Программа социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска»


Скачать 319.31 Kb.
НазваниеПрограмма социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска»
страница1/3
ТипПрограмма
filling-form.ru > Бланки > Программа
  1   2   3
Программа социально-психологического сопровождения учащихся

« группы риска» в рамках реализации ФГОС

ГБОУ СОШ №597

Составители: педагог-психолог Бердар Л.П.

Социальный педагог Лицова М.Б.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………..3-5

  2. Правовые аспекты психологического сопровождения учащихся группы…………………………………………6

  3. Цели, задачи, этапы реализации программы, формы и методы работы……………………………………………………...7-17

  4. Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с учащимися группы риска………18

  5. Ожидаемые результаты……………………………………19

  6. Заключение………………………………………………….20

  7. Приложение…………………………………………………20-25


Пояснительная записка

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Введение ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе его внедрения, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Трудные подростки, учащиеся «группы риска» – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество учащихся, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).

Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».

Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» - говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало - или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.

В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в учение.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, а также просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка.

Все вышесказанное подтверждает актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке «трудных» подростков.

О сложности и значимости данного периода детства, и связанных с ним трудностей, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (список литературы представлен в приложении). Сегодня предлагается масса профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующих традиционные и нетрадиционные методы в работе с детьми.

Тем не менее, непосредственная практическая работа в специальном коррекционном образовательном учреждении с «трудными» подростками выявила необходимость в разработке программы, на которую педагоги-психологи могли бы опираться в своей практической деятельности. В практической направленности настоящей программы заключается ее актуальность и новизна.

Программа направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка в рамках программы ФГОС выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка.

Фактор риска

Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени.

Факторы риска подразделяются на следующие категории:

  • Индивидуальные факторы риска: низкая самооценка, агрессивность, положительные установки по отношению к наркотикам, плохая успеваемость, нарушения поведения, застенчивость;

  • Факторы риска в группе сверстников: давление сверстников, друзья, употребляющие алкоголь, нежелание учиться, дружба с подростками, употребляющими алкоголь и наркотики;

  • Семейные факторы риска: конфликты в семье, отсутствие дисциплины, безнадзорность, физическое и психологическое насилие в семье, родители, употребляющие алкоголь и наркотики;

  • Школьные факторы риска: низкая успеваемость, низкий моральный уровень учеников, нормы, способствующие употребления табака, алкоголя и наркотиков, неуважительное отношение к одноклассника и взрослым;

  • Факторы риска в обществе: жизнь в обществе, способствующая употребления табака, алкоголя и наркотиков, отсутствие поддержки со стороны общества, нищета и экономическая нестабильность.

Рисунок-схема поведенческих нарушений учащихся группы риска

http://khomich.narod.ru/deviantnoe-povedenie/deviantnoe-posobie.files/image004.jpg

Рис.1


Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:

  • Конвенция о правах ребенка; 

  • Закон РФ "Об образовании"; 

  • Семейный кодекс РФ; 

  • Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16  "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе"; 

  • Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120  от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011  № 378-ФЗ); 

  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред.  от 03.12.2011). 


Сроки реализации

Программа рассчитана на 5 лет, в течение 2014-2018 г.

Целью настоящей программы является:

Оказание психологической помощи учащимся «группы риска». Профилактика отклонений в поведении детей группы риска. Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на этапе сопровождения ФГОС.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе сопровождения ФГОС;

  • ориентация психологической службы на углубление психолого-педагогического изучения трудновоспитуемых подростков. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;

  • формирование доверия к окружающим через принятие себя;

  • устранение психологических барьеров на пути развития подростков;

  • расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций;

  • нормализация межличностных отношений;

  • профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение употребления среди учащихся психоактивных веществ;

  • оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка, а также доступным им формам общения.



Адресат: программа предназначена для помощи детям группы риска, имеющих поведенческие нарушения.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда, администрации и др.;
превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ, 
технологичность -  использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;

Программа реализуется по четвертям

1 четверть Изучение индивидуальных особенностей учащихся.

Диагностика личностного и интеллектуального развития.

2 четверть: Индивидуальная работа.

Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание

системы поддержки и формирование проекции на будущее.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Формирование пробных групп на групповые коррекционно-развивающие занятия.

3 четверть: Групповая работа.

Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия

« Шаги навстречу»

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

4 четверть: Психодиагностический мониторинг

Анализ результатов работы. Отслеживание динамики

личностного роста.

Основные этапы работы:


  1. Подготовительный этап:

  • изучение психолого-педагогической литературы;

  • поиск и выбор форм, методов и средств профилактики дезадаптации.

  1. Диагностический этап:

    • наблюдение:

    • анкетирование;

    • опросы.

  2. Поиск и апробация форм, методов и средств профилактической работы:

  • Индивидуальные и групповые занятия.

  1. Аналитико-оценочный этап:

  • анкетирование;

  • опросы.

Формы и методы работы:

  1. Индивидуальная работа:

  • диагностика;

  • консультирование.



  1. Групповая работа:

1.подвижные игры;

2.упражнения в парах и малых группах;

3.дискуссии;

4.«мозговые штурмы»;

5.ролевые игры;

4.упражнения на самопознание;

Структура занятия( тренинга):

  • Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).

  • Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).

  • Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).

  • Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

Ритуал прощания.

Время, необходимое для реализации данной подпрограммы: занятия проводятся систематически и планомерно один раз в неделю, продолжительностью 45 минут.

Психокоррекционная подпрограмма состоит из двух блоков:

Блок 1 «Коррекционно – развивающие занятия:

Первоначально занятие строится на Психологической разминки. Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях. Основное содержание занятий варьируется в зависимости от цели занятия. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении и доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. (Приложение-1).

  • Блок 2  « Просветительская, профилактическая работа.»:

Блок представляет собой просветительскую, профилактическую работу с родителями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам детско-родительских отношений, а также психологические тренинги. Данный блок поможет оказанию информационной и методической поддержки учителям и воспитателем по вопросам данного направления программы.
Направления работы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалистов включает следующие основные составляющие:

  1. Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования. 

  2. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей. 

  3. Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями. 


Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу-психологу и социальному педагогу в случаях: 

  • наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);

  • появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);

  • употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ; 

  • кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка. 


К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся:

  • проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми; 

  • сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками; 

  • негативный образ "Я", неадекватная самооценка; 

  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия; 

  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей; 

  • переживание собственной неуспешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию; 

  • трудности в обучении; 

  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях; 

  • отсутствие чувства безопасности. 

Таким образом, основная цель работы педагога-психолога с детьми группы риска - создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи.
Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска

Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап работы или в процессе индивидуального консультирования. Информация о проблеме, запрос могут поступить от педагогов, родителей, других представителей ближайшего окружения подростка.

Необходимо учитывать временные рамки индивидуальной диагностической работы:

  • с детьми младшего школьного возраста - не более 30-40 минут; 

  • с детьми подросткового возраста - в 2 этапа продолжительностью не более 45-60 минут каждый. 



Основной диагностический инструментарий психолога

в работе с детьми группы риска





Наименование методики

Назначение

Примечание

Учебная деятельность

1

Схемы экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (для учителей и родителей) В.И.Чирковой

Анализ динамики поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить адаптированность школьника (начальная школа)

Проводится путем заполнения педагогами (родителями) бланков с описанием основных параметров. Анализ результатов осуществляется психологом и учителем

2

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.А. Ступницкой)

 

Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных, организационных и коммуникативных (средняя школа)

Проводится с учащимися в форме экспертного опроса педагогов, которые заполняют экспертный лист на учащихся на основе субъективного наблюдения за ними по соответствующим параметрам, отражающим умения и навыки школьников. По балльной шкале определяется уровень сформированности навыков

3

Методика определения школьной дезадаптации

Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко

Определение уровня дезадаптации младших школьников

Экспертная оценка учителем с последующим анализом психологом

Эмоционально-личностная сфера

4

Детский вариант личностного опросника Айзенка

Выявление индивидуально-психологических особенностей детей (8–12 лет) – экстра- и интраверсии и нейротизма

Опросник может быть использован для групповой и индивидуальной диагностики

5

Тест школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста (8–14 лет). Анализируются факторы тревожности в сфере учебных ситуаций, социальных отношений, стрессоустойчивости

Используется индивидуально или фронтально, в групповой форме с применением бланков с текстом методики или в форме устной инструкции

6

Личностный опросник Р. Кеттелла (12F)

Выявление личностных характеристик детей 8–10 и 10–12 лет

Используется индивидуально либо фронтально с применением тестовых тетрадей для каждого учащегося

7

Тест Р. Кеттелла (14-факторный, подростковый вариант)

Оценка личностных особенностей подростков (13–15 лет), определение выраженности полярных свойств личности

Методика дифференцирована по полу: разработаны варианты опросника для мальчиков и девочек

Коммуникативная сфера личности и социальное развитие

8

Методика диагностики социально-психологической адаптации учащихся К. Роджерса и Р. Даймонда

Выявление уровня социально-психологической адаптированности, определение сферы социальной дезадаптации (подростковый возраст)

Анализ результатов диагностики дает возможность психологу выявить подростков, имеющих нарушения адаптации

9

Методика Р. Жиля

Изучение межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений (младший школьный возраст)

На основе вербально-визуального восприятия картинок выявляются особенности поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих отношения с другими людьми



По мере необходимости на основе выявленных проблем (в когнитивном, личностном развитии, коммуникативной сфере) проводится углубленная психологическая диагностика с использованием дополнительных методик ("Карта наблюдений" Д. Стотта, "Цветовой тест" Люшера, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - автор А.Н. Орел). 
Психологическое консультирование детей группы риска
Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу-психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом рассматривается как консультативное сопровождение индивидуального случая.

Схема консультирования может строиться двумя способами - в зависимости от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог. Поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка.

В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.

Социально-психологическое консультирование учащихся осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:

  • запрос учащегося, педагога, родителя - описание проблемы и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации; 

  • установление контакта сучащимся; 

  • диагностическая беседа - поиск причин возникновения проблемы; 

  • интерпретация педагогом-психологом и социальным педагогом возможных причин проблемы; 

  • совместная выработка конструктивных способов решения. 



Особенности социально-психологического консультирования учащихся


Назначение

Психологическая помощь в разрешении проблемных ситуаций

Предмет

Внутренний психологический мир учащегося: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуации жизнедеятельности и развития и т. д.

Условия

использования

Желание консультироваться – получать помощь в решении проблемы, обусловленной психологическими причинами

Характер

Совместная деятельность психолога-консультанта иребенка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе анализа проблемной ситуации

Цель

Решение актуальных личностных, жизненных, социальных проблем учащегося путем преодоления психологических затруднений

Профессиональные

(психологические)

задачи

Шаги, планируемые для достижения цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются индивидуальными особенностями учащегося, характером проблемы

Результат

Результатом конкретной консультации могут быть:

         • повышение информированности;

         • понимание причин проблемы, снятие эмоционального напряжения;

         • выявление собственных ресурсов – сил и способов поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, улучшение самоотношения;

         • освоение новых моделей поведения, самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, изменение негативных установок и норм поведения
  1   2   3

Похожие:

Программа социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» iconПрограмма социально-психологического тренинга формирования у учащихся...
Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ

Программа социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» iconПамятка по заполнению регистра по учету несовершеннолетних «группы риска»
Формы предназначены для сбора информации о лицах, находящихся в «группе риска» социально опасного положения

Программа социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» icon«Работа социального педагога с учащимися группы риска»
О «группе риска» или группе «проблемных» учащихся по поведению, успеваемости и т д говорят тогда, когда проблемы носят стойкий характер...

Программа социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» iconСоставитель: Иванова Е. А., доцент кафедры здоровьесбережения и психологического...
Кафедра здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса

Программа социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» iconСоставитель: Холодникова Н. В., доцент кафедры здоровьесбережения...
Кафедра здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса

Программа социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов...
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных...

Программа социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения

Программа социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» iconИндивидуальный план работы подготовки учащихся группы риска по математике...
Цель: подготовка к успешной сдаче егэ по математике, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности,...

Программа социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» iconИндивидуальный план работы подготовки учащихся группы риска по биологии...
Цель: подготовка к успешной сдаче егэ по биологии, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности,...

Программа социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» iconПриказ о назначении ответственных за социально-профилактическое направление...
Документы к проверке по организации летней занятости несовершеннолетних «группы риска»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск