Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 16. 12. 2015


Скачать 160.63 Kb.
НазваниеОтветы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 16. 12. 2015
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
Ответы на вопросы,

поступившие в ходе вебинара 16.12.2015

«Оценка профессиональных компетенций студентов СПО

в соответствии с ФГОС и проф. стандартами»


Нормативное регулирование

Хотелось бы разъяснений по поводу статуса Методических рекомендаций. Постановления и распоряжения – обязательны, понятно, а метод. рекомендации?

Есть пакет методических материалов для управленческих работников ПОО от 2014 г. за подписью Золотаревой, они учитываются?

Поскольку названные документы имеют статус писем, а в Российской Федерации издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается, эти документы носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения.

В то же время их содержание может быть очень полезным для осуществления различных видов деятельности, поэтому каждая организация или региональный орган управления может использовать либо текст разъяснений/рекомендаций целиком, либо его фрагменты для создания нормативных актов соответствующих уровней. После вступления в действие эти нормативные акты становятся обязательными для исполнения.

Должны ли мы в рабочих программах делать ссылку на используемый профстандарт и делать из него выписки? Или достаточно отразить требования в тематике и содержании программы?

Как во время проверки аргументировать использование/неиспользование профстандарта?

Определение содержания образования, порядок разработки и реализации образовательных программ, а также административная деятельность отнесены к компетенции образовательных организаций, следовательно, как именно оформлять ОПОП ПОО должно быть описано в соответствующих локальных нормативные актах каждой организации.

Представляется целесообразным в тексте ОПОП указывать все использованные нормативные источники, включая ФГОС СПО и ПС, но цитировать их текст ни целиком, ни частями – не следует.

В соответствии со ст. 28 273-ФЗ и п. 7.1 ФГОС СПО вариативная часть ОПОП определяется ПОО самостоятельно, следовательно, отсутствуют нормативные основания проверки соответствия вариативной части ОПОП каким-либо внешним нормативам. Единственно, что имеет существенное значение – согласование содержания программ с представителями работодателя. Именно это согласование с работодателями содержания ОПОП в целом (т.е. и инвариантной, и вариативной ее частей) может являться предметом проверки.

Все-таки ОПОП или ППССЗ?

В соответствии с ч. 3 ст. 12 «Закона об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ) к основным образовательным программам (ООП) относятся: основные общеобразовательные программы (ОООП), основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) и основные программы профессионального обучения (ОППО).

В свою очередь в соответствии с подпунктом а) п. 2 ч. 3 указанной статьи частными случаями ОПОП являются несколько видов образовательных программ, в частности: образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) и программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Таким образом, для описания всех основных программ СПО можно использовать обобщающее название ОПОП, а для подчеркивания конкретного вида следует использовать ППКРС или ППССЗ соответственно.

Во многих ФГС СПО ошибки в часах, будут ли вноситься изменения?

В настоящее время внесение изменений в тексты ФГОС не планируется.

Можно порекомендовать при обнаружении опечаток (особенно – в объемах учебной нагрузки) в письменной форме уведомлять издавший этот нормативный акт орган, т. е. Министерство образования и науки Российской Федерации. В письме можно также задать вопрос о порядке действий ПОО по разработке и реализации ОПОП, скорее всего, в ответе министерства вам будет рекомендовано использовать арифметически верные подсчеты; таким образом, письменный ответ министерства поможет организации разъяснить фактическое расхождение нагрузки в УП/КУГ с требованиями раздела 6 ФГОС СПО, содержащего опечатки.

Заполнение дипломов

Можно ли выдать диплом об образовании с характеристикой "не освоен"?

Диплом обучающемуся, не освоившему программу в полном объеме не может быть выдан. Более того такой студент не может быть допущен даже к подготовке и защите выпускной квалификационной работы.

При оценке освоен/не освоен сталкиваемся с проблемой при заполнении диплома

Порядок заполнения дипломов и приложений к ним устанавливается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. На основании действующего порядка запись «освоен» нельзя внести в приложение к диплому. Следует понимать, что результат освоения программы ПМ фиксируется в ведомости экзамена квалификационного, который представляет собой промежуточную аттестацию, отнесенную к компетенции ПОО. Таким образом, в ведомости экзаменов запись «освоен» может быть внесена на основании локальных нормативных актов, но, чтобы эта формулировка превратилась в легальную запись в приложении к диплому следует дополнительно установить соответствие между разрешенными формулировками «удовлетворительно/хорошо/отлично» или «зачтено».

Поскольку запись «освоен» не содержит количественных параметров, наиболее обоснованным представляется соотнесение этой формулировки с разрешенной записью «зачтено».

Квалификационные разряды и квалификационные уровни

Уровни квалификации по профессиональному стандарту и квалификационные разряды по ФГОС ППКРС. Какова методика определения тождественности?

Как будут уживаться разряды по ЕТКС и уровни квалификаций по ПС в мире труда?

На какой документ ссылаться при выборе уровня квалификации, приказ об уровнях квалификаций был основополагающим для разработки проф. стандартов?

Следует различать понятия «квалификационные разряды» и «квалификационные уровни», которые не являются синонимами.

В рамках действующего нормативного поля понятие «квалификационный разряд» применяется исключительно к профессиям рабочих, которые внесены в Единый тарифный квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), при этом численное выражение (номер разряда) характеризует уровень достигнутой квалификации (обратите внимание, это НЕ квалификационный уровень!!!).

Квалификационный уровень – это часть Национальной рамки квалификаций Российской Федерации (НРК), которая является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России. Квалификационные уровни с 1 по 9 соотносятся с уровнями образования (образовательным цензом) и устанавливают соответствие между квалификацией, присваиваемой выпускникам в момент окончания учебного заведения, и пороговыми требованиями сферы труда по допуску к выполнению трудовых функций.

Можем ли мы присваивать разряды в рамках техникума?

Имеет ли колледж право присваивать 5-6 разряд, например, победителям WSR?

Как быть, если нет подведомственных организаций, присваивающих разряд?

А как быть, если профессиональный стандарт предусматривает наличие опыта работы для присвоения даже 3-го квалификационного уровня?

Прошу разъяснить, может ли ПОО в рамках профессионального модуля реализовывать программу профессионального обучения с целью присвоения квалификации и выдать свидетельство о профессии рабочего с присвоением разряда.

Имеет ли право техникум присваивать разряды студентам в рамках дополнительного образования? Каким нормативным документом руководствоваться?

Выдача сертификата по итогам освоения ПМ это право ОО или закреплено законодательно?

Присвоение квалификации является правом и обязанностью работодателя. Именно по этой причине председателем ГЭК является представитель работодателя, который своей подписью придает законность присвоению квалификации выпускнику, освоившему ОПОП в целом, поскольку законом (273-ФЗ) установлено, что при завершении основных профессиональных образовательных программ обязательно присваивается квалификация и выдается документ об образовании и квалификации – диплом.

Формулировка присвоенной квалификации, указанная в дипломе, должна абсолютно соответствовать формулировке квалификации в таблице раздела 3 соответствующего ФГОС СПО. Поскольку в указанном разделе стандарта перечислены лишь наименования профессий рабочих и(или) должностей служащих без добавления цифр, обозначающих присвоенный разряд, запись в дипломе также не должна содержать цифр разрядов. При подготовке специалистов среднего звена наименование должности специалиста также не должно сопровождаться никакими дополнительными/уточняющими приписками.

Существует еще одна категория основных образовательных программ, ведущая к присвоению квалификации по профессиям рабочих или должностям служащих – программы профессионального обучения. Они завершаются квалификационным экзаменом (НЕ экзаменом квалификационным!!!), порядок проведения которого установлен ст. 74 273-ФЗ. Разумеется, к этому экзамену в обязательном порядке привлекаются работодатели. При успешном прохождении этого экзамена выдается документ о квалификации в форме свидетельства о профессии рабочего, должности служащего, подтверждающий присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения. Внутри ОПОП освоение ОППО невозможно, поскольку эти программы имеют разные источники финансирования и зачисление и отчисление на эти программы должно происходить отдельно.

Обратите внимание, что документы разного вида могут быть получены только по результатам освоения именно тех программ, которым они сопоставлены: диплом – ОПОП, свидетельство – ОППО. Если в процессе освоения ОПОП обучающиеся освоили дидактические единицы, соответствующие программам профессионального обучения, например, ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», по желанию работодателя, принимающего участие в процедуре экзамена (квалификационного) по ПМ, возможно присвоение конкретного разряда экзаменуемому с выдачей документа установленного образца. Поскольку ПОО не обладает правом присвоения разряда по ОПОП, а только по ОППО, названный документ следует оформлять на бланке работодателя.

В ФГОСах СПО и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации о порядке реализации программ СПО указано, что по результатам освоения программы отдельного ПМ может быть присвоена квалификация с выдачей отдельного документа о ее присвоении, но 1) это не является обязательным; 2) в рамках действующего нормативного поля не может осуществляться силами ОО.

Освоение программ дополнительного профессионального образования возможно только для лиц уже имеющих дипломы СПО (по ППССЗ) или ВО, либо осваивающих программы, ведущие к получению таких документов. В этом случае следует зачислить этих студентов на программы ДПО, обучить их в соответствии с программами, самостоятельной разработанными и утвержденными ПОО и выдать лицам, успешно завершившим освоение этих программ удостоверение ДПО (для программ повышения квалификации) либо диплом ДПО (для программ профессиональной переподготовки). Обратите внимание, что программы повышения квалификации рабочих, служащих, а также программы профессиональной переподготовки рабочих, служащих, ведущие к присвоению квалификационного разряда, не являются программами ДПО, а отнесены к программам профессионального обучения (ОППО).

Если среди ваших социальных партнеров-работодателей, обладающих безусловным и неотъемлемым правом выдавать документы о присвоенных квалификационных разрядах рабочим или служащим, никто не высказывает желания оформлять такие документы вашим студентам, освоившим программы тех или иных ПМ, следует ограничится записью об успешном освоении таких программ в ведомости экзамена (квалификационного) с пометкой о рекомендации присвоить им тот или иной квалификационный разряд, а выписку из этой ведомости можно добавить в портфолио.

Как учитывать уровень квалификации при базовой или углубленной подготовке СПО ППССЗ? Не все специальности возможно реализовать на 5 уровне без дополнительных финансовых затрат, тем более что региональные требования рынка труда этот уровень требований к выпускнику не предъявляет.

Можно ли ориентироваться на 6 уровень ПС при разработке ППССЗ углубленной подготовки Бухгалтера, специалиста по налогообложению. Для 6 уровня ПС определено ППССЗ (уровень СПО) и должность главного бухгалтера с СПО и стажем работы.

Если речь идет о программе подготовки специалистов среднего звена, то и базовый и углубленный уровень предполагают присвоение квалификации 5 квалификационного уровня по НРК (напоминаю, что это не синоним 5 разряда по ЕТКС).

Базовый уровень СПО условно можно отнести к нижней, а углубленный – к верхней границе 5-го квалификационного ровня НРК. Близкий уровень специалистов с высшим образованием – бакалавриат – относится к следующему 6-му квалификационному уровню.

Эксперимент по прикладному бакалавриату попытался приравнять углубленный уровень СПО к нижней ступени высшего образования, но законодательно это начинание ничем не поддержано, поэтому мы вынуждены по-прежнему относить лиц с дипломами углубленного СПО к 5-му квалификационному уровню.

Обратите внимание, что в ПС Бухгалтера сформулировано одновременное сочетание двух требований к образованию и опыту работы, это означает, что выпускник СПО может занять эту должность и выполнять соответствующие ТФ только после приобретения стажа.

Сразу после окончания ПОО этот вариант трудоустройства невозможен, поэтому определять содержание вариативной части программы следует в рамках требований 5-го квалификационного уровня.

Если квалификация из перечня ФГОС не присваивается, то надо ли изучать соответствующий модуль ПМ. Например, ППКРС слесарь по ремонту строительных машин присваивается квалификация слесарь по ремонту автомобилей – газоэлектросварщик, а слесарь по ремонту строительных машин не присваивается, надо ли изучать ПМ 01?

Не поняли ответ на вопрос: надо ли изучать все модули.

В п. 7.1 ФГОС СПО (для ППКРС) указано, что образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС. Важно, что перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, и соответствующие им профессиональные модули должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям). Из этого следует что при определении содержания образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями, следует руководствоваться перечнем присваиваемых квалификаций и обязательно включить только те ПМ, которые направлены на их присвоение. При желании ПОО по согласованию с работодателями может включить в состав вариативной части те или иные элементы, не ведущие к присвоению квалификаций, но востребованные на рынке труда как в форме ПМ, так и в иных формах, например, в виде дисциплин (без практики).

Сравнение ФГОС и ПС, WSR

Вам не кажется, что установление соответствия ФГОС и ПС – это задача научно-исследовательских институтов, а организации СПО должны заниматься их реализацией, а не научно-исследовательскими изысканиями?

Согласна! Сложноват процесс для учебного заведения! Не многие преподаватели готовы к выполнению такой работы...

Планируется ли на федеральном уровне разработка аналитической информационной системы, облегчающей сопоставительный анализ?

Научная деятельность в ПОО является возможной, но не обязательной, поэтому проводить научные изыскание в области сопряжения сфер образования и труда вы не обязаны. Однако сравнение текстов ФГОС и ПС не является научной работой и под силу любому квалифицированному педагогу. Является ли эта деятельность должностной обязанностью каждого конкретного работника определяется в соответствии с его трудовым договором, очевидно, что этой деятельностью должны заниматься представители администрации и(или) методисты. Сегодня существует специализированный Программно-аппаратный комплекс "Профессиональные стандарты", размещенный на сайте Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru

В эту базу данных встроены поисковые механизмы, позволяющие отыскивать ПС по названию, а также осуществлять поиск по областям и видам профессиональной деятельности, по трудовым функциям. Для информационной поддержки на сайте опубликованы различные классификаторы (ОКВЭД, ОКЗ, ЕТКС, ЕСКД).

Где-то сталкивались с моделью сравнения ФГОС СПО, ПС и WSR, не подскажите кто разрабатывал данную модель?

Никаких официальных моделей сравнения ФГОС СПО, ПС и WSR не разрабатывалось, возможно, кто-то из заинтересованных участников на инициативной основе провел эту работу.

Если на сегодня разработано 600 ПС, значит ли это, что окончательно соотнести ФГОС и ПС мы сможем только тогда, когда будут приняты все ПС?

Дожидаться окончания разработки ПС, запланированных на 2013-2014 год не следует, работайте с теми, которые уже прошли утверждение.

Может лучше разработать ФГОСы с учетом ПС?

Именно такой порядок установлен в «Законе об образовании в Российской Федерации», так что следующее 4-е поколение ФГОС будет разрабатываться на основе ПС.

Стандарты WSR не имеют грифа утверждения, и они постоянно изменяются, нам доступны только переведенные версии…

Документы соревнований WS не являются нормативными актами в Российской Федерации. Все, что касается соревнований WSR используется в рамках соответствующих компетенций и не распространяется на требования к образовательным программам.

Можно ли вариативную часть давать в рамках платных образовательных услуг?

Примерные программы

ГИНФО разработали примерные ОПОПы, в том числе и по повару-кондитеру. Разработчики уже проанализировали и ПС и WS, и включили дидактические единицы во все рабочие программы. Можем ли мы взять за основу данную примерную образовательную программу и адаптировать их к условиям колледжа?

Никакие программы, не внесенные в реестр примерных программ, не являются примерными. Разумеется, при разработке ваших ОПОП можно использовать любые источники, включая проекты примерных программ.

Профессиональный стандарт педагога, когда планируется его введение

Профессиональные стандарты в области образования уже приняты:

- «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» №544н от 18.10.2013;

- «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» № 514н от 24.07.2015;

- «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» №613н от 08.09.2015;

- «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» №608н от 08.09.2015.

Аттестация

Если учреждение дает только базовый уровень образования (3 г. обучения) можно ли заменить или, вернее, вернуться к старому варианту, т.е. не защищать квалификационную работу, а сдавать государственный экзамен, конкретно по специальности "Экономика и бухгалтерский учет"?

Порядок итоговой аттестации установлен ФГОС СПО, поэтому невозможно заменить защиту ВКР на сдачу ГЭ.

Кто должен давать рецензию на дипломную работу, работодатель или преподаватель

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливается Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 (в редакции Приказа Минобрнауки России от 31.01.2014 № 74).

В соответствии с ч. 15. указанного приказа Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.

Таким образом, каждая ПОО может по согласованию с представителем работодателей устанавливать перечень лиц, являющихся рецензентами ВКР.

Оценочные средства

Оценочные средства у работодателей – МИФ!!!

Горько, но факт

В соответствии с действующими нормами трудового права каждый работодатель обязан проводить аттестацию работников на соответствие занимаемой должности. Согласно п. 3) ст. 82 ТК РФ подтвержденное результатами аттестации несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации может стать основанием расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Очевидно, что для установления факта соответствия или несоответствия работодатель использует оценочные средства.

Кроме того, по многим профессиям приняты ведомственные нормативы, устанавливающие порядок допуска работника к выполнению определенных видов работ («надзорные» – водители, трактористы, стропальщики, электрики и т.п.), эти нормативы также требуют наличия специальных оценочных средств.

А как оценивать правильнее компетенции для специальностей "Здравоохранения"

В соответствии с разделом 8 ФГОС СПО оценочные средства ПОО разрабатывает самостоятельно и согласовывает с работодателями. В области здравоохранения имеется достаточное количество общепринятых методов оценки компетенций как имитационного (кейсы, тренажеры и пр.) так и реального (у постели больного) характера. Используйте их.

Частные вопросы

Специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) соответствуют 5 ПС. Обязано ли ОУ реализовывать все 5 ПС, или это выбор ОУ?

Выбор ПС для наполнения вариативной части ОПОП отнесен к компетенции ПОО. Вы можете использовать те из ПС, которые позволяют подготовить специалиста по квалификации, указанной в разделе 3 ФГОС СПО и соответствующего требованиям современной сферы труда.

Но ведь ФГОС только по защищенному грунту в этом примере. Вносить изменения в части названия ФГОС???

Присвоение одинаковой квалификации по разным ФГОС не означает унификации содержания соответствующих ОПОП.

Овощевод защищенного грунта будет выполнять иные ТФ по сравнению с овощеводом открытого грунта, поэтому при использовании одного ПС следует выбирать те фрагменты, которые ведут к подготовке работника для выполнения трудовых функций / трудовых действий в конкретных условиях: в теплицах или в поле/огороде.

Как правильно называется ПС по профессии ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЕР-КАССИР

Профессиональных стандартов по этим профессиям пока не разработали

Специальность 19.02.10 Наименование квалификации углубленной подготовки: Старший техник-технолог Какие профессиональные стандарты должны быть взяты за основу?

Вам подойдет два ПС:

- первый из разработанных в РФ стандартов «Профессиональные стандарты индустрии питания»

- «Повар» № 610н от 08.09.2015

Другие вопросы

Просим продолжить разговор по механизму перевода единиц ПС в ФГОС. Вопросы появляются в ходе данной работы

Если вы конкретизируете проблемы, которые вас интересуют, мы сможем организовать отдельную встречу (или цикл встреч) этой тематики.

Похожие:

Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 16. 12. 2015 iconОтветы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 29. 04. 2015
Входит ли в комплект документов, представляемых с заявлением на аккредитацию, отчет по показателям деятельности вуза (программный...

Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 16. 12. 2015 iconВопросы, поступившие в ходе вебинара 19. 05. 2015
Согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 10. 07. 2013 г. №582 и Приказа Рособрнадзора от 29. 05. 2014 г. №785 на официальном...

Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 16. 12. 2015 iconВопросы по участию в вебинаре можно задать: по эл почте; по телефонам...
В рамках вебинара будут рассмотрены вопросы налоговой отчетности по ндс в электронном виде, а также новые книги покупок и продаж...

Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 16. 12. 2015 iconОтветы на вопросы участников вебинара 24. 03. 2015 г
Часто Департамент сдает в аренду через аукцион помещения, совсем не подготовленные к этому

Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 16. 12. 2015 iconНа вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече
Ответы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ рф и Росфинмониторингом, на вопросы, поступившие...

Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 16. 12. 2015 iconДиректор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие...
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля направляет ответы на актуальные вопросы банков – членов Ассоциации, поступившие...

Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 16. 12. 2015 iconОтветы на отдельные вопросы, поступившие от граждан во время проведения...
В ходе проведения «горячей телефонной линии» за консультацией обратилось двадцать пять человек. В большинстве случаев граждан волновали...

Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 16. 12. 2015 iconДепартаментом национальной платежной системы, на вопросы, поступившие...
Ответы, предоставленные Департаментом национальной платежной системы, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече...

Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 16. 12. 2015 iconБлок «Вопросы»
Ответы, предоставленные Департаментом бухгалтерского учета и отчетности ЦБ рф, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников...

Ответы на вопросы, поступившие в ходе вебинара 16. 12. 2015 iconОтветы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие...
Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск