Высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» ижевский юридический институт (филиал)


НазваниеВысшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» ижевский юридический институт (филиал)
страница1/4
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Бланки > Учебное пособие
  1   2   3   4



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Методика выявления, возбуждения и рассмотрения дел

об административных правонарушениях, подведомственных

ФССП России

Ижевск – 2010

Учебное пособие разработано на основе Государственного образовательного стандарта подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников и специалистов Федеральной службы судебных приставов.

Автор:

Семенов Валерий Викторович – заместитель руководителя Управления ФССП по Удмуртской Республике, заместитель Главного судебного пристава Удмуртской Республики.
Рецензент:

Городилов Александр Евгеньевич– заместитель директора Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России по повышению квалификации и научной работе

Настоящее Учебное пособие разработано с целью повышения эффективности применения судебными приставами полномочий административной юрисдикции, обучения личного состава Федеральной службы судебных приставов выявлению, возбуждению и рассмотрению в пределах компетенции дел об административных правонарушениях, подведомственных ФССП России.

Учебное пособие 28 мая 2010 года рассмотрено на Совете филиала ИжЮИ РПА Минюста России и рекомендовано для судебных приставов слушателей курсов повышения квалификации и судебных приставов территориальных органов для использования в практической деятельности.


© Семенов В.В., 2010.

© Ижевский юридический институт (филиал)

РПА Минюста России, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ




Общие положения


4



Порядок возбуждения должностными лицами ФССП России дел об административных правонарушениях


5



Рекомендуемый порядок оформления дел об административных правонарушениях для судебных приставов-исполнителей



10



Рекомендуемый порядок оформления дел об административных правонарушениях для судебных приставов по ОУПДС



13



Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.15 КоАП РФ



15



О порядке применения статьи 13.26 Кодекса РФ

об административных правонарушениях



17



Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.26 КоАП РФ



27



Особенности норм КоАП РФ, отнесенных к подведомственности ФССП России



31



Аналитический обзор судебной практики обжалования постановлений должностных лиц УФССП России по Удмуртской Республике о привлечении к административной ответственности по ст. ст. 17.14 и 17.15 КоАП РФ



38



Правовые основания возбуждения дел об административных

правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ должностными лицами ФССП России



49



Приложения:

Постановление

по делу об административном правонарушении


55



Протокол об административном правонарушении

57


1. Общие положения

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из норм КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностные лица ФССП России при реализации полномочий административной юрисдикции действуют на основании норм КоАП РФ с учётом особенностей, установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Наделение должностных лиц Федеральной службы судебных приставов законами субъектов Российской Федерации полномочиями административной юрисдикции не соответствует статусу ФССП России как федерального органа исполнительной власти и не соответствует положениям нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность федеральных государственных служащих.

Кроме положений КоАП РФ в своей деятельности судебным приставам необходимо руководствоваться положениями главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок направления на рассмотрение судьям арбитражных судов подведомственных им дел об административных правонарушениях, возбужденных судебными приставами, а также положениями главы 15 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в которой предусмотрен порядок привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об исполнительном производстве.

В соответствии с пунктом 77 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ судебные приставы составляют протоколы (возбуждают дела) об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.3 - 17.6, 17.8, 17.9, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица ФССП России наделены полномочиями возбуждать дела об административных правонарушениях по статьям 17.7, 17.9 и части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, утвержден приказом Минюста России от 06.04.2005 № 33.

Статьей 23.68 КоАП РФ судебные приставы-исполнители уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14, частями 1 и 2 статьи 17.15 КоАП РФ, старшие судебные приставы рассматривают дела об административных правонарушениях по статье 13.26 КоАП РФ.
2. Порядок возбуждения должностными лицами ФССП России

дел об административных правонарушениях

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Если дело об административном правонарушении возбуждается составлением протокола об административном правонарушении, в протоколе, в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, должны быть указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. При этом в соответствии с положениями пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при получении объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и соответствующими положениями главы 25 КоАП РФ. Свидетели, специалисты, эксперты, кроме того, должны быть предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ. Такие письменные объяснения могут быть получены как в самом протоколе об административном правонарушении, так и на отдельном бланке объяснений. Отсутствие таких разъяснений и предупреждений в протоколе или отдельном объяснении лица может быть признано судом нарушением, влекущим невозможность использования такого доказательства при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки без уважительной причины физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае их неявки, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

С практической точки зрения, в случае отказа участвующих лиц от подписания протокола или получения копии протокола необходимо привлекать понятых (свидетелей) для фиксации отказа в протоколе об административном правонарушении. Целесообразно последующее получение от таких понятых (свидетелей) объяснений об удостоверенном ими факте отказа от подписания протокола или получения копии протокола.

Протокол об административном правонарушении рекомендуется составлять в отношении физических (должностных) лиц в их присутствии а не заочно, а в случае их неявки к судебному приставу (к месту совершения исполнительных действий) - осуществить привод нарушителя. При этом в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено (в практической деятельности ФССП России - будет возбуждено) дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными, является несущественным недостатком протокола и не препятствует его рассмотрению в суде по существу.

Важным моментом является соблюдение сроков составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Однако, составленные протокола за пределами сроков, установленных ст.28.5 КоАП РФ не являются существенным недостатком, так как в соответствии с п. 4 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда РФ эти сроки не являются пресекательными.

Если дело об административном правонарушении возбуждается вынесением постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление, их адрес, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу, срок и порядок обжалования постановления, информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Любое административное правонарушение включает в себя следующие элементы состава административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

При выявлении в действиях лица всех элементов состава административного правонарушения уполномоченное должностное лицо ФССП России возбуждает дело об административном правонарушении.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

  1. обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

  1. обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

  2. иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении; иными процессуальными документами, предусмотренными КоАП РФ; объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; показаниями потерпевшего, свидетелей; заключениями эксперта; показаниями технических средств; вещественными доказательствами.

3. Рекомендуемый порядок оформления дел об административных правонарушениях для судебных приставов-исполнителей

При выявлении судебным приставом-исполнителем административного правонарушения рекомендуется следующий порядок действий:

1. Судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола регистрируется в журнале учета дел об административных правонарушениях и приобщается к материалам дела об административном правонарушении. Другой экземпляр протокола выдается нарушителю под расписку в получении, третий – приобщается к материалам исполнительного производства.

2. В протоколе судебный пристав-исполнитель фиксирует под роспись объяснение нарушителя. При этом судебный пристав-исполнитель разъясняет нарушителю его права и обязанности, установленные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ. За отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 КоАП РФ нарушитель не предупреждается.

В случае, если по делу об административном правонарушении опрашивается свидетель, то ему разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 25.6 КоАП РФ, он предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по основаниям, предусмотренным статьей 17.9 КоАП РФ. Объяснение свидетеля в подлиннике приобщается к материалам дела об административном правонарушении, а копия объяснения - к материалам исполнительного производства.

3. Иные материалы исполнительного производства, подтверждающие факт административного правонарушения, в копиях, заверенных судебным приставом- исполнителем, приобщаются к материалам дела об административном правонарушении (административному материалу). К таким материалам могут относиться копии постановлений о возбуждении исполнительного производства, копии исполнительных листов (судебных приказов), копии уведомлений о вручении должнику исполнительного документа, копии иных документов (постановлений, требований, предписаний, предупреждений), выносимых в ходе исполнительного производства, с отметкой о вручении должнику (уведомлением о получении по почте).

  1. Дело об административном правонарушении (административный материал) не позднее одних суток (без учета выходных и праздничных дней) направляется с сопроводительным письмом в соответствующий суд (судебный участок), при этом одна копия сопроводительного письма приобщается к материалам исполнительного производства, другая сдается для учета лицу, ответственному за учет и регистрацию, а в его отсутствие - старшему судебному приставу.

  2. Согласно статье 29.6 КоАП РФ материал должен быть рассмотрен судьей в течение двух месяцев (с 04.05.2010г.) со дня поступления в судебный участок. Поэтому по истечении указанного срока целесообразно запросить у суда копию постановления по делу об административном правонарушении. Данную копию постановления судебный пристав-исполнитель приобщает к материалам исполнительного производства, другую передает лицу, ответственному за учет и регистрацию административных материалов, а в его отсутствие - старшему судебному приставу.

В целях обеспечения производства по делу об административном правонарушении судебный пристав-исполнитель уполномочен осуществлять осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изымать вещи и документы.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем делается запись в протоколе осмотра.

Изъятие вещей, явившихся орудиями или предметами совершения административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, осуществляется в присутствии двух понятых. Об изъятии вещей и документов составляется протокол, в котором указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей.

В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем делается запись в протоколе.

Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

4. Рекомендуемый порядок оформления дел об административных правонарушениях для судебных приставов по ОУПДС

При выявлении судебным приставом по ОУПДС административного правонарушения рекомендуется следующий порядок действий:

  1. Судебный пристав по ОУПДС составляет протокол об административном правонарушении в двух экземплярах. Протокол регистрируется в журнале учета административных правонарушений, его копия выдается нарушителю под расписку в получении.

2. В протоколе судебный пристав по ОУПДС фиксирует под роспись объяснение нарушителя. При этом судебный пристав по ОУПДС разъясняет нарушителю его права и обязанности, установленные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ. За отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 КоАП РФ нарушитель не предупреждается.

В случае, если по делу об административном правонарушении опрашивается свидетель, то ему разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 25.6 КоАП РФ, он предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по основаниям, предусмотренным статьей 17.9 КоАП РФ. Объяснение свидетеля в подлиннике приобщается к материалам дела об административном правонарушении, а копия объяснения - к материалам исполнительного производства.

3. Иные доказательства, подтверждающие факт административного правонарушения, например, изъятые предметы, запрещенные к проносу в здание суда, приобщаются к материалам дела об административном правонарушении (административному материалу).

4. Дело об административном правонарушении (административный материал) не позднее одних суток (без учета выходных и праздничных дней) направляется с сопроводительным письмом в соответствующий суд (судебный участок), при этом копия сопроводительного письма сдается для учета лицу, ответственному за учет и регистрацию, а в его отсутствие - старшему судебному приставу.

Согласно статье 29.6 КоАП РФ материал должен быть рассмотрен судьей в течение двух месяцев (с 04.05.2010г.) со дня поступления в судебный участок. Поэтому по истечении указанного срока целесообразно запросить у суда копию постановления по делу об административном правонарушении. Данную копию постановления судебный пристав передает лицу, ответственному за учет и регистрацию административных материалов, а в его отсутствие - старшему судебному приставу.

Для обеспечения производства по делу об административном правонарушении судебный пристав по ОУПДС наделен полномочиями по доставлению, административному задержанию, личному досмотру, досмотру вещей, находящихся при физическом лице, осмотру принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотру транспортного средства, изъятию вещей и документов.

В целях своевременного составления протокола об административном правонарушении судебный пристав по ОУПДС вправе произвести доставление либо административное задержание физического лица.

Доставление — это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение суда или органа внутренних дел, когда невозможно составить протокол об административном правонарушении на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица в служебном помещении суда, осуществляемое судебным приставом по ОУПДС в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Срок административного задержания не должен превышать трех часов. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании, а также о применении фото и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способах фиксации вещественных доказательств.

Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. О досмотре транспортного средства составляется протокол.

Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
5. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.15 КоАП РФ
В соответствии со статьей 23.68 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 37.14 и статьей 17.15 КоАП РФ, рассматривают судебные приставы-исполнители.

Возбуждение дел об административных правонарушениях указанной категории и их рассмотрение производится судебным приставом-исполнителем одновременно путем вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Постановление судебного пристава-исполнителя по делу об административном правонарушении утверждается старшим судебным приставом не позднее суток с момента вынесения.

Постановление судебного пристава-исполнителя выносится в рамках исполнительного производства при обнаружении признаков административного правонарушения и должно содержать данные, установленные статьей 29.10 КоАП РФ.

С целью исключения волокиты и возможности виновному лицу избежать наказания по статье 17.15 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» следует применять данную норму только после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора (письмо ФССП России от 07.07.2008 № 12/01-8729-АП).

В целях исключения брака в работе при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности по частям 1 и 3 статьи 17.14 и статье 17.15 КоАП РФ необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями о порядке применения некоторых положений КоАП РФ (письмо ФССП России № 12/04-15022-ВВ от 29.12.2007).
6. О порядке применения статьи 13.26 Кодекса РФ

об административных правонарушениях
Федеральным законом от 28.06.2009 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Кодекс об административных правонарушениях дополнен статьей 13.26 – Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений.

Административная ответственность по данной статье наступает при нарушении оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, в том числе несвоевременное сообщение суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату.

Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно изменениям, внесенным в пункт 77 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26 КоАП РФ, составляются судебными приставами.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.68 КоАП РФ (в дальнейшем – Кодекса) дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26 данного Кодекса, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов.

Согласно ч. 2 ст. 23.68 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26 Кодекса, вправе старшие судебные приставы.

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 Кодекса, составляются в отношении должностных и юридических лиц при нарушении операторами почтовой связи требований ст. 116 ГПК РФ «Вручение судебной повестки», п.п. 3.2 и 3.3 Особых условий приёма, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 № 343.

При обнаружении признаков правонарушения, предусмотренного ст. 13.26, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ судебный пристав (обычно: судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности суда при выезде к лицу, который вызвался к судье, для принудительного привода по постановлению судьи) докладывает об этом старшему судебному приставу путем подачи рапорта об обнаружении признаков вышеуказанного административного правонарушения. Последний, убедившись, что в сообщении действительно усматриваются признаки административного правонарушения, поручает судебному приставу составить протокол о правонарушении.

В дальнейшем судебный пристав должен установить:

  • наличие события административного правонарушения;

  • лицо, совершившее противоправное действие (бездействие);

  • виновность лица в совершении административного правонарушения (формы вины изложены в статье 2.2 КоАП РФ);

  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ);

  • иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела;

  • составить протокол об административном правонарушении по ст. 13.26 КоАП РФ.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судебный пристав устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются путем получения объяснений от лица, привлекаемого к административной ответственности, показаний свидетелей - гражданина, который вызывался в суд, почтальона; копией почтового уведомления; копией приказа, подтверждающей, что привлекаемое к административной ответственности лицо является должностным лицом оператора почтовой связи, его должностной регламент (должностная инструкция); или данные, подтверждающие, что привлекаемым к административной ответственности лицом является юридическое лицо, другими материалами.

Объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности, пишется самим лицом или судебным приставом со слов данного лица, что целесообразнее, поскольку это позволит более детально выяснить обстоятельства, имеющие отношение к делу. При отобрании объяснения следует выяснить должность привлекаемого, по какой причине не исполнены обязанности о доставке (вручении) судебного извещения, была ли возможность их исполнить и другие обстоятельства, имеющие отношение к делу (например, как организована работа оператором почтовой связи, данным должностным лицом по вручению почтовых отправлений разряда «Судебное"). Почтальона необходимо опросить по тем же вопросам.

Протокол должен быть составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ (Протокол об административном правонарушении). В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения необходимые для разрешения дела. Всем участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности.

В частности, лицу, привлекаемому к административной ответственности, должны быть разъяснены его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, в том числе право пользоваться юридической помощью защитника. Разъяснение прав должно подтверждаться личной подписью этого лица. Кроме того, необходимо выяснить, не имеет ли правонарушитель (или законный представитель, защитник, иное лицо в случае привлечения юридического лица) ходатайства; предупредить правонарушителя о необходимости явиться к старшему судебному приставу для рассмотрения дела, и что в случае неявки дело может быть рассмотрено без его участия.

После составления протокола судебный пристав приобщает к нему все материалы, подтверждающие вину правонарушителя о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 Кодекса (объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности (должностного лица, законного представителя юридического лица, или иного лица, признанного в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица), показания свидетелей, другие документы и передает дело старшему судебному приставу отдела для рассмотрения.

Старший судебный пристав, изучив материалы дела об административном правонарушении и убедившись, что в действиях того или иного лица, привлекаемого к ответственности, содержатся признаки административного правонарушения, определяет дату и время рассмотрения дела, надлежащим образом извещает соответствующее лицо, привлекаемое к ответственности (в случае привлечения к ответственности юридического лица извещает его законного представителя), о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направленно (повесткой, телеграммой, телефонограммой по месту работы или учебы, факсимильной связью и т.п.).

В соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении старший судебный пристав должен:

  • установить факт явки физического лица или законного представителя юридического лица (в зависимости от того, кто привлекается к административной ответственности), а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

  • проверить полномочия законного представителя юридического лица (защитника) или защитника физического лица (если они присутствуют);

  • разъяснить лицам, участвующим при рассмотрении дела, их права предусмотренные ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ, а защитнику – предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ;

  • заслушать объяснения физического лица (именно физического лица, а не защитника) или законного представителя юридического лица, в отношении которых рассматривается дело, показания других лиц (если они есть), исследовать другие доказательства.

  1   2   3   4

Похожие:

Высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» ижевский юридический институт (филиал) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Кф рпа минюста России; Л. И. Потапова, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Калужского...

Высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» ижевский юридический институт (филиал) iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации...

Высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» ижевский юридический институт (филиал) iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
...

Высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» ижевский юридический институт (филиал) iconВысшего профессионального образования «российская правовая академия...
Дорофеева с. Н., Кузбагарова в. А., Лазаренкова о. Г., Новоселова а. А., Олейник е. В., Свиридонова т. И

Высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» ижевский юридический институт (филиал) iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте номер выбранного...

Высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» ижевский юридический институт (филиал) iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» ижевский юридический институт (филиал) iconПрограмма производственной практики специальность 030912 «Право и...
Р е ц е н з е н т: к и н., зав кафедрой гражданского права Средне-Волжского (г. Саранск) филиала Федерального государственного бюджетного...

Высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» ижевский юридический институт (филиал) iconРоссийской Федерации Российская экономическая академия им. Г. В....
Российской Федерации, положением о порядке проведения практики Студентов образовательных учреждений высшего Профессионального образования...

Высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» ижевский юридический институт (филиал) iconНезависимая антикоррупционная экспертиза научно-практическое пособие
Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) гоу впо "Российская правовая академия" Министерства юстиции Российской...

Высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации» ижевский юридический институт (филиал) iconНезависимая антикоррупционная экспертиза научно-практическое пособие
Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) гоу впо "Российская правовая академия" Министерства юстиции Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск