Название
| Автор
| Стимульный материал
| Возраст, аудитория применения
|
Методики, направленные на изучение личностных особенностей
|
Многофакторные методики
|
Методика многофакторного исследования личности Кеттелла (Вариант HSPQ)
| Р. Кеттелл
(адаптация -
А.Г.Шмелев, В.И.Похилько,
А.С.Соловейчик)
| 142 вопроса
| 12 -16 лет
|
Методика многофакторного исследования личности Кеттелла
(16 PF, форма С)
| Р. Кеттелл
(адаптация
Э. С. Чугунов,
А. Н. Капустин,
Л. В. Мургулец)
| 105 вопросов
| с 17 лет
|
Методика многофакторного исследования личности Кеттелла
(16 PF, форма А и В)
| Р. Кеттелл
(адаптация -
А.Г.Шмелев, В.И.Похилько,
А.С.Соловейчик)
| 187 вопросов
| с 17 лет
|
Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека (детский и взрослый варианты)
| Леонгард,
Шмишек
| 88 вопросов
|
10-14 лет
с 15 лет
|
Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО)
| Л.Н.Собчик
| 61 вопрос
| 10-15 лет
|
Индивидуально-типологический опросник (ИТО)
| Л.Н.Собчик
| 91 вопрос
| с 16 лет
|
Фрайбургский личностный опросник FPI (форма В)
| Й. Фаренберг,
Х. Зелг,
Р.Гампел
(адаптация -А.А.Крылова, Т.И.Ронгинский)
| Опросник - 114 вопросов
| с 16 лет
|
Диагностика межличностных отношений (ДМО)
| Т. Лири
(модификация Л.Собчик)
| Опросник (128 характеристик)
| с 14 лет
|
Опросник волевых качеств личности
| М.В.Чумаков
| 78 утверждений
| с подр.возр.
|
Методика «Психологический портрет учителя»
| Г.В.Резапкина
| 50 вопросов
| для педагогов
|
1.2. Изучение уровня самооценки
|
Тест «Лесенка»
| С.Г. Якобсон,
В.Г. Щур
| Рисунок лестницы, состоящий из 7 ступенек, фигура ребенка из картона
| с 3 лет
|
Методика самооценки «Дерево с человечками»
| Д.Лампен (адаптация Л.П.Пономаренко)
| Рисунок – дерево с человечками, карандаши (фломастеры) –красный, зеленый
| с 5 лет
|
Тест-опросник «Определение уровня самооценки»
| С.В.Ковалёв
| Опросник – 32 суждения, 5 вариантов ответа
| с 12 лет
|
Методика «Диагностика самооценки»
| Дембо-Рубинштейн (модификция А.М.Прихожан)
| Бланк - семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой
шкалы.
| с 12 лет
|
Методика по выявления уровня самооценки
| Р.В.Овчарова
| 16 вопросов, 3 варианта ответов
| с подрост. возраста
|
Тест-опросник cамоотношения
| В.В.Столин
| 57 вопросов
| с подрост. возраста
|
1.3. Изучение коммуникативных особенностей
|
Методика «Коммуникативные и организаторские способности » (КОС)
| В.В. Синявский,
Б.А. Федоришин
| Опросник – 40 вопросов
| с 14 лет
|
Методика «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях»
| В.В. Бойко
| 25 вопросов
| с подрост. возраста
|
Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
| Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова,
О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова
| 22 вопроса, 6 вариантов ответа
| с 15 лет
|
Шкала оценки принятия других
| В. Фей
| 18 вопросов, 5 вариантов ответа
| Для 5-11 классов
|
Опросник для диагностики агрессивных и враждебных реакций
| А.Басс, А.Дарки
(адаптация -Осницкий)
| 75 вопросов
| с 12 лет
|
Методика «Стратегии поведения в конфликтной ситуации»
| К.Томас
(адаптация -Н.В.Гришина)
| 30 пар утверждений
| с 14 лет
|
Диагностика лидерских способностей
| Е.Жариков,
Е.Крушельницкий
| 50 вопросов
| с подр.возр.
|
1.4. Изучение креативных способностей
|
Тест «Креативность»
| Н.Вишнякова
| 80 вопросов
| для подр.
|
Опросник креативности
| Дж.Рензулли
| 10 утверждений, 4 варианта ответа
| 8-11 кл.
|
Тест креативности
| Е. Торренс
| Бланк с незавершенными рисунками
| с 5 лет
|
Методика «Карта одаренности»
| Д.Хаан, М.Кафф
(адаптация А.И. Савенков)
| 80 утверждений
| 5 – 10 лет
|
Изучение психических состояний
|
2.1. Изучение эмоционального состояния
|
Методика «Кактус»
| М.А.Панфилова
| Лист бумаги А4, карандаш
| с 4 лет
|
Восьмицветовой тест М.Люшер
| М.Люшер
| Цветовые карточки (8 шт.)
| с 7-8 лет
|
Методика «САН» (самооценка, активность, настроение)
| В.А.Доскин, Н.А.Лаврентьева, В.Б.Шарай, М.П.Мирошников
| Опросник – 30 пар слов
| с 14 лет
|
Изучение уровня депрессивности
|
Шкала депрессии
| В.Зунг
(адаптация -Т.И.Балашова)
| 20 утверждений, 4 варианта ответа
| с 16 лет
|
Методика определения уровня депрессии
| В.А.Жмуров
| 44 блока утверждений
| с 16 лет
|
Изучение уровня тревожности
|
Шкала реактивной и личностной тревожности
| Ч.Д. Спилбергер (модификация -
Ю.Л. Ханин)
| 40 утверждений, 4 варианта ответа
| с 16 лет
|
Личностная шкала проявления тревоги
| Д.Тейлор (адаптация В.Г.Норакидзе)
| 60 вопросов
|
|
Личностная шкала проявлений тревоги
| Д.Тейлор (адаптация – Т.А.Немчин)
| 50 вопросов
|
|
Методика «Шкалы социально-ситуационной тревоги»
| О.Кондаш
| 30 утверждений
| Для школьного возраста
|
Другие
|
Методика «Опасения и страхи у детей»
| А.И.Захарова
| Список – 29 страхов
| 5-7 лет
|
Шкала одиночества
| Д.Рассел, Л.Пепло, М.Фергюсон
| 20 утверждений, 4 варианта ответа
| с 12 лет
|
Методика оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»
| ВМА им. С.М.Кирова, СПб
| 84 вопросов
| с 16 лет
|
Тест «Самооценка психических состояний»
| Г.Айзенк
| 40 вопросов
| с 12 лет
|
Тест «Индекс жизненной удовлетворенности»
| Б.Ньюгартен (адаптация Н.В.Паниной)
| 20 вопросов
| для педагогов
|
Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации
| В.В. Бойко
| 12 вопросов
| с подр.возр.
|
Методика «Уровень социальной фрустрированности»
| Л.И.Вассерман
| 20 вопросов, 5 вариантов ответа
|
|
Изучение уровня стресса
|
Опросник трудных жизненных ситуаций
| Т.Холмс (адаптация – Л.И.Дементий)
| 43 утверждения
| с подр.возр.
|
Экспресс-диагностика состояния стресса
| К.Шрайнер
| 9 вопросов
| с подр.возр.
|
Изучение уровня эмоционального выгорания педагогов
|
Опросник на выгорание (MBI)
| К. Маслач,
С. Джексон (адаптация -
Н.Е. Водопьянова)
| 22 вопроса, 6 вариантов ответа
| Для педагогов
|
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
| В.В. Бойко
| 84 вопроса
| Для педагогов
|
Опросник психического выгорания для учителей
| А.А.Рукавишников
| 72 вопроса, 4 варианта ответов
| Для педагогов
|
Изучение уровня самоконтроля
|
Методика УСК (Уровень субъективного самоконтроля)
| Дж.Роттер (адаптация Е. Ф. Бажин,
Е. А. Голынкина,
Л. М. Эткинд)
| 44 утверждения,
6 вариантов ответа
| с 12 лет
|