Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральный институт педагогических измерений
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТОВ
ЕГЭ В 2005 г.
Москва
2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Руководство по организации подготовки экспертов региональных предметных комиссий 3
1.1Цели 3
1.2. Описание материалов 3
Руководство по организации подготовки и аттестации экспертов РПК. 3
Комплект учебных пособий по предметам для подготовки экспертов. 3
Электронное пособие для подготовки экспертов ЕГЭ 4
Комплект работ выпускников на электронном носителе для организации подготовки экспертов в условиях, максимально приближенных к реальной экзаменационной процедуре проверки. 4
1.3. Методика организации занятий 4
2. Программа подготовки экспертов по проверке заданий с развернутым ответом единого государственного экзамена 6
3. Квалификационная характеристика экспертов предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом 11
3.1. Квалификационная характеристика организатора работы предметной комиссии по подготовке экспертов 11
3.2. Квалификационная характеристика эксперта предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом 12
4. Примерные вопросы для итогового контроля 13
5. Рекомендуемая литература 14
Приложение 1. Рекомендации по формированию и организации предметных комиссий (подкомиссий) ГЭК субъекта РФ 17
Приложение 2. Инструкции для предметной комиссии по проверке бланков ответов № 2 в 2005 г. 22
Авторы – составители: Ковалева Г. С. (руководитель коллектива), к.п.н.,
Котова О. А., к.и.н., Лискова Т. Е., к.п.н., Станченко С. В., к. ф.-м.н.
© Федеральный институт педагогических измерений, 2005
Руководство по организации подготовки экспертов региональных предметных комиссий
Специалистами Федерального института педагогических измерений подготовлен учебно-методический комплект (УМК) для организации подготовки и аттестации экспертов региональных предметных комиссий (далее - РПК) по проверке заданий с развернутым ответом в 2005 г.
Цели
Комплект материалов призван обеспечить эффективную подготовку экспертов РПК ЕГЭ с учетом специфических условий (кадровых и экономических возможностей, опыта проведения единого экзамена по конкретным предметам и пр.) отдельных территорий каждого субъекта РФ, участвующего в эксперименте.
Подготовка экспертов может быть организована в очной, очно-заочной и заочной формах.
Председателю РПК (или иным уполномоченным для подготовки экспертов лицам) целесообразно ориентироваться на примерную программу подготовки и требования к квалификации эксперта, при необходимости скорректировав ее по времени. В условиях дефицита времени рекомендуем уделить особое внимание практической стороне обучения. Итогом обучения должна стать процедура аттестации, которая позволит определить состав специалистов, рекомендуемых для работы в предметной комиссии.
1.2. Описание материалов
УМК включает:
Руководство по организации подготовки и аттестации экспертов РПК.
Руководство содержит рекомендации по организации подготовки и аттестации экспертов РПК, примерную программу подготовки экспертов, требования к квалификации (квалификационные характеристики) экспертов РПК (соответственно второй и третий разделы данного сборника материалов).
Комплект учебных пособий по предметам для подготовки экспертов.
Комплект пособий составляют три учебные книги, отражающие логику процесса обучения экспертов1:
«Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом» дают общее представление о назначении заданий с развернутым ответом в структуре КИМ единого экзамена; их типологии и подходах к оцениванию заданий с развернутым ответом.
«Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом» содержат комплект ответов учащихся на задания с развернутым ответом, анализ которых позволяет эксперту практически освоить систему оценивания, принятую в данном предмете, потренироваться в оценивании ответов учащихся.
«Материалы для проведения зачета» позволяют оценить степень подготовленности эксперта. Они содержат комплект бланков ответов выпускников, тексты заданий, инструкции по оцениванию и эталонные оценки, соотнесение с которыми результатов работы обучающегося дает представления о степени обученности.
Электронное пособие для подготовки экспертов ЕГЭ
Пособие2 включает программное обеспечение, устанавливаемое в локальной сети регионального ресурсного центра или на компьютер эксперта, и руководство пользователя. Программное средство позволяет с наименьшими материальными затратами организовать эффективную и психологически комфортную подготовку экспертов региональных комиссий ЕГЭ в форме очных и дистанционных занятий, а также решить проблему аттестации и сертификации прошедших подготовку специалистов, выявить по объективным показателям наиболее подготовленную группу «третьих экспертов».
Комплект работ выпускников на электронном носителе для организации подготовки экспертов в условиях, максимально приближенных к реальной экзаменационной процедуре проверки.
Обучающимся предлагается диск со следующими материалами по предмету: три комплекта работ выпускников 2004 г. по разным вариантам, тексты заданий и критериев оценивания, бланки протоколов экспертной проверки по процедуре 2005 г., таблицы с реальными экспертными оценками заданий всех работ комплекта3.
|