Рабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика»


НазваниеРабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика»
страница1/6
ТипРабочая учебная программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6
Уральский институт-филиал РАНХиГС

Кафедра ­­­­управления персоналом

Культура речи

Рабочая учебная программа дисциплины

для направлению 080100 «Экономика» квалификация «бакалавр»


для очной формы обучения
Составитель Макович Г.В.,

доктор фил.наук, профессор


Екатеринбург

2013 г.

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Актуальность дисциплины

Перед современным специалистом в сфере экономики стоят сегодня сложнейшие задачи: работа в условиях рыночных отношений, освоение маркетинговых технологий, вхождение в новое информационное пространство, умение ориентироваться в быстро меняющейся экономической и социальной ситуации. Всё это требует от специалистов достаточного уровня коммуникативной компетенции. Специалист в сфере экономики должен быть готов к деятельности, направленной на достижение эффективной коммуникации между различными типами организационных структур (корпораций, фирм, органов власти, общественных организаций) и внешней средой, деятельность внутри организации для сплочения коллектива на выполнение поставленных задач, для принятия решений, генерирования новых идей, оценки результатов работы, формирования социального имиджа организации и т.п. Для этого у экономиста должна быть сформирована речевая культура как неотъемлемая часть его коммуникативной компетенции.

Мировой опыт показывает, чем острее катаклизмы в развитии социальных систем, чем труднее предвидеть будущее, тем интенсивнее развивается теория и практика межличностного общения и тем больше востребованы  культура  общения как конституирующий признак профессионализма современного руководителя в сфере экономики.

Поскольку  речь , как правило, организуется в речевом акте адресант - адресат и в конечном итоге она направлена на реализацию актов общения, следовательно, под термином «формирование культуры речи» надо понимать формирование  культуры  речевого общения. Речевая деятельность  экономиста  обусловлена специфической для его профессиональной деятельности интенсивной речевой коммуникацией и предполагает высокий уровень  культуры  общения, включающий в себя совершенное владение языком (в соответствии с современными нормами), умение использовать языковые единицы для построения адекватных речевых высказываний с учетом ситуации и задач общения, умение использовать  речь  как инструмент не только воздействия, но и взаимодействия с собеседником, как инструмент генерации в нём нового, творческого отношения к своей деятельности и к деятельности коллег.

1.2. Цель и задачи изучения дисциплины
Цель - сформировать у будущих экономистов культуру  речевого общения, выступающую как часть общей коммуникативной компетенции

Задачи изучения дисциплины:

-развивать способности студентов управлять через общение,

-продиагностировать уровни сформированности речевой культуры студентов, определить этапы их обучения и соответственно реализовать поставленные для каждого этапа коммуникативные цели путем варьирования объема самостоятельной, творческой, проектной деятельности студентов.

- определить сферы и функции речевой коммуникации будущих  экономистов ;

- определить набор необходимых компетенций  экономиста  для эффективного решения поставленных задач;

- сформировать навыки нормативной литературной речи в ситуациях профессионального общения

-сформировать представление о современной речевой ситуации и тенденциях ее развития.

В результате изучения курса «Культура речи и деловое общение» студент должен знать ключевые дидактические единицы курса, уметь давать их толкование.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке бакалавров

Дисциплина относится к Гуманитарному, социальному, экономическому циклу.

1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
Дисциплина формирует следующие общекультурные   компетенции (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

В ходе изучения курса бакалавр должен

Знать современные закономерности речевой практики, правила делового коммуницирования, основные модели делового общения

Уметь применять знания в профессиональной деятельности, ориентироваться в современной речевой практике,

Обладать навыками выражать свои мысли и мнения в деловом общении, извлекать необходимую информацию из текста, навыками публичной речи, организации, ведения дискуссии, навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками научной речи.
Методическими приемами изучения дисциплины являются деятельностный подход в обучении, принцип ролевого участия, проектирование.

Контроль самостоятельной работы выполняется с использованием современных IT-технологий обучения.

Итоговый контроль знаний проводится в форме сдачи ­­­­­­­­­­­ зачета.

Трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы. Всего по курсу 108 часов, лекций 16, семинарских занятий 24, КСР 10, текущей самостоятельной работы 50 часов, промежуточная аттестация 18 часов.

3. Содержание дисциплины

3.1. Тематический план





Тема

Часы

лекции

практические

занятия

самостоятельная

работа

1

Тема 1. Понятие культуры речи и языковой нормы


2

2 i

5

2

Тема 2. Современная речевая ситуация


2

2 i

5

3

Тема 3. Культура профессионального общения


2

2 i

4

4

Речевые особенности и нормы научной речи.

2

2 i

5

5

Тема 5. Терминологическая система сферы «менеджмент»


1

2 i

5

6

Культура общения с аудиторией

2

2 i

5

7

Культура публичного выступления.

2

2 i

4

8

Культура официально-деловой речи


2

3 i

4

9

Нормы письменной официально-деловой речи

1

2

4

10

Нормы сетевого общения





3 i

4

11

Нормы межкультурного общения




2 i

5




Всего

16

32

50



3.2. Содержание дисциплины

Тема 1. Понятие культуры речи и языковой нормы

Понятие культуры речи. Три аспекта культуры речи: нормативный этический, коммуникативный. Понятие о литературном языке и литературной норме. Виды норм русского литературного языка. Речевые ошибки. Орфоэпические нормы. Нормы литературного произношения. Акцентологические нормы. Орфоэпические ошибки ив речи. Лексические нормы. Лексические ошибки, их виды. Способы устранения лексических ошибок. Управленческая терминология и профессиональная лексика. Работа с лексическими словарями и словарями управленческой терминологии. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении частей речи и способы их устранения. Синтаксические нормы. Ошибки в построении синтаксических конструкций и способы их устранения. Трудности в построении специфических синтаксических конструкций в менеджерской практике. Словообразовательные нормы. Аббревиатуры в сфере менеджмента. Словообразовательные элементы управленческой терминологии. Словообразовательные ошибки и их устранение.

Тема 2. Современная речевая ситуация
Язык и речь. Общая характеристика современной речевой ситуации. О  речи  современных СМИ и их влиянии на речевой вкус эпохи, на деловое общение. Особенности стиля и жанров СМИ: интертекстуальность, «гибридизация» жанров, употребление освоенных и неосвоенных заимствований, жаргонизация текстов, ироническая и сатирическая тональность содержания. Типы владения языком как характеристика уровня речевой  культуры  современника. Разрушительное начало речевой неполноценности человека. Средства массовой информации как фактор формирования общественного мнения. Управление информацией и конструирование новостей. Этапы, логика и механизмы управления информацией. Формирование информационного потока. Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией. Приоритетная поставка информации, информационное партнерство. Оптимизация формы и стиля подачи материалов. Приемы создания и усиления новостей. Основной и дополнительный вес новости. ПР- тексты и журналистские материалы. Новостные ПР-мероприятия: пресс-конференция, брифинг, конференция, пресс-тур. Паблисити: интервью и комментарий руководителя в СМИ. Нормы разговорного и художественного стиля речи. Использование возможностей художественного и разговорного стилей речи в ситуациях делового профессионального общения.
Тема 3. Культура профессионального общения

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика» iconРабочая программа преддипломной практики направление 080100. 62 Экономика...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...

Рабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины деловой иностранный язык
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентами очной формы обучения...

Рабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика» iconПрограмма практики (учебная, производственная) для студентов, обучающихся...
Программа учебной практики для студентов, обучающихся по направлению «Экономика», профили: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,...

Рабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика»
Рецензенты: доктор экономических наук, профессор зав кафедрой «Экономика и финансы» Игонина Л. Л., кандидат экономических наук, доцент...

Рабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика»
Рецензенты: доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы» Васильева Л. Ф., кандидат экономических наук, доцент...

Рабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика» iconРабочая Учебная программа дисциплины «Организация безналичных расчетов»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос спо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»

Рабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика» iconРоссийской федерации
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части математического цикла студентами очной, заочной формы...

Рабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 080100. 62 Экономика, утвержденным приказом Минобрнауки...

Рабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика» iconРабочая программа Дисциплины иностранный язык для студентов направления...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, с учетом рекомендаций ооп впо по направлению подготовки

Рабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика» iconРабочая программа Дисциплины «Бухгалтерская Финансовая отчетность»...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, с учетом рекомендаций ооп впо по направлению подготовки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск