Запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти…


Скачать 267.17 Kb.
НазваниеЗапрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти…
страница1/3
ТипПрограмма
filling-form.ru > Бланки > Программа
  1   2   3

Уважаемые посетители сайта www.krasinskiy.ru! Данные материалы подготовлены Центром мониторинга демократических процессов «Кворум». С уважением Красинский Владислав Вячеславович



Общая характеристика основ избирательного законодательства Польской Республики

 

Пожалуй, одна из наиболее интересных и неоднозначных в электоральном плане выглядит избирательная система Польши. Стремительная динамика развития, бесчисленные скандалы, политическая ангажированность – все это сопровождает любую попытку объективного и качественного анализа польской избирательной системы. Исследование дискриминационного контекста данной системы также необычайно интересно. Нельзя не обратить внимание, что даже в базовых положениях преамбулы Конституции Республики Польша, где Бог законодательно фиксируется в качестве «источника истины, справедливости, блага и красоты» уже существует весьма серьезный намек на дискриминацию как граждан Польши, исповедующих политеические религии, так и граждан, не исповедующих ни одной из религий. Кроме того, конституционная фиксация «христианского наследия Народа» также создает предпосылки для вполне очевидной законодательной дискриминации и представителей монотеических религий, не христианского происхождения. Разумеется, избирательное законодательство Польши не является дискриминационным законодательством по своей сути, и существенно продвинулось по пути своей демократизации и соответствия общеевропейским стандартам. Однако тот законодательный климат, который создается дискриминационным характером базовых положений преамбулы действующей Конституции 1997 года, не может не быть учтен нами при анализе реальной имплементации тех или иных норм избирательного законодательства Польской Республики в конкретно-прикладную плоскость.

В свою очередь, юридически неоднозначное и крайне заполитизированное в польских реалиях положение Статьи 13 Конституции, где указывается на то, что «запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти…», позволяет весьма вольно и широко интерпретировать себя интерпретировать, вводя под свое действие не только справедливое и признанное мировым сообществом недопущение нацизма и фашизма, но и весьма неоднозначную запретительную трактовку «коммунизма», позволяющую под этим запретом развернуть массовую дискриминационную травлю представителей левых и демократических кругов страны.

Интересно отметить, что разнообразные европейские структуры, призванные проводить в законодательство молодых восточно-европейских государств базовые принципы и стандарты демократических избирательных систем, фактически, самоустранились от этой миссии в Польше. А робкие попытки таких, структур как, например, то же БДИПЧ/ОБСЕ как-то обозначить свое желание осуществлять данный мониторинг, сразу же поддаются польскими властями жесткой критике и одновременными уверениями в своем «демократическом характере». Беспрецедентный случай – БДИПЧ/ОБСЕ, с огромным скандалом добившееся все же возможности развернуть на октябрьских 2007 года выборах в польский Сейм полноценную миссию наблюдения, к началу 2008 года все еще не имеет на своем официальном сайте финального отчета миссии наблюдения (!!!).

Рассмотрим конспективно базовые принципы парламентской избирательной системы Польши в их динамике развития и анализе текущей ситуации. Основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют порядок подготовки и проведения выборов в Польше являются Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 года и Закон от 12 апреля 2001 года «О выборах в Сейм Польской Республики и в Сенат Польской Республики».

Принятой в настоящее время Конституции Республики Польша предшествовал ряд других конституций: т.н. Малая конституция 1919 года, Конституция 1921 года, Малая конституция 1947 года, Конституция 1952 года и, наконец, Малая конституция 1992 года. Польский феномен так называемых «малых конституций» достаточно интересен. Принятые неким общественным консенсусом и политическим решением основных властных элит, данные «малые конституции» регулировали основные государственно-правовые аспекты жизнедеятельности страны в течение неких «переходных периодов», которые логически и юридически заканчивались принятием полноценных и долговременных конституционных актов.

Польская избирательная конституционная традиция после своей политической трансформации начала 90-х годов ХХ века всячески подчеркивает свою преемственность с нормативными документами 20-30 годов, которые, в свою очередь, являются чрезвычайно сомнительными в контексте своей демократичности. В частности, например, по Конституции Республики Польша 1921 года верхняя палата парламента - Сенат по способу своего формирования и компетенции мало чем походил на демократический институт. Он избирался на основе куда менее демократической избирательной системы, чем нижняя палата парламента страны - Сейм. Активное избирательное право для выборов в Сенат принадлежало гражданам, которым исполнилось на день назначения выборов 30 лет. Пассивное избирательное право принадлежало гражданам при достижении 40-летнего возраста

По Конституции Польши 1935 года, которая упразднила значительное количество и без того немногочисленных демократических институтов, предусмотренных предыдущей Конституцией страны 1921 года, Сенат был преобразован в государственный орган, права которого были расширены за счет сокращения компетенции Сейма. Ему предоставлялось право требовать отмены решений Сейма об отставке правительства. Были упразднены даже те небольшие демократические положения, на основании которых избирались сенаторы. Одна треть сенаторов назначалась теперь «подотчетным перед Богом и историей Президентом», другие две трети избирались двухступенчатым голосованием на основе чрезвычайно ограниченного избирательного права. Как видим, у нас есть основания для достаточно сдержанного отношения к разнообразного рода апелляциям к истории польского конституционализма и польских электоральных традиций.

Бурные конституционные изменения в Польше начала 90-х сопровождались, разумеется, и трансформацией избирательного права, которая прошла в несколько этапов. Наиболее показателен для анализа первый из них. На развитие законодательства о выборах в начале 90-х годов ХХ века повлияли общая демократизация политической системы, установление реальной многопартийности, свободное развитие средств массовой информации. На первом этапе в Польше были приняты переходные избирательные законы, которые стали результатом договоренностей, достигнутых за Круглым столом в 1989 годуПоложение о выборах в сейм Х созыва на 1989-1993 годы и Положение о выборах в Сенат. Эти нормативно-правовые акты отображали соотношение политических сил, которое сложились к тому времени. Положение о выборах в Сейм прямо ссылалось на соглашение «круглого стола», наделяло Государственный Совет правом устанавливать для отдельных округов число мандатов, предусмотренных для правящей тогда Польской Объединенной рабочей партии (ПОРП) и ее союзников, а также католических организаций. За ними закреплялось 65 процентов мест, остальные 35 процентов оставались для беспартийных. В свою очередь, Положение о выборах в Сенат не предусматривало закрепления мандатов за соответствующими партиями, выборы в этот орган были относительно свободными.

Тут следует отметить также, что перед принятием в 1992 году Малой Конституции польские эксперты и члены конституционной правовой группы активно сотрудничали с той же Венецианской комиссией («Европейская комиссия за демократию через право») в плане консультаций на предмет соответствия проекта требованиям европейских демократических и правовых стандартов. Наноябрьском 1991 года семинаре ОБСЕ в Осло (4-15 ноября 1991 год) в докладе представителя Венецианской комиссии подчеркивалось в частности, что Венецианская комиссия в лице своей специализированной Комиссии по конституционным реформам уже начала рассматривать первый раздел подготовленного рабочей группой проекта Конституции Республики Польша, который посвящен правам свободам и обязанностям человека и гражданина. Через данную структуру Венецианской комиссии был в последствии проведен весь конституционный законопроект, который и лег в основу Малой конституции 1992 года.

На нынешнем этапе Конституция Республики Польша 1997 года прямо провозглашает, что выборы в Сейм являются общими, равными, непосредственными, пропорциональными и осуществляются тайным голосованием, а выборы в Сенат являются общими, непосредственными и проводятся тайным голосованием. Надо тут отметить, что Сейм состоит из 460 депутатов, а Сенат из 100 сенаторов. Сейм и Сенат избираются на четыре года полномочий. Течение срока полномочий Сейма и Сената начинается в день, когда Сейм собирается на свое первое заседание, и заканчивается днем, который предшествует дню, когда собирается Сейм следующего созыва.

Закон от 12 апреля 2001 года «О выборах в Сейм Польской Республики и в Сенат Польской Республики» (в дальнейшем по тексту – «закон о выборах») в Статье 9 указывает, что выборы назначаются Президентом Польской Республики в соответствии с указом, изданным не позже чем за 90 дней до окончания 4-летнего срока с начала работы Сейма. Указ Президента должен быть издан и опубликован в Сборнике Законов Польской Республики не позже 5-дневного срока после объявления о проведении выборов. Что же касается избирательных прав, то в соответствии с Законом о выборах, активным избирательным правом, то есть правом голосовать на выборах имеет каждый гражданин Польши, который ко дню голосования достиг 18-летнего возраста, кроме лиц, которые:

·    лишены гражданских прав по окончательному решению суда;

·    лишены избирательных прав по окончательному решению Верховного Суда;

·    признаны неправоспособными по окончательному решению суда.

Пассивным избирательным правом, то есть правом выдвигать свою кандидатуру на выборах, в соответствии с Законом о выборах, наделены лица, которые имеют избирательные права и отвечают требованиям особенных положений Закона о выборах. Лицо не может одновременно выдвигать свою кандидатуру на выборы и в Сейм и в Сенат. Законом и Конституцией устанавливаются определенные ограничения касательно возраста для пассивного избирательного права. Избранным в Сейм может быть польский гражданин, который на день выборов достиг 21 года, а избранным в Сенат может быть польский гражданин, который на день выборов достиг 30 лет.

В Статье 103 действующей Конституции Республики Польша 1997 года устанавливается ограничение касательно возможностей совмещения должностей: «Мандат депутата нельзя совмещать с функцией Председателя Польского Национального банка, Председателя Верховной палаты Контроля, Защитника Гражданских Прав, Защитника прав Ребенка и их заместителей, члена Совета денежной политики, члена Всепольского Совета Радиовещания и Телевидения, посла, а также с работой в Канцелярии Сейма, Канцелярии Сената, Канцелярии Президента Республики, или с работой в правительственной администрации. Данный запрет не касается членов Совета Министров и государственных секретарей в правительственной администрации». Также осуществлять депутатский мандат не могут судья, прокурор, чиновник общественной службы, военнослужащий, находящийся на действительной военной службе, должностное лицо полиции, а также должностное лицо служб охраны государства. Следует также отметить, что данный перечень является по сути неисчерпаемым, специальными законами могут предусматриваться также и другие случаи запрещения осуществления депутатского мандата и запрещения совмещения. Можно, разумеется, принимать или не принимать мотивацию польских властей в отношении электоральной дискриминации ряда категорий служащих, однако общеевропейские тенденции, как уже неоднократно отмечалось нами выше, ведут к постепенному уменьшению такого рода перечней. Возможно, данные тенденции дойдут и до Польши в контексте ее уже многолетнего членства в ЕС.   

Следует также отметить, что население Польской Республики в сравнении с другими постсоветскими странами является довольно религиозным и исповедует преимущественно католицизм. Проявление этой религиозности мы можем наблюдать также и в избирательном законодательстве. Так, например, еще до начала течения своего мандата депутаты принимают перед Сеймом присягу. Конституцией 1997 года предусматривается возможность приносить эту присягу с добавлением предложения «Да поможет мне Бог» (Пункт 3 Части 2 Статьи 104 Конституции).

Для организации и проведения выборов в Польше создаются общенациональная Государственная Избирательная Комиссия, избирательные комиссии избирательного округа и избирательные комиссии избирательного участка. Одно лицо может быть членом только одной избирательной комиссии. Члену избирательной комиссии предоставляется право на: ежедневную денежную помощь и компенсацию за передвижение и расходы на жилье; выплату ему общей суммы помощи за время, которое он посвятил проведению голосования и определению результатов данного голосования.

Довольно интересной, по нашему мнению, является норма о том, что члены комиссии должны иметь право на компенсацию в размере и в соответствии с правилами социальных страховок для служащих от несчастных случаев на производстве или от профессиональных болезней. Так, например, речь идет о таком случае, если они попадают в аварию при исполнении обязанностей членов комиссии (по пути на место исполнения своих обязанностей или на обратном пути от этого места). Компенсация должна быть оплачена органом специального страхования (ZUS), а председатель соответствующего территориального представительства Государственной избирательной комиссии обязан открыть слушание о данном несчастном случае.

Государственная избирательная комиссия Республики Польша должна состоять из трех судей Конституционного суда, которые назначаются Председателем Конституционного суда; трех судей Верховного Суда, которых назначает Председатель Верховного суда; трех судей Верховного Административного суда, которых назначает Председатель Верховного Административного суда. К полномочиям Государственной Избирательной Комиссии принадлежат: осуществление наблюдения за соблюдением избирательного закона, за ведением и актуализацией списков избирателей и созданием списков избирателей, назначение избирательной комиссии избирательного округа и избирательного участка, расследование жалоб против действий избирательных комиссий, избирательных округов, создание образцов официальных бланков и печатных материалов, что касаются выборов, определение и публикация результатов голосования и выборов, а также другие полномочия, предусмотренные законом о выборах.

Избирательная комиссия избирательного округа по Закону должна состоять из 7-11 судей, члена избирательной комиссии от воеводства, Привел по своей должности является главой комиссии, его заместителя, который назначается в соответствии с отдельным положением. Отставной судья не старше 70 лет может быть также назначен в комиссию. Состав избирательной комиссии избирательного округа должен быть быстро опубликован в общих чертах приемлемым способом. К обязанностям избирательной комиссии избирательного округа принадлежат: наблюдение за выполнением избирательного закона избирательными комиссиями избирательного участка, регистрация списков избирателей кандидатов в депутаты и сенаторы от избирательного округа, установление совокупных результатов поданных голосов за кандидатов и результатов выборов в избирательных округах, расследование жалоб против действий избирательных комиссий избирательных участков, в сотрудничестве с председателем воеводства и органов соответствующих местных административных единиц, гарантирование надлежащего проведения выборов, а также ряд других полномочий, установленных законом о выборах.
  1   2   3

Похожие:

Запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти… iconПредпринимательская деятельность бюджетных учреждений
В нашем государстве существует большое количество предприятий, учреждений и организаций, которые финансируются за счет бюджетов разного...

Запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти… iconПорядок регистрации общественных организаций, политических партий
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Донецкой Народной Республики (далее днр) в сфере отношений,...

Запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти… iconПорядок регистрации общественных организаций, политических партий
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Донецкой Народной Республики (далее днр) в сфере отношений,...

Запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти… iconЦентральная избирательная комиссия российской федерации постановление
О порядке организации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации...

Запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти… iconРешение полномочного (руководящего или иного) органа политической...
Для политических партий, их региональных отделений, иных структурных подразделений

Запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти… iconПорядок регистрации общественных организаций, политических партий и объединений граждан
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Донецкой Народной Республики (далее днр) в сфере отношений,...

Запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти… iconПорядок регистрации общественных организаций, политических партий и объединений граждан
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Донецкой Народной Республики (далее днр) в сфере отношений,...

Запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти… iconИнформационно-методические материалы, рекомендованные к использованию...
Проблема предотвращения насилия над детьми является особенно актуальной во всем мире. Рост насилия над детьми обнаруживает связь...

Запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти… iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области
Деятельность Уполномоченного направлена на оказание содействия в реализации и защите прав и законных интересов всем слоям населения...

Запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методами приемам деятельности… деятельность которых допускает применение насилия с целью захвата власти… iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области
Деятельность Уполномоченного направлена на оказание содействия в реализации и защите прав и законных интересов всем слоям населения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск