Психолого-педагогического факультета


НазваниеПсихолого-педагогического факультета
страница1/7
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк доверенности > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Рахманова Ю.В.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ « СОЦИОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

2015
Источник: Рахманова Ю.В. Социологическое исследование: методология, методика, техника: Учебное пособие. – СПб. 2005. – 125 с.

Тема 1. Правила публикации результатов социологических исследований в СМИ:

  1. указать авторство исследования (т.е. название организации, проводившей исследование);

  2. указать размер и характер выборки (например, было «опрошено 1000 человек, выборка репрезентативна взрослому населению Санкт-Петербурга по полу и возрасту»);

  3. указать сроки проведения опроса или другого метода сбора информации;

  4. точно охарактеризовать метод получения информации (например, личное интервью, проведенное по месту жительства респондентов);

  5. если приводятся результаты ответов на какой-либо вопрос, то формулировка вопроса должна быть дана так же, как она давалась респонденту.

Если при публикации результатов исследования эти правила не соблюдены, то можно поставить под сомнение достоверность результатов, профессионализм исполнителей исследования, а саму публикацию рассматривать как инструмент манипуляции общественным сознанием.

Тема 2. ИЗМЕРЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ: ШКАЛЫ



Основные понятия: измерение; шкалы: номинальная, порядковая, интервальная, пропорциональная; семантический дифференциал; валидность шкалы; полнота шкалы; чувствительность шкалы; систематическая и случайная ошибки измерения; основные источники ошибок измерения.

Измерение представляет собой приписывание числовых значений для представления свойств, задаваемых понятиями. В результате измерения в каждом конкретном случае с переменной ассоциируется некоторое точное значение. (Подр. см.: Дж.Б.Мангейм, Р.К.Рич. Политология. Методы исследования. - М.: Издательство «Весь Мир», 1997. С. 72-117).

В социологических исследованиях используются 4 типа шкал: номинальное измерение (номинальная шкала); порядковое измерение (порядковая, ранговая шкала); интервальное измерение (интервальная шкала) и пропорциональное измерение (пропорциональная шкала). Каждый последующий тип шкалы обладает всеми свойствами предыдущей, плюс свое свойство.

  1. Шкала наименований (номинальная шкала). Данное измерение устанавливает отношение тождества между объектами, точнее, между конкретным признаком, проявляющимся у конкретного объекта, и соответствующей позицией шкалы.

Примером данного типа шкалы можно считать шкалу профессий: в опросном листе перечисляются основные профессии, респондент выбирает ту позицию шкалы (т.е. устанавливает отношения тождества), которая соответствуют его профессиональной сфере.
Пример шкалы профессиональной занятости респондента:

Род занятий:

  • Владелец / Совладелец собственной фирмы

  • Руководитель высшего / среднего звена

  • Специалист-техник / специалист-гуманитарий

  • Обслуживающий персонал

  • Работник сферы услуг

  • Рабочий

  • Военный / Милиционер

  • Учащийся

  • Пенсионер

  • Домохозяйка

  • Безработный




  1. Шкала порядка (ранговая шкала). Данное измерение помимо установления отношений тождества обладает и отношением порядка, т.е. каждая позиция шкалы упорядочена относительно других; в отличие от номинальной шкалы, позиции порядковой шкалы нельзя менять местами.


В качестве примера данной шкалы можно рассмотреть шкалу образования:

  • незаконченное среднее

  • законченное среднее

  • незаконченное высшее

  • законченное высшее.


Если респондент выбирает позицию «незаконченное высшее», можно с уверенностью утверждать, что у него есть законченное среднее образование.

  1. Интервальная шкала. Это измерение обладает свойствами порядковой шкалы, плюс содержит допущение о том, что имеется единица измерения, а значит, шкальные значения признаков могут складываться. Интервальная шкала (точнее, ее свойства) описывается уравнением y=ax+b (т.е. данную шкалу можно сдвигать, растягивать, сжимать).

Например, шкалы от 0 до 100 можно преобразовать (: 100) в шкалу от 0 до 1, шкалу от –50 до 50 можно сдвинуть и она примет вид шкалы от 0 до 100.

С некоторыми оговорками в качестве интервальной шкалы можно рассмотреть семантический дифференциал. Данный тип измерения активно используется и в социологии, и в психологии.
Пример:

Люди по-разному оценивают свои возможности повлиять на изменение собственной жизни. Используя шкалу от 1 до 10, оцените, пожалуйста, насколько, по Вашему мнению, Вы имеете возможность повлиять на Вашу дальнейшую жизнь?

Низкая

возможность влияния

Высокая

возможность влияния

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Источник: Гэллап; анкета «Качество жизни»
Формулируя полярные позиции шкалы, следует делать это таким образом, чтобы обе позиции были равноценны, иначе респонденты будут выбирать социально одобряемые или комплиментарные для себя позиции. В качестве примера некорректного построения семантического дифференциала приведу фрагмент анкеты, которая предлагалась молодежи:
Пример:

К какому типу людей Вы себя относите? (Пожалуйста, в каждой паре дайте оценку качества по 5-баллльной шкале, где «5» - наивысшая степень развития данного качества, «1» - наименьшая)

1) Предприимчивый 5 4 3 2 1 Непредприимчивый

2) Самостоятельный 5 4 3 2 1 Зависимый

3) Рискованный 5 4 3 2 1 Осторожный

4) Прагматичный 5 4 3 2 1 Непрактичный

5) Трудолюбивый 5 4 3 2 1 Ленивый

6) Разносторонний 5 4 3 2 1 Ограниченный

7) Ведущий 5 4 3 2 1 Ведомый

8) Аккуратный 5 4 3 2 1 Небрежный

9) Оптимист 5 4 3 2 1 Пессимист

10) Коллективист 5 4 3 2 1 Индивидуалист

11) Организованный 5 4 3 2 1 Неорганизованный

12) Общительный 5 3 3 2 1 Замкнутый

13) Доброжелательный 5 4 3 2 1 Агрессивный

14) Принципиальный 5 4 3 2 1 Беспринципный

15) Оригинальный 5 4 3 2 1 Стандартный
Конечно, далеко не все респонденты обладают достаточной степенью самокритики, чтобы выбрать большую часть позиций из правого столбца. Кроме того, нельзя признать удачным использование в качестве крайних позиций однокоренных слов, различающихся только приставкой «не» («организованный - неорганизованный», «предприимчивый - непредприимчивый» и т.п.).

Другой способ формулирования крайних позиций шкалы, который можно рекомендовать, – это выбор «наименьшего из двух зол».
Пример:

Вы являетесь читателем нашего журнала. Какой из предложенных вариантов является для Вас более приемлемым («3» - наиболее приемлемый вариант, «2» - более-менее приемлемый вариант, «1» - не очень приемлемый вариант, «0» - затрудняюсь сделать выбор):

Повышение стоимости журнала при сохранении объема рекламы

Увеличение объема рекламных материалов при сохранении стоимости

3 2 1 0 1 2 3


  1. Шкала отношений (пропорциональная шкала). Помимо свойств интервальной шкалы, данное измерение содержит непроизвольную нулевую точку, т.е. имеет свою единицу измерения (часы, годы, рубли и т.п.). Такой шкалой измеряют возраст, бюджеты времени и денег и т.п.

Интервалы в пропорциональной шкале могут быть как равными, так и разными. Главное – четко обозначить границы интервалов. Например, если в шкале возраста предыдущий интервал заканчивается позицией «20 лет», то следующий должен начинаться с позиции «21 год».

Построив шкалу, социолог должен проверить ее по 3-м критериям:

  • валидность

  • полнота

  • чувствительность.

Валидность шкалы – это свойство измерять именно то, что задумано исследователем (Подр. см.: Валидность и надежность измерения).

Полнота шкалы характеризуется подбором всех возможных значений измеряемого признака. Например, выявляя сферу занятости респондентов, социолог забыл указать такие позиции, как «пенсионер», «домохозяйка», «безработный», соответственно, такая шкала является неполной, респондент, относящийся к одной из перечисленных выше категорий, не сможет ею воспользоваться.

Чувствительность шкалы определяется тем, насколько чутко данная шкала «настроена» по отношению к нюансам проявления того или иного признака у объекта исследования. Чаще всего данная характеристика существенна для шкал, отражающих отношение респондента к чему-либо или кому-либо. Начинающий социолог часто совершает такую ошибку: он предполагает, что чем длиннее шкала, тем она чувствительней. На самом деле, если шкала будет слишком длинной (например, 17-21 позиция), респондент не сможет точно оценить разницу между ближайшими позициями шкалы. В таком случае респондент чаще всего выбирает крайние позиции шкалы. Оптимальное количество позиций шкалы зависит от измеряемого признака. Можно посоветовать использовать шкалы, содержащие от 5 до 7-11 позиций.
Пример:

Сейчас я зачитаю названия различных организаций и институтов власти. Оцените, пожалуйста, какую степень доверия Вы испытываете к каждой из названных организаций?




Совершенно не доверяю

Скорее не доверяю

Нечто среднее

Скорее доверяю

Полностью доверяю

Церковь
















Армия
















Милиция
















Судебная система
















СМИ
















Политические партии
















Парламент
















Президент
















Источник: Гэллап; анкета «Качество жизни»
Как и при каждом измерении, при измерении в социологии могут возникать ошибки. Такие ошибки могут носить как случайный, так и систематический характер.

Систематические ошибки возникают из-за путаницы переменных в реальном мире или из-за особенностей самого инструмента. Такие ошибки делают измерения невалидными. Случайные ошибки появляются вследствие ситуационных различий в применении измерительного инструмента (например, респондент торопится, поэтому не слишком подробно отвечает на вопросы), ошибками в проведении измерения и обработке данных (например, ошибки кодировщика при обработке данных), изменчивостью самого объекта исследования. Случайные ошибки делают измерения невалидными и ненадежными.

Основные источники ошибок измерения
1. Различия в распределении между объектами других относительно постоянных характеристик, которые были непреднамеренно выявлены нашими измерениями. Например, для понимания вопросов, предназначенных для измерения политической идеологии, и ответа на них может понадобиться определенный уровень интеллекта. Если это так, то ответы на вопросы будут отражать не только политико-идеологические, но и интеллектуальные различия между людьми. Не всегда эти возмущающие воздействия можно выявить и измерить.

2. Различия в распределении между объектами временных характеристик, которые отражаются в наших измерениях. Характер ответов на вопросы анкеты может определяться настроением или состоянием здоровья респондента. Недавние события в политической жизни города могут создавать временные, но систематические различия в том, как жители этих городов отвечают на вопросы исследования. Способ уберечься от воздействия такого рода - внимательно относиться к сигналам, предупреждающим о том, что отдельные объекты находятся под влиянием таких преходящих факторов.

3. Различия, проявляющиеся при интерпретации измерительного инструмента разными людьми. Если вопросы сформулированы неоднозначно, то респонденты дадут им разные интерпретации, которые могут привести к различиям в оценках по измерениям, составленным на основании этих вопросов. Например, вопрос: «Вы принимали участие в последних выборах?»: респондент может быть не знает, что недавно проводились выборы, например в МСУ, поэтому ответит утвердительно, имея в виду последние федеральные выборы.

4. Различия в условиях проведения измерения. Точно установлено, что на характер ответов респондента оказывают влияние пол, возраст, раса (национальность) интервьюера. Кроме того, такие ошибки встречаются и при проведении исследований, не включающих опрос респондентов. Например, контент-анализ выпусков новостей: неправомерно измерять выпуски новостей, предназначенные для внутреннего вещания, и передачи новостей, предназначенные для зарубежного вещания. То есть мы будем применять один и тот же инструмент к совершенно различным условиям. Избежать этой ошибки можно путем стандартизации ситуаций, в которых мы проводим измерения.

5. Различия в процессе применения измерительных инструментов. Приписываемые объектам оценки могут различаться в результате разнообразных ошибок, возникающих при сборе и записи информации (ошибки кодировщиков, анкетеров, усталость респондентов, технические неполадки в записывающих устройствах и т.п.)

6. Различия в обработке и анализе данных. Прежде чем информация анализируется, она подвергается тщательной обработке. В ходе этой обработки информация несколько раз меняет форму, например, превращение слов в цифры (коды). На каждом из этапов анализ данных становится все проще, однако, с каждым этапом увеличивается возможность ошибок.

7. Различия в характере реакции индивидуумов на форму измерительных инструментов (интервью требует от респондента умения свободно говорить, анкета - читать и писать; некоторые респонденты стесняются включенного диктофона и т.п.).

Подр. см.: Дж.Б.Мангейм, Р.К.Рич. Политология. Методы исследования. - М.: Издательство «Весь Мир», 1997. С. 95-98.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Психолого-педагогического факультета iconО психолого-медико-педагогическом консилиуме
Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия...

Психолого-педагогического факультета iconО порядке работы психолого-медико-педагогического консилиума (пмпк)...
Настоящее положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк)

Психолого-педагогического факультета iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения

Психолого-педагогического факультета iconМосковский государственный психолого-педагогический университет
Сборник тестов предназначены руководителям и специалистам психолого-медико-педагогических комиссий, специалистам суву открытого и...

Психолого-педагогического факультета iconПсихолого-медико-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными...
Организационно-методические рекомендации деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума

Психолого-педагогического факультета iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов...
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных...

Психолого-педагогического факультета iconСтруктурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения
Практическое взаимодействие специалистов подразделений осуществляется через психолого-медико-педагогический консилиум

Психолого-педагогического факультета iconОрганизация деятельности службы психолого-педагогического, медицинского...
Псковской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «призма»

Психолого-педагогического факультета iconПрограмма учебной практики специальность 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры психолого-педагогического образования

Психолого-педагогического факультета iconГодовой план работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск