Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №147 г. Челябинска
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________/С.Г. Мазепова
«____»__________________2011 г.
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________________/Л.В.Гураченкова
«____»__________________2011 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №147
_________________/ Е.А. Рожков
«____»________________2011 г.
| План организации подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) по математике в 2011-2012 учебном году
| Выполнил: Казак В.М., учитель математики высшей категории
| Рассмотрен на заседании МО учителей естественно-математических дисциплин
Протокол № ____ от «____»___________________________________2011 г.
Руководитель МО: ________________________________/ Т.Н. Токарева
Челябинск, 2011
Пояснительная записка
В 2011-2012 учебном году продолжается эксперимент по проведению государственной итоговой аттестации (ГИА) в новой форме. В этом году в контрольно-измерительные материалы включаются не только задания по алгебре, теории вероятностей и статистике, но и по геометрии. Сближаются концепции экзаменов ГИА и ЕГЭ, в частности, в заданиях ГИА станет больше практико-ориентированных заданий, в которых проверяются не только формальные знания и умения, но и общематематическую компетентность выпускника. В 2012 году варианты ГИА будут составляться с использованием Федерального банка тестовых заданий, который планируется к открытию в полном объеме в январе 2012 года на сайте www.mathgia.ru.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче выпускного экзамена по математике в форме ГИА выделим следующие компоненты:
Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.).
Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания).
Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Основываясь на выделенных компонентах, отнесем к актуальным вопросам подготовки к ГИА следующие:
Организация информационной работы по подготовке выпускников к ГИА.
Мониторинг качества.
Психологическая подготовка учащихся к ГИА.
Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА обеспечивает повышение эффективности и качества результатов экзамена. Под комплексным подходом понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, психолога, учителя-предметника, учащихся и их родителей.
Содержание информационной деятельности по вопросам ГИА
В информационной деятельности по подготовке к ГИА выделим три направления:
Информационная работа с педагогами.
Информационная работа с учениками.
Информационная работа с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
Эту работу в образовательном учреждении проводят Директор, заместители директора, руководители методических объединений.
Информирование учителей на производственных совещаниях:
Нормативно-правовыми документами по ГИА
О ходе подготовки к ГИА в школе, районе, городе и области.
Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
Проведение пробных экзаменов по ГИА, обсуждение результатов пробных экзаменов.
Творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА (на методическом совещании или конференции в школе)
Выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся).
Психологические особенности девятиклассников.
Педагогический совет по теме: «Подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов».
Направление учителей на районные, городские и областные семинары и курсы по вопросам ГИА.
Содержание информационной работы с учащимися
Организация информационной работы (в форме инструктажа учащихся):
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- расписание работы кабинетов информатики (часы свободного доступа к ресурсам сети Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ГИА.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные экзамены ГИА.
5) У заместителя директора по УВР:
- папка с материалами по ГИА (нормативные документы, бланки по различным предметам, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы сети Интернет по вопросам ГИА, рекомендации по подготовке к экзаменам).
- информационный стенд с пособиями по подготовке к ГИА.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи выпускных экзаменов, информирование о ресурсах сети Интернет;
- ознакомление родителей с нормативными документами по подготовке к ГИА;
- информирование о результатах пробных внутришкольных экзаменов ГИА;
- о пункте проведения экзамена и о подготовке к пробным внутришкольным экзаменам ГИА в школе.
2) Индивидуальное консультирование родителей (учителями-предметниками, классным руководителем, педагогом-психологом).
Интернет-ресурсы по подготовке к ГИА
-
№ п/п
| Название
| Электронный адрес
| 1.
| МО и Н РФ
| www.mon.gov.ru
| 2.
| Российский образовательный портал
| www.school.edu.ru
| 3.
| Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
| www.fipi.ru
| 4.
| Московский институт открытого образования (МИОО)
| www.mioo.ru
| 5.
| Открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий
| www.mathgia.ru
| 6.
| Федеральный портал «Российское образование»
| www.edu.ru
| 7.
| Портал о пособиях по подготовке к КИА, об экзаменационных билетах
| www.alleng.ru
| Система мероприятий по повышению качества подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА включает следующие направления деятельности:
Посещение администрацией уроков учителей-предметников, осуществление методической помощи.
Включение в планы работы деятельности ШМО вопросов по подготовке к ГИА, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации.
Индивидуальные и групповые консультации учителями-предметниками для учащихся.
Привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов сети Интернет по подготовке к ГИА.
Широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу школьного курса математики.
Психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных образовательных маршрутов по подготовке к ГИА.
Мониторинг качества образования
Особое внимание в процессе деятельности образовательного учреждения по подготовке к ГИ А занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме и по материалам ГИА. Мониторинг качества образования – это комплекс информационно-оценочных средств и структуированных процессов по поводу состояния качества системы образования (В.И. Воротилов, В.А. Исаев). Мониторинг качества образования должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих отметок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ГИА, отметок по контрольным работам, отметок по самостоятельным работам, отметок пробных внутришкольных экзаменов ГИА. Работа проводится заместителем директора по УВР, руководителем ШМО и учителями-предметниками. Заместитель директора по УВР, ответственный за подготовку и проведение ЕГЭ и ГИА, анализирует отметки параллели 9 классов, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит сведения об отметках родителей учеников 9 классов. Такая работа проводится совместно с учителями-предметниками, классными руководителями. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования будущих отметок на экзамене.
Работа ШМО учителей естественно-математических дисциплин по подготовке к ГИА
Подготовка к итоговой аттестации – это комплекс приобретенных знаний, умений и навыков учащимися. Работа ШМО направлена на то, чтобы учителя и учащиеся были готовы к этому испытанию.
- Работа учителей-предметников начинается с обсуждения и анализа итогов предыдущей ГИА и разработке плана работы в новом учебном году.
- Обобщается опыт учителей школы успешно подготовивших учащихся в предыдущей итоговой аттестации.
- Разрабатываются планы элективных курсов, групповых и индивидуальных занятий, направленных на подготовку учащихся 9 классов к ГИА.
- В ходе подготовки к ГИА проводятся пробные работы с дальнейшим обсуждением их результатов.
- Вырабатываются рекомендации учителям-предметникам по подготовке учащихся к ГИА.
- Обсуждаются вопросы с курсов повышения квалификации ГОУ ДПО ЧИППКРО и районных, городских и областных семинаров по подготовке к ГИА в 2011-2012 учебном году.
- Изучаются и обсуждаются приказы и методические письма МО и Н РФ, МО и Н Челябинской области, методические рекомендации разработчиков КИМ ГИА, опубликованных на сайте Федерального института педагогических измерений.
- Готовятся, обсуждаются и утверждаются экзаменационные билеты.
- Постоянно включаются вопросы по контролю текущих отметок по предметам, отметок за контрольные работы, отметки промежуточных аттестаций, результатов пробных экзаменов.
Работа с классным руководителем
Классный руководитель является связующим звеном цепочки: учитель-предметник – ученик – родители ученика. Именно классный руководитель осуществляет следующие важные функции:
Сводит воедино деятельность участников образовательного процесса, направленную на подготовку к ГИА.
Сделать все необходимое для создания у родителей учеников положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса.
Продумать социально-психологическое сопровождение ребенка.
Постараться выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и школы, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя защищенным.
Действия, направленные на подготовку учащихся к ГИА, должны быть согласованными, требования к ученикам – едиными.
Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ГИА. Все педагоги , работающие в выпускных классах, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса.
Каждый педагог заинтересован в результатах своей деятельности, в частности в успешной сдаче его учениками выпускных экзаменов. Без совместной деятельности с классными руководителями 9 классов это невозможно выполнить.
Работа с родителями учеников
Необходимо шире использовать возможности родительского комитета. Родительский комитет планирует, готовит и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями учеников данного класса.
Одно из направлений совместной работы родительского комитета и учителей-предметников, ведущих учебные занятия в данном классе – информационная деятельность. Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги школы, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов и ГИА как новой форме аттестации их детейи критериях оценивания и т.д.
План-график по организации подготовки и проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классах по математике в 2011-2012 учебном году
-
Вид деятельности
| Мероприятия
| Ответственные
| Сентябрь
| Организационно-методическая работа
| 1.Изучение письма МО и Н Челябинской области «103/4275 от 18.07.2011 г. «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011/2012 учебном году».
2.Знакомство со школьным учебным планом на 2011-2012 учебном году.
3.Разработка рабочих программ по учебным предметам (алгебра, геометрия).
4.Обеспечение участников или заказ учебно-тренировочными материалами участников образовательного процесса (учитель, ученики).
5.Обеспечение учителя методическими пособиями, информационными и рекламными материалами.
6.Использование Интернет-технологий и предоставление возможности выпускникам и учителю работать с образовательными сайтами.
7.Оформление страницы на сайте школы: «Государственная итоговая аттестация».
| Казак В.М.
Классные руководители
Трошкина Э.Я.
Учителя информатики
| Работа с учащимися
| 1.Информирование по вопросам ГИА.: «Цели и задачи ГИА».
2.Использование Интернет-технологий при подготовке к ГИА.
| Казак В.М.
Учителя информатики
| Работа с родителями
| 1.Информирование по вопросам ГИА: « Цели и задачи ГИА».
2.Индивидуальные консультации.
3.Использование Интернет-технологий при подготовке к ГИА по математике.
| Казак В.М.
Классные руководители
| Октябрь
| Организационно-методическая работа
| 1.Подготовка информационного уголка для учащихся и родителей «Готовимся к экзамену по математике в 2011-2012 учебном году».
2. Изучение проекта демонстрационного варианта ГИА по математике.
3. Контроль качества знаний учащихся по освоению образовательных программ и государственного стандарта по математике за курс основной школы.
4. Проведение входной диагностики.
5. Проведение диагностической работы №1 (04.10.11 по плану МИОО).
6. Написание анализа входной диагностики.
7. Написание анализа диагностической работы №1.
8. Подготовка к педагогическому совету по теме «Подготовка к ГИА учащимися 9 классов».
| Казак В.М.
| Работа с учащимися
| Информирование учащихся о правилах заполнения бланков ГИА. Типичные ошибки при заполнении бланков.
Участие в поведении входной диагностики и диагностической работы №1.
Контроль за успеваемостью учащихся и посещаемостью уроков.
| Казак В.М.
| Работа с родителями
| 1.Информирование о правилах заполнения бланков ГИА. Типичные ошибки при заполнении бланком.
2. Контроль за успеваемостью учащихся и посещаемостью уроков.
| Казак В.М.
Классные руководители.
| Ноябрь
| Организационно-методическая работа
| Ознакомление со структурой и содержанием КИМ ГИА по математике (демонстрационный вариант).
Изучение кодификатора требований к уровню подготовки выпускников.
Изучение элементов содержания по математике.
Изучение спецификации демонстрационного варианта на 2011-2012 учебный год.
Подготовка к тренировочной работе №1 (19.12.11 г - по плану ФИПИ)
| Казак В.М.
| Работа с учащимися
| 1.Дополнительные занятия с учащимися по подготовке к ГИА по ликвидации пробелов в знаниях по текущему материалу.
2. Ознакомление со структурой и содержанием демонстрационного варианта по математике 2011-2012 учебного года.
| Казак В.М.
| Работа с родителями
| Информирование и консультирование родителями по вопросам ГИА
Итоги входной диагностики.
Итоги диагностической работы №1.
Знакомство с положением о формах и порядке проведения ГИА.
Индивидуальные консультации с родителями учеников, имеющих неудовлетворительные отметки по алгебре и геометрии.
| Казак В.М.
Классные руководители.
| Декабрь
| Организационно-методическая работа
| 1.Проведение тренировочной работы №1 (19.12.11 – по плану ФИПИ).
2.Составление графика индивидуальных и групповых занятий с учениками по подготовке к ГИА.
3. Проведение контрольной работы за 2 четверть.
4. Написание анализа контрольной работы за 2 четверть.
5. Написание анализа тренировочной работы №1.
| Казак В.М.
| Работа с учениками
| 1.Разъяснение учащимся «Положения о проведении итоговой аттестации выпускников 9 классов в 2011-2012 учебном году».
2.Участие в тренировочной работе №1.
3.Тренинги по обучению учащихся работе с тестами по математике.
| Казак В.М.
| Работа с родителями
| 1.Итоги тренировочной работы
№1
2. Контроль за успеваемостью учащихся и посещаемостью уроков.
3.Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА по математике в 2011-2012 учебного года.
| Казак В.М.
Классные руководители
| Январь
| Организационно-методическая работа
| 1.Ознакомление с Федеральным банком тестовых заданий по математике на 2011-2012 учебный год.
2.Подготовка к диагностической работе № 2 (по плану ФИПИ).
3.Педагогический совет по теме: «Подготовка к ГИА учениками 9 классов».
| Казак В.М.
| Работа с учащимися.
| Тренинги по решению заданий повышенной сложности.
Семинар-практикум по теме: «Работа с бланками: типичные ошибки при заполнении бланков».
Индивидуальные и групповые консультации учащихся по подготовке к ГИА.
Дидактическая литература по подготовке к ГИА.
Использование Федерального образовательного портала «Тестирование» в режиме реального времени.
Знакомство с Федеральным банком тестовых заданий по математике.
| Казак В.М.
| Работа с родителями
| 1.Знакомство с Федеральным банком тестовых заданий по математике в 2011-2012 учебном году.
2.Итоги 1 полугодия (2 четверти). Контроль за успеваемостью учащихся и посещаемостью уроков..
3.Индивидуальные консультации с родителями учеников, имеющих неудовлетворительные отметки по алгебре и геометрии.
| Казак В.М.
Классные руководители
| Февраль
| Организационно-методическая работа.
| Заседание ШМО по теме: «Совершенствование форм и методов подготовки учащихся к ГИА».
2. Диагностическая работа №2 (по плану ФИПИ).
3.Индивидуальное и групповое консультирование учащихся. Рекомендации по подготовке к ГИА по математике.
3.Работа с Федеральным банком тестовых заданий.
4.Изучение регламента проведения экзамена по математике.
5. Изучение методических рекомендаций по подготовке учащихся к ГИА по математике (письмо ФИПИ).
| Казак В.М.
| Работа с учащимися
| 1.Работа с заданиями различной сложности.
2.Участие в диагностической работе №2.
3.Групповые и индивидуальные консультации учащихся по подготовке к ГИА.
| Казак В.М.
| Работа с родителями
| 1.Информирование о качестве подготовки учащихся 9 классов к ГИА.
2. Эффективные способы запоминания большого объема учебного материала.
| Казак В.М.
Классные руководители
Педагог-психолог.
| Март
| Организационно-методическая работа.
| 1.Проведение тренировочной работы №2 (по плану ФИПИ).
2.Участие в районной и городской методических декадах по теме «Подготовка учащихся выпускных классов к ЕГЭ и ГИА в 2011-2012 учебном году».
3.Обновление информационного уголка «Готовимся к экзамену по математике в 2011-2012 учебном году».
4. Составление тематических тестов на основе Федерального банка тестовых заданий.
5. Семинар по теме «Права и обязанности участников ГИА».
| Казак В.М.
| Работа с учащимися
| 1.Участие в тренировочной работе №2.
2.Методы решения заданий части 2 по математике.
3. Работа с тестовыми контрольными работами.
| Казак В.М.
| Работа с родителями
| Знакомство с Федеральным банком тестовых заданий.
Контроль за успеваемостью учащихся и посещаемостью уроков.
Ознакомление со сроками проведения выпускных экзаменов (приказ МО и Н РФ).
Итоги тренировочной работы №2.
Семинар по теме «Права и обязанности участников ГИА».
| Казак В.М.
Классные руководители
| Апрель
| Организационно-методическая работа
| 1.Проведение уроков заключительного повторения по алгебре и геометрии.
2.Проведение городского пробного экзамена по математике в 9 классах.
3.Корректировка планов по подготовке выпускников 9 классов к ГИА.
4. Использование ИКТ в подготовке к ГИА.
5. Организация тренингов по решению тренировочных тестов по математике.
6. Проведение элективного курса по математике по теме: «Знакомьтесь: модуль!».
| Казак В.М.
| Работа с учащимися
| 1.Участие в городском пробном экзамене по математике.
2.Индивидуальные и групповые консультации учащихся по подготовке к ГИА.
3.Задания части 2 КИМ ГИА по математике и их оформление на бланке.
4.Использование Интернет-технологий по подготовке учащихся к ГИА.
5. Тренинги по решению тренировочных тестов по математике.
6. Участие в элективном курсе «Знакомьтесь: модуль!».
| Казак В.М.
Учителя информатики
| Работа с родителями
| 1.Информирование о результатах городского пробного экзамена по математике.
2. Контроль за успеваемостью и посещаемостью уроков выпускниками.
3. Индивидуальные консультации родителей по подготовке к ГИА: «Как помочь детям при подготовке к выпускному экзамену».
4. Организация и проведение элективного курса: «Знакомьтесь: модуль!».
| Казак В.М.
Классные руководители.
| Май
| Организационно-методическая работа
| 1. Контроль за качеством знаний учащихся 9 классов по выполнению образовательных программ и государственного стандарта образования по математике за курс основной школы.
2.Дополнительные занятия с учащимися по подготовке к ГИА и ликвидации пробелов в знаниях по материалам уроков заключительного повторения.
3. Изучение методической и дидактической литературы по подготовке учащихся 9 классов к ГИА.
4. Проведение экзамена по математике (по приказу МО и Н РФ).
5. Использование ИКТ по подготовке к ГИА по математике.
6. Итоги 4 четверти и всего 2011-2012 учебного года.
| Казак В.М.
| Работа с учащимися
| 1.Дополнительные занятия с учащимися по подготовке к ГИА и по ликвидации пробелов в знаниях по материалам уроков заключительного повторения.
2. Работа с Федеральным банком тестовых заданий.
3. Методы решения заданий части 2 и их оформление.
4. Способы поддержки работоспособности.
5. Тренинг по теме «Как сохранить спокойствие?»
| Казак В.М.
Педагог-психолог
| Работа с родителями
| 1.Индивидуальные консультации с родителями по подготовке к ГИА.
2. Ознакомление со сроками проведения экзаменов.
3.Как подать аппеляционное заявление в конфликтную комиссию?
4. Советы по организации режима дня выпускника.
5. Эффективные способы запоминания большого учебного материала.
6. Итоги 2011-2012 учебного года.
| Казак В.М.
Классные руководители
| Июнь
| Организационно-методическая работа
| 1.Совещание: «Что еще можно успеть….»
2. Написание анализа выпускного экзамена по математике.
3.Оформление журналов.
4. Планирование работы на 2012-2013 учебном году.
| Казак В.М.
| Работа с учащимися
| 1.Индивидуальные консультации учащихся по подаче аппеляционного заявления.
2. Индивидуальные консультации с учениками.
3. Результаты экзамена по математике.
| Казак В.М.
| Работа с родителями
| 1.Результаты экзамена по математике.
2. Подача аппеляционного заявления в конфликтную комиссию.
3. Индивидуальные консультации.
| Казак В.М.
Классные руководители
Педагог-психолог
| |