«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося»


Скачать 228.15 Kb.
Название«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося»
ТипАнализ
filling-form.ru > Бланки > Анализ


Выступление учителя английского языка Богословской Татьяны Александровны МОУ СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов села Александровского по теме «Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося»

За последние годы в социальной жизни общества произошли значительные изменения, потребовавшие пересмотра прежней системы образования. Она была переориентирована в сторону образования и воспитания, прежде всего, личности, функционально грамотной и методологически компетентной, владеющей информационными технологиями, способной адаптироваться к окружающему миру, к анализу и самоанализу, к осознанному выбору и к ответственности за него. В связи с этим появились различные типы образовательных учреждений, были внесены изменения в учебные программы, в учебные планы были включены новые предметы.

Целью изменения системы образования стала, прежде всего, её ориентация на учащихся, на удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей, что может быть достигнуто несколькими путями. Первый из них предполагает введение факультативных курсов при одновременном изучении обязательных учебных предметов, что часто приводит к перегрузке учащихся и существенно реже — к достижению ими уровня методологической компетентности. Второй путь основан на объединении учащихся в профильные классы для изучения ряда предметов на повышенном уровне, что, во-первых, также требует введения в учебный план дополнительных часов, а во-вторых, наличия, как минимум, 20 учащихся с одинаковыми образовательными потребностями и достаточным для их удовлетворения уровнем подготовки. Третий путь, принципиально отличающийся от предыдущих тем, что не требует дополнительного количества часов, предполагает удовлетворение индивидуальных интересов учащихся посредством преподавания ряда предметов специально формируемым группам учащихся, объединённых по своим потребностям и уровню подготовки.

Анализ современной педагогической литературы показывает, что к идее уровневой дифференциации на основе создания сводных групп сейчас приходят многие образовательные учреждения. В литературе отмечаются следующие достоинства этой технологии:

  • повышается общий уровень преподавания предметов;

  • повышается уровень «Я-концепции»: каждый ученик получает возможность утвердиться в своих способностях в какой-либо области;

  • не нарушаются межличностные отношения, так как состав классных коллективов неизменен;

  • не ущемляется достоинство учащихся, так как каждый ученик имеет возможность перейти из одной группы в другую по своему желанию;

  • в более раннем возрасте формируются представления о будущем профиле деятельности.

Несколько лет назад педагогический коллектив нашей школы пришёл к необходимости осознал необходимость перемен. Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится на протяжении всей своей педагогической деятельности. Ключевыми, на наш взгляд, следует назвать следующие:

  • как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;

  • как сохранить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности;

  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, научить учиться самостоятельно, приобрести в ходе получения образования СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ.

Но, пожалуй, есть самый главный вопрос: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?». Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном – субъектном – уровне.

Почему мы пришли к такому решению? Такая трактовка вызвана следующими соображениями:

1). Каждый ребенок неповторим! Нет ни одного ребенка, идентичного другому. У каждого свой индивидуальный перечень способностей, темперамент, воля, мотивации, когнитивная организация, опыт. Эти особенности не носят фатальной предопределенности, неизменности и неизменяемости. Они развиваются, поддаются коррекции, изменяются. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно учесть в полном объеме при организации учебного процесса.

2). Дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.

Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, мы, прежде всего, должны иметь в виду его самоопределение, его саморазвитие.

Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на субъектном уровне, когда каждый учащийся исходя из своих возможностей и потребностей (как правило, неосознанных или осознаваемых к 10 классу), определяет личную траекторию развития, готов сознательно участвовать вместе с учителями и родителями в составлении своего учебного плана. Это очень важный элемент перехода на профильный уровень, обусловленный стремлением к самоопределению, самореализации, к выбору профессиональной карьеры. Кардинально меняется задача педагогов на этом этапе обучения. Следует создать такие психолого-педагогические условия для детей, которые обеспечили бы у учащегося активное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе интереса к самообразованию, саморазвитию, самоактуализации и самовыражению в ходе овладения знаниями.

Разрешить поставленную задачу можно только путем проектирования и использования такой технологии обучения, которая предусматривала бы осуществление принципа дифференцированного подхода на субъектном уровне.

Одним из вариантов реализации этого подхода должна стать индивидуально ориентированная система обучения. Особенно важны её принципы при организации перехода на профильную школу в 10, 11 классах, т.к. она способна адаптировать, интегрировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика. Система направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.

Учитывая своеобразие психики и личности индивида, система ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом, на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности. Немаловажным является и тот факт, что система позволяет учитывать и реализовать индивидуальные особенности учителя.
В Концепции профильной школы поставлена задача создания условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Многообразие моделей организации профильного обучения старшеклассников, было закреплено также в новом Федеральном базисном учебном плане, утвержденном приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.

Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать, интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу, и индивидуальный образовательный маршрут, что представлено на схеме 1.
@@39350

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о более широком значении понятия “индивидуальная образовательная траектория”, по сравнению с понятием “индивидуальный образовательный маршрут”.

А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [7].

Н.Н.Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями [5].

С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С. Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

Таким образом, можно утверждать, что индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»;

индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности»

и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Таким образом, реализация индивидуального учебного плана направлена на самоопределение личности старшего школьника.

@@39358

При введении индивидуально ориентированной системы обучения следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • начинать введение системы лучше в начале учебного года, по окончании четверти или полугодия после консультирования всех участников образовательного процесса о том, как организовать работу по выполнению индивидуальных учебных планов;

  • значительная доля учебного времени отводится самостоятельно работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока: лекционный и лабораторный;

  • на уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем. На этих уроках не проводятся опросы, контрольные работы, не выставляются оценки. Посещение этих уроков обязательно;

  • на практических (или лабораторных) занятиях учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические и контрольные работы, получают индивидуальные консультации у учителя, у одноклассников-консультантов по предмету. Допускается свободная форма посещения занятий.

  • после первых лекционных часов ученик приступает к реализации своего индивидуально ориентированного учебного плана;

  • выполнив задание, ученик сдает его учителю. Учитель имеет право выслушать ответ учащегося как на все вопросы, так и на отдельные, выбранные им при приеме задания;

  • ученик имеет право одновременно сдавать не более двух тем или параграфов, не нарушая последовательность в изучении материала;

  • если ученик не подтвердил при ответе оценку выбранного им уровня, то можно: а) разрешить ему повторную сдачу; б) изменить уровень оценки задания; в) выставить оценку, соответствующую знанию; (отметка «неудовлетворительно» не ставится, т.к. при этой системе ученик имеет право на ошибку и возможность её исправления).

Если ученик при выполнении УП постоянно занижает уровень заданий, не соответствующих его возможностям, то между учителем и учеником заключается договоренность, определяющая конкретный или минимальный уровень выбора оценки.

При выполнении плана ученик может обучаться предмету с опережением вне зависимости от уровня избранной оценки. Опережающее обучение позволяет ученику использовать сэкономленное при изучении одного предмета время на изучение учебных материалов других предметов.

Работа по индивидуально ориентированной системе обучения дает возможность организовать углубленное или коррекционное изучение учебных курсов на индивидуальном уровне. Зная возможности и способности каждого ученика, учитель путем определения дополнительных заданий в графе «индивидуальное задание» может стимулировать работу ученика в том или ином направлении.

Обязательные требования:

  • работа по системе не предусматривает проведения коллективных контрольных и практических работ, кроме итоговых и мониторинговых;

  • по мере личного выполнения плана, если на определенном этапе проводится подобная контрольная работа, ученику выдается индивидуальная карточка с текстом диктанта или контрольных заданий, затем он продолжит работу по предмету;

  • при индивидуально ориентированной системе обучения не практикуется проведение переводных экзаменов, оставление на повторный курс практически невозможно, т.к. технология позволяет исправлять пробелы в знаниях по ходу работы;

  • обязательным условием перехода к системе является введение в расписание уроков консультационных часов, которые проводятся после основных занятий;

  • каждая учебная четверть в классах, занимающихся по индивидуально ориентированной системе, может завершаться зачетной неделей, когда все предусмотренное расписанием время используется на приемку у учащихся выполненных заданий.


Одной из целей учебного плана является разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся с учетом требований времени, их образовательных запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении.

Очевидно, что индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации ИУП и ИОП.

Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Индивидуальный образовательный маршрут – это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении (или в сети).

@@39358
Я сегодня выступаю перед вами потому, что

Кудрявцев Александр попал ко мне в группу в 4 классе. Прибыл он из школы, где иностранный язык в начальных классах ещё не изучался. Мне казалось, что ему будет сложно догнать одноклассников в освоении языка и наверстать весь материал, который мы прошли за 2 года. Однако диагностика, проведенная психологами, показала высокий уровень развития познавательных способностей ребенка, высокий уровень способности к обучению и наличие интереса к предметам гуманитарного цикла.

Мальчик уверенно взялся за дело и, если быть краткой, окончил 4 класс с «5» по языку. В старших классах, вспоминая этот период, Саша как – то признался мне, что 4 с минусом по одной из контрольных так задела его, что он решил сделать всё, чтобы доказать мне, что способен на большее! И доказал. Только один из показателей:

У нас в школе сложилась система

С 5 класса Саша стал заниматься в кружке английского языка, организованном в школе. Сначала это был кружок «Занимательное страноведение» (для учащихся 5-6 классов), а затем «Занимательная грамматика» (для учащихся 7 классов). Программы этих кружков были разработаны группой наших учителей и прошли экспертизу в СКИПКРО (рецензент старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Давыдова Л.П.). Программы кружков направлены на расширение лингвострановедческой компетенции школьников и углубление их знаний в как области культуры и традиций народов, населяющих страны изучаемого языка, так и в области грамматики. Целью данных кружков является:

  • развитие личности школьников и воспитание у них толерантности и уважения к культуре и традициям других народов,

  • содействие формированию социокультурной коммуникативной компетенции учащихся на основе базового владения английским языком;

  • дальнейшее совершенствование языковых навыков и умений, различных видов речевой деятельности и форм речи (устной, письменной, диалогической и монологической).

Практически эти кружки готовят школьников к выбору английского языка для углубленного изучения с 8 класса.

Занятия строятся на использовании личностного подхода, диалога культур. Они имеют ярко выраженную деятельностную направленность, т.е. развивают иноязычную коммуникативную компетенцию ученика в единстве всех её составляющих. Личностный подход выражается в учёте возрастных особенностей школьников на каждой ступени обучения, их интересов, возможностей и потребностей, что проявляется, прежде всего, в отборе предметного содержания речи и выборе методов и приемов. Моделирование ситуаций диалога культур на занятиях позволяет сравнивать особенности образа жизни и стилей жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах. Широкое применение ИКТ, игровых и соревновательных моментов на занятиях делают их привлекательными для школьников. Мы используем как собственные компьютерные презентации, так и ЦОРы, взятые из Коллекции ЦОР в Интернете.

Члены кружков - постоянные участники олимпиад всех уровней. Расширение знаний на занятиях кружка помогало Саше добиваться высоких результатов, как в очных, так и в заочных турнирах. Стоит подчеркнуть, что начиная с 5 класса, он занимал только 1 места среди учащихся своей параллели на школьной олимпиаде. А в 8 классе успешно выступил за 9 класс, как на школьном, так и на районном уровне. Мы осознаем важность создания условия для появления у школьников мотива к самоизменению, личностному росту, поэтому целенаправленно вовлекаем их в олимпиады всех уровней. Ежегодно в школе проводится неделя иностранного языка, включающая различные конкурсы, соревнования, заочные путешествия, викторины, праздники, интеллектуальные игры, КВН.

  • Всё это помогает прививать интерес

к изучению иностранного языка. Ежегодно в рамках недели иностранного языка в школе кружковцы принимают активное участие в конкурсах знатоков английского языка и страноведческого материала, выступают перед учащимися 1 ступени с краткими сообщениями культуроведческого характера. Стали хорошей традицией интеллектуальные игры и соревнования такие как «Страноведческий и грамматический марафоны», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» и др. Только последний конкурс у нас в банке существует в 5 вариантах, над созданием 2 из которых, хочу отметить, работал Кудрявцев Александр. Они посвящены Лондону и США и включают по 4 презентации с 15 вопросами каждая. Такой набор вопросов позволяет проводить игру в группе из 12-14 человек в течение 45 минут (урок) и оценить уровень владения фактическим страноведческим материалом у 5-8 школьников. А форма компьютерной презентации с соответствующим зрительным и звуковым рядом (включая музыкальное сопровождение и аплодисменты за правильный ответ) делает контроль привлекательным не только учащимся средней ступени, но и старшеклассникам. Для них у нас разработаны вопросы по грамматике.

В 8 классе, когда надо было выбирать предмет для углублённого изучения, для Саши выбор был один – английский язык. Углубленное изучение английского языка ведется в школе с 1993 года. За это время было сделано 5 полных выпусков, 94 школьника прошли обучение со 2 по 11 класс. Наши выпускники нередко продолжали и продолжают языковое образование: в ПГЛУ, СГУ и других языковых ВУЗах. ПГЛУ: 23 человека. СГУ: 7 человек. С.Петербургский и московский лингвистический университет.

Однако с 2007 года, в связи с переходом школы на профильное обучение, хорошо отлаженная система начала претерпевать изменения, и не в лучшую сторону. Углубленное изучение стало начинаться с 8 класса в рамках предпрофильной подготовки и продолжалось в 10 классе гуманитарного профиля. Но вернёмся к герою моего рассказа.

Его личные качества позволяли Александру добиваться неизменно высокой успеваемости по предмету: ответственность, организованность, исполнительность этого ученика была выше всяких похвал. Являясь явным перфекционистом,( слайд №) Саша полностью соответствовал своему психотипу. Если он выполнял задание, писал тест или контрольную работу, он всегда стремился сделать их лучше всех или быстрее остальных. Я специально для него в к/р вставляла дополнительные задания высокого уровня сложности. Спасибо тогда уже мы начали осваивать ИКТ, и я могла загружать его тестами из Интернета, индивидуальными заданиями в программе тестирования и т.п. и даже поручала составлять тесты, диктанты и задания для учеников других классов.

Знакомство с культурным наследием англо-говорящих стран и России стало на много доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Благодаря Интернету я не только получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения исскуства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Сельские школьники редко выезжают на экскурсии за пределы села или края, фонды крупных музеев нам не доступны, поэтому большим потенциалом являются виртуальные экскурсии. Галерея ТЭЙТ и Третьяковка, Британский музей и Эрмитаж, Библиотека Конгресса США и Государственная Библиотека в Москве, история Голливуда в лицах и наши прославленные актеры, Шекспировский театр и Мариинка – вот далеко не полный перечень ММП, имеющихся в нашем арсенале по данной теме.

Кроме того, очень ценна возможность получить действительно аутентичные материалы. Когда я готовила ММП о Лондонском Тауэре, то вышла на собственный сайт этого музея. Информация – потрясающая! О Лондоне и Великобритании, королевской семье и истории флага Соединенного Королевства, английской еде и американской школе мы узнаем от носителей языка. Пусть мы не слышим их, но зато можем почувствовать разницу между учебным текстом/диалогом в наших учебниках и реальным рассказом подростка из Лондона о своем рабочем дне. Провести заочное путешествие по историческим местам Вашингтона с помощью туристических карт и проспектов.

Использование ИКТ вдохнуло новую жизнь и в нашу проектную деятельность. Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у них познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашей школе. Теперь же, когда её результаты чаще всего представляются в виде ММП, она стала еще привлекательнее для школьников. Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, интервью, анкетирования, выпуска журнала или презентации). Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы. Это требует от них самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. В свою очередь поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала. Приведу только 2 примера.

Большой интерес вызвала работа над проектами “Our native village” в 8 классе. В наше время, когда всё шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, очень полезно уметь провести экскурсию, рассказать иностранным гостям об истории происхождения населенного пункта и т.д. Безусловно, выполнение проекта затребовало большой работы, как со стороны учеников, так и со стороны учителя. Но она позволила мне закрепить языковые и страноведческие знания по теме «Город/село», развить навыки и умения учащихся во всех видах речевой деятельности, успешно использовать английский язык на уровне реальной коммуникации, осуществить самореализацию каждого ученика. При работе над проектом каждая из групп создавала свой продукт (ММП, брошюру, туристический проспект), использовались различные источники информации. Школьники сами делали фотографии тех мест в родном селе, о которых они рассказывали. Было это 4 года назад. И когда в прошлом году наше село вошло в краевой проект, а на улицах появились плакаты « с. Александровское – территория туризма», ребята вспомнили свои работы и гордились их актуальностью.

Работа над проектами заставляет учащихся пристальнее вглядываться в свою и чужую историю, сравнивать, анализировать, обобщать. Решая проблему «Почему самые знаменитые музеи мира появились в 19 веке?», старшеклассники обратили внимание на то, что и галерей Тейт, и Третьяковская галерея были созданы примерно в одно и тоже время (вторая половина 19 века), их создатели были не профессиональные художники. Оба были состоятельными людьми и тратили много средств на приобретение картин и других произведений искусства. Оба подарили свои собрания государству. Готовя виртуальные экскурсии по этим музеям, учащиеся смогли выделить те жанры живописи, которые были типичны и для русских, и для английских художников того времени. Выявили они и отличия, обусловленные и географическим положением стран, и их историей. Рассказ одной из групп об истоках Британского музея и его фактическом основателе сэре Гансе Слоуне напомнил о недавнем приобретении великолепной и разнообразной коллекции семьи Ростропович для России. Ребята справедливо предположили, что эта коллекция тоже может стать началом нового интересного музея.

Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить высокую оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Я всё время помнила об этом и не просто хвалила его за достижения, но и старалась создать благоприятные условия для того, чтобы он мог проявить свои таланты. Честно признаюсь, проверять его контрольные работы было истинным наслаждением. С огромным удовлетворением наблюдала я, как Александр справлялся с самыми трудными заданиями, самыми каверзными вопросами.

В 9 классе мы стали читать короткие рассказы английских и американских писателей в оригинале. Моя многолетняя практика работы с одаренными учащимися показала, что учащиеся лучше справляются с более трудными, но интересными в познавательном плане текстами, чем с легкими, но неинтересными. Настоящие художественные произведения дают школьникам возможность приобщиться к новому для них миру. В художественном тексте часто встречаются диалоги, где используются различные формы речи, фоновая и безэквивалентная лексика. Всё это расширяет лингвистические и страноведческие знания учащихся, приближает их к лучшему пониманию специфики и своеобразия другого языка, другой культуры. При отборе текстов я стремлюсь следовать следующим принципам: познавательная ценность, доступность, связь с изученным и изучаемым лексическим и грамматическим материалом, разнообразие жанров. Мы читаем и юмористические рассказы О’Генри, и фантастику Рея Бредбери, и лирические произведения К.Мансфилд, и психологические – Грэхема Грина. Кудрявцев, обладая аналитическими навыками и умениями, сформированными на уроках литературы, охотно вступал в дискуссии о главных героях, их чувствах, поступках, характерах. А его литературные переводы задаваемых отрывков были чаще всего довольно хороши, и могли тягаться с переводами профессиональных писателей. Потому. Что если есть возможность, мы обязательно зачитываем эталонный образец перевода.( «Вождь краснокожих» или «20 000 лье под водой»). Кропотливая и разнообразная работа с текстами вооружила Александра хорошо сформированными навыками чтения, очень пригодившимися ему при сдаче ЕГЭ.

Когда пришло время выбирать профиль в обучении, Кудрявцев решил, что английский язык он освоил достаточно хорошо, а вот физику и математику надо подтянуть. Так наш гуманитарий оказался в 10 классе физико-математического профиля. И очень быстро понял, что это не его… Переходить в другой класс он не захотел, но точно решил, что ему придётся сдавать ЕГЭ по английскому языку. Именно поэтому мы с ним пришли к необходимости работы по индивидуальному образовательному маршруту.

Я внимательно изучила все материалы, которые нашла в Интернете по проблемам подготовки к ЕГЭ. Проштудировала различные памятки педагогам, школьникам и родителям по этому вопросу. (Слайд №2) На пример вот эту. Познакомилась с результатами исследований и рекомендациями школьного психолога, работающего в этом классе. Психологи выделяют три группы трудностей, которые испытывают школьники при сдаче ЕГЭ: когнитивные, личностные и процессуальные.

Когнитивные трудности – т. е. трудности связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, нам были не страшны. Мы с ним так много проработали различных тестовых заданий, более того, я не редко привлекала Александра к созданию тестов в тестовой программ «».

В заключение не могу не коснуться вопроса применения тестирования на уроках. Его преимущества в том, что за несколько минут одновременно и продуктивно работает вся группа и учитель получает срез обученности всех учащихся. Системность в применении тестирования вынуждает школьников готовиться к каждому уроку, работать регулярно. Такая проверка помогает увидеть пробелы в знаниях и спланировать их устранение. Программа тестирования, которая применяется в нашей школе, довольно проста в эксплуатации и позволяет организовать тестирование по любым темам. Она имеет три вида тестов: «многочисленный выбор», «написать краткий ответ» и «соотнести». Последний дает возможность использовать рисунки, фото, схемы и т.д. Программа позволяет определить процент усвоения материала, причем результаты заносятся в электронный журнал. Хорошо и то, что после выполнения задания, ученик может увидеть свой результат, количество ошибок и даже просмотреть задания, выполненные неверно.

Я работаю с этой программой либо в компьютерном классе, когда каждый ученик сидит за отдельным компьютером и выполняет подготовленный мною комплект из 2-3 тестов самостоятельно. Результат их работы я проверяю уже после урока по журналу программы. Либо мы работаем с одним тестом, но у ребят есть возможность посмотреть свои ошибки и сделать тест 2-3 раза, пока не достигнут хорошего результата. В этом случае осуществляется индивидуализация обучения.

Тесты были хорошо знакомы Саше, ведь он тренировался выполнять их уже в течение длительного времени.

А вот трудности связанные с самой процедурой единого государственного экзамена имели место. Эта процедура во многом носит непривычный для учеников характер и чтобы помочь справиться с ними, я проводила тренировочные занятия и по заполнению бланков ответов ЕГЭ, и по решению заданий, используя рекомендованные сборники тестовых заданий, для оценивания уровня усвоения материала и отработки  навыка их выполнения. Работая с психологом, мне удалось вычленить личностные трудности, обусловленные особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективные реакции и состояния. Помощь психолога состояла в частности в обучении стратегиям поведения в стрессовой ситуации, каковой всегда является экзамен

В ходе тренировок выделялись индивидуальные стратегии выполнения разного типа заданий. (Слайды №3-5).Вот только несколько из них. Я считаю, тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не тратит время на понимание инструкции. Во время таких тренировок у школьника формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Участие в репетиционных экзаменах в школе и районе, так же помогло снятию многих проблем. На пример я приучала Александра ориентироваться во времени и уметь его распределять по заданиям, что способствовало формированию навыка умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придало ему спокойствие и сняло излишнюю тревожность во время самого экзамена. И благоприятно сказалось на результате тестирования.

Когда мы с Александром приступили к разработке индивидуального  образовательного маршрута, то этап диагностики сильно упростили. (Я говорю «мы», потому что этот процесс шёл в тесном сотрудничестве и диалоге со школьником и его родителями. ) Мне не нужно было определять стартовые возможности ученика, так как его индивидуальные познавательные стратегии, стиль интеллектуально-творческой деятельности, уровень обученности, предметной подготовки мне были известны. ( Слайд № ) На этом этапе я провела исследование, включающее в себя уровень выполнение всех видов заданий, входящих в экзамен; побеседовала с родителями ученика и с ним самим.

Затем мы определили содержание образовательного маршрута, выбрали  объём вариативной и инвариантной частей программы, включили в неё изучение словообразовательных элементов, широкий спектр грамматических структур, многочисленные лексические упражнения. (Слайд № 6).Фрагмент маршрута вы можете видеть на слайде. При проектировании индивидуальной образовательной траектории Александр определил в качестве образовательных объектов конкретные знания, умения, навыки, технологии, приёмы работы с текстами и т.п., которыми он должен овладеть, чтобы достичь обозначенного уровня.

В совместном труде мы предусмотрели работу над всеми видами речевой деятельности включенной в экзамен, но основной упор сделали на те навыки, которые в первичном тестировании особенно западали, а именно: навыки аудирования, письма и выполнение заданий на словообразование.

В процессе продвижения по индивидуальному образовательному маршруту мы иногда меняли элементы учебного плана. Например, Александр значительно быстрее, чем мы планировали, освоил все префиксы и суффиксы английского языка и стал хорошо справляться с заданиями B11- B16 (Слайд № 7).На этом слайде его прогресс представлен графически. Постоянно вёлся мониторинг совершенствования навыков (Слайд № 8 показывает мониторинг навыков аудирования).

Чтобы индивидуальный образовательный маршрут был пройден успешно, я вовлекала его в рефлексивную деятельность, своевременно оказывала консультационную помощь. Мы регулярно анализировали результаты прохождения маршрута. На каждом этапе Александр задавал себе целый ряд вопросов, не побоюсь сказать, в стремлении к самосовершенствованию. (Слайд № 9). Они - на слайде.

  Как видим, процесс построения и реализации индивидуального образовательного маршрута способствовал не только созданию оптимальных условий обучения, но и развитию рефлексивных умений школьника. (Слайд № 10) Эту работу мы сочетали с участием в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, что позволяло мне сравнивать уровень подготовки Александра с другими одарёнными школьниками, (Слайд № 11), а ему это помогало быть всегда в тонусе и поддерживало его самооценку. (Слайд №12).Потому, что как видно из предыдущих слайдов, результаты были очень достойные.

(Слайд № 13) Итог работы превзошел все наши ожидания: сдав ЕГЭ и набрав 93 балла, Александр подал заявления в МГУ, МГИМО, РУДН, Московский лингвистический и Пятигорский лингвистические университеты. В 3 из этих 5 ВУЗов ему прошлось сдавать английский язык ещё раз, уже в Москве, причем в один день он сдавал сразу 2 экзамена, т.к. в экзаменационных комиссиях не могли предложить другие сроки. Но эти трудности уже не могли ни испугать, ни остановить Александра. По набранным баллам он прошёл в РУДН, Московский и Пятигорский лингвистические университеты, но выбрал МГИМО факультет международных отношений. Хорошая подготовка, здоровые амбиции и уверенность в себе помогли Александру подняться ещё на одну ступеньку в осуществлении своей мечты – стать дипломатом.

 

 

Похожие:

«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося» iconСтруктура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка...
Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами доу

«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося» iconПостроение индивидуального образовательного маршрута ребенка в доо...
Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка в доо в соответствии фгос до

«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося» iconОсновной функцией учителя является организация учебно-воспитательного процесса
Чтобы написать качественное резюме, помимо опыта работы и функциональных обязанностей, необходимо также выделить профессиональные...

«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося» iconОсновной функцией учителя является организация учебно-воспитательного процесса
Чтобы написать качественное резюме, помимо опыта работы и функциональных обязанностей, необходимо также выделить профессиональные...

«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося» iconРабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального...
Нищевой Н. В. «примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы с детьми онр» (Автор Н. В. Нищева),и программы...

«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося» iconРекомендации к формированию информации о профессиональных достижениях...
...

«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося» iconРекомендации к формированию информации о профессиональных достижениях...
...

«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося» iconПоложение о портфолио учащегося «Мой портфолио» в 1-4 классах
Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (фгос) начального общего...

«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося» iconИндивидуальный план работы учителя математики по подготовке учащихся 9 класса к гиа-2014
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (гиа) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах...

«Организация работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося» iconИндивидуальный план работы учителя математики по подготовке учащихся...
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (гиа) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск