Конспект лекций. Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы


НазваниеКонспект лекций. Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы
страница1/15
ТипКонспект
filling-form.ru > Бланки > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




Правоведение. Конспект лекций.



Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы.
Государство – исторически сложившаяся особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения и придающая своим велениям обязательную для населения всей страны силу.
Государство обладает рядом качественных признаков:

  • Наличие собственной территории. Государственная власть распространяётся на все население в пределах определенной территории. Осуществление власти на определенной территории ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, отделяющей одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением;

  • Наличие публичной государственной власти. Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов системой органов и учреждений, которые осуществляют непосредственное управление обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти;

  • Наличие государственного суверенитета. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами;

  • Государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность.

  • Государство имеет внешние символы, отличающие одно государство от другого: гимн, флаг, герб.


ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»

Статья 1. Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях:

  • Администрации Президента Российской Федерации;

  • Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

  • Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

  • Правительства Российской Федерации;

  • Конституционного Суда Российской Федерации;

  • Верховного Суда Российской Федерации;

  • Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

  • Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

  • Центрального банка Российской Федерации;

  • Счетной палаты Российской Федерации;

  • резиденции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

  • Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.


ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»

В соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации утвердить музыкальную редакцию и текст Государственного гимна Российской Федерации согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.
Текст Государственного гимна Российской Федерации

(слова С.В.Михалкова)

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

Государственный гимн Российской Федерации исполняется:

  • при вступлении в должность Президента Российской Федерации - после принесения им присяги;

  • при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления;

  • при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и сессий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

  • во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний;

  • во время церемоний встреч и проводов посещающих Российскую Федерацию с официальными визитами глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций - в соответствии с дипломатическим протоколом;

  • во время проведения воинских ритуалов - в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

  • Государственный гимн Российской Федерации может исполняться:

  • при открытии памятников и памятных знаков;

  • при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации;

  • во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.

Государственный гимн Российской Федерации транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями:

  • ежедневно - перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании - в 6 часов и в 24 часа по местному времени;

  • в новогоднюю ночь - после трансляции боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 24 часа по местному времени.


ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.



Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте помещается на бланках:

  • федеральных конституционных законов и федеральных законов;

  • указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

  • постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

  • постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

  • постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

  • решений Конституционного Суда Российской Федерации и др.


Государственный герб Российской Федерации в одноцветном варианте помещается на бланках:

  • Администрации Президента Российской Федерации;

  • Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

  • Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

  • Счетной палаты Российской Федерации;

  • Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

  • Центрального банка Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти.
! Практическое задание №1. Признаки государства.

Старший вожатый оздоровительного лагеря, проводя с вожатыми отрядов занятие, рассказал о признаках и функциях государства. В ходе обсуждения его доклада вожатый Ершов заявил: «Получается, что лагерь – это тоже государство, так как оно обладает определенной территорией, определенным населением, имеет аппарат власти, а налоги в лагере – это деньги, уплаченные родителями детей за путевки». Между участниками занятия возник спор. Определите, правильны ли рассуждения вожатого Ершова. Что такое государство? Какие его признаки?
Функции государства – основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются его сущность и назначение.

Внутренние функции:

  • экономическая функция государства представляет собой выработку долгосрочной государственной программы по развитию экономики;

  • политическая функция в современном демократическом государстве предполагает, прежде всего, обеспечение народовластия, формирование органов власти обеспечение государственного суверенитета, формирование условий для самоорганизации и самоуправления народа, защиту конституционного строя;

  • социальная функция определяется задачами государства в социальной сфере: обеспечение общественного благополучия, социальная защита малообеспеченных граждан, поддержка здравоохранения, образования, культуры;

  • функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка означает деятельность государства, направленную на защиту интересов личности и общества;

  • экологическая функция становится все более актуальной в условиях ухудшения экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной сферы;

  • функция налогообложения и финансового контроля предполагает использование налогов в качестве инструмента экономической и социальной политики. С помощью налогов государство покрывает расходы на содержание государственного аппарата, перераспределяет доходы среди различных групп и слоев населения, обеспечивает развитие страны.

Внешние функции государства — это основные направления деятельности на международной арене. Это функции интеграции государства в мировую экономику на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества, функции обороны страны, отвечающие требованиям национальной безопасности, функции поддержания мирового порядка, предотвращения войны, функции разоружения, сокращения химического и ядерного оружия, функции сотрудничества с другими государствами в различных сферах, поиск взаимоприемлемых решений, проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом.

Форма государства – это способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления.
Форма государства складывается из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Форма государственного правления - структура и правовое положение высших органов государственной власти, а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Выделяют две основные формы государственного правления: монархия и республика.
Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству (государства Персидского залива, Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия).
Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо создаются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Обычно в республиках законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству.
Различают:
  • президентские республики, где президент наделен очень большими полномочиями и соединяет полномочия главы государства и главы правительства (США);
  • парламентские республики, где роль президента существенно ограничена, верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Франция, Польша, Болгария).
Статья 1 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация является государством с республиканской формой правления. В следующих разделах Конституции РФ разъясняется, что парламент РФ и Президент РФ избираются населением. Ряд специалистов считают, что РФ является разновидностью президентской республики, поскольку Президент РФ наделен крайне большими полномочиями. Другие авторы склоны выделять промежуточную форму правления – полупрезидентскую республику, в которой повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства по сравнению с президентской республикой. При такой классификации республик можно говорить, что РФ является полупрезидентской республикой, поскольку Президент РФ не осуществляет функции главы Правительства РФ.
Форма государственного устройства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Различают две формы государственного устройства: федерация и унитарное государство.
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые починяются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают (Франция, Италия, Испания).

Начало формы

Федерация - форма государственного устройства; единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований). В федерации действует единая конституция, единые органы власти, устанавливается единое гражданство, денежная единица и т.д., однако члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы (США, Канада, Индия).

Статья 1 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация является федеративным государством, и глава 3 Конституции РФ посвящена полностью вопросам федеративного устройства страны. В состав РФ входят субъекты РФ (по состоянию на 01.11.2008 года их количество составляло 83 субъекта, хотя в последнее время наметилась тенденция к укрупнению и объединению нескольких субъектов в один). Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть РФ принадлежит федеральным государственным органам. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В РФ существует единое гражданство. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации (Совет Федерации при Федеральном Собрании РФ).

Политический режим - функциональная характеристика власти; система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. Обычно выделяют следующие виды политических режимов: авторитарные и демократические.

Основные характеристики авторитарного политического режима выглядят следующим образом:

- отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан;

  • отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства;

  • отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование ее институтов через закрытые каналы;

  • сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа;

  • жесткие командно-административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие;

  • отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных политических партий и общественных организаций;

  • политический монизм – господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведенной в ранг государственной;

  • отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов.

Основные характеристики демократического политического режима:

  • наличие гарантированных прав и свобод граждан;

  • нормальное функционирование представительных учреждений, народ – единственный источник государственной власти;

  • контроль населения за принятием политических решений;

  • разделение властей;

  • политический плюрализм;

  • ограничение государственного насилия;

  • наличие гражданского общества.
Статья 1 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация является демократическим государством. Это подтверждается тем, что в следующем разделе Конституции РФ закрепляются и гарантируются права и свободы граждан. В РФ гарантируется участие населения РФ в управлении делами государства (возможность выбирать и быть избранным, право на участие в митингах, выступлениях, право на объединение и т.д.). В РФ существует разделение властей, государственно характеризуется политическим многообразием.

Тема №2. Право: понятие, признаки, функции. Связь государства и права.
Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых его силой.

Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали норм общественных объединений) присущими только ему специфическими признаками. К их числу относятся:

  • общеобязательность — право является единственной системой социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства;

  • формальная определенность — нормы права содержат точные и детальные требования, предъявляемые к поведению людей;

  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства;

  • многократность применения — нормы права обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество раз.


Чаще всего выделяют 2 функции права:

  1. Регулятивная функция права заключается в упорядочивании общественных отношений. Право регулирует экономические, политические, социальные и иные отношения людей в обществе.

  2. Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений путем установления запретов, юридических санкций.


В юридической науке понятие "право" используется в двух значениях:

  1. Объективное право - это совокупность общеобязательных правил поведения, зафиксированных в нормативно-правовой базе.

  2. Субъективное право - это право выбора вида и меры своего поведения в рамках закона. Это право, принадлежащее конкретному лицу. Оно юридически обеспечивает свободу лица, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.


Связь государства и права.

Выделяют три подхода к соотношению государства и права:

Первый — исходит из приоритета государства над правом, о подчинении права государству.

Другой подход исходит из ограничения государства правом, т. е. право является средством контроля над государством и ограничения его произвола.

Третий подход предполагает, что государство и право не могут существовать друг без друга. Между ними имеется функциональная связь: государство определяет право, используя его потенциал для достижения целей государственной политики, а право упорядочивает внутриорганизационные связи государства, обеспечивая рациональное устройство его структуры.
Правовое государство. Идея правового государства сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол.
Принципами правового государства являются:

1) приоритет права. Он означает рассмотрение всех вопросов общественной жизни с позиций права. Закон должен быть правовым. Он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти;

2) верховенство закона. Все нормативные правовые акты должны соответствовать закону, а все законы должны соответствовать Конституции;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

4) взаимная ответственность личности и государства;

5) правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

Тема №3. Норма права: понятие, признаки, структура.
Норма права (правовая норма) - это правило поведения, имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуждения.
Признаки нормы права:

  1. Общеобязательность исполнения.

  2. Формальная определенность (нормы права детализировано и четко закреплены в нормативно-правовых актах);

  3. Обеспечивается силой государственного принуждения;

  4. Норме права присуща многократность повторения (действие нормы права не заканчивается после ее использования);

  5. Норма права имеет общий характер, неперсонифицированность (обращенность не к конкретному лицу, а к каждому гражданину).


Структура нормы права содержит 3 элемента:


Гипотеза – часть правовой нормы, которая указывает на условия, при которых должно использоваться данное правило.

Диспозиция - часть правовой нормы, которая содержит само правило поведения, которому должны следовать лица.

Санкция - часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителя правовой нормы. Санкция может нести поощрительные или карательные меры, в зависимости от того, соблюдаются или нарушаются правила поведения (нормы).

Смысловая конструкция нормы права выглядит следующим образом:

Если…, то…., иначе ….

Пример:

Если одно лицо по договору займа получило от другого лица денежную сумму, то должник обязан вернуть причитающуюся с него сумму в назначенный срок, иначе дело будет рассматриваться в судебном порядке.
! Практическое задание №2, №3.. Структура нормы права.

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества. В случае нарушения арендодателем обязанности по производству капитального ремонта арендатор имеет право требовать соответственного уменьшения арендной платы.

По договору подряда подрядчик должен выполнить работу качественно и в соответствии с условиями договора. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, заказчик вправе требовать от подрядчика соразмерного уменьшения установленной за работу цены.
Тема №4. Источник права: понятие, виды.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому важно знать, где может содержаться информация о правилах поведения, обязательных для всех.
Источник права – внешняя форма выражения и закрепления норм права.
В научной и учебной литературе обычно выделяют следующие виды источников права:

  1. Правовой обычай: исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила.

Сначала обычай исполнялся добровольно, но затем был закреплен государством как обязательное правило поведения в той или иной ситуации.

Большинство древних юридических памятников представляют собой записанные правовые обычаи (например, древнеримские "Законы XII таблиц", древнерусская "Русская Правда"). Обычаи существуют и в современно мире. Например в Великобритании существуют такие нигде не писанные обычаи: «Король должен согласиться с биллем, принятым обеими палатами парламента», «Лидер партии большинства становится премьер-министром» или обычай передачи власти от одной партии к другой (премьер-министр, представитель проигравшей на выборах партии, после подсчета голосов едет в Букингемский дворец, где преклонив колено и поцеловав руку королеве, вручает прошение об отставке. Сразу после него во дворец приезжает лидер выигравшей партии и получает от королевы право на формирование собственного правительства).


  1. Юридический прецедент («факт, имевший пример в прошлом»): конкретное решение по определенному делу судебного или административного органа, которое становится обязательным при решении аналогичных дел в будущем.

Достоинство такого источника права состоит в том, что он предметно и точно отражает существо конкретного дела, однако, число прецедентов может быть крайне большим (в Англии их около 500 тысяч; в США ежегодно публикуется 350 томов судебных решений, используемых в качестве прецедента).


  1. Нормативный договор: двустороннее или многостороннее соглашение субъектов права, содержащее правовые нормы (например, международно-правовые договоры, Устав ООН, договор об образовании федерации или конфедерации, коллективный договор в трудовом праве, международные конвенции).




  1. Нормативно-правовой акт: документ, принимаемый специально уполномоченным органом государства или иной социальной структурой (муниципальным органом, профсоюзом, акционерным обществом, товариществом и т.д.), который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Отличается от правового обычая специальным механизмом принятия, формальной и структурной четкостью.


Обычно в конкретном государстве преобладает какой-то определенный вид источников права. Например, в древних государствах, когда еще не сложились специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные акты, преобладающим видом являлся правовой обычай. Издание специальных документов, представлявших собой свод правовых обычаев, воспринималось современниками не как собственно создание правовых норм, а как чисто техническая операция, направленная на сохранение и систематизацию уже существующих правовых норм.

В большинстве современных государств (кроме государств с правовой системой англо-саксонского типа) основной формой существования правовых норм являются нормативные акты.

Нормативные акты принимаются различными органами государства, специально уполномоченными устанавливать правовые нормы.

В современных государствах сложилась достаточно четкая и универсальная иерархия нормативных актов, связанная с иерархией органов государства. В применении к нормативным актам иерархия обозначается понятием "юридическая сила": одни акты обладают большей юридической силой, то есть "главнее", чем другие.

По юридической силе можно классифицировать нормативные акты следующим образом (в порядке убывания юридической силы):
1.      Конституция - основной закон государства.

Конституция закрепляет наиболее фундаментальные вопросы организации государства (чаще всего также и общества данной страны).

В частности, большинство современных конституций содержат положения по следующим вопросам: основы общественного строя, правовое положение личности (в том числе права и свободы человека), порядок формирования и деятельности высших органов государства, порядок принятия законов, территориальное устройство государства.

"Особость" конституции как основного закона, определяющего фундаментальные вопросы государства и общества, фиксируется особым порядком принятия и изменения конституции, отличающимся от порядка принятия и изменения других законов государства. Особый порядок изменения конституции направлен на то, чтобы конституцию было сложно изменить, что обеспечивает стабильность фундаментальных основ государства и общества.
Конституция РФ

Конституции республик, Уставы краев, областей и т.д.
2.      Законы - нормативные акты, регулирующие наиболее важные сферы общественных отношений, принятые высшим законодательным органом (парламентом) и подписанные главой государства.
По юридической силе выделяют:

  • федеральные конституционные законы (принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией)

ФКЗ «О референдуме РФ», ФКЗ «О Правительстве РФ», ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», ФКЗ «О государственном гимне РФ» и др.



  • федеральные законы (остальные законы, принимаемые и действующие в границах РФ)

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ «О гражданстве РФ», ФЗ «Об инвестиционных фондах», ФЗ «О рекламе», ФЗ «О банках и банковской деятельности» и др.


  • законы субъектов федерации (принимаются и действуют на территории субъектов РФ)

законы УР, РТ, РБ, Алтайского края, Ростовской области и др.


  1. Подзаконные акты: все нормативно-правовые акты, кроме Конституции и законов

  • Указы и распоряжения Президента РФ;

  • Постановления и распоряжения Правительства РФ;

  • Приказы, инструкции, положения федеральных министерств, служб, агентств;

  • Акты региональных органов власти (например, постановления и распоряжения Правительства УР);

  • Акты муниципальных органов власти (например, решения Городской Думы г.Глазова, постановления Администрации г.Глазова);

  • Локальные нормативные акты.



! Практическое задание №4. Виды нормативно-правовых актов.

Расположите нормативно-правовые акты в порядке убывания их юридической силы. Отберите документы, не являющиеся нормативно-правовым актом.

  • Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть 2),

  • Распоряжение ОАО «Российские железные дороги» «Об утверждении Положения о молодом специалисте в ОАО «РЖД»,

  • Уголовный Кодекс Российской Федерации,

  • Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

  • Ф. О. Дзгоева. Образцы приказов по кадрам. – Москва: Проспект, 2011,

  • Приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения»,

  • Указ Президента Удмуртской Республики «О мерах по защите информации ограниченного доступа в Удмуртской Республике»,

  • Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»,

  • Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» (ПДД),

  • Указ Президента РФ «О награждении государственными наградами РФ»,

  • Снигирева И.О., Смирнова О. В. Учебник по трудовому праву. – Москва: Проспект, 2009,

  • Конституция Российской Федерации,

  • Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть 1),

  • Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации»,

  • Федеральный закон «О рекламе»,

  • Решение Глазовской городской Думы «О назначении стипендий муниципального образования «Город Глазов» учащимся образовательных учреждений города Глазова».



Тема №5. Система права и отрасли права.
Под системой права понимается его внутренняя структура или деление права на отрасли.

Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (имущественные - гражданское право; управленческие отношения - административное право; совершение преступления - уголовное право и т.п.)

Существует материальное право (совокупность правовых норм, с помощью которых государство прямо влияет на общественные отношения) и процессуальное право (совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских и арбитражных дел).

Отрасли материального права:

  • конституционное (государственное) право;

  • административное право;

  • гражданское право;

  • трудовое право;

  • финансовое право;

  • банковское право;

  • уголовное право;

  • экологическое право;

  • и т.п.


К процессуальным отраслям права относятся: гражданское и уголовное процессуальное право.

Нормы гражданско-процессуального права регулируют деятельность судов, рассматривающих гражданские, семейные, трудовые, финансовые и др. отношения. Нормы уголовно-процессуального права регулируют деятельность органов правосудия, следствия, прокуратуры по расследованию уголовных дел и рассмотрению их в суде.

Тема №6. Правовые отношения: понятие, структура.
Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие права и обязанности.

В правоотношениях возникает связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей и эта связь носит волевой характер.

Структура правоотношения включает в себя 3 элемента:

  • субъекты, участники правоотношений;

  • объекты правоотношений;

  • содержание правоотношения (права и обязанности).

Субъектами правоотношений могут быть граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, организации, государство в целом, федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Правоотношения могут устанавливаться между двумя или более субъектами.

Объект правоотношения - это то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения. Это то, что связывает участников правоотношений. Это могут быть:

  • вещи, деньги, ценные бумаги;

  • действия и их результаты;

  • результаты творческой деятельности;

  • личные неимущественные блага, т.е. это материальные, духовные и иные блага.

Содержание правоотношений составляют права и обязанности участников.

Право – мера возможного поведения участника правоотношения. Право может содержать правомочие на собственные действия, правомочие требования совершения определенных действий от третьих лиц, правомочие на защиту своего права.

Обязанность – мера должного поведения участника правоотношения. Обязанность может содержать требование совершить какое-то действие (уплатить долг, поставить товар) или воздержаться от совершения каких-либо действий (например, обязанность в случае развода не препятствовать супругу, проживающему отдельно от детей, участвовать в воспитании детей).

Для иллюстрации понятия элементов правоотношения приведем конкретные примеры.
! Практическое задание №5. Элементы правоотношения.

Пример 1. Иванов должен Петрову 100 рублей. Объект правоотношения: деньги. Субъекты правоотношения: физические лица Иванов и Петров. Содержание правоотношения: у Петрова – субъективное право получить от Иванова деньги; у Иванова – соответствующая юридическая обязанность долг возвратить. В этом примере у одной стороны (Иванова) есть только юридическая обязанность, а у другой стороны (Петрова) – только субъективное право.

Пример 2. Иванов заключил договор купли-продажи автомобиля с ООО "Авто", согласно которому ООО "Авто" обязуется продать автомобиль Иванову, а Иванов – оплатить ООО "Авто" стоимость автомобиля. Объекты правоотношения: автомобиль и деньги. Субъекты правоотношения: физическое лицо Иванов и юридическое лицо ООО "Авто". Содержание правоотношения: у Иванова – субъективное право получить автомобиль и юридическая обязанность уплатить деньги; у ООО "Авто" - субъективное право получить деньги и юридическая обязанность передать автомобиль. В этом примере стороны имеют взаимные права и обязанности.

Пример 3. Студенту Сидорову пришла повестка из военкомата. Объект правоотношения: служба в армии Субъекты правоотношения: гражданин Сидоров и государство. Содержание правоотношения: у Сидорова – юридическая обязанность нести военную службу (для начала – явиться в военкомат); у государства – субъективное право призвать Сидорова на военную службу.
Дополнительные ситуации на определение элементов правоотношений

1. Гражданин Иванов подал объявление о продаже своего велосипеда в газету. Гражданин Петров откликнулся, стороны договорились о купле-продаже велосипеда за 2 000 рублей.

Субъекты: Иванов, Петров. Объекты: велосипед, денежные средства.

Права: Иванов имеет право на получение 500 рублей, Петров имеет право на получение велосипеда.

Обязанности: Иванов должен продать велосипед, Петров должен уплатить 500 рублей.

2. Гражданин Иванов положил на депозит в Сбербанк РФ денежные средства в размере 10 000 рублей сроком на 1 год. В соответствии с договором банковского вклада банк обязан возвратить сумму вклада через 1 год и выплатить проценты на нее в размере 15% годовых.

Субъекты: гражданин Иванов, юридическое лицо – Сбербанк РФ. Объект: денежные средства.

Права: право Иванова получить сумму вклада и проценты на нее.

Обязанность Сбербанка: возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее.
3. Гражданке Воробьевой пришло уведомление из налоговой службы о необходимости заплатить транспортный налог с автомобиля, находящегося в ее собственности.

Субъекты: гражданка Воробьева, налоговая служба (государство), Объект: транспортный налог,

Права налоговой службы: требовать от Воробьевой уплаты налога, Обязанности Воробьевой уплатить налог.
4. Гражданин Уткин каждый день добирается в институт на автобусе, оплачивая проезд в размере 10 рублей.

Субъекты: гражданин Уткин, транспортное предприятие. Объект: транспортные услуги, услуги перевозки.

Права: Уткин имеет право быть довезенным на автобусе до необходимой остановки, Транспортное предприятие имеет право получить плату за проезд.

Обязанности: Уткин обязан оплатить проезд, Транспортное предприятие обязано довести Уткина до необходимой остановки.

Тема №7. Правонарушение и юридическая ответственность.
Правомерное поведение – это поведение, которое соответствует требованиям норм права. Противоположностью ему является неправомерное, противоправное поведение.
Правонарушение - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права, наносящее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом.
Признаки правонарушения:

  • общественно опасный характер: наносит вред либо создает опасность вреда для личности, государства, имущества, здоровья, жизни, общества в целом;

  • противоправность: правонарушение противоречит нормам права;

  • совершение конкретного деяния (действия или бездействия);

  • правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия;

  • виновное поведение.


Любое правонарушение характеризуется совокупностью объективных и субъективных признаков, называемых составом правонарушения. Состав правонарушения включает в себя: объект правонарушения, объективную сторону правонарушения, субъект правонарушения, субъективную сторону правонарушения.
Объект правонарушения – это те общественные отношения, которым наносится вред или создается угроза его причинения в результате правонарушения (жизнь и здоровье людей, имущество, государственный порядок управления и т.д.).

Объективная сторона правонарушения – внешние признаки правонарушения (само действие или бездействие, место, время, способ, обстановка совершения).

Субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение.

Субъективная сторона правонарушения – психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям (вина, мотив, цель).

Вина – психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию и его результату.

Выделяют две формы вины:

  • умысел: такая форма вины, при которой правонарушитель понимает вредный характер своих действий их результат, но сознательно желает их наступления (например, умышленная кража имущества);

  • неосторожность: форма вины, при которой правонарушитель либо предвидит противоправные последствия, но рассчитывает их предотвратить, либо не предвидит таких последствий, хотя должен был их предвидеть (например, водитель превышает скорость, надеясь на сове мастерство, которое поможет избежать аварии).


! Практическое задание №6.

На примере ниже описанных правонарушений определите форму вины (умысел, неосторожность). Обоснуйте свой ответ.

1. Капитан воздушного судна в целях сокращения времени полета повел самолет не по разрешенному маршруту, что привело к столкновению с другим судном.

2. Группа молодых людей предварительно готовилась и в ночь на 15 октября совершила хищение денежных средств из квартиры, собственники которой находились в то время в отпуске.

3. Муж с женой поссорились из-за невымытой посуды, что переросло в драку, в процессе которой муж толкнул жену, та ударилась о пол и получила телесные повреждения средней тяжести.

4. Сторож небольшого деревянного дома, закурив сигареты, бросил окурок в кусты, что привело к пожару, в результате которого дом практически полностью сгорел.

5. Кандидат в местную городскую думу в целях избрания на должность фальсифицировал итоги голосования.

6. Директор магазина в целях экономии средств приобрела и разместила в магазине огнетушителей вдвое меньше положенной нормы. При коротком замыкании в магазине, начался пожар, который не смогли быстро потушить, что привело к значительному материальному ущербу.

Приведите собственные примеры умышленной и неосторожной форм вины.
! Практическое задание №7. Разбор преступления по составу.

1. Дадим характеристику и рассмотрим состав преступления, предусмотренного часть 1 статьи 158 Уголовного Кодекса РФ.

Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Объект – отношения собственности.

Объективная сторона – тайное хищение какого-либо имущества, время, место ее совершения.

Субъект – физическое дееспособное лицо, достигшее 14 возраста.

Субъективная сторона – вина в форме умысла, корыстная цель.
Дадим характеристику и рассмотрим состав преступления, предусмотренного часть 1 статьи 290 Уголовного Кодекса РФ.

Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Объект преступления: интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Объективная сторона: получение должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.

При этом для состава получения взятки не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка - до или после совершения им обусловленных действий, равно как и то, оговаривались ли заранее характер и содержание служебных действий, которые виновный должен был или уже совершил за получение незаконного вознаграждения.

Субъектом данного преступления может быть только должностное лицо, т.е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Служащие коммерческих и иных организаций, не являющиеся должностными лицами, за получение незаконного вознаграждения подлежат ответственности по ст. 204 УК «Коммерческий подкуп».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Конспект лекций. Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы iconКонспект лекций удк 651. 5 Ббк 60. 844 Конспект лекций по курсу «Делопроизводство»
Конспект лекций по курсу «Делопроизводство» составлен на основе базовой программы «Делопроизводство и документационное обеспечение...

Конспект лекций. Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы iconКонспект лекций для студентов всех форм обучения специальности 080110...
Налоги и налогообложение: Конспект лекций / Составитель Н. А. Леончик. – Кемерово, 2006. – 80 с

Конспект лекций. Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы iconКонспект лекций по дисциплине системы обработки экономической информации...
Понятие информационная потребность тесно связано с понятием цели и функции управления. Можно сказать, что потребность в информации...

Конспект лекций. Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы iconКурс лекций Раздел I. Государственные учреждения и особенности государственного...
Тема Складывание централизованного государства и система государственного управления в XV xvii вв

Конспект лекций. Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы iconКонспект лекций
Лекция Тема: Современные трактовки предметной области политической философии (4 час.)

Конспект лекций. Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы iconКонспект лекций Владимир 2010 Министерство образования Российской...
Автоматизированные системы бухгалтерского и управленческого учета. Часть 1: Конспект лекций / Владим гос ун-т; Сост.: Д. Н. Васильев...

Конспект лекций. Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы iconПлан-конспект тема 1
Тема 1 Документы в управленческой деятельности. Формы документов и порядок их заполнения

Конспект лекций. Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы icon1. Основы теории государства Понятие, признаки, функции государства....
Рекомендован Учебно-методическим Советом Института правоведения и предпринимательства в качестве учебно-методического комплекса по...

Конспект лекций. Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы iconКонспект лекций по дисциплине «Коммерческая деятельность на воздушном транспорте»
Тема Рыночно-конъюнктурные исследования в коммерческой деятельности аэро- портов и авиакомпаний

Конспект лекций. Тема №1. Государство: понятие, признаки, функции, формы iconКонспект лекций по дисциплине для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Таможенное право: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» / сост канд...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск