Тема Автоматизированные банковские системы (абс)


Скачать 486.85 Kb.
НазваниеТема Автоматизированные банковские системы (абс)
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


Тема 2. Автоматизированные банковские системы (АБС)

Цель

Изучить основную терминологию, применяемую в автоматизированных банковских системах, познакомиться с основными архитектурными решениями, используемыми при построении АБС, познакомиться с этапами развития отечественных АБС, с отечественными и зарубежными разработчиками.

Оглавление


2.1. Автоматизированные системы в банках. Основные понятия

Автоматизированная Банковская Система (АБС) это комплекс аппаратно-программных средств, реализующих мультивалютную информационную систему, обеспечивающую современные финансовые и управленческие технологии в режиме реального времени при транзакционной обработке данных.

Термин «автоматизированная» означает, что в некоторой системе происходит частичная автоматизация ряда бизнес-процессов, однако нет полной автоматизации, т. е. система работает в диалоге с человеком, который является лицом, принимающим окончательные решения.

Существует термин «автоматическая», который означает, что в этой системе все бизнес-процессы полностью автоматизированы и могут выполняться без присутствия человека.

Автоматизация банковской деятельности всегда предполагает участие человека, поэтому полностью автоматических банковских систем быть не может.

Вместо термина «автоматизированная» разработчики иногда используют термин «информационная банковская система» (ИБС)[1]. Под ИБС понимают только программно-информационную составляющую АБС.

Введем дополнительно понятие — «платформа» АБС. Прежде всего, платформы — это оборудование, включающее и компьютеры, и программное обеспечение, и дополнительное оборудование, на котором может функционировать АБС. Иногда уточняют понятие «платформа» и употребляют термины «аппаратная платформа» и «программная платформа» или «аппаратно-программная платформа». Если это не будет вызывать неправильного понимания, мы будем использовать термин «платформа» в том понимании, как он описан выше.

При описании платформ, на которых реализуются АБС, ссылаются на системное программное обеспечение, к которому относятся сетевая операционная система, которая установлена на сервере и обеспечивает согласованную работу всех компьютеров и всех пользователей в сети, и локальная операционная система, которая установлена на конкретных рабочих местах. Как мы уже знаем, в общем случае это могут быть разные операционные системы. Кроме того, к системному или базовому программному обеспечению при рассмотрении АБС часто относят СУБД. Прошли те времена, когда разработчики АБС использовали самодельные СУБД. В настоящее время прочно сложился рынок профессиональных СУБД и практически все современные АБС используют для своей реализации ту или иную промышленную (такую, которая поставляется и продается ее разработчиками) СУБД. Так как в нашем мире все постоянно развивается, и особенно это касается информационных технологий, при описании конкретной АБС могут быть использованы термины «семейство операционных систем» или «версия СУБД». Под «семейством» понимаем операционные системы, поставляемые одной фирмой-разработчиком, а под «версией СУБД» — конкретную реализацию, которая кроме названия, например Oracle, имеет еще номер версии, например Oracle 10.1.

2.2. Обобщенная структура АБС и функциональное наполнение отдельных подсистем

Следует отметить, что АБС является сложной многофункциональной системой и относится к наиболее сложным программно-аппаратным комплексам.

Как и любая сложная система, АБС может быть рассмотрена с разных точек зрения.

Базовые принципы применения информационных технологий в банковских системах:

  • модульный принцип построения;

  • принцип единства информационного пространства;

  • принцип обеспечения безопасности;

  • принцип эффективности;

  • принцип взаимодействия отдельных программных компонент;

  • взаимоувязка всех видов обеспечения.

Модульный принцип предполагает разделение информационной банковской системы на ряд элементов по функциональному или объектному принципу. Эти элементы принято называть модулями, блоками или компонентами. Например, при делении по функциональному признаку можно выделить: операционный день банка, расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, депозитарный учет; по объектному принципу — модуль головного банка, модуль филиала, модуль отделения и т. д. 

При проектировании чаще используется функциональное деление, которое позволяет объединить различные модули в единую информационную систему.

Деление на модули у разных производителей может существенно изменяться.

Традиционно при описании АБС выделяют три взаимодействующих слоя обработки информации в АБС (рис. 2.1): фронт-офис (Front office), бэк-офис (Back office) и расчетное ядро (Accounting).

Front office — верхний уровень образуют модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие банка с клиентами, другими банками, ЦБ, информационными и торговыми агентами (программными системами по обработке информации).

Back office — средний уровень составляют специальные функциональные приложения, которые соответствуют разным направлениям внутрибанковской деятельности и внутренним расчетам (работа с кредитами, депозитами, ценными бумагами, пластиковыми карточками и т. д.).

Accounting — нижний уровень образуют модули, которые выполняют базовые функции бухгалтерского учета или составляют бухгалтерское ядро.



Рис. 2.1. Типичная структура взаимодействия функциональных модулей в АБС

Типичные функции основных функциональных модулей

Модуль расчетно-кассового обслуживания:

  • учет данных о клиентах банка, заключенных договорах банковского обслуживания, открытие и ведение расчетных и валютных счетов клиентов;

  • обработка банковских документов различных видов, в том числе платежных поручений в рублях и валюте, кассовых, конверсионных, мемориальных, внебалансовых и срочных документов;

  • проведение рублевых расчетов через расчетную сеть Банка Росии, валютных расчетов через сеть S. W. I. F. T; 

  • автоматизированное ведение картотек документов, в том числе внебалансовых картотек и карточек документов, поступивших на счета невыясненных сумм;

  • автоматический расчет и взимание комиссии за проведение операций;

  • формирование бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Банка Росии.

Модуль учета кассовых операций:

  • учет наличных валютно-обменных операций в кассах банка;

  • автоматический учет бланков строгой отчетности (формы 0406007 и др.);

  • взаимодействие касс и хранилищ банка, учет наличных средств по рабочим местам кассиров.

Модуль учета клиентских конверсионных операций:

  • регистрация заявок клиентов по покупку-продажу валюты;

  • операции «обязательная продажа», «покупка-продажа за счет средств банка», «покупка-продажа на бирже».

С другой стороны, можно провести выделение модулей по основным объектам и процессам учета и автоматизации. В этом случае резонно выделить следующие аспекты функционирования АБС:

  • автоматизация основной деятельности — это в основном характерные автоматизированные банковские системы (АБС);

  • автоматизация бухгалтерского учета в банке;

  • автоматизация кассовых операций;

  • автоматизация депозитарных операций;

  • автоматизация налоговой отчетности;

  • автоматизация внутренней бухгалтерии банка как рядового предприятия (кадры, заплата);

  • автоматизация работы с кредитами;

  • автоматизация работы филиалов банка;

  • автоматизация работы с клиентами системы «банк-клиент»;

  • автоматизация межбанковских расчетов — системы электронных платежей;

  • переход на систему безналичных расчетов с выпуском пластиковых карт;

  • аналитические системы как системы поддержки принятия решений при перспективном стратегическом планировании.

В общем случае можно выделить две концепции развития АБС:

  • все банковские операции могут быть автоматизированы в рамках единой монолитной программы универсального характера. Эта программа характерна для коммерческих банков, занимавшихся в основном только расчетно-кассовым обслуживанием (РКО) юридических лиц. Эта концепция ориентируется на так называемый опердень, они автоматизировали РКО и вели баланс банка, формировали весь перечень отчетных банковских документов.

При расширении клиентов и, главное, перечня операций (кредитные депозитарные) в рамках одной программы выполнить это стало невозможно. Это послужило причиной разработки многокомпонентных, или модульных систем. Каждый модуль такой системы предназначен для обслуживания одной сферы деятельности банка и обеспечивает банковских служащих всем необходимым для полной автоматизации их деятельности на своем рабочем месте в данной сфере. В основе лежат некоторые общие рабочие модули нижнего уровня, предназначенные для ввода и обработки первичной информации. Наряду с этим современная система управления банком содержит также модули верхнего уровня для работы с агрегированной информацией, которые соответствуют аналитической обработке информации и предназначены для менеджеров высшего звена, обеспечивающих принятие эффективных решений.

Так, учет по лицевым счетам ведется в компонентах нижнего уровня, а учет на уровне баланса банка по аналитическим счетам, агрегируя в них информацию по лицевым счетам клиентов.

Кроме того, при формировании полного спектра отчетности необходим еще дополнительный учет и обработка данных по иным признакам.

Поэтому в АБС должна входить аналитическая подсистема, которая обеспечивает сбор, обработку и агрегирование информации, ее анализ в соответствии с требования Центробанка.

2.3. Поколения автоматизированных банковских систем, особенности, платформы, функциональность

Развитие и внедрение АБС в России началось с 1990 г., т. к. до этого банковской системы как таковой не существовало. В Советском Союзе был только один банк и весьма ограниченный набор стандартных банковских операций. В центральном отделении банка широко использовалась вычислительная техника, была развита система безналичных расчетов между предприятиями.

Начиная с 1990-х гг. в связи с реформой банковской деятельности и созданием коммерческих банков появляются и первые автоматизированные банковские системы.

Развитие банковских систем связано прежде всего с развитием информационных компьютерных технологий и формализацией банковской деятельности — выпуском законов и специальных документов, регламентирующих работу банков.

Развитие автоматизации банковских технологий в нашей стране имело несколько этапов.

Быстрый рост числа акционерных и частных предприятий и банков позволил некоторым компаниям увидеть здесь будущий рынок и инвестировать средства в создание программного аппарата для этого растущего рынка. Из всего спектра проблем разработчики выделили наиболее значимые: автоматизацию ведения бухгалтерского аналитического учета и технологических процессов. Для банков это в основном расчетно-кассовое обслуживание, для промышленных предприятий — автоматизация процессов проектирования и производства (имеется в виду не конкретных станков и т. п., а информационных потоков). Учитывая тот факт, что ядром АИС, безусловно, является аппарат, обеспечивающий автоматизированное ведение аналитического учета, большинство фирм начали с детальной проработки данной проблемы. Системы были спроектированы «сверху», т. е. в предположении, что одна программа должна удовлетворять потребности всех пользователей.

Сама идея использования «одной программы для всех» резко ограничила возможности разработчиков в структуре информационных множеств базы данных, использовании вариантов экранных форм, алгоритмов расчета и, следовательно, лишила возможности принципиально расширить круг решаемых задач — автоматизировать повседневную деятельность каждого работника. Заложенные «сверху» жесткие рамки («общие для всех») ограничивали возможности таких систем по ведению глубокого, часто специфического аналитического и производственно-технологического учета. Работники проводили эту работу вручную, а результаты вводили в компьютер. При этом интерфейс каждого рабочего места не мог быть определен функциями, возложенными на пользователя, и принятой технологией работы. Стало очевидно, что для успешной реализации задачи полной автоматизации банка следует изменить идеологию построения АИС.

Развитие банковских структур и промышленных предприятий, увеличение числа филиалов, рост количества клиентов, необходимость повышения качества обслуживания предъявляли к автоматизированным системам новые требования. Новый подход к проектированию АИС заключается в сбалансированном сочетании двух предыдущих. В первую очередь это относилось к идеологии построения ядра системы: «Автоматизированная бухгалтерия — аналитический учет».

Для банковских структур это дало: с одной стороны, в ядре системы сохранялась возможность работы «от лицевого счета», с автоматическим формированием соответствующих бухгалтерских проводок, с другой — отменялись жесткие требования работы только с лицевыми счетами. Появилась возможность ведения бухгалтерского учета по балансовым счетам любого порядка без углубления до уровня лицевых счетов клиентов. При этом ведение аналитического учета по лицевым счетам клиентов опускалось на уровень специализированного программного обеспечения (СПО), установленного на рабочих местах банковских работников (контролеров, кредитных бухгалтеров, инспекторов и т. д.). Таким образом, принципиальное отличие нового подхода к созданию АБС заключается в идее распределения плана счетов по уровням экспертизы. При этом и сам справочник плана счетов с соответствующими описаниями, и информационное множество клиентов проектировались по принципу распределенной базы данных. Результатом этого явилось:

  • формирование всех необходимых бухгалтерских проводок, уже агрегированных по балансовым счетам, и автоматическая передача их в базу данных «автоматизированной бухгалтерии»;

  • реализация специфических требований каждого банковского работника, в том числе по формированию произвольных отчетов и справок, мемориальных ордеров, операционных дневников; выполнение любых вспомогательных и технологических расчетов и пр. 

С использованием гибкой системы настроек СПО (компонентов АБС) появилась реальная возможность адаптации программного аппарата к практически любым условиям и различным требованиям инструктивных материалов и правилам работы, принятым либо в вышестоящей организации, либо в данном банковском учреждении. Кроме того, при многокомпонентной схеме организации АБС при проведении модернизации одного из компонентов центральная часть (ядро) АБС и другие ее компоненты не затрагивались, что значительно повышало надежность, продолжительность жизни автоматизированной системы и обеспечивало наиболее полное выполнение требуемых функций.

Двойственный подход к формированию ежедневного баланса лег в основу так называемого «принципа дуализма» — одного из важных принципов построения современных банковских систем. Реализация принципа дуализма неизбежно требовала построения АБС нового поколения в виде программных модулей, органически связанных между собой, но в то же время способных работать и автономно.

Такая многокомпонентная система обеспечивала соблюдение основополагающего принципа построения автоматизированных информационных систем — отсутствия дублирования ввода исходных данных. Информация по операциям, проведенным с применением одного из компонентов системы, могла быть использована любым другим ее компонентом. Модульность построения АИС нового поколения и принцип одноразового ввода дают возможность гибко варьировать конфигурацией этих систем. Так, в банках, имеющих разветвленную филиальную сеть и не передающих данные в режиме реального времени, установка всего СПО во всех филиалах не всегда экономически оправданна. В этих случаях возможна эксплуатация в филиалах ПО общего назначения, предназначенного для первичного ввода информации и последующей автоматизированной обработки данных в СПО, установленном в головном офисе банка. Такая структура дает возможность органически включить в АБС нового поколения компонент для создания хранилища данных, разделяя системы оперативного действия и системы поддержки принятия решения.

Кроме того, одно из достоинств принципа многокомпонентности, являющегося базовым при создании АИС нового поколения, состоит в возможности их поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения устанавливаются (или заменяются уже устаревшие) компоненты системы на те рабочие места, которые нуждаются в обновлении ПО. На втором этапе происходит развитие системы с подсоединением новых компонентов и отработкой межкомпонентных связей. Возможность применения такой методики внедрения обеспечивает ее достаточно простое тиражирование и адаптацию к местным условиям. Таким образом, автоматизированная информационная система нового поколения — это многокомпонентная система с распределенной базой данных по уровням экспертизы.

Первоначально это были достаточно простые программные продукты, которые автоматизировали отдельные аспекты банковской деятельности на базе традиционных СУБД. Процесс автоматизации банковских технологий перешел на новый этап в конце 1980-х начале 1990-х гг. Это напрямую связано с банковской реформой 1989 г., когда на рынке банковских услуг появились коммерческие банки (КБ).

На первых этапах многие банки разрабатывали системы автоматизации своими силами. Каковы преимущества собственной разработки:

  • Во-первых, это, конечно, относительно низкая стоимость таких разработок (по сравнению с покупными). Как правило, к существующим подразделениям департамента информатизации, таким как управление эксплуатации, управление эксплуатации вычислительной сети и средств связи, экспертно-аналитическое управление (постановка задач), добавляется лишь новая структура — управление развития и разработки АИС, что, как правило, не влечет за собой больших финансовых затрат;

  • Во-вторых, собственная разработка — это максимальная ориентация на реализацию бизнес-процессов предприятия или банка, его уникальных финансовых и управленческих технологий, складывающихся годами;

  • В-третьих, это позволяет обеспечивать значительно более высокий уровень безопасности и независимости от внешних факторов;

  • В-четвертых, оперативная реакция на изменения правил игры на рынке.

Однако для использования собственной разработки необходимо решить ряд проблем, которые определяют ее надежность и перспективность:
  1   2   3   4   5

Похожие:

Тема Автоматизированные банковские системы (абс) iconМетодические указания информационная технология комплекс стандартов...
Настоящие методические указания распространяются на автоматизированные системы (АС), используемые в различных сферах деятельности...

Тема Автоматизированные банковские системы (абс) iconМетодические указания информационная технология комплекс стандартов...
Настоящие методические указания распространяются на автоматизированные системы (АС), используемые в различных сферах деятельности...

Тема Автоматизированные банковские системы (абс) iconМетодические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Мдк 01. 03. Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта)

Тема Автоматизированные банковские системы (абс) iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Тема Автоматизированные банковские системы (абс) iconРабочая программа дисциплины «Проектно-сметное дело» для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Проектно-сметное дело» предназначена для реализации компонента образовательного учреждения...

Тема Автоматизированные банковские системы (абс) iconТехнические требования на поставку комплектного пикового водогрейного котла
Автоматизированные системы управления (асу) – системы, оснащенные средствами вычислительной техники, осуществляющие заданные им функции...

Тема Автоматизированные банковские системы (абс) icon1. администрирование налогоплательщиков и хозяйственная деятельность 2
Автоматизированные системы, формирующие бсо, не нужно регистрировать в налоговой инспекции 3

Тема Автоматизированные банковские системы (абс) iconПрограмма подготовки: академический бакалавриат Тюменский государственный...
Григорьева И. И. Автоматизированные системы управления. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...

Тема Автоматизированные банковские системы (абс) iconНациональный стандарт российской федерации гост р
Подготовлен акционерным обществом «Русатом Автоматизированные системы управления» (ао «расу»)

Тема Автоматизированные банковские системы (абс) iconПриказ №1 Об учетной политике ООО "абс" на 2011 год
Утвердить на 2011 год учетную политику ООО "абс" для целей бухгалтерского учета согласно приложению 1 к настоящему приказу

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск