Скачать 0.56 Mb.
|
Профилактика детского неблагополучия «Паруса надежды» (из опыта работы педагогического коллектива государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции») Автор: Егоренкова Арина Александровна, учитель математики государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (Великий Новгород) СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И, чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. В 90-е годы в обиходе специалистов, в СМИ и среди населения появилось и стало популярным словосочетание «неблагополучная семья». Литература объясняет это понятие через описание типов семей и примеров отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Одним из понятий сегодня, над которым работают исследователи и законодатели в разных странах мира является понятие «детское благополучие». В России же пока распространяется другое понятие, а именно «детское (и семейное) неблагополучие». Раскрывается это понятие через такие синонимы, как «дезорганизация», «девиация», «дисфункция» или через перечень категорий «безнадзорность», «правонарушения», «сиротство». В постсоветский период в педагогике стали употребляться близкие к понятию «неблагополучие» термины: например, категории «трудная жизненная ситуация» и «социально-опасное положение». «Семейное неблагополучие» является одним из главных факторов определяющих «детское неблагополучие». Обеспечение детского благополучия осуществляется с участием органов власти, государственных и муниципальных учреждений, СМИ, благотворительных организаций и фондов. Для того чтобы понять проблемы и ресурсы всех детей и их окружения, включая тех, кто находится в неблагоприятной ситуации, и способствовать их благополучию, многие международные организации проводят изучение условий жизни и развития детей, разрабатывая определение понятий, методики оценки и соответствующие индикаторы. Так, Фонд детского развития (США) в 2004г. опубликовал одну из первых систем оценки политики в сфере детства – Индекс детского благополучия, включающий 7 основных показателей:
Отсутствие или недостаток благополучия следует трактовать как неблагополучие, т.е. как комплекс условий, отражающихся в низких значениях упомянутых показателей: материальная необеспеченность, недоступность медицинских услуг, образования, деструктивные отношения в семье и со сверстниками, поведение, ведущее к ухудшению условий жизни и здоровья самих несовершеннолетних и их окружения, риски различного рода, исходящие извне и из ближайшего окружения ребенка, а также низкая степень удовлетворенностью жизнью у детей. Все это сказывается на взрослении и развитии детей, познании мира и своего окружения, на их способности к общению, овладению необходимыми социальными нормами и навыками. Таким образом, «детское неблагополучие» можно определить как условия, непригодные для развития ребенка, препятствующие и наносящие вред его жизни, здоровью и развитию. В современных условиях развития российского общества с характерным для него социальным расслоением и дифференциацией вступающих в жизнь новых поколений граждан актуализируется проблема роста числа неблагополучных семей и детей, оставляемых семьей без опеки, присмотра, надзора. Неблагополучие детей, как многоплановое социальное явление, обусловленное причинами экономического, социального и педагогического характера, влечет за собой угрозу для их жизни, здоровья и развития, негативно сказываясь на воспроизводстве трудового потенциала страны, на качестве человеческих ресурсов и здоровье нации. В связи с этим возрастают требования к принятию мер по формированию системы профилактики детского неблагополучия. Государственная политика по обеспечению социальной поддержки детства нашла отражение в ряде нормативно-правовых документов: в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017годы» и др., что способствует развитию социальной практики, направленной на преодоление детского неблагополучия. В числе государственных мер – создание института приемной семьи, развитие сети учреждений социальной помощи семье и детям, становление и развитие института социальных педагогов, института уполномоченных по делам ребенка. Тем не менее, система социальных служб государственной поддержки семей и детей не дает существенных результатов, так как, в основном, направлена на минимальную материальную поддержку семьи в ситуации кризиса и не укрепляет духовно-нравственных основ семейного благополучия. Современная охранно-защитная концепция профилактической деятельности основывается не на административно-карательных мерах, а на всесторонней медико-психологической, психолого-педагогической и социально-правовой помощи семьям и детям группы риска. Так как сфера деятельности инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, правовых органов минимизирована, то основная работа по «детскому неблагополучию», по разработке и внедрению в широкую практику диагностико-коррекционных и реабилитационных программ для детей и подростков с различными формами психической и социальной дезадаптации лежит на плечах общеобразовательных организаций, центров педагогической реабилитации. 1. Организация работы педагогического коллектива государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» 1.1. Раннее выявление и работа с детьми группы риска В государственном областном бюджетном общеобразовательном учреждении «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (ГОБОУ ЦППРК) обучаются дети с задержкой психического развития( ЗПР). Основные черты, присущие детям с ЗПР: 1) низкая работоспособность ( повышенная истощаемость центральной нервной системы); 2) незрелость эмоционально – волевой сферы (детский - инфантилизм); 3) психопатоподобное поведение (девиация). Причиной ЗПР у детей могут быть как биологические факторы (незначительные органические изменения центральной нервной системы ), так и социальные факторы (неблагоприятные условия воспитания и жизни ребенка в семье). ГОБОУ ЦППРК несет на себе обязательства по обеспечению благополучия обучающихся в нем детей. Элементом этого процесса является выявление и сокращение факторов риска или неблагополучия детей и их семей. Перед педагогическим коллективом также стоит задача: обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации. На первоначальном этапе классный руководитель осуществляет педагогическую диагностику, целями которой являются изучение психофизических особенностей каждого ребенка, выявление детей группы риска и неблагополучных семей. Изучение психофизических особенностей каждого ребенка помогают классному руководителю создать условия для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворить его потребности с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. Выявление детей группы риска и неблагополучных семей позволяет классному руководителю определить среду, в которой развивается ребенок и факторы, негативно влияющие на него. Педагогическая диагностика классного руководителя строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. Классный руководитель, принимающий 5 класс, начинает знакомство с новыми воспитанниками с изучения их личных дел, с общения с учителями и специалистами начальной школы, с анкетирования родителей и посещения всех семей класса в течение сентября. Каждое посещение на дому оформляется актом (приложение 1). Социальные характеристики, на которые надо обратить внимание классному руководителю как в наблюдениях, так и при посещении семей, подробно описаны в матрице определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка (Л.Я. Олифиренко, Т.И.Шульга, И.Ф. Дементьева), там же дана инструкция для анализа характеристик. Матрица (приложение 2) позволяет своевременно выявить детей группы риска. Показателями детей группы риска являются:
На основании полученной информации классный руководитель пишет представление психологу для проведение школьного психолого-медико-педагогического консилиума, на котором дается заключение о причастности ребенка к категории группа риска и разрабатывается план индивидуально-профилактической работы (приложение 3). Система действий классного руководителя в индивидуальном сопровождение обучающегося группы риска:
Остановимся на вышеперечисленных пунктах более подробно. Взаимодействие педагога и обучающегося должно быть направлено на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других. Ответственность за полный охват детей и подростков основного общего образования и сохранение контингента обучающихся до окончания ими обучения возложена на органы государственной власти в лице образовательных организаций. Своевременное реагирование на прогулы занятий является необходимым условием для успешной работы по выполнению законодательства об обязательном получении несовершеннолетними основного общего образования. Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью, необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в его поведении и прекращения прогулов. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству и стать добычей преступной среды. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель. Действия классного руководителя в случае пропуска обучающимся учебных занятий (1-3 дня) включает в себя:
Однако, даже самая добросовестная работа в запущенных случаях не всегда бывает успешной. Именно поэтому своевременное реагирование на пропуски занятий без уважительных причин и другие предупредительные меры прогулов будут намного эффективнее. Учет обучающихся ГОБОУ ЦППРК, систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, происходит следующим образом:
В решении образовательных и воспитательных задач большую роль играет наличие групп по присмотру и уходу за детьми в 5-6 классах, функционирование которых возможно при наличии двухразового бесплатного питания всех обучающихся школы (в ГОБОУ ЦППРК большинство семей с низким материальным достатком). Во второй половине дня классный руководитель, он же – воспитатель, помогает детям приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. При рациональной организации работы на группе у обучающихся есть возможность не только выполнить домашние задания под контролем, но и получить помощь учителей-предметников по ликвидации пробелов в знаниях, посетить групповые и индивидуальные занятия с дефектологом, психологом. Организация свободного времени обучающихся (досуга) является одним из показателей работы классного руководителя. В его обязанности входит:
Для занятий обучающихся по интересам в ГОБОУ ЦППРК налажена работа дополнительного образования. В художественно-эстетическом направлении работают объединения «Юный художник» и «Резьба по дереву», здоровье поддерживается на занятиях общефизической подготовки. В 7 классе в целях профилактики правонарушений подростки посещают занятия детского объединения «Подросток и закон». В 8-9 классе обучающимся предоставляется возможность получить бесплатно профессии: токарь, оператор ЭВМ и слесарь по ремонту автомобилей на базе ОАОУ СПО «Новгородский химико-индустриальный техникум». В ГОБОУ ЦППРК уже несколько лет классные руководители проводят систематические занятия по правилам дорожного движения (ПДД), по обеспечению безопасности жизни (ОБЖ), реализуют программы «Полезные навыки», являющиеся дополнением к занятиям по ОБЖ. «Полезные навыки» разработаны в рамках проекта «Создание учебных материалов для профилактики употребления ингаляторов и наркотиков подростками» Международной некоммерческой организацией Project HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. Цель данной деятельности: научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, способствовать отношениям взаимной помощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности. Информационное сопровождение и просвещение семьи осуществляется в ГОБОУ ЦППРК через родительские собрания (1 раз в четверть) и родительские лектории (1 раз в месяц). Родителям предоставляются сведения о работе образовательной организации, о ее целях и задачах. С информацией и рекомендациями, ориентированными на возрастные особенности обучающимися перед родителями выступают приглашенные сотрудники общественных организаций, правоохранительных органов. Специалисты ГОБОУ ЦППРК сопровождают свои выступления презентациями, видеороликами. На лекториях специалисты проводят анкетирования, организуют дискуссии по проблемным вопросам. В индивидуальном порядке, на консультациях, в беседах со специалистами родители сами определяют интересующие их вопросы, проблемы и получают помощь. В практику классного руководителя входят профилактические беседы не только с родителями или с опекунами, но и с родственниками обучающихся (по возможности привлечение их к процессу воспитания ребенка группы риска). Также в ГОБОУ ЦППРК ведется работа по включению родителей в деятельность организации и привлечение их к участию в праздниках, в спортивных мероприятиях, в выставках совместных работ родителей и детей. Вывод: приоритетным направлением по работе с детьми группы риска является деятельность классного руководителя по укреплению стабильных связей между всеми участниками учебно-воспитательного процесса ГОБОУ ЦППРК и координации их деятельности. Успешность социально-педагогической деятельности классного руководителя зависит от слаженности усилий отдельных элементов системы. 1.2 Работа с неблагополучными семьями Обязательной составляющей социально-педагогической деятельности классного руководителя является работа с семьями обучающихся. Работа с семьей начинается с ее первого посещения. Именно тогда классный руководитель узнает материально – бытовые условия семьи, ее эмоционально – нравственный климат, методы и приемы воздействия взрослых на детей, что позволяет ему выявить неблагополучие семьи, которое характеризуется невыполнением жизненно-важных функций развития и социального становления ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, рождена в таких семьях. Установление контакта с родителями дает возможность учитывать семью как ресурс для совместного развития. В выявлении неблагополучных семей классному руководителю могут помочь:
По результатам работы составляется социальный паспорт семьи, психолого-педагогическая характеристика ребенка, а также определяется наличие факторов социального риска в семье:
Изучив специфику жизни и воспитания ребенка в семье, классный руководитель занимается корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители – дети», «дети – родители», «родители – школа» и «школа – «родители». При выявлении проблем в семейном воспитании, работу следует проводить одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе следует привлекать психолога, социального педагога, инспекторов ПДН OBД, органы опеки и попечительства, специалистов-психологов, родительскую общественность, и.др. Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, классный руководитель (и\или психолог) должен:
|
Ипр – индивидуальная программа реабилитации семьи и ребенка, находящихся в соп (активное патронирование) | Совместная работа с классными руководителями, родителями по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия | ||
Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия | Об утверждении порядков межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, по работе с несовершеннолетними,... | ||
О ходе реализации мероприятий подпрограммы "Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми" государственной... | Цель и задачи реализации Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия | ||
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. Спб: Санкт-Петербургский университет мвд россии,... | Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с | ||
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с | В целях исполнения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11. 01. 2011 №1 «Об утверждении... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |