Это важно, так как продавать жилье посреди леса очень сложно. А туда, где живут люди, поедут и те, кто будет покупать квартиры на открытом рынке. Поэтому ГЧП требует высокой ответственности и со стороны бизнеса (при отсутствии сиюминутного коммерческого интереса), и со стороны власти, которая должна поддерживать мотивацию бизнеса.

По-вашему, возможно ГЧП в сфере строительства дорог?

— Закон разрешает делать дорогу платной, если есть бесплатный аналог. А новые платные строить можно. Когда мы говорим об абстрактных подходах, все сходится. Но если посчитать, в какую сумму обойдется дорожное строительство, каким должен быть тариф за проезд и сколько народу будет ездить, выгода окажется сомнительной. Если бы экономика складывалась, частные структуры шуровали бы платные дороги, только бы пыль столбом стояла.

В Екатеринбурге есть Кольцовский тракт и есть альтернативная возможность добраться в аэропорт. Почему бы не сделать тракт платным: трафик понятный, платежеспособный спрос высокий. Передать его частному инвестору, а он за это проложит другие дороги.

— Мы такой вариант не прорабатывали. На коротком участке в 5-7 км делать платную дорогу, на мой взгляд, смысла нет. А того, кто это сделает, тут же поднимут на вилы.

Недавно появились проекты, связанные с концессией водопровода и теплосетей города: придут инвесторы, которые вложат деньги и начнут стричь купоны. Что вы об этом думаете?

— Мы часто падки до каких-то звонких идей. В 1994 г., когда начинались приватизационные дела, я сказал (в городе это прозвучало как некая установка): «Результаты работы предприятий, особенно крупных, зависят скорее от качества управления, нежели от формы собственности. Поэтому не теряйте голову и не пытайтесь все приватизировать».
Был случай. В начале 2000-х гг. из Москвы ко мне послали гонца — предлагали большую сумму денег за то, чтобы я отдал в управление екатеринбургский «Водоканал». Прибыл молодой мальчонка, я у него спрашиваю: «Почему ты считаешь, что вы будете управлять лучше?» Ответ был простой: «Потому что мы — бизнесмены, а вы — государственная структура». Я сказал: «Ты в детский садик ходил, когда я управлял 20-тысячным коллективом. Если бы я не знал человека, который тебя прислал, разговаривал бы с тобой иначе. А так — просто иди» Но это не значит, что я против концессии как прогрессивной формы управления. Я против кампанейщины. Если мне дадут расчеты и я увижу — приходит структура со своими источниками денег, которая готова финансировать все технические мероприятия (а это десятки миллиардов рублей) и не забирается по самый локоть в карман жителям, тогда нет вопросов — давайте сотрудничать.

Только не надо говорить, что весь мир работает на концессии, — объясните, как это будет работать у нас. А не можете — до свидания
А претендентов, которые сейчас хотят взять в концессию «Водоканал», кто прислал?

— Кроме разговоров «давайте отдадим в концессию», я ничего не слышал.

Губернатор говорил, что решение принято.

— Имен раньше времени не засвечивают. Похоже, это просто попытка зондировать почву.

Есть шанс найти компанию-партнера для проектов, связанных с переработкой мусора? Сообщения о них появляются регулярно, а потом ничего не происходит

— Плохо с такими компаниями. Быструю отдачу дает только сортировка отходов — бумаги, стекла, пластика и т. д. Под это дело желающие находятся. А дальше остается самая затратная часть — переработка «хвостов», которые никто не сортирует. Что с ними делать — закапывать просто так? Нет смысла. Сжигать? Там серьезные вопросы, связанные с очистными сооружениями. Биогазы получать? Тоже большие траты. И так далее. Город готов отдать переработку мусора частной структуре только в комплексе, взяв на себя обязательства выделить площадку под завод (и на веки вечные обеспечить его мусором). Плюс гарантия, что полученная при переработке энергия будет принята в общую систему. Но желающих пока нет, а ждать их невозможно. Город уже начал строить сортировку сам. Если завтра найдется серьезный инвестор — муниципалитет войдет в инвестпроект своей долей. Если нет — будет пробиваться своими силами. Екатеринбургу не привыкать.


Похожие:

Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020» icon5 24. 01. 2017 Стратегия плана развития апк на 2016 2020 годы была...
Стратегия плана развития апк на 2016 2020 годы была рассмотрена на оперативном совещании Правительства рб

Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020» iconОтчет о ходе реализации в 2015 году Стратегии социально-экономического...
Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее – Стратегия), утвержденной...

Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020» iconКонцепция системы управления финансами. Введение 2 Стратегия развития...
На стадии анализа выявляются возможные отклонения и их величина, определяются причины возникновения данных отклонений, и формируется...

Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020» icon1. Цели и задачи разработки Стратегии перспективного развития Зеленодольского...
Стратегия социально-экономического развития Зеленодольского муниципального района до 2020 года

Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020» iconНоу впо «Восточно-Европейский институт» опирается на следующие нормативные акты
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года

Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020» iconОтчет главы Администрации города Екатеринбурга о результатах его...
Екатеринбурга. В отчетном году отмечен высокий рост объемов промышленного производства, рост оборота крупных и средних предприятий,...

Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020» iconПравительство российской федерации распоряжение
Утвердить прилагаемую Стратегию развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года (далее Стратегия)

Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020» iconАдминистрация города екатеринбурга постановление от 29 июня 2012 г. N 2817
О выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и Постановления...

Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020» iconМетодические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия...
Орв) нормативных правовых актов Администрации города Екатеринбурга (далее – Методические рекомендации) разработаны с целью оказания...

Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития екатеринбурга 2020» iconО проведении конкурсного отбора Дирекции Молодежного форума
Молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга» (далее – Форум) профессиональными компетенциями, деловыми качествами...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск