Е. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе


Скачать 308.14 Kb.
НазваниеЕ. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3
c:\users\admin\desktop\рекомендации по подготовке открытого занятия.jpg

Составители:

Е.Н. Тарасенко – заместитель директора по учебной работе

А.А. Лаврик – методист.

Рецензенты:

О.В. Швыдкий - к.м.н., директор Донецкого базового медицинского колледжа

Рассмотрено и одобрено на заседании

методического совета

Протокол № 1 от 22.02.2017 года

Председатель педагогического совета: О.В.Швыдкий

Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки, проведения и анализа открытого занятия\ урока, могут быть полезны преподавателям.








Стр.

1.

Общие положения




2.

Обсуждение и анализ открытого учебного занятия/урока




3.

Схема анализа занятия/урока




4.

Виды анализа занятия/урока




5.

Виды и типы занятий/уроков




6.

Методические рекомендации по подготовке к занятию/уроку (в помощь начинающему преподавателю)




7.

Рекомендуемая структура занятия/урока




8.

Методические рекомендации по самоанализу учебного занятия/урока.




9.

Примерная схема анализа практического занятия/урока




10.

Примерный анализ занятия/урока для посещаемого




11.

Литература






  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Занятие/урок – ограниченная во времени организационная единица образовательного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной цели обучения (полной или частичной).

Открытое учебное занятие/урок является формой распространения перспективного педагогического и методического опыта педагогического работника, действенным элементом образовательного процесса.

Целью открытого учебного занятия/урока является показ эффективных форм и методов образовательного процесса, анализ оптимального использования дидактических и технических средств обучения, применения информационно-коммуникационных технологий, обобщение приемов научной организации и контроля качества образовательного процесса.

Задачей педагогического работника, готовящего открытое занятие /урок, является демонстрация современной методики преподавания и отдельных действенных приемов, педагогических находок, системы качественного образовательного процесса.

Для проведения открытого занятия/урока может использоваться любой тип учебного занятия/урока, любой формы обучения.

Открытое занятие/урок проводятся по единому графику образовательного учреждения.

При планировании открытых занятий/уроков необходимо определить конкретную методическую цель каждого из занятий/уроков.

При планировании открытых учебных занятий/уроков необходимо равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать открытые занятия/уроки на сентябрь (время организационных мероприятий), январь, июнь (время промежуточных аттестаций).

Результаты деятельности педагога, его профессиональный рост, активность в пропаганде своего опыта должны найти отражение во всех документах, которые готовятся к аттестации педагогических работников (согласно требованиям Временного положения о проведении аттестации педработников организаций осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом МОН ДНР №330 от 20.07.2015, Приказу МОН ДНР №249 от 23.03.2016 «Об внесении изменений во Временное положение о проведении аттестации педработников организаций осуществляющих образовательную деятельность», Методических рекомендаций МОН ДНР по аттестации педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность).

2. ОБСУЖДЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ/УРОКА

Обсуждение открытого занятия/урока проводится, как правило, в день его проведения.

Организует обсуждение председатель предметно-цикловой, Ц(М)К ОУ СПО.

Цель обсуждения – оценка правильности постановки цели занятия, ее достижение, целесообразность и эффективность выбранных методов и средств обучения, оказание помощи педагогическому работнику в акцентировании внимания на отдельные использованные методические приемы, рассмотрение их эффективности с точки зрения поставленных задач и достижения качества обучения.

При обсуждении занятия/урока вопросы к педагогическому работнику, проведшему занятие/урок, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия/урока), не уводить обсуждение от поставленной цели.

Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия (урока) рекомендуется проводить в следующей последовательности:

- педагогический работник, проводивший открытое занятие/урок;

- приглашенные педагогические работники;

- председатель предметно-цикловой, Ц(М)К;

- представитель администрации;

- методист.

Педагогический работник дает свою оценку занятию/уроку и обосновывает выбор методов и средств, качество их применения, сообщает что удалось, а что нет на учебном занятии/уроке, достигнута ли цель и насколько оптимально содержание подобранного материала.

Выступление педагогического работника должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.

Выступающие педагогические работники должны детально проанализировать достоинства и недостатки открытого занятия/урока, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ТСО, компьютерной техники. Необходимо дать оценку занятию/уроку с позиции реализации дидактических принципов. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия/ урока, дать советы педагогу по совершенствованию дальнейшей работы. Необходимо отметить также и обратную связь – работу студентов, их активность, уровень усвоения материала.

В заключении выступают председатель предметно-цикловой, Ц(М)К, представитель администрации, методист. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено педагогическим работником, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии/уроке, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого занятия/урока и делают выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только образовательную, но и воспитательную роль занятия/урока, его значение в формировании профессиональной компетентности.

Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим творческий обмен мнениями всех коллег, присутствующих на открытом занятии/уроке, которые помогут не только оценить критически работу коллеги, но заимствовать и творчески использовать его опыт в своей работе.

После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется педагогическому работнику, проводившему занятие/урок. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения.

Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия/урока в педагогическую практику.

Результаты открытого занятия/урока доводятся до сведения всего педагогического коллектива образовательного учреждения среднего профессионального образования (ОУ СПО).
Памятка посещающему занятие/урок

Цель посещения учебного занятия/урока, его анализ заключаются в осуществлении внутреннего контроля, позволяющего увидеть организационную, теоретическую, психологическую, методическую подготовку и уровень мастерства педагогического работника, оценить качество знаний и умений студентов.

Организация посещения открытого занятия/урока включает следующие этапы и процедуры:

1 этап

Важной процедурой посещения открытого занятия/урока является определение целей посещения. К ним относят:

- изучение опыта работы педагогического работника;

- обмен опытом работы; ознакомление с внедрением новых технологий обучения в образовательный процесс;

- изучение отдельных методов и приемов работы по развитию учебно-познавательной активности студентов, способов развития самостоятельной деятельности студентов;

- изучение эффективности и результативности обучения по учебной дисциплине, ПМ, МДК;

- реализация задач, намеченных на текущий учебный год;

- изучение проблемы, над которой работает педагогический работник; изучение методической подготовки педагогического работника;

- оказание помощи в работе молодым педагогическим работникам.

Для реализации целей контроля необходимо подготовиться к посещению занятия/урока, предварительно ознакомиться с рекомендациями по анализу занятий/урока, материалами педагогического работника, которые отражают его работу, в том числе анализами ранее посещенных занятий/уроков. Подготовить материалы для ведения наблюдения за ходом занятия /урока.

Объектами наблюдения при изучении состояния образовательного процесса являются:

1. Подготовка педагогического работника к занятию/уроку (оснащение занятия/урока).

2. Материалы педагогического работника, документация.

3. Деятельность педагогического работника и уровень его подготовки.

4. Деятельность студентов и уровень их подготовки к занятию (уроку), обратная связь на занятии/уроке.

5. Качество знаний, умений и навыков студентов.
2 этап

Присутствующий на открытом занятии/уроке ведет наблюдение за ходом занятия/урока для последующего анализа собранного фактического материала.

Для записи наблюдающие за ходом занятия/урока могут использовать специальные бланки и формы. В зависимости от цели посещения фиксируются, (например):

- время на отдельные этапы занятия/урока, ответы на объяснение нового материала;

- научность, доступность, логичность, достоверность учебного материала, излагаемого педагогическим работником;

- учебные ситуации, формы общения;

- методы и приемы, используемые педагогическим работникам;

- возникающие трудности, эмоциональный и психологический климат занятия/урока;

- рациональное, эффективное использование ТСО и компьютерной техники;

- реализация управленческих функций педагогического работника (мотивация, организация занятия /урока, контроль, корректировка знаний, умений, навыков), характеристика отдельных ситуаций.

Весь полученный материал служит основой для анализа посещенного занятия/урока.
3 этап

Анализ занятия/урока может быть полным, кратким, структурным, аспектным, комплексным, поэтапным, поэлементным. Все типы анализа реализуются в ходе индивидуального собеседования с педагогическим работником.

Педагогический анализ – это источник мотивации педагогического работника для самореализации в своей профессиональной деятельности, саморазвитию личности, развития способностей, освоения новых методик и технологий, улучшение сотрудничества со студентами и тому подобное.
3. СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ /УРОКА:
1. Целенаправленность занятия/урока:

- какие практические задания решались на занятии/уроке;

- как обеспечивалось поступательное развитие деятельности студентов; - как прошло завершение занятия/урока;

- итог занятия (урока) по реализации поставленных целей.

2. Содержание занятия/урока:

- отвечало ли содержание учебного материала теме занятия/урока, интересам студентов;

- отвечали ли приемы, используемые на занятии/уроке заданиям;

- рационально ли использовалась ИКТ, ТСО, наглядные пособия;

- использовались ли интеграционные связи;

- оценка выбранной структуры элементов занятия/урока и время выделенное на них.

3. Активность студентов на занятии/уроке:

- в каком соотношении была активность студентов и педагогического работника;

- как стимулировалась умственная деятельность. Было ли место поисковой деятельности студентов, как она была организована и т.д.;

4. Мотивационная обеспеченность занятия/урока:

- как педагогический работник обеспечивал успешность обучения студентов;

- как оценивалась деятельность студентов (самооценка, взаимооценка);

- какие использовались приемы для влияния на интеллектуальную и эмоциональную сферы студентов;

- как мотивировалась деятельность студентов на перспективу.

5. Разнообразие используемых стимулов:

- какие вербальные и невербальные (наглядные) стимулы использовались на занятии/уроке;

- как они помогали решать задачи занятия/урока, где и как;

- все ли возможные стимулы реализованы при опросе, при изучении нового или обобщении изученного материала;

6. Культура речи и поведение педагогического работника:

- соответствует ли речь нормам;

- создавал ли педагогический работник и поддерживал ли на занятии/ уроке атмосферу общения;

- как можно охарактеризовать педагога: авторитарный, демократичный, в чем стиль проявляется;

- какие выражались качества студентов: актерские, режиссерские, операторские;

- как в целом поведение педагога стимулировало достижение образовательной, воспитательной, развивающей цели занятия/урока;

7. Результативность занятия/урока:

- чему научились студенты;

- какие знания, умения, навыки получили;

- правильно ли дано домашнее задание (по форме, объему, содержанию).

8. Соблюдение основных требований к занятию/уроку и его результаты:

- соответствие содержания принципам обучения и воспитания;

- соблюдение принципов доступности;

- научность;

- наличие приемов, развивающих умственную деятельность студентов, их знания, умения, навыки;

- логичность занятия /урока;

- однообразие или разнообразие приемов и методов;

- наличие интеграционных связей;

- практическая связь изучаемого материала с дальнейшем применением в профессиональной деятельности;

- наличие закрепления материала;

- сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения;

- качество знаний;

- объективны ли оценки;

- выводы и предложения.
  1   2   3

Похожие:

Е. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе iconМетодические рекомендации составлены в соответствии с требованиями...
Тарасова Н. К., заместитель директора по учебной работе гбпоу «Тверской медицинский колледж»

Е. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе iconМетодические рекомендации по написанию рефератОВ, докладов, сообщений...
Рецензенты: заместитель директора по методической работе Зарипова Миннигуль Минематовна, заместитель директора по учебной работе...

Е. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе iconОрдинатура «Гастроэнтерология»
Заместитель директора по учебной работе медицинской академии имени С. И. Георгиевского

Е. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе iconДолжностная инструкция завуча школы
Заместитель директора школы по учебной работе назначается и освобождается от должности приказом директора школы

Е. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе iconПрограмма разработана в соответствии с фгос во по направлению подготовки...
Рецензент: Еременко В. Д., к в н., доцент, заместитель директора по учебной и воспитательной работе цф фгбоуво «ргуп»

Е. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе iconГапоу «Лениногорский нефтяной техникум» утверждаю заместитель директора по учебной работе
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии экономических и социально-экономических дисциплин

Е. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе iconГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года №833) по специальности 38. 02. 02 «Страховое дело (по...

Е. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе iconГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. №833) для специальности 38. 02. 02 «Страховое дело (по...

Е. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе icon2. Конспектирование 6
Н. Г. Воробьёва – заместитель директора по научно-методической работе гбпоу ио иркпо

Е. Н. Тарасенко заместитель директора по учебной работе iconОтчёт о работе библиотек мбук
Заместитель директора: Едигарева Светлана Петровна Телефон: 8 (34136) 3 – 33 – 29

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск