Литература


НазваниеЛитература
страница1/4
ТипЛитература
filling-form.ru > Бланки > Литература
  1   2   3   4




Содержание:

§ 1. Введение …………………………………………………………………….3
§ 2. Работа с учениками …………………………………………………………8
§ 3. Работа с учителями ………………………………………………………...24
§ 4. Работа с родителями …………………………………………………….....28
§ 5. Заключение …………………………………………………………………31
Литература ………………………………………………………………………32
Приложение ……………………………………………………………………..33


§ 1. Введение
Внешняя экспертиза качества обученности учащихся с использованием КИМ ГИА и ЕГЭ в настоящее время стала ежегодной реальностью для образовательных учреждений. При этом унифицированная форма проведения экзамена в виде тестов, ограничение по времени и заочность оценки ответов несет в себе дополнительную психологическую нагрузку для экзаменуемого. В связи с этим одной из задач школьной психологической службы является организация психологической подготовки к экзаменам в формате ГИА и ЕГЭ для успешной сдачи и получения максимально возможных баллов за экзамен выпускниками.

М.Ю. Чибисова выделяет три типа трудностей с которыми сталкиваются выпускники в процессе подготовки к экзаменам: когнитивные, процессуальные и личностные трудности [4].

Когнитивные трудности представляют собой особенности психического развития, связанные с особенностями переработки информации, особенности развития мнемических процессов, логичности мышления, аттенционных процессов. Психологическая работа по преодолению данного типа трудностей будет направлена на развитие основных психических функций и обучение эффективной работы во время проведения экзамена.

Процессуальные трудности – отсутствие полной и четкой информации по самой процедуре сдачи экзаменов. Знание о процедуре прохождения экзамена позволяет выпускнику быть более собранным во время организационных моментов и во время самого экзамена и подготовиться к возможным трудностям, которые могут возникнуть в процессе прохождения ГИА и ЕГЭ. При реализации данного типа трудностей срабатывает принцип «Предупрежден – значит вооружен». Преодоление процессуальных трудностей обеспечивает пробное проведение экзаменов, выступление выпускников прошлых учебных лет, выпуск различных брошюр, памяток для выпускников, родителей.

Личностные трудности связаны с личностными особенностями развития выпускника – эмоциональная стабильность, интроверсия, организованность работы, уровень тревожности и т.п. Работа по преодолению личностных трудностей будет заключаться в проведении обучающих занятий по контролю эмоций, развитию интроверсии, рефлексии, снятия тревожности.

Как показывают исследования, от уровня психологической готовности к экзамену зависит успешность его сдачи. По результатам исследования ЦТР «Гуманитарные технологии» [5] успешнее сдают экзамен по ЕГЭ те, кто лучше представляет процедуру сдачи экзамена, знает, какие требования предъявляются и каким образом необходимо заполнять бланки. Более успешны и те, кто оказывается более внимательным и собранным, кто умеет логически связанно рассуждать и делать правильные выводы, кто может четко понять само задание, кто готов работать самостоятельно и правильно планировать свое время, придерживаясь определенной стратегии действия. На основании проведенного исследования автор делает вывод, что школьники, которые психологически готовы к сдаче экзамена, чаще сдают его более успешно, нежели те, кто психологически не готов, так что сам фактор психологической готовности заслуженно признается важным. Эмоциональная стабильность важна для любого экзамена, независимо от формы его проведения, но оказывается, что тревожность может иметь различную по силе значимость, когда речь идет о разных предметах: для математики она более губительна, нежели для русского языка [5].

Авторы исследования выделяют определенные навыки, которые необходимо развивать в процессе психологической подготовки выпускников к сдаче экзаменов в формате ГИА и ЕГЭ (табл.1).

Таблица 1. Навыки, необходимые для успешной подготовки к экзаменам

Трудности

Показатели

Навыки

Особенности

Процессуаль-ные

Знание о процедуре ЕГЭ

Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника

Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен».

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок знает, какая процедура его ожидает (средний уровень влияния).

Когнитивные

Внимание

Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами

Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок внимателен (высокий уровень влияния).

Логика

Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях

Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы в тестах, если не уверен в правильности выбора.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет логически мыслить (высокий уровень влияния).

Память

Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена

Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание.

Однозначной связи с успешностью не установлено.

Личностные

Интроверсия

Самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией.

Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой.

В ситуации ЕГЭ, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы (высокий уровень влияния).

Организован-ность

Умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя.

Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок выбирает верные стратегии планирования времени (средний уровень влияния).




Эмоциональ-ная стабильность

Уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах.

Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становиться менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет справляться с волнением или экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. но уверен в себе, своих способностях. Уровень влияния зависит от предмета: на математике волнение сказывается более негативно, нежели на экзамене по русскому языку.


Для выявления трудностей при подготовке к экзаменам у выпускников одним из важнейших направлений работы школьного педагога-психолога является диагностика уровня развития психических процессов, эмоционального состояния выпускников. Для выявления детей группы риска, на которых необходимо сосредоточить основное внимание педагога-психолога диагностика является основным средством выявления детей с трудностями. Педагоги-психологи ГОУ ЦО №1450 г. Москвы Е.М. Филакова и Ю.А. Шабатина рекомендуют применять следующие группы методик (табл. 2) [3]:

Табл. 2 Психодиагностическая таблица определения трудностей в обучении (средняя, старшая школа)


Типичные трудности

Недоста-точный уровень развития произво-льности и самоор-ганизации


Несфор-мирова-нность учебной мотива-ции, познава-тельной активно-сти

Высокий уровень тревож-ности

Низкий уровень самооце-нки, неувере-нность в себе


Акцен-туация характе-ра

Низкая подвиж-ность низкая лабиль-ность психиче-ских функций


Трудности, связанные с недостаточ-ным уровнем развития познаватель-ной сферы


Психодиагностический инструментарий

Методики Локус контроля Дж. Роттер


Методики «Мотива-ционный профиль» Гусева Е.А.


Методики «Опрос-ник школьной тревож-ности Филипса»

Методика

«Диагнос-тика уровня самооцен-ки личнос-ти».

Г. Н. Казанце-вой

Методика

Адаптиро-ванный подрост-ковый вариант опросника Шмишека (12-18 лет)

(описание типов по

А. Е. Личко)

Методика

ШАС

Методика ШТУР

«Проверь свою организо-ванность» Е. И. Комарова


«Методи-ка диагнос-тики мотивации учения и эмоциона-льного отношения к учению в средних и старших классах школы»,

Ч.Д. Спилберг

(модификация) А.Д. Андрее-вой

«Методи-ка диагнос-тики мотивации учения и эмоциона-льного отношения к учению в средних и старших классах школы»,

Ч.Д. Спилберг

(модификация) А.Д. Андрее-вой














Реализация психологического сопровождения подготовки выпускников к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ ведется по трем основным направлениям: работа с учениками, педагогами и родителями. По каждому направлению задачи реализации психологического сопровождения будут различаться. Формы и методы работы в некоторых случаях будут пересекаться.

Можно выделить следующие основные формы работы по всем трем направлениям:

  1. Консультирование. Проведение индивидуальных и групповых консультаций с целью психологического просвещения выпускников, учителей, родителей в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ.

  2. Собрания (педсоветы, родительские собрания, собрания выпускников). В рамках данных мероприятий возможно решение основных задач психологического сопровождения на широкую аудиторию.

  3. Информационные материалы. Составление рекомендаций психолога в печатном виде в виде различных памяток, брошюр и т.п. Также в рамках данной работы можно оформить тематические стенды, рассчитанные на разную аудиторию: для выпускников, учителей, родителей. Однако, следует отметить, что информацию на данном стенде в течении учебного года необходимо регулярно обновлять для поддержания интереса целевой аудитории к размещенным материалам.


§ 2. Работа с учениками
Выделяют следующие цели организации психологического сопровождения учеников в рамках психологической подготовки к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ:

  1. Ознакомление с процедурой.

  2. Формирование адекватного реалистичного мнения о ГИА и ЕГЭ.

  3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

  4. Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

В рамках реализации первых двух целей педагог-психолог может добиться преодоления процессуальных трудностей выпускников, связанных с недостаточной осведомленностью учеников о процедуре ГИА и ЕГЭ. Реализация третьей цели решает задачи преодоления личностных трудностей, формирования адекватной стратегии поведения во время экзамена и снятия эмоционального напряжения перед и в ходе экзамена. Четвертая цель решает трудности, связанные с когнитивными особенностями деятельности выпускников.

Психологическое сопровождение учеников реализуется следующими способами:

1. Психологическая диагностика. Проведение фронтальной диагностики учащихся выпускных классов: выявление детей группы риска, диагностика уровня тревожности. По результатам проведенной диагностики школьный педагог-психолог составляет программу коррекционной работы и программу психологического сопровождения. На этом этапе можно сформировать группу поддержки, состоящую из детей, у которых могут возникнуть трудности в подготовке к экзаменам. Работа с группой поддержки может вестись в рамках индивидуальных или групповых консультаций, проведения тренинговых занятий корректирующей направленности.

2. Индивидуальное и групповое консультирование учащихся. Проведение консультативной работы с выпускниками по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче ГИА и ЕГЭ: Снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей;

3. Тренинговые занятия с учащимися. Групповые занятия по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния (личностные трудности), ознакомлении с процедурой сдачи экзаменов, проведение встреч с выпускниками прошлого учебного года, уже сдавших экзамены (процессуальные трудности), выработка индивидуального стиля работы (когнитивные трудности).

4. Информационная поддержка. Составление, выпуск различной информационной литературы – буклеты, памятки, брошюры. В рамках данного направления также рекомендуется оформление информационного стенда для учеников («Сдаем ГИА и ЕГЭ», «В день экзамена» и т.п.).
Примерный календарный план работы педагога-психолога с учениками по психологическому сопровождению подготовки к ГИА и ЕГЭ


Месяц

Форма работы

Сентябрь

Проведение диагностики

Формирование групп поддержки

Оформление стенда для выпускников «Сдаем экзамен!»

Октябрь

Психологический тренинг для выпускников «Как справиться со стрессом»

Групповая работа с детьми групп поддержки

Подготовка информационных материалов для выпускников

Ноябрь

Тренинг для выпускников «Процедура тестирования»

Групповые консультации для выпускников «Я боюсь экзамена»

Выступление выпускников прошлых лет «Я сдал экзамен!»

Декабрь

Групповые и индивидуальные консультации с группой поддержки

Тренинг для выпускников «Контроль эмоций»

Выпуск информационной литературы для выпускников

Январь

Проведение тестирования для выпускников «Что я знаю о процедуре ГИА и ЕГЭ?»

Тренинг для выпускников «Мой учебный стиль»

Февраль

Групповые и индивидуальные консультации с группой поддержки

Март

Тренинг для выпускников «Уверенность на экзамене»

Апрель

Тренинг для выпускников «Сдаем экзамен»

Групповые и индивидуальные консультации с группой поддержки

Май

Индивидуальные и групповые консультации выпускников

  1   2   3   4

Похожие:

Литература iconЛитература |
Студентам: электронная книга | литература | указатель | форум | мнения | однокурсники | рейтинг

Литература iconЛитература по курсу 16 Основная литература 16
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9

Литература iconРусская литература XIX века. Русская литература в контексте мировой культуры
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Литература iconМетодические рекомендации и задания для самостоятельной работы по...
Документационное обеспечение управления и архивоведение (базовая подготовка), изучающих учебную дисциплину «Литература» – Пермь:...

Литература iconЛитература для подготовки по изучаемой теме Основная литература:...
Специальность: 40. 05. 01 (030901. 65) Правовое обеспечение национальной безопасности; специализация уголовно-правовая

Литература iconЛитература Справочная литература

Литература iconЛитература по курсу «Международный коммерческий арбитраж»
Литература по курсу «Международный коммерческий арбитраж», подлежащая изучению к Семинару №11 по теме: «Определение арбитражного...

Литература iconЛитература по курсу «Международный коммерческий арбитраж»
Литература по курсу «Международный коммерческий арбитраж», подлежащая изучению к Семинару №8 по теме: «Возбуждение арбитражного разбирательства....

Литература iconЛитература по курсу «Международный коммерческий арбитраж»
Литература по курсу «Международный коммерческий арбитраж», подлежащая изучению к Семинару №9 по теме: «Отдельные элементы арбитражного...

Литература iconЛитература по курсу «Международный коммерческий арбитраж»
Литература по курсу «Международный коммерческий арбитраж», подлежащая изучению к Семинару №5 по теме: «Договорный и обязательный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск