О.В. Ходос
ИНФОРМАТИКА Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров по направлению «Социальная работа» очной и заочной форм обучения
2010
Организация учебного процесса Повышение эффективности и качества юридического образования будущих специалистов зависит от успешного формирования информационной культуры студентов, осуществляемой на базе информационных и телекоммуникационных технологий, в условиях реализации в вузе развитой информационно-компьютерной среды.
Авторами при преподавании дисциплины «Информатика» используется система Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), являющаяся одной из наиболее популярных и динамично развивающихся сред дистанционного обучения (СДО) в мире. Достоинством СДО Moodle является тот факт, что она распространяется как программное обеспечение с открытыми исходными кодами, которое можно произвольно модифицировать для своих нужд, соблюдая правила лицензии GPL. Это привело к достаточно широкому распространению системы, обусловило ее быстрое развитие и высокое качество. Простота и удобство использования данного продукта тесно сочетается с разнообразием методических приемов и форм учебного взаимодействия, которые, как показала практика, можно эффективно применять, в том числе и для очного обучения студентов.
Реализованные коммуникационные возможности на фоне повсеместного развития сети Интернет – одно из самых полезных свойств СДО Moodle. В системе поддерживается обмен файлами любых форматов между всеми участниками процесса обучения, реализован сервис рассылки электронных сообщений, информирующий о текущих событиях курса. Особенно интересным является обмен сообщениями для получения оперативных консультаций у преподавателя. Участники курса имеют возможность обсуждения различных учебных вопросов на форуме курса.
Система не только создает и хранит портфолио каждого студента (оценки, сданные работы, комментарии преподавателя и т. п.), но и позволяет отслеживать активность студента при изучении курса.
В рамках курса преподаватель может устанавливать сроки выполнения различных видов учебной деятельности, оперативно проверять и комментировать студенческие работы, используя любую систему оценивания, при необходимости он может открывать ссылки на файлы, сданные студентами, и делать эти работы предметом обсуждения на форуме.
В качестве ресурсов можно использовать документы в форматах doc, pdf, tex и т. д., что позволяет использовать любые уже имеющиеся у преподавателей электронные материалы. Для создания простейших web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет, не зная языка разметки HTML, включать элементы форматирования, рисунки, таблицы для иллюстрации учебного материала.
СДО Moodle обладает мощными средствами для контроля и оценки степени освоения учебного курса студентами. В системе предусмотрено создание тестовых вопросов следующих типов: вопросы в закрытой форме (множественный выбор); да/нет; короткий ответ; числовой; соответствие; случайный вопрос; вложенный ответ и др. Преподаватель может устанавливать количество попыток, лимит времени для прохождения теста, регулировать случайный выбор вопросов из банка текстовых заданий.
К достоинствам системы тестирования Moodle можно отнести возможность анализа результатов и получение статистических характеристик, позволяющих оценивать качество контрольно-измерительных материалов и уровень подготовки студентов.
Опыт использования системы Moodle показал, что эта технология обучения легко внедряется в учебный процесс, экономит время преподавателя на проверку и анализ тестов, повышает интерес студентов к процессу обучения и помогает интенсифицировать весь процесс обучения.
Лабораторные работы, выполняемые студентами во время проведения практических занятий, позволяют интенсифицировать процесс обучения информатике, получить навыки работы с прикладным программным обеспечением с целью их дальнейшего применения в профессиональной деятельности.
|