Скачать 319.31 Kb.
|
Программа социально-психологического сопровождения учащихся « группы риска» в рамках реализации ФГОС ГБОУ СОШ №597 Составители: педагог-психолог Бердар Л.П. Социальный педагог Лицова М.Б. Содержание
Пояснительная записка Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе его внедрения, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса. Трудные подростки, учащиеся «группы риска» – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество учащихся, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана). Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании». Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» - говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало - или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности. В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками. Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в учение. Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, а также просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка. Все вышесказанное подтверждает актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке «трудных» подростков. О сложности и значимости данного периода детства, и связанных с ним трудностей, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (список литературы представлен в приложении). Сегодня предлагается масса профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующих традиционные и нетрадиционные методы в работе с детьми. Тем не менее, непосредственная практическая работа в специальном коррекционном образовательном учреждении с «трудными» подростками выявила необходимость в разработке программы, на которую педагоги-психологи могли бы опираться в своей практической деятельности. В практической направленности настоящей программы заключается ее актуальность и новизна. Программа направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка в рамках программы ФГОС выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка. Фактор риска Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени. Факторы риска подразделяются на следующие категории:
Рисунок-схема поведенческих нарушений учащихся группы риска Рис.1 Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:
Сроки реализации Программа рассчитана на 5 лет, в течение 2014-2018 г. Целью настоящей программы является: Оказание психологической помощи учащимся «группы риска». Профилактика отклонений в поведении детей группы риска. Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на этапе сопровождения ФГОС. Для достижения цели решаются следующие задачи: Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе сопровождения ФГОС;
Адресат: программа предназначена для помощи детям группы риска, имеющих поведенческие нарушения. Принципы модели психолого-педагогического сопровождения: научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик; системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса; комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда, администрации и др.; превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций. открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ, технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе; Программа реализуется по четвертям 1 четверть Изучение индивидуальных особенностей учащихся. Диагностика личностного и интеллектуального развития. 2 четверть: Индивидуальная работа. Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Формирование пробных групп на групповые коррекционно-развивающие занятия. 3 четверть: Групповая работа. Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия « Шаги навстречу» Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. 4 четверть: Психодиагностический мониторинг Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста. Основные этапы работы:
Формы и методы работы:
1.подвижные игры; 2.упражнения в парах и малых группах; 3.дискуссии; 4.«мозговые штурмы»; 5.ролевые игры; 4.упражнения на самопознание; Структура занятия( тренинга):
Ритуал прощания. Время, необходимое для реализации данной подпрограммы: занятия проводятся систематически и планомерно один раз в неделю, продолжительностью 45 минут. Психокоррекционная подпрограмма состоит из двух блоков: Блок 1 «Коррекционно – развивающие занятия: Первоначально занятие строится на Психологической разминки. Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях. Основное содержание занятий варьируется в зависимости от цели занятия. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении и доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. (Приложение-1).
Блок представляет собой просветительскую, профилактическую работу с родителями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам детско-родительских отношений, а также психологические тренинги. Данный блок поможет оказанию информационной и методической поддержки учителям и воспитателем по вопросам данного направления программы. Направления работы. Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалистов включает следующие основные составляющие:
Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу-психологу и социальному педагогу в случаях:
К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся:
Таким образом, основная цель работы педагога-психолога с детьми группы риска - создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи. Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап работы или в процессе индивидуального консультирования. Информация о проблеме, запрос могут поступить от педагогов, родителей, других представителей ближайшего окружения подростка. Необходимо учитывать временные рамки индивидуальной диагностической работы:
Основной диагностический инструментарий психолога в работе с детьми группы риска
По мере необходимости на основе выявленных проблем (в когнитивном, личностном развитии, коммуникативной сфере) проводится углубленная психологическая диагностика с использованием дополнительных методик ("Карта наблюдений" Д. Стотта, "Цветовой тест" Люшера, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - автор А.Н. Орел). Психологическое консультирование детей группы риска Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу-психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом рассматривается как консультативное сопровождение индивидуального случая. Схема консультирования может строиться двумя способами - в зависимости от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог. Поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка. В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. Социально-психологическое консультирование учащихся осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:
Особенности социально-психологического консультирования учащихся
|
Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ | Формы предназначены для сбора информации о лицах, находящихся в «группе риска» социально опасного положения | ||
О «группе риска» или группе «проблемных» учащихся по поведению, успеваемости и т д говорят тогда, когда проблемы носят стойкий характер... | Кафедра здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса | ||
Кафедра здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса | Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных... | ||
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения | Цель: подготовка к успешной сдаче егэ по математике, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности,... | ||
Цель: подготовка к успешной сдаче егэ по биологии, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности,... | Документы к проверке по организации летней занятости несовершеннолетних «группы риска» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |