Методические подходы учителя


Скачать 88.47 Kb.
НазваниеМетодические подходы учителя
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
Выступление

учителя физики МБОУ «СОШ № 8», руководителя РМО учителей физики

Поляковой С.А.

на региональном семинаре «Результаты ЕГЭ по физике 2014г в МО и проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации» 03.12.2014г.

по теме: «Методические подходы учителя

при подготовке учащихся к итоговой аттестации»
«Знать физику - означает уметь решать задачи»

Э Ферми

Подготовка выпускников является сегодня актуальной для системы образования и насущной необходимостью для каждого из нас. Среди всех предметов, которые выбирают выпускники, физике принадлежит отнюдь не последнее место, она пользуется популярностью. Школа дает предметные знания, но сегодняшний день требует от педагогов и создания предпосылок для успешности в дальнейшей жизни, которая напрямую определяется выпускными экзаменами в форме ЕГЭ.

Единый государственный экзамен основан на тестовых технологиях. Форма экзамена является относительно новой, а поэтому требуется дополнительная подготовка всех его участников. К экзамену учащиеся запоминают много текстового материала, формул, графиков, правил и очень важно понять и найти подход к каждому, создавая комфорт при изучении, повторении и подготовки и это один из аспектов успеха.

Ступинский муниципальный район занимает одно из первых мест по развитию промышленного производства в Московской области. Главой Ступинского муниципального района была поставлена задача воспитания и обучения в образовательных учреждениях района выпускников, ориентированных на получение профессионального образования в области наукоемких технологий – будущих капитанов производства. Физика – один из предметов, востребованных вузами для такой подготовки кадров, а ЕГЭ – как инструмент контроля за качеством (знаний, умений и навыков) формирования ключевых компетенций, отражает результаты проделанной работы всеми участниками образовательного процесса.

В среднем за последние три года выпускники из 18 школ района сдают ЕГЭ по физике постоянно, обучение в ОУ проходят по разным образовательным программам (от 2 до 6 часов в неделю).







2012

2013

2014

1

Количество сдававших

121

131

129

2

Средний балл в Ступинском муниципальном районе

47

52,4

46,3

3

Средний бал в МО

49 ,86

57,23

48,91

4

Максимальный балл

88

66

98

5

Успешно сдали (свыше 80б)

3

11

4

6

РФ

46,7

54,6

45,76



Организационным и координационным центром всей системы подготовки по физике является РМО учителей физики. Для того чтобы успешно учить самим нужно учиться- «обучать — значит вдвойне учиться».(Жозеф Жубер) В нашем районе уделяется большое внимание развитию ключевых компетенций учителя физики. Для этого предоставлены все возможности: и обучение на курсах повышения квалификации, и участие в различных педагогических конференциях, семинарах, конкурсах, многие из которых носят обучающий характер.

В начале учебного года проходит заседание на котором проводится анализ итогов экзамена, делается акцент на тех ошибках, которые допускают учащиеся и знакомство с особенностями проведения ЕГЭ в 2015 г. В этом учебном году очень помогают учителю в работе семинары «МГУ- школе» по темам:

- «Новый формат ЕГЭ по физике в 2015г», где подводились итоги и был сделан полный анализ, а также состоялось обсуждение особенностей подготовки школьников для успешной сдачи ЕГЭ в 2015 году, учителя встретились и побеседовали с М.Ю. Демидовой.;

- «Трудные вопросы школьного курса физики в свете образования стандартов нового поколения», где шла подготовка учителя к работе в новом качестве: консультанта ученика или группы учеников по подготовке к успешной сдаче ЕГЭ по физике, решению физических задач высокого уровня.

Перспективный план работы района содержит мастер- классы и практикумы по решению задач формата ЕГЭ, которые проводят опытные учителя добившиеся результативности Л.С. Баулина, С.В. Белова (сош №5), А.В. Гершман (лицей №2), Л.Е. Фокина (сош № 1), рассматриваются подходы к решению задач идет разбор задач части 2. В течении года учителя эксперты ЕГЭ

(С.А. Полякова, Л.Е Фокина, Н.В. Шелудько) проводят консультации по системе оценивания задач части «С». В феврале проходит пробный экзамен на базе филиала РГТУ им. К.Э. Циолковского МАТИ, который проводит РМО учителей физики и затем проводится анализ результатов каждым учителем по своему ОУ. Таким образом, непрерывно обучаясь, учитель физики может качественно подготовится для организации успешного проведения подготовки к итоговой аттестации выпускников 11 классов.

Учителя используют при подготовке к ЕГЭ разнообразные методические технологии и средства: дифференцированный подход при изучении предмета, использование интернет -ресурсов; видеоуроки «Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ», электронные приложения (тренажеры) к учебнику Физика 11 Г.Я. Мякишева Учитель Н.Н. Тюхтенкова Малинская СОШ использует технологию модульного обучения, обеспечивает развитие творческого потенциала ученика, помогает в подготовке к экзамену. Формы работы с модулем различны: индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах; работа в группе; фронтальная работа.

Учитель физики И.В. Захарова ( Мещеринская СОШ ), считает что подготовка к выпускному экзамену начинается ещё в основной школе с 7 класса. Начиная с самых первых уроков, она старается привить учащимся интерес к предмету, создать благоприятный психологический климат на занятиях, вселить уверенность в своих силах.

Большое внимание уделяет усвоению учащимися основ физики: понятийного аппарата и физических законов. В своей работе для проверки знаний по теории она использует физические диктанты, письменные опросы, устные зачёты. Задания подбираются с учетом разных видов деятельности учащихся (качественные, расчётные, графические, экспериментальные).

Оценку знаний учитель проводит в форме тестов, разноуровневых самостоятельных и контрольные работ. Это позволяет учителю видеть и корректировать проблемы при изучении тем курса физики, а учащимся оценивать свои успехи в изучении предмета. В результате выпускники основной школы уже могут более осознанно выбрать профиль своего дальнейшего образования. Учитель использует бланковое тестирование с применением программы-генератора («Илекса»).Учителя физики «Лицея № 2» (Дергилева Н.И., Гершман А.В.) составляют план подготовки к ЕГЭ, включая в него не только работу проводимую с учащимися на уроках, элективах «Методы решения задач по физике» и «Метод аналогий при обучении решению задач по физике», внеурочной деятельности, но и работу с родителями, классным руководителем, социальным педагогом, психологом, библиотекарем, непосредственно включая их в сотрудничество для достижения общей цели. Основная работа педагогов лицея планируется с учащимися по трём основным направлениям: содержательном, психологическом, организационном. Основными технологиями обучения, применяемыми на уроках физики учителями лицея, являются технология поэлементного обучения решению задач, технологии проблемного и проектного обучения, информационно-компьютерные технологии. Л.С. Баулина «СОШ № 5» использует традиционные методы и формы при подготовки к ЕГЭ.

Все учителя района используют в работе материалы ФИПИ, а также открытый банк заданий на сайте ФИПИ.

Я работаю по подготовке учащихся к сдаче в тестовой системе с 2000 г, когда проводилось централизованное тестирование. Тренировка безусловно необходима в режиме тестов. Но начинать нужно с теории, привитие интереса немаловажно, но среди тех кто идет на экзамен есть разного уровня учащиеся и не все к сожалению с интересом относятся к физике, а задача педагога увлечь, показать необходимость и важность предмета, его значимость. Поэтому работа требует системного подхода, одно из направлений - подготовка выпускников к аттестации. Осуществлять подготовку приходится не только в урочной системе, большая роль принадлежит внеурочной работе в форме элективов, консультаций.

Теорию, если это возможно, я стараюсь давать лекционно, сразу обращая внимание и выделяя важные моменты, анализируя допускаемые ошибки, (это касается теоретических знаний, правил, законов, свойств..) Формулы выделяем основные и они учатся наизусть (учащиеся ведут тетрадь, в которую выписывают формулы, самые важные определения и графики по всем разделам физики с 9 класса). Без прочного, глубокого знания теории сдать успешно экзамен невозможно. Предлагаю более сильным учащимся изучать дополнительно теорию, используя 5-и томник Г.Я. Мякишева. Объясняя отдельные темы, я стараюсь использовать проблемное изложение материала, но при этом показывая путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, ходы и мысли при движении по пути решения. Для закрепления и отработки материала учащиеся включаются в самостоятельную работу поиска решения  проблем, выполнения отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования. Успех будет только тогда, когда при изучении каждой темы уделяется внимание не запоминанию фактов, формул, законов, а делается упор на осмысленное понимание теории, вычленение главных признаков, умение применять знания в новой ситуации, отработку навыков работы с заданиями в тестовом виде контроля знаний. Итоговый контроль по теме проходит в форме устного ответа у доски, тестовых заданий (на 10- 20 мин) письменного зачета и устной его защиты с проверкой всех формул. Используются тесты: материалов ЕГЭ по темам, тесты В.А. Орлова, Кабардина, Л.А.Кирик, Пеннер, В.В. Губанов изд. «Лицей» и др.

В 11 классе параллельно с изучением нового материала идет повторение курса физики с 7 класса, проверка знаний проходит через устные и письменные ответы и тестирование с последующим анализом.

Перед началом практикума по решению задач знакомимся с демоверсией и кодификатором, разбираем последовательность расположения задач по темам, обращаю особое внимание на задачи № 23 и № 24, на задания на соответствия.

Решение задач вначале только тематическое (с полным объяснением- анализом, пошагово) от расчетных, графических до качественных, от простых к сложным с использованием коллективной формы работы, парной и затем индивидуальной.

Напоминаю учащимся алгоритмы и известные приемы решения задач: на второй закон Ньютона, законы сохранения импульса и энергии, показываю и напоминаю схемы, рисунки (поворот, движение тела в горизонтальной и вертикальной плоскости, верхней и нижней точках движения по окружности; электрические схемы) Контроль проходит в тестовой форме, в форме традиционных контрольных работ и домашних контрольных работ (в форме вариантов ЕГЭ на время каникул), самостоятельных работ. Для решения задач используются традиционные сборники задач и материалы ФИПИ и МИОО. В течение года я провожу промежуточный контроль : пробное тестирование, используя материалы Статграда, Кимов прошлых лет, используя бланки ЕГЭ для тренировки работы с бланками и правильности заполнения и написания, (ежемесячно, начиная с января) формирую умение распределения времени.

Выполняя лабораторные работы, практикум (в конце года) учимся определять погрешности, оценивать полученные результаты. Идет итоговое повторение материала, защита работ индивидуальная устная.

Знакомство с Интернет-ресурсами сегодня дополняет работу учителя. Проведение уроков (по группам) в кабинете информатики с использованием ресурсов Интернета в формате on-line позволяет быстро провести тренировку и последующую оценку знаний. «Решу ЕГЭ, Гущин»- хороший подбор материала, наряду с готовыми тренажерами.

Очень важно до каждого обучающегося довести важность подготовки к ЕГЭ и проверки собственных знаний и умений в процессе подготовки, осознание значимости экзамена для него самого, важен психологический контакт с учащимся.

Необходима работа и с родителями, классным руководителем для ознакомления их с уровнем знаний учащегося, оказания помощи и осуществления контроля со стороны родителей и классного руководителя за его подготовкой к экзамену. Все трое должны быть заинтересованы в итоговом результате.

Могу выделить основные этапы подготовки к ЕГЭ и методы:

1. Формирование: интереса к предмету и мотивации его изучения; пропедевтический курс «основы физики и химии» 5- 6 класса – адаптированная программа (с 2007 года)

2. Формирование 7-8 класс: интереса к предмету и мотивации его изучения; прочных базовых знаний; умений самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач; умений работать с тестами различных типов; проектная деятельность учащихся.

3.Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса: дифференцированный подход на уроках; элективные курсы: «Статика и гидростатика» «Решение расчетных задач повышенной сложности»,индивидуальный подход на уроках и внеурочное время; участие в олимпиадах различного уровня: школьного, муниципального, регионального, межрегионального, интернет-олимпиадах и конкурсах; творческая и проектная деятельность.

4. Профильная подготовка учащихся 10-11 класс: элективные курсы «Физика в формате ЕГЭ», «Решение сложных задач по физике», участие в олимпиадах различного уровня: школьного, муниципального, регионального, межрегионального, интернет-олимпиадах и конкурсах; творческая и проектная деятельность; индивидуальные консультации; знакомство с литературой для подготовки к экзамену и Кимами.

Современности и ближайшему будущему нужен тип личности - самостоятельной, коммуникабельной, умеющей работать в команде, готовой и способной постоянно учиться  новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию, а поэтому ученик должен соответствовать всем необходимым компонентам познавательной деятельности: осознание цели, выполнение работы, соотношение результатов работы с целью, оценивание своих достижений.

Похожие:

Методические подходы учителя iconМетодические подходы к созданию подсистемы риск-менеджмента в системе...
Методические подходы к созданию подсистемы риск-менеджмента в системе управления предприятием

Методические подходы учителя iconШпаргалка для учителя
Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой

Методические подходы учителя icon«Аттестация» сайта csnk ru на странице «Личный кабинет аттестуемого»
Документы и материалы по результатам деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога первой квалификационной категории

Методические подходы учителя iconПамятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению
Форма дневника разработана педагогом –психологом Шаманской Т. Б. при участии учителя начальных классов моу «Магистральнинская сош...

Методические подходы учителя iconСценарий кругошкольного путешествия, посвященного Дню Учителя
Добрый день, дорогие гости! Сегодня у нас большой, торжественный праздник – День Учителя!

Методические подходы учителя icon«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося»
Выступление учителя английского языка Богословской Татьяны Александровны моу сош №1 с углублённым изучением отдельных предметов села...

Методические подходы учителя iconОсновной функцией учителя является организация учебно-воспитательного процесса
Чтобы написать качественное резюме, помимо опыта работы и функциональных обязанностей, необходимо также выделить профессиональные...

Методические подходы учителя iconОсновной функцией учителя является организация учебно-воспитательного процесса
Чтобы написать качественное резюме, помимо опыта работы и функциональных обязанностей, необходимо также выделить профессиональные...

Методические подходы учителя iconРабочая программа учителя начальных классов Шарафеевой Л. И., учителя...
Основной образовательной программы начального общего образования и программы Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н....

Методические подходы учителя iconРабочая программа учителя начальных классов Шарафеевой Л. И., учителя...
Основной образовательной программы начального общего образования и программы Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru
Поиск