Российская Федерация
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия (английская)»
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол № ____
от «___»_________2014года
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Гимназия (английская)»
__________Т.Н.Шмонина «___»_________2014год
| Положение
о портфолио обучающихся 1.1. Настоящее положение разработано в рамках перехода на ФГОС ООО и определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся на средней и старшей ступенях основного общего образования.
1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающихся, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной, исследовательской и других видов деятельности.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения основной образовательной программы основного общего образования, отвечающих требованиям стандарта. 2. Цели и задачи составления Портфолио
2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Основными задачами составления Портфолио являются:
- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающихся;
- поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
- формирование умения учиться — постановки цели, планирования и организации собственной учебной деятельности;
- учёт возрастных особенностей в развитии универсальных учебных действий обучающихся;
- создание возможностей для успешной социализации обучающихся;
- укрепление взаимодействие с семьей обучающегося, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
- активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Структура и содержание Портфолио обучающегося
Раздел 1. «Мой портрет»:
первый (титульный) лист (фамилия, имя, отчество, год рождения);
самопрезентация, резюме, автобиография (по выбору учащегося).
Раздел 2. «Планируемые результаты»
Раздел 3. «Портфель моих учебных достижений»
3.2.1. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
3.2.2. Для обучающихся 5-8 кл., 10 кл. обязательной составляющей также являются: средний балл годовых оценок; 9,11 кл. – результаты государственной (итоговой) аттестации:
- математика;
- русский язык;
- экзамены по выбору
- средний балл аттестата;
- результаты муниципальных тестирований, репетиционных, пробных экзаменов, итогового тестирования.
3.2.2. Остальные материалы, демонстрирующие предметные результаты должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Примерами такого рода работ могут быть:
- по русскому и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и т.п.;
- по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по предметам естественного цикла — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и·т.п.;
- по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- по физкультуре - дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
3.2.3. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.
Раздел 3. «Портфель работ»:
Включает:
исследовательские проекты, статьи, творческие работы и др.;
грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты и другие
документы, демонстрирующие высокую результативность в той или иной области деятельности;
фотографии, вырезки, копии из средств массовой информации: газет, журналов и других изданий;
видеоматериалы (телепередачи), демонстрирующие высокую результативность;
информация, подтверждающая личную учебную инициативу: курсы, тренинги,
трудовой опыт; самостоятельность работы;
карта краткосрочных и долгосрочных планов образования и карьеры;
зачетный лист посещенных элективных курсов, факультативов.
3.5. Раздел «Портфолио отзывов» включает:
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, листы активности, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники и классный руководитель, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса;
- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
- анализ самим школьником своей деятельности.
3.6. Раздел «Портфолио достижений в документах» включает сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).
3.7. Совокупность этих материалов должна давать достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, — об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
3.8. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в федеральном государственном образовательном Стандарте. 4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио ученика является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО и играет важную роль для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио – 5-11 класс (отдельно1-4 классы начальной школы). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.
4.4. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
4.5. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя - предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители).
4.6. Обучающиеся с помощью родителей или их законных представителей:
- Осуществляют заполнение разделов: «Общие данные», «Планируемые результаты», «Перечень моих достижений», «Портфолио достижений в документах»
- Оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной структурой в папке с файлами;
- При оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, предоставленных в Порфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность представленных материалов, наглядность;
- Могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции и т.п.
4.7. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества.
4.8. Классный руководитель:
- Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;
- Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;
- Осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;
- Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;
- Обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями;
- Оформляет итоговые документы.
4.9. Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:
- Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;
- Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету;
- Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;
- Проводят экспертизу представленных работ по предмету;
- Пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
4.9. Администрация школы:
- Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;
- Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;
- Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;
- Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного учреждения;
- Организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио, как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;
- Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном учреждении.
5. Презентация Портфолио обучающихся
5.1. Обучающийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.
5.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио или/и краткого устного комментария содержания Портфолио. 6. Подведение итогов работы
6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, отвечающих требованиям стандарта.
6.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.
6.3. Портфолио сопровождается документами:
- состав Портфолио;
- критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
6.4. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.
6.5. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;
- «хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
6.6. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника делаются выводы о:
- сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
6.7. По результатам оценки портфолио учащихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
6.8. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио прилагается. (Приложение 2)
Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. (Приложение 3)
Приложение 1.
Разделы рабочего Портфолио
1. Страницы раздела «Мой портрет»:
1.1.Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес________________________
1.2.Моя семья
Нарисуй портрет своей семьи
Родословное дерево
1.3. Чем я люблю заниматься
2. Страницы раздела «Планируемые результаты»:
2.1. Лист диагностики, проведенной учителем на первых уроках в школе
Я могу делать…
Я хочу научиться в этом году…
Я научусь в этом году…
Я читаю…
Я хочу прочитать…
2.2. Планируемые предметные результаты
Составляется вместе с учителем на уроке
Предмет
| Чему научусь
| Рисунок или пример
| Русский язык
|
|
| Литература
|
|
| Математика
|
|
| Биология и т. д.
|
|
|
|
МОИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ НА ГОД
период
| Чего хочу добиться
| Что собираюсь для этого сделать
| Результат
| К концу года
|
|
|
| В 1 четверти
|
|
|
| Во 2 четверти
|
|
|
| В 3 четверти
|
|
|
| В 4 четверти
|
|
|
|
2.3. Мой распорядок дня
| Время
| Дела
| Рисунок
| Утро
|
|
|
| День
|
|
|
| Вечер
|
|
|
|
3. Страницы раздела «Портфель моих учебных достижений»:
Раздел включает:
3.1 Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
3.2 . Для обучающихся 5-8 кл., 10 кл. обязательной составляющей также являются: средний балл годовых оценок; 9,11 кл. – результаты государственной (итоговой) аттестации:
- математика;
- русский язык;
- экзамены по выбору
- средний балл аттестата;
- результаты муниципальных тестирований, репетиционных, пробных экзаменов,
итогового тестирования. На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
3. Раздел «Портфолио отзывов»
Раздел включает:
- оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п. за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса;
- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
- анализ самим школьником своей деятельности.
Школьник может представить следующие материалы:
Задание, которое мне больше всего понравилось
Моя лучшая работа
Я прочитал ……. книг.
Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий учебный год:
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги хочу прочитать?
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
4. Раздел « Портфолио документов»
Прилагаются грамоты, дипломы, сертификаты и др., подтверждающие достижения во внеурочной деятельности. |